- Конспект урока «Словообразование имен существительных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс
- Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
- Урок+презентация по русскому языку для 6 класса: «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Конспект урока «Словообразование имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24 КБ |
Презентация | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование имен существительных
Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.
Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).
- Введение темы и цели урока.
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)
- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
- А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
- Введение нового материала и первичное закрепление.
- А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
- Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
- Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
- А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
- Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
- Перед вами текст . Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….
- Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
- Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
- Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
- Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество . (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом .
- Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
- До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
- Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
- Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий . Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ .
- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? ( К словообразовательному словарю ) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг . Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг .
- Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
- Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс
Тема урока : Словообразование имён существительных.
предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.
личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
познавательные: структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, раздаточный материал
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?
Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.
Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа.
Подготовка к уроку.
Приветствие друг друга, гостей.
коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)
2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
3. Вхождение в тему урока.
— Взгляните на этот красивый цветок. Все ли знают из каких частей он состоит?
— Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Даже слова имеют свой строительный материал.
— Как называется этот строительный материал?
— Какие морфемы вы знаете?
— Какие морфемы называются словообразующими?
— Какие морфемы называются формообразующими?
— Перед вами листочек со словом. Определите часть речи и выполните морфемный разбор слова.
— Встаньте те, чьи слова состоят из следующих морфем:
— Назовите способ их образования.
— Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь.
-это предметы, они имеют свое название, а слово, которое их называет тоже состоит из частей.
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный.
УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
3. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Какие задачи мы будем решать с вами на уроке? Попробуйте их сформулировать, используя опорные слова:
ПОВТОРЮ: способы образования имен существительных
НАУЧУСЬ: определять способ образования слова, выполнять словообразовательный и морфемный анализ
Использовать знания в орфографической зоркости
Моя цель : закрепить полученные вами знания о способах образования имен существительных. Наши цели совпали. Работаем!
УУД: познавательные (Пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формулирование цели);
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)
5. Закрепление по теме.
А) «Четвертый лишний»
— В каждой группе найдите лишнее слово, выпишите его, выполните морфемный и словообразовательный разбор.
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
— Какое значение придает словам суффикс?
2. Пригород, приход, подоконник , привяжет.
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
— Какая орфограмма их объединяет?
— Почему в словах пишется при-?
3. Небосвод, птицелов, велосипедист , луноход.
— У вас у всех есть велосипед. А с какого возраста и где вы можете ездить на велосипеде?
— Какое это слово по своему происхождению?
— Какие еще слова в своем составе имеют корень ВЕЛО ?
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
1. сложение с соединит. гласной
Пароход — пар + ходить
Обозначают лиц по профессии.
Правописание приставки при-.
Обозначает близость, приближение, присоединение.
Заимствованное СЛАЙД 5
Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, веломарафон, велокамера, велодром.
Сложение с соединительной гласной
УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
Б) Развитие орфографической зоркости.
— Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Игра «Соедини». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:
Источник
Урок+презентация по русскому языку для 6 класса: «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»
Выбранный для просмотра документ Описание конкурсной работы.doc
Описание конкурсной работы
1. Свиридова Анастасия Владимировна
2. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области»
3. МОУ«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области», по улице Ильича, 78
7. Номинация конкурса «Урок с использованием интерактивной доски»
8. Аббревиация является одним из наиболее продуктивных способов словообразования в современном русском языке, резкая активизация аббревиации в последние десятилетия происходит в связи с развитием науки и техники, в результате чего в языке ежедневно появляются новые аббревиатуры. Отдельные процессы в сфере аббревиации становятся наиболее активными в современном русском языке, в язык проникает большое количество иноязычных аббревиатур. Изучение активных процессов в сфере аббревиации поможет учащимся осознать, что аббревиация – это явление многогранное, активно функционирующее в языке. В связи с этим нами разработан план-конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 6 класс», в приложении к уроку был разработан «Аббревиатурный словарик шестиклассника», в который вошли самые распространенные аббревиатуры из школьных учебников. Дополнительные технические средства: ПК.
Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 6 классе.doc
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Способы словообразования имён существительных.
Учебник: Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 3-е изд. – М., 2008.
Тип урока: комбинированный урок.
• углубить знания о способе сложения при образовании имён су-ществительных, дать представление о его разновидностях; познакомить учащихся с понятиями «аббревиация» и «аббревиатура»; формировать навыки правильного употребления аббревиатур в речи; развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов; обогащать и активизировать словарный запас школьников;
• развивать речевую и мыслительную деятельность, память, связ-ную речь; способствовать формированию коммуникативных умений;
• воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, карточки красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика, «Школьный орфоэпический словарь» В. В. Львова, М., 2010; «Словарь сокращений современного русского языка» Г. Н. Скляревской, М., 2004; брошюра «Аббревиатурный словарик шестиклассника» на каждого.
1. Орг. момент – 5 мин.
2. Орфографическая разминка – 5 мин.
3. Актуализация ранее полученных знаний – 3 мин.
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Закрепление нового материала – 5 мин.
6. Физкультминутка – 2 мин.
7. Закрепление нового материла – 5 мин.
8. Подведение итогов урока – 5 мин.
8. Рефлексия – 2 мин.
9. Домашнее задание – 3 мин.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. объявление темы урока, его целей.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать способы словообразования имен существительных и тема нашего урока «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» (Слайд 2). В ходе нашего урока мы будем развивать умения сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно. Надеюсь, что вы будете внимательны друг к другу, будете бережно относиться к языковому материалу. Обратите внимание, у вас на партах лежат карточки 3 цветов: красного, желтого и зеленого. В конце урока вы должны будете поднять карточку того цвета, которая соответствует вашей оценке урока. Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке. Жёлтый цвет — урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно. Зелёный цвет — пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
2. Орфографическая разминка
Спишите загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы (Слайд 3)
В сером армячишке
По дв…рам шныряет,
Над бабушкиной избушкой
В …сит хлеба кр…юшка,
А достать не могут.
— Выпишите из загадок выделенные существительные, поставив их в форму именительного падежа единственного числа, определите, каким способом они образованы, выделите в них суффиксы (мальчишка – суффиксальный способ, суф. -ишк-; армячишко – суффиксальный способ, суф. –ишк-; избушка — суффиксальный способ, суф. -ушк-; краюшка – суффиксальный способ, суф. -уш- и -к-).
3. Актуализация ранее полученных знаний
— Что изучает словообразование? (раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка).
— Итак, суффиксальный способ мы уже с вами повторили, а какие еще способы вы можете назвать? (приставочный, приставочно-суффиксальный).
— Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним способом образования имен существительных – способом сложения.
4. Изучение нового материала
1) Работа учащихся:
— Посмотрите, пожалуйста, на схемы (Слайд 4) подумайте и скажите, какой же способ называется сложением?
1. + →
Спортивная + база → спортбаза.
Специальный корреспондент → спецкор.
2. +е(о) + →
Уголь + е + копать → углекоп.
Сталь + е + варить → сталевар.
3. + е(о) + + ^ + →
Добрая + о + душа + н(ый) →добродушный,
Первый + о + проходить + ец(□) → первопроходец
(Сложение основ, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ с соединительной гласной и присоединением суффикса).
2) Слово учителя:
— Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
1. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка;
2. Сложение основ с помощью соединительных гласных о, е: носорог, пылесос.
3. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается
сложносокращенное слово, или аббревиатура. Способ образования аббревиатур называется аббревиацией.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен преимущественно для существи-тельных. Существует несколько основных типов аббревиатур.
3) Составление таблицы (Слайд 5)
из названий первых букв каждого слова
из начальных звуков каждого слова
из начальной части первого слова и целого слова
из начальных частей слов
заведующий хозяйством завхоз
— Ребята, следует учесть, что род аббревиатур определяется по главному слову в словосочетании. При определении рода необходимо аббревиатуру «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию. Давайте обратимся к учебнику
4) Работа с учебником. Чтение теоретической статьи на стр. 135.
4. Закрепление нового материала
1) Работа со словарями:
— Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Ваша задача правильно произнести данные слова: РФ, МГУ, ООН, ГИБДД. Проверьте себя по орфоэпическому словарику (РФ [эр-эф], МГУ [эм-гэ-у], ООН [о-он], ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ]).
— (Слайд 7). Расшифруйте аббревиатуры и определите их род: ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ВМФ, ЕГЭ В случае затруднения воспользуйтесь Словарем сокращений (ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (м.р.); ВМФ ‒ Военно-морской флот (м.р.); ЧП ‒ чрезвычайное положение (ср.р.); РФ ‒ Российская Федерации (ж.р.); ТВ – телевидение (ср.р.); АЭС ‒ атомная электростанция (ж.р.); ЕГЭ ‒ Единый государственный экзамен (м.р.).
5. Физкультминутка (Слайд 8)
— Девочки и мальчика, теперь внимание на меня. Повторяйте за мной:
Вот окошко распахнулось-
(руки развести в стороны)
Вышла кошка на карниз.
( имитировать походку кошки)
Посмотрела кошка наверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух,
И уселась на карниз.
( сесть на свои места)
6. Закрепление нового материала
2) Выполнение упражнений:
Упражнение 303 (1)
Составьте предложения со сложносокращенными существительными, правильно согласуя их с прилагательными и глаголами, указанными в скобках. Выделите грамматические основы предложений.
АТС (городской, городская, городское), ГАИ (проверил, проверила, проверило), КВН (открыл, открыла, открыло сезон), ООН (сообщил, сообщила, сообщило), НИИ (разработал, разработала, разработало), ЕГЭ (проверил, проверила, проверило).
Запишите сложносокращенные слова, образованные из выделенных букв следующих сочетаний слов.
Театр юного зрителя, Министерство иностранных дел, Российская Федерация, Дорожно-патрульная служба, Автоматическая телефонная станция, Научно-исследовательский институт.
7. Подведение итогов
— Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне было особенно интересно…», «Я считаю, что было важным….» (Слайд 9).
— А теперь я попрошу вас поставить себе оценки. Поднимите карточку того цвета, которая соответствует вашей оценке.
9. Домашнее задание (Слайд 10).
Теоретическая статья в учебнике стр. 132-133, 135.
1 уровень (необходимый): упр. 301. Изучить аббревиатуры из брошюры.
2. уровень (повышенный): 298. Изучить аббревиатуры из брошюры.
Выбранный для просмотра документ през для урока.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области» Учитель русского языка и литературы Свиридова Анастасия Владимировна
Способы словообразования имён существительных Способ сложения corowina.ucoz.com
Спишите загадки, вставив пропущенные буквы Маленький мальчишка В сером армячишке По дв…рам шныряет, Крохи соб…рает. Над бабушкиной избушкой В …сит хлеба кр…юшка, Собаки лают, А достать не могут. corowina.ucoz.com
1. + → Спортивная + база → спортбаза. Специальный корреспондент → спецкор. 2. +е(о) + → Уголь + е + копать → углекоп. Сталь + е + варить → сталевар. 3. + е(о) + + ^ + → Добрая + о + душа + н(ый) →добродушный, Первый + о + проходить + ец(□) → первопроходец corowina.ucoz.com
corowina.ucoz.com Типы аббревиатур тип аббревиатуры пример из названий первых букв каждого слова ПТУ из начальных звуков каждого слова вуз из начальной части первого слова и целого слова сберкнижка из начальных частей слов заведующий хозяйством завхоз
РФ МГУ ООН ГИБДД
ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ВМФ, ЕГЭ
Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне было особенно интересно…», «Я считаю, что было важным….»
Домашнее задание Теоретическая статья в учебнике стр. 132-133, 135. 1 уровень: упр. 301. Изучить аббревиатуры из брошюры. 2. уровень: 298. Изучить аббревиатуры из брошюры.
Спасибо за работу!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Выдержка из материала:
Урок русского языка «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»
Учебник: Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 3-е изд. – М., 2008.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях;
- познакомить учащихся с понятиями «аббревиация» и «аббревиатура»;
- формировать навыки правильного употребления аббревиатур в речи;
- развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов;
- обогащать и активизировать словарный запас школьников;
- развивать речевую и мыслительную деятельность, память, связ-ную речь;
- способствовать формированию коммуникативных умений;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, карточки красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика, «Школьный орфоэпический словарь» В. В. Львова, М., 2010; «Словарь сокращений современного русского языка» Г. Н. Скляревской, М., 2004; брошюра «Аббревиатурный словарик шестиклассника» на каждого.
- Орг. момент – 5 мин.
- Орфографическая разминка – 5 мин.
- Актуализация ранее полученных знаний – 3 мин.
- Изучение нового материала – 10 мин.
- Закрепление нового материала – 5 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Закрепление нового материла – 5 мин.
- Подведение итогов урока – 5 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
Проверка готовности к уроку. объявление темы урока, его целей.
Сообщение учителя:- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать способы словообразования имен существительных и тема нашего урока «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» (Слайд 2).
В ходе нашего урока мы будем развивать умения сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно. Надеюсь, что вы будете внимательны друг к другу, будете бережно относиться к языковому материалу.
Актуализация ранее полученных знаний- Что изучает словообразование? (раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка).- Итак, суффиксальный способ мы уже с вами повторили, а какие еще способы вы можете назвать? (приставочный, приставочно-суффиксальный).
— Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним способом образования имен существительных – способом сложения.
— Ребята, следует учесть, что род аббревиатур определяется по главному слову в словосочетании. При определении рода необходимо аббревиатуру «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию.
Давайте обратимся к учебнику
Работа с учебником. Чтение теоретической статьи на стр. 135.
Закрепление нового материала
Работа со словарями:- Посмотрите на слайд. (Слайд 6) Ваша задача правильно произнести данные слова: РФ, МГУ, ООН, ГИБДД. Проверьте себя по орфоэпическому словарику (РФ [эр-эф], МГУ [эм-гэ-у], ООН [о-он], ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ]).- (Слайд 7).
Расшифруйте аббревиатуры и определите их род: ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ВМФ, ЕГЭ В случае затруднения воспользуйтесь Словарем сокращений (ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (м.р.); ВМФ ‒ Военно-морской флот (м.р.); ЧП ‒ чрезвычайное положение (ср.р.); РФ ‒ Российская Федерации (ж.р.); ТВ – телевидение (ср.р.); АЭС ‒ атомная электростанция (ж.р.); ЕГЭ ‒ Единый государственный экзамен (м.р.).
Домашнее задание (Слайд 10).Теоретическая статья в учебнике стр. 132-133, 135. 1 уровень (необходимый): упр. 301. Изучить аббревиатуры из брошюры.2. уровень (повышенный): 298. Изучить аббревиатуры из брошюры.
Источник