- Конспект урока «Способы распространения семян и плодов», с использованием ИКТ
- Просмотр содержимого документа «Конспект урока «Способы распространения семян и плодов», с использованием ИКТ»
- Конспект урока «Распространение плодов и семян» план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока «Способы распространения семян и плодов», с использованием ИКТ
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Способы распространения семян и плодов», с использованием ИКТ»
Пушанова Татьяна Валерьевна, учитель биологии МБОУ СОШ №7 г.Вязьмы
Практическая работа №2 Методическая разработка
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии»
Конспект урока по биологии в 6 классе
Цель: сформировать устойчивые представления о распространении плодов и
1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.
2) Развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие устной речи.
3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.
Личностные результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; Ответственно относятся к выполнению учебных задач; Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные: Способствовать развитию у обучающихся умений: выделять главное, осуществлять сравнение, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, ставить учебную задачу под руководством учителя, выдвигать простейшие гипотезы; работать с информацией и преобразовывать её; оценивают свою работу своих одноклассников.
Предметные: знают строение плода, его функции, способы размножения плодов; умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.
Используемые технологии: ИКТ (презентация), игровая деятельность, технология проблемного обучения (путём постановки проблемных вопросов), здоровье сберегающая технология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация «Распространение плодов и семян»; таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации и плодов и семян; муляжи плодов.
1)Приветствие, фиксация отсутствующих.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
3) Организация внимания школьников.
2.Повторение и обобщение знаний.
— Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).
— Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).
— Какую основную функцию выполняют плоды? (защиты от действия неблагоприятных факторов среды — высыхания, механических повреждений, низких и высоких температур и др. )
— Давайте вспомним классификацию плодов и поиграем. Игра называется «Собери плоды в корзину» (Форма работа: групповая игра). На столах находятся фотоиллюстрации и муляжи различных плодов и корзина.
Класс объединяется в группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.
— Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).
— Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).
— Соберите в корзинку односемянные плоды (абрикос, авокадо, слива, желудь, орех, вищня )
— Соберите в корзину многосемянные плоды (яблоко, арбуз, дыня, перец, лимон, мак, боб, огурец)
3. Формирование новых знаний (Метод словесный – рассказ с использованием презентации).
Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим ещё об одной фунции плодов – это участие их в распространении семян.
(Слайд 2) — Прослушайте сказку « О жадном дубе» и ответьте на вопросы: Зачем растениям необходимо распространять семена? — Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?
Слайд 3— Оказывается, семена в природе распространяются.
Слайд 4 – Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных и человека, а также саморазбрасыванием. Дунет ветер и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть специальные приспособления.
Слайд 5 — Распространение семян с помощью ветра
Слайд 6 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».
Слайд 7 – У клёна есть крыловидные выросты.
Слайд 8 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.
Слайд 9 – Распространение семян, с помощью животных.
Слайд 10 –Распространению плодов и семян также способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.
Слайд 11 — Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.
Слайд 12 — Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.
Слайд 13 — Отгадайте загадку:
-Выпускает он листы
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь.
Слайд 14 — отгадка (Репейник-лопух) – Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.
Слайд 15 — Распространение семян с помощью воды. Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.
Слайд 16,17 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.
Тянет к солнцу лепесток
И от ветра он качается
Низко, низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается! (здоровье сберегающая технология)
Физкультминутка — способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.
Слайд 18 — таблица, основные моменты
4. Закрепление материала по теме урока
(Форма: фронтальный опрос)
— Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).
— Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).
— Какое значение для природы имеет распространение семя? (благодаря распространению плодов и семян происходит расселение вида, увеличивается занимаемая им площадь).
Проблемные вопросы (использовала технологию проблемного обучения):
Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?
(В результате налёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшить прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).
2. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода? (Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этихрастений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет.)
— Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.
Дом зелёный, тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И развеял этот шар.
(одуванчик, ветром, «парашютики»).
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём,
Их пожарим, погрызём,
А приедут гости –
Им дадим по горсти.
(подсолнух, животными и растениями).
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).
Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за
шерсть животных или одежду человека).
Для подведения итогов урока я использую упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения я предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет мне взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать урок с точки зрения ценности для каждого ученика.
Пересказ параграфа 12;
Заполните таблицу «Способы распространения плодов и семян»
Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.
Источник
Конспект урока «Распространение плодов и семян»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Конспект урока в 6 классе «Распространение плодов и семян» к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_plodov_i_semyan.rar | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
СОШ №7 села Величаевского
Левокумского района Ставропольского края
Конспект урока по биологии
в 6 классе
«Распространение плодов и семян»
Краева Мария Александровна
Тема : Распространение плодов и семян.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Распространение плодов и семян»; гербарии растений; рисунки растений; фотографии, муляжи плодов и семян, натуральные плоды; кокос;
таблица «Классификация плодов».
Цель: Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению. Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почечка)
- Какое значение имеют семена в жизни растений?
(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков – образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи – околоплодник)
(плод состоит из семян и околоплодника)
Вспомним классификацию плодов:
Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».
(На столах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку.)
Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды
(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)
Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.
(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)
Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.
(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)
Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.
(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)
3.Формирование новых знаний.
? Как вы думаете, каким образом могут распространяться плоды и семена?
(ветром, водой, животными, человеком…)
Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян.
Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком или же снабжены крыловидными выростами (вяз, ель). Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Кто не знает, как распространяются их плоды-семянки! Ветром распространяются и семена ковыля, а также они способны к самозарыванию. Зерновки ковыля заострены с одного конца, а на другом имеют завитую в штопор и согнутую под прямым углом ворсистую нить — характерный признак этого растения. Ветер разносит семена ковыля по степи- при этом ворсистая нить выполняет роль парашюта и стабилизатора. Благодаря ей зерновки всегда попадают на землю острым концом и вонзаются в почву. Затем, набухнув от влаги, ость начинает раскручиваться. Согнутая под прямым углом верхняя часть ости зацепляется за предметы, находящиеся на поверхности почвы, а острая зерновка, подобно штопору, ввинчивается в землю.
Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды. Но за семена рябины можно быть спокойными-они не переварятся и птицы рассеют их с пометом по всей округе. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных – распространителей семян, часто ярко окрашены, — вспомните ту же рябину, клюкву, чернику.
Часто оказываются пищей птиц и зверей и такие крупные и питательные плоды, как желуди и орехи. Конечно, если птица съест орех, он уже не прорастет. Но часто птица съедает его не сразу, а прячет где-нибудь в укромном месте про запас. А потом по каким-либо причинам не возвращается к тайнику.
Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились пользоваться их услугами бесплатно. Плоды с шипиками у череды, лопуха, они могут накрепко прицепиться к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.
Семена и плоды некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоема в водоем. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи.
Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы — волокнистые костянки (содержимое незрелой костянки сначала совсем желтое, загустевающее по мере созревания — знаменитое кокосовое молоко), массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Но их путешествия бывают и более длительными. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км. от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.
Попав, в конце концов, на берег, плоды кокоса часто оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения,- на голом песке. Помогает пальме выжить в этой ситуации большой запас питательных веществ — проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма образует 3-4 крупных листа.
В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями — бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабы нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена. Огурец может «плюнуть» в лицо или на одежду. Сам плод при этом, подобно ракете, движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 метров!
Не менее интересна недотрога обыкновенная, повсеместно произрастающая близ людских жилищ или по лесным оврагам. Когда на сочных, нежных стеблях недотроги висят желтенькие трубчатые цветки, можно пройти рядом, не обратив на нее внимания. Но потом на их месте созревают длинные зеленые стручковидные плоды, которые не заметить уже труднее. Легкое прикосновение к ним вызывает настоящий выстрел!
? Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?
(для распространения растений)
? Как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома?
(ветром, животными, человеком)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел
- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?
(распространение плодов и семян)
- Что вы узнали сегодня на уроке?
(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)
Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание,
створки высыхают и открываются)
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем,
Их пожарим, погрызем,
А приедут гости –
Им дадим по горсти. (подсолнух, животными,
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И развеял этот шар . (одуванчик, ветром,
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,
семена не перевариваются)остранению. оыбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена.да отверстияными листьями- бешеный огурец обыкновенный.а о вввоволовлв
Источник