Урок русского языка способы проверки парных согласных

Урок русского языка во 2 классе по теме «Способы проверки парных согласных на конце слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Представлена разработка урока, презентация и самоанализ.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_otkrytogo_uroka.ppt 2.2 МБ
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx 25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

3 декабря II четверть

Тема : Способы проверки парных согласных на конце слова

Цель: Закреплять знания, умения и навыки учащихся по теме : «Способы проверки парных согласных на конце слова»

1.Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

2.Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.

3.Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство сострадания, любви к животному миру; формировать навыки безопасного поведения на льду.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений на основе здоровьесберегающих технологий (урок закрепления)

Методы : наглядный, словесный, частично- поисковый, проблемный.

Методические приёмы : беседа, слово учителя, работа с книгой, анализ и синтез.

Средства обучения : ноутбук, мультимедийный проектор, сигнальные веера с парными согласными, карточки с заданиями для работы в группах, рабочая тетрадь Т.В.Шклярова «Учимся в школе и дома. Русский язык 2 класс»

-Поздороваемся с гостями.

-Подержимся за руки, закроем глазки и представим, как будем работать на уроке, открыли глазки, улыбнулись и пожелали друг другу удачи.

II.Подготовка к введению темы урока.

На ветке сидели 12 ворон. Увидев Петю, улетело 5 ворон, а затем ещё 4. Сколько ворон осталось на ветке?

-Как можно решить эту задачу?

-Мы решили эту задачу двумя способами.

-Ребята, не только на уроках математики существует два(несколько ) способов решения, но и на уроках русского языка мы изучали способы проверки парных согласных на конце слова.

-Итак, мы сегодня закрепляем тему «Способы проверки парных согласных на конце слова»

III.Воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся.

-Какими способами можно проверить парный согласный? ( двумя способами: изменяем форму слова и подбираем однокоренное слово)

-Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? (Нет, чтобы после согласного стоял(слышался) гласный , после проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный [Н]

IV.Гимнастика для пальчиков.

-Открыли тетради, запишем число, классная работа.

-Выделите орфограммы в названии месяца и в словосочетании классная работа.

-Прочитайте слова на следующей строке:

мел, ластик, дневник, Петя, тетрадь.

-Какой общей темой связаны эти слова?

-Какое слово лишнее и почему?

-Сегодня мы будем прописывать букву П и слоги-слияния с ней.

П п па пя пу пе по

Придумайте слова , которые начинаются с этих слогов-слияний?

-В каких слияниях звук [ П] звучит твёрдо? Мягко?

-Дайте характеристику букве П.

[П] – согл., глух., тв., парн.

-А какие ещё парные согласные вы знаете?

-Прочитайте пословицу, в написании которой есть слово с парной согласной [п ] и другими орфограммами.

Птичке дороже зелёная ветка.

-Как вы понимаете её смысл? ( беседа о бережном отношении к природе)

-Найдите слова с парными согласными в слабой позиции. Обозначьте. Какой из способов нужно использовать для проверки парного согласного [т ] ? Почему? (способ подбора однокоренного слова т.к., при изменении формы слова после согласного [т ] не слышится гласный.)

-А сейчас мы её запишем.

— Выделите знакомые орфограммы в пословице. Запись пословицы в тетрадях и у доски с комментированием.

-Итак, птицы любят жить на воле. А сейчас мы будем отгадывать загадки и ребусы о птицах.

Воробей, ворона, синица, сорока, соловей.

-Поставьте ударение в словах и подчеркните непроверяемую безударную гласную.( в слове ВОРОБЕЙ вторую безударную О можно проверить подбирая однокоренное слово воробушек , а к слову соловей- соловушка)

-Составьте предложение, используя данные слова.

-Назовите слова, которые начинаются на парный звонкий, на парный глухой.

-Кто из этих птиц остаётся зимовать у нас? Как человек может помочь им в суровую холодную зиму?

Из курса окружающего мира мы знаем, что с наступление зимы не только в живой природе происходят изменения, но в неживой природе.

-Давайте вспомним, какие же изменения в неживой природе происходят зимой?

VII.Гимнастика для мозга.

VIII.Творческая работа. Деформированный текст.

-О некоторых таких изменениях речь пойдёт в следующем творческом задании.

Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали на экране?

-Списать текст, выделяя каждое предложение. Вставить пропущенные парные звонкие или глухие согласные.

Тихо подкрался моро… тонкий лё… сковал пру… стайка ры… спряталась на дно.

Определим пропущенную парную согласную в первом предложении. Подберём проверочное слово. Какой способ проверки использовали?

-Запишем первое предложение на доске с комментированием. Подчеркнём парную согласную.

-Выполним синтаксический разбор данного предложения.

-Какое предложение по цели высказывания(повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации(восклицательное, невосклицательное)

-Определим пропущенные парные согласные во втором предложении. Подберём проверочные слова. Какой способ проверки использовали?

-Запишем второе предложение на доске с комментированием.

-Третье предложение запишите самостоятельно.

-Проверяем. Выделим орфограммы.

Вот такие живописные места мы можем наблюдать и в городе.

— А какие правила поведения на льду вы знаете?

IХ.Гимнастика для глаз.

-Сейчас мы тоже уделим внимание нашему здоровью.

Х.Работа в рабочей тетради Т.В.Шклярова с. 59 №147.

-А сейчас мы прочитаем стихотворение- шутку о морозе и выполним задание.

XI.Работа в группах.

С наступлением зимы не только птицам, но и животным приходится трудно.

-Некоторые из них забираются в норы или почти всю зиму проводят под снегом.

-Порой мы наблюдаем за тем , как люди своими поступками, качествами могут быть похожи на животных. Например, когда так говорят?

Труслив, как …..заяц

-А может быть кто-нибудь продолжит.

— Сейчас вам предстоит поработать в группах.

-Подобрать подходящие слова, пропущенную букву, объяснить свой ответ.

Голоден,как….вол. надут, как …..индю.

Изворотлив, как ….у. неуклюжий, как….медве.ь

Работает, как….лоша.ь колючий, как ….ё.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков(букв).

Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука.

И наконец , сядут те , чьё имя начинается с согласного мягкого звука.

ХIII. Обобщение и систематизация знаний. Упражнение в написании парных согласных на конце слова, подборе проверочных слов и выборе способа проверки.

Вставь букву. Работа по сигнальным веерам с парными согласными.

СЛЕ… (д, т) ХОЛО… (д,т)

ХЛЕ… (б, п) МОРКО…Ь (в,ф)

КРУ… (г, к) СТОРО… (ж,ш)

РУКА… (в, ф) ГРУ… (з,с)

2 столбик самостоятельно в тетрадях.

-Подберите проверочные слова, слова 1 столбика изменяйте форму слова, к словам 2 столбика подбирайте однокоренное слово.

-Какие «секреты» изменения формы слова мы знаем? ( ОДИН-МНОГО, ЕСТЬ-НЕТ)

-А «секреты» подбора однокоренного слова?

ЧТО? — КАКОЙ?, ЧТО? — ЧТО ДЕЛАЕТ?, БОЛЬШОЙ? — МАЛЕНЬКИЙ?

— Как проверить парную согласную в корне слова?

-Какие способы вам знакомы?

-Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь?

ХV.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Рабочая тетрадь Т. В. Шклярова с.58.№ 143, повторить правила переноса.

ХVI.Оценки за урок.

Методическая разработка урока составлена учителем Гурьяновой С.М.

Самоанализ урока русского языка по теме « Способы проверки парных согласных на конце слова» во 2 «Г» классе.

Учитель: Гурьянова С.М.

1.Место данного урока в теме, разделе курса.

Данная тема в разделе « Парные согласные в корне слова» занимает важное место, т.к. сформированные навыки правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова являются основой орфографии в начальной школе.

2.Данная тема связана с предыдущими темами . На которых проходило знакомство с новым понятием, как состав слова и отрабатывались упражнения в написании безударной гласной в корне слова. На последующих уроках учащиеся должны уметь безошибочно писать парные согласные в корне слов, подбирать проверочные слова, используя два способа проверки.

3.Форма урока – стандартная, тип урока – закрепление ЗУНов.

Использование новых технологий: использована игровая технология, развивающая, ИКТ, мультимедиа.

4. Цель : Закреплять знания, умения и навыки учащихся по теме : «Способы проверки парных согласных на конце слова»

1.Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

2.Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.

3.Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство сострадания, любви к животному миру; формировать навыки безопасного поведения на льду.

5.Для изучения темы использовались средства : ноутбук, мультимедийный проектор, сигнальные веера с парными согласными, карточки с заданиями для работы в группах, рабочая тетрадь Т.В.Шкляровой.

6.При планировании данного урока были учтены особенности учащихся 2 «Г» класса.

7.На уроке рационально было использовано время на всех этапах

8.Содержание урока способствовало развитию интереса к учению. Велась работа по развитию любознательности и трудолюбию.

9.Все этапы урока связаны между собой последовательной и логической связью. Плотность урока высока.

10.Во время проведения урока отношения «учитель-ученик», « ученик- ученик» были положительными, что способствовало поддержанию хорошей психологической атмосферы. Работала обратная связь « ученик – учитель». Нарушения дисциплины со стороны учащихся не было.

11.Цели, поставленные на уроке , полностью реализованы.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему » Способы проверки парных согласных на конце слова»

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.

Цели урока: Ознакомление учащихся с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, развитие умения сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.

Обогащение словаря, развитие речи и навыков грамотного письма у учащихся.

Воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, умений работать в группах сообща; признавать свои ошибки.

Наглядность: мультимедиа; «Письмо от Деда Мороза», карточки с заданиями, игра «Мозаика», сюрприз – «Волшебный сундучок».

I. Создание психологического комфорта.

а) – Ребята, птица сильна крыльями, а человек дружбой. ( Слайд 1.) Как вы понимаете значение этой пословицы? (…)

– На этом уроке я предлагаю вам работать в группах. А как нужно работать в группах?

(Надо работать дружно. Прислушиваться соседу, не перебивать своего товарища…) Значит, надо быть внимательными друг другу, уважать окружающих тебя людей.

б) Чтение письма от Деда Мороза (письмо висит на окне.) Он прислал учащимся свои поздравления и задания.

– Значит, ребята, мы должны будем выполнять задания Деда Мороза ( Слайд 2.) .

II. Выравнивание знаний. Постановка учебной задачи.

(1 задание Деда Мороза) Работа над словарными словами. ( Слайд 3.)

Вставьте пропущенные буквы, разделите их на две группы.

З.яц, м.дведь, п.льто, с.рока, скор., вес.ло, быстр., х.роший, в.робей, м.роз.

(Слова даются в группы для обсуждения.)

1 гр. слова с сочетанием –оро-;

2 гр. слова с безударными гласными;

2) Письмо слов под диктовки. Задания: а) ставить знак ударения, подчеркнуть орфограммы; б) Составить и записать предложения с данными словами.

– При записи каких слов вам пришлось быть более внимательными? ( ( Слайд 4.) 1гр. моро з, 2гр. медве дь .) Почему?

(Парные согласные на конце слова). Оцените себя. (Учащиеся ставят себе оценку на полях тетрадей.)

– Значит, какую учебную задачу мы будем сегодня решать?

– Как проверить парные согласные на конце слова.

(Учебную задачу дети повторяют в парах, в группе, хором.)

III. Решение учебной задачи. (Фронтальная работа.)

– Почему ошибка? Докажите!

– А Дед Мороз даёт вам такую подсказку: ( Слайд 6.) Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй. (После чтения даётся в группы.) Проговаривание.

2) Повторение парных согласных;

– А какие согласные надо проверять? (…)

– Парные. Снег – надо проверить г , а как? (…)

Снега – это проверочное слово. У Деда Мороза для вас ещё одна загадка: ( Слайд 7.) Кто мост на реке мостит без ножа, без топора, без клиньев, без подклинков? (Мороз.)

– Какую согласную напишете на конце? Объясните!

( Морозы . Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах: з-с, г-к.) Самооценка.

3) Вывод. Учащиеся обсуждают, делают вывод в группах, затем читают правило по учебнику на стр.92 (Русский язык, 2кл Т.Г. Рамзаева). Проговаривание.

III. Физкультминутка. Ребята, проговаривая стихотворение, делают физические упражнения. ( Слайд 8.)

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседание сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх.

(Продолжается работа по решению учебной задачи)

4) Работа в парах по учебнику; упражнение 170 (стр.92).

– Следующее задание Деда Мороза такое: догадайся, какие слова с проверяемой согласной на конце надо написать. Докажите!

(После обсуждения в парах, дети выполняют упражнение письменно; работа заканчивается самооценкой.)

5) Игра «Мозаика» (работа в группах).

Учитель только один раз прочитывает вслух текст и, раздав конвертики, предлагает сложить его. Выигрывает тот, кто первый всё сложит.

Текст для ведущего:

1. Белый снег покрыл весь луг.

2. Огромная туча появилась из-за горизонта.

3. Береги нос в большой мороз.

4. Чем дальше в лес, тем больше дров.

а) – Какую учебную задачу рассматривали на уроке?

– Вспомните, пожалуйста, подсказку Деда Мороза. (Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.) Проговорите друг другу.

– Какие слова в предложениях требуют проверки? («Мозаика»)

Снег, луг, нос, мороз, дров.

б) Конкретизация общего способа умственных действий.

(Проверочные слова записываются в тетради.)

Вывод: ( Слайд 9.) для проверки парных согласных на конце слово нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный (подобрать проверочное слово.)

– Что особенно понравилось на уроке?

– Кто справился со всеми заданиями Деда Мороза?

– Кто помогал другу?

– Кому скажете спасибо?

в) Общая самооценка.

г) Сюрпризный момент: открывается «Волшебный сундучок», детям раздаются сладости.

V. Домашнее задание. Упражнение 175 на стр. 94.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-737468

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Исследование доказательств понятие способы
Оцените статью
Разные способы