Урок русского языка 8 класс подлежащее способы выражения подлежащего

Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

— расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

— повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами

— совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;

— развитие познавательной активности учащихся;

— развитие внимания, памяти, критического мышления;

— развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

— развитие речи учащихся;

— воспитание интереса к предмету;

— воспитание умения работать в группе.

Оборудование урока : карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,

– Откройте тетради, запишите число.

1 . Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.

2. Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь.

3. Таблица З – Х – У

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

5. Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

5. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? — Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.

1. Упражнение 90

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Синквейн»

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся».

Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Морфологический способ образования слов»

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе.

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения».

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. — 272с.

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»

Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.

Урок русского языка в 8 классе «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям»- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав.

Источник

Урок русского языка в 8 классе «Подлежащее»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Материал содержит урок и презентацию по теме «Подлежащее»

Скачать:

Вложение Размер
podlezhashchee.zip 780.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»

(Конкурс «Мой лучший урок)

Учитель русского языка и

к плану-конспекту урока

по русскому языку

по теме: «Подлежащее»

Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Подлежащее». Работа в 8 классе ведется по учебнику С.Г.Бархударов и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .

На реализацию данного курса отводится 102 часа (3ч. в неделю), раздел «Двусоставные предложения». Тема «Подлежащее» первая в разделе.

Данный урок соответствует типу: урок изучения нового — традиционный (комбинированный)

Использовались следующие этапы:

— подготовка к экзамену.

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Работа с материалом учебника.

5. Первичное закрепление.

6.Закрепление материала на практике:

— работа по карточкам;

8. Домашнее задание.

Начало урока организовано. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.

Далее орфографический диктант, который повторяет орфограммы и способы связи слов в словосочетании. Этот этап плавно подводит к подготовке к экзамену. На уроке присутствуют разные формы работы: письменная и устная. Содержание урока оптимально, методы обучения — словесный, наглядный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Каждый ученик может ответить и проверить свои знания. Очень плавно подведены дети к теме урока.

Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности учащиеся не устанут, хотя плотность урока высокая.

Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому — плавный. Каждый учащийся сможет поработать совместно с учителем и самостоятельно.

Тема урока: «Подлежащее».

Тип урока : урок изучения нового — традиционный (комбинированный)

Форма урока : учебный и трудовой практикум

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, ИКТ

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки.

Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять подлежащее, определять способы его выражения; создание условий для расширения и углубления представления о подлежащем как главном члене предложения.

1.Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании»

2.Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3.Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.

Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.

За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. (слайд 1)

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

— Начнем наш урок с повторения орфографии.

(Орфографический диктант с грамматическим заданием).

Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.

— Проверьте работу по слайду 2 . Оцените себя.

— Какими способами могут быть связаны слова в словосочетании?

— Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. (слайд 3)

— Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Подготовка к экзамену

— Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление: каменное строение, золотой крест (строение из камня, крест из золота)

— А что можно построить при помощи словосочетаний?

— Правильно, из словосочетаний строятся предложения.

Р/Р Составьте с любыми 2 словосочетаниями предложения. Подчеркните основу.

— А что составляет основу предложения? Подчеркните подлежащее и сказуемое.

3.Формулирование темы и цели урока:

— Предлагаю выполнить задание.

— Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова. Подчеркните в карточках только подлежащее. (слайд 4).

Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: (приложение 1)

деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека, ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька, санках;

Деревья , от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека , ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька , санках;

— Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока?

— Верно, сегодня на уроке мы вспомним, что такое подлежащее, узнаем, какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение выделять подлежащее.

— Запишем тему урока (слайд 5)

— Вспомним определение подлежащего.

— Что обозначает подлежащее?

— На какие вопросы отвечает?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— Итак, п о д л е ж а щ е е – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. (слайд 6)

— Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего? Об этом узнаем, прочитав параграф 11.

4. Работа с материалом учебника § 11. Чтение материала учеником.

5. Первичное закрепление:

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

– Составим таблицу «Способы выражения подлежащего». Разделите тетрадь на 2 колоночки: 1.Способы выражения подлежащего; 2.Примеры.

Для примера сначала запишем вместе. Можно работать в парах.

— Зачитаем, что у вас получилось?

6. Закрепление материала на практике.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

— Выписать из упражнения примеры на разные способы выражения подлежащего.

Упр. 116 . Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначить грамматическую основу предложений. Указать, чем выражены подлежащие.

Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. ( Пауст). 2 ) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.) оглянулось. Иные ( опред. мест.) вздрогнули. Другие ( опред. мест.) отошли в сторону. (М.Г.) 3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.) , поднятые высоко. ( А.Н.Т.)4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.) выехали до заката солнца. ( Шол.)5) Танцующие ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. ( Купр.)6) Вот раздалося ау ( межд. в знач. сущ.) вдалеке. ( Н.)7) Двое ( числ. в знач. сущ.) уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . ( Ю.Олёша) 8) Там, где садилось солнце ( сущ.) , обозначился слабый румянец( сущ.) зари. (Шукш.) 9) Был уже полдень( сущ.) , когда мы ( личн. мест.) возвратились в Степанчиково. (Дост.) 10) Дом отдыха ( неделимое словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. (Пауст.)11) Б ольшинство знакомых ребят ( неделимое словос.) уже разъехалось по дачам. (А.Г.) 12) Балтийское море( неделимое словос.) глубоко вдаётся в материк Европы. (Н.М.)

— У вас на столе карточки. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее, ?(отметьте в словах орфограммы) (в парах): (слайд 7 при проверке)

Сытый голодного не разумеет.

Семеро одного не ждут.

Понимать – значит сочувствовать.

Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

Большое окно было распахнуто.

Большое видится на расстоянии.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

— Посмотрим, как вы сегодня усвоили тему. Выполним тест. (Приложение 2)

Тест. — Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

а) именем существительным в им.п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом… 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака.

б) местоимением: 1. Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру… 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

в) неопределенной формой глагола: 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями – праздник для меня. 6. Наша задача – беречь природу. 7. Беречь природу – значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры – мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше.

д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять. 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

— Подведем итог нашего урока.

— У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

— Тогда у меня есть несколько вопросов к вам.

1. Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).

2. Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).

8. Домашнее задание. (слайд 8)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

— Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.

Источник

Читайте также:  Способы рисования многоугольника для детей
Оцените статью
Разные способы