Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 20. Графическое отображение формы предмета
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали.
- Выполнение простейших чертежей и эскизов
- Как правильно спланировать работу по выполнению чертежа и эскиза
- Как правильно подготовить чертёжные инструменты к работе
Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
- Библиотечка пионера. Знай и умей. Леонтьев Д. «Сделай сам» Детская литература, 1978 год.
- Домашним умельцам, мастерам и домохозяйкам. Составители: Дячук О., Мельник В. «400 практических советов» Український обрій, 1992 год,
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Ещё в древности у людей возникла необходимость передачи информации друг другу. Поэтому появились первые графические изображения. Информацию можно передавать с помощью фотографий, рисунков, чертежей, схем, графиков. Такой изобразительной информацией можно обмениваться между людьми разных национальностей даже не зная иностранных языков.
Любые графические изображения состоят из линий, штрихов и точек. Их можно выполнить вручную (карандашом, тушью и т. п.) или машинным способом. Одним из видов графического отображения формы предмета является черчение.
Чтобы выполнять чертежи необходимо иметь чертёжную бумагу, необходимого формата (формат А4, его размер 297 на 210 миллиметров)
Чертёжные инструменты (необходимый минимум):
- Карандаши (твёрдо-мягкий)
- Угольник с углами 45,45,90 градусов
- Угольник с углами 30,60 90 градусов
- Линейка деревянная длиной 300 миллиметров
- Циркуль
Чертёж – условное изображение изделия (детали), выполненное с помощью чертёжных инструментов по определённым правилам.
Эскиз – условное изображение изделия (детали), выполненное от руки с указанием размеров.
Технический рисунок это объёмное (3d) изображение, выполненное от руки с соблюдением пропорций.
Некоторые правила выполнения чертежа:
- Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме, на чертеже показывают несколько видов детали.
- Эти виды можно получить, если посмотреть на деталь с разных сторон.
- Все детали и изделия на чертеже вычерчивают в масштабе.
- Для выполнения чертежей существуют специальные линии.
Все чертежи выполняются в масштабе. Если деталь (изделие) не помещается на чертеже, применяется масштаб уменьшения (например, 1:2). Если деталь слишком маленькая и ее трудно рассмотреть, применяется масштаб увеличения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Какие документы включают в себя графические изображения.
Выберите правильный ответ:
- Наскальные рисунки
- Художественная вышивка
- Выкройки
- Чертежи
- Эскизы
- Технические рисунки
Правильные ответы – 3;4;5;6
Задание 2. Выберите правильный ответ из ниже приведённых.
Как можно выполнить графическое изображение? Выделите зелёным цветом правильные ответы
- Шариковой ручкой
- Краской
- Карандашом
- Тушью
- С помощью специальной программы
Источник
Конспект урока «Графическое изображение деталей, изделий»
урока технологии в 5 классе (мальчики)
в соответствии с ФГОС
Учитель: Мартыненко Татьяна Семеновна ст. Казанская Краснодарский край , МБОУ СОШ №20
Тема урока: «Графическое изображение деталей и изделий из древесины».
Практическая работа: «Выполнение эскиза детали из древесины»
Цель урока: познакомиться с правилами построения графических изображений; научиться выполнять эскиз детали из древесины.
Ознакомить учащихся с видами графических изображений и основными правилами их построения и чтения.
Создать условия для осмысления новых понятий и применения новых знаний в ходе выполнения практической работы.
Продолжить развивать навыки сотрудничества и самооценки, а также такие деловые качества, как точность и аккуратность.
Тип урока: введение в новые знания.
Оборудование: учебник «Технология. Индустриальные технологии.5 класс» А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф» 2013, набор деталей для выполнения практической работы, чертёжные инструменты, мультимедийное оборудование.
1.Предметные: обучающиеся усвоят основные понятия по данной теме, самостоятельно выполнят эскиз детали призматической формы из древесины, научатся читать чертёж, эскиз, технический рисунок.
2. Метапредметные (УУД):
Регулятивные — научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; анализировать содержание графических изображений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль при выполнении эскиза детали из древесины; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения графических изображений; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.
Коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать посильную помощь одноклассникам и быть объективным при оценке их работ; адекватно относиться к замечаниям учителя и одноклассников при появлении ошибок в работе;
Познавательны е – развитие графической грамотности и пространственного воображения обучающихся, развитие умения находить общее и особенное в различных видах графических изображений, овладеть способом чтения графических изображений
Личностные – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формирование способности к независимой оценке одноклассников, а также к адекватной самооценке; развитие точности и аккуратности во время выполнения учебных заданий.
Основные понятия: графическая документация (эскиз, чертёж, технический рисунок); виды(главный, слева, сверху); масштаб; линии чертежа; правила нанесения размеров.
Методы и формы обучения: Объяснительно- иллюстративный (объяснение с мультимедийной демонстрацией); метод проблемного изложения, практическая работа по индивидуальному выбору.
Образовательные ресурсы: УМК по технологии.
Источник
Способы графического изображения изделия
Познакомить учащихся с линиями графических изображений. изучить и закрепить знания по линиям графических изображений и приемами их начерания по требованиям ЕСКД.
Научить различать линииграфических изображений по их начертанию. Закрепить знания о правилах безопасного выполнения чертежных работ.
Просмотр содержимого документа
«Способы графического изображения изделия»
План-конспект урока технологии (5 класс)
План-конспект урока технологии
Тема занятия: Способы графического изображения изделия
Цель занятия: Познакомить учащихся с линиями графических изображений.
Изучить и закрепить знания по линиям графических изображений и приёмами их начертания по требованиям ЕСКД.
Научить различать линии графических изображений по их начертанию.
Закрепить знания о правилах безопасного выполнения чертёжных работ
Обучающая: Ознакомить с требованиями ЕСКД к начертанию линий графических изображений. Научить учащихся выполнять линии графических изображений с требованиями ЕСКД.
Развивающая: Развивать умения и навыки в начертании линий графических изображений. Развивать наглядно-образное мышление, память
Воспитывающая: воспитывать позитивное отношение и стремление к обязательном соблюдению правил и рекомендаций ГОСТа к оформлению чертежей.
Тип урока: Освоение новых знаний
Методы обучения: беседа, инструктаж, демонстрация наглядных пособий и приемов работы, практический
Для учащихся: чертёжный лист (формат А4), набор чертёжных инструментов.
Учебно-наглядные пособия: чертежи изготовляемых изделий
Место: Кабинет информатики
1. Виды графических изображений.
2. Способы графического изображения изделия
3. Линии изображения
1. Организация учащихся для изучения новой темы – 3мин
2. Повторение пройденного материала – 5мин
3. Изложение нового материала – 15мин
4. Физкультурная пауза-1мин
5. Практическая работа-44мин
6. Физкультурная микропауза- 1,5мин
7. Физкультурная микропауза-1мин
8. Закрепление знаний по пройденному материалу-5мин
9. Подведение итогов – 3мин
10. Задание на дом – 1,5мин
I. Организация учащихся для изучения новой темы
1. Проверить явку учащихся на занятие, наличие письменных принадлежностей;
2. Назначить дежурных;
3. Объявить тему и цель занятия.
II. Повторение пройденного материала
-Материалы для построения чертежа
-Инструменты для построения чертежа
-Правила безопасного выполнения чертёжных работ
III. Изложение нового материала
Существуют различные средства, при помощи которых люди передают разнообразную информацию.
Вопрос классу: « Как Вы думаете, какие это средства»?
Ответ класса: « Разговорная речь, язык письма, дорожных знаков».
Но существует еще один способов передачи информации. Этот способ знаком человеку с древнейших времён. Этот способ называется графический язык. Он состоит из линий, цифр и условных обозначений. Расшифровав его можно понять смысл полученного сообщения. С их помощью можно нарисовать или начертить любой предмет.
Краткая характеристика графических изображений
Но проходит время и постепенно графические изображения становились более совершенными. В настоящее время люди пользуются при передачи информации следующими видами графических изображений.
Чертёж-основной документ производства, который содержит сведения о форме, размерах изделия и материале, из которого оно должно быть выполнено.
Аксонометрический чертеж-это изображение, полученное при параллельном проецировании предмета с осями прямоугольных координат на какую-либо плоскость.
Технический рисунок -это изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз
Эскиз-чертёж детали, выполненный по правилам прямоугольного проецирования и в глазомерном масштабе.
Схема-изображение, которое упрощенно и условно передаёт принцип работы изделия.
И так мы с вами рассмотрели несколько способов передачи графической информации.
Но сегодня мы подробнее остановимся на одном из способов передачи графической информации, на чертеже. Слово «чертёж» исконно русское. В значении, близком к современному, т. е. изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертёж» употреблялось в русском языке по крайней мере с XVI в.
В современном мире чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на наших заводах изготавливают различные станки, машины, бытовые приборы. Создать это невозможно без чертежей.
Чертёж- графическое средство передачи информации, это лаконичное средство выражения технической мысли.
Чертёж- основной документ производства, который содержит сведения о форме, размерах изделия и материале, из которого оно должно быть выполнено.
Но если кто-то из вас считает, что в дальнейшей его жизни знания предмета черчения ему не понадобится, то он глубоко ошибается. Ведь чертежи являются спутниками многих профессий человека. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, шахты, электростанции, прокладывают железные и шоссейные дороги. По чертежам изготавливают одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и посёлки.
Чертежи нужны и в школе. Выполнять чертежи вы будете на уроках физики, геометрии, математики. И так же на уроках технологии. Но чтобы выполнять чертежи грамотно со всеми требованиями ЕСКД, нам нужно многое узнать.
ЕСКД- это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности.
1. Ходьба на месте.
2. Плечи вверх. Плечи вниз. Плечи вперед. Плечи назад. (Повторить 3–4 раза.)
3. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад. (Повторить 5–6 раз.)
4. Глубокий вдох, полный выдох. (Повторить 3–4 раза.)
1. Вдох через нос, выдох через рот. (Повторить 6–8 раз.)
2. Вращение стопами обеих ног (8–10 раз).
3. Наклоны влево – вправо (6–8 раз).
4. Движения плечами вверх – вниз – вперед – назад.
5. Руки вперед, быстрые сжимания и разжимания пальцев. Руки в стороны – то же. Руки вниз – то же.
Но представьте если бы каждый инженер или чертёжник выполнял и оформлял чертежи по своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого в нашей стране приняты и действуют единые правила оформления конструкторской документации. Принят 1928 году. Этот нормативный документ действует и поныне, а нарушение его карается законом.
Но чтобы не нарушать основные требования к оформлению чертежей, то мы должны знать эти правила, и мы с вами сегодня узнаем какие же требования предъявляет ЕСКД к линиям изображения графических документов. Выполним графическую работу.
Какие же эти требования?
Сравните два изображения. По какому из них проще понять форму детали?
Очевидно, по изображению б, на котором благодаря разным линиям хорошо прочитывается внешняя и внутренняя форма детали. Поэтому для выполнения чертежей ЕСКД предусматривает типы линий. Познакомимся с некоторыми наиболее часто используемые на чертежах.
Графическая работа №1. На формате вычертите композицию из линий.
Правила безопасного выполнения чертежных работ.
1. Свет на чертёж должен падать слева сверху.
2. Выполняя чертёж, следует сидеть прямо, не горбясь.
3. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300мм.
4. У чертёжной доски оставляют только те инструменты, которые нужны в для
работы в данное время.
5. Готовальня, угольники, карандаши и ластик должны лежать справа, а книга слева.
6 Чертёжная доска должна иметь небольшой уклон.
Представляют собой простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. Упражнения выполняются не более 1 минуты во время урока.
1. — С силой потереть ладони друг о друга 10 раз;
— щеки — вверх — вниз 10 раз;
— кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке 10 раз;
— указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
— 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
2. — Потянуть мочки ушей 10 раз;
— «хлопание ушами», 4 пальца сзади прижать к ушам потом к щекам и опустить 10 раз;
— «кручение козелка», большой палец вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 секунд).
а) Нормативные документы, которые устанавливают единые правила и оформления
б) Чертежи, схемы, сборочные чертежи, эскизы.
в) Инструменты для выполнения чертежей
а) Сплошная тонкая
б) Сплошная толстая основная
в) Штрихпунктирная тонкая
Относительно толщины какой линии задаются толщины всех других линий чертежа
а) Основной сплошной толстой
в) Сплошной тонкой
Толщина сплошной толстой основной линии
Сплошная тонкая линия применяется для обозначения:
Источник