Урок по теме: «Словообразование. Способы образования слов», 5- 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
В презентации к уроку много интересных разборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_slovoobrazovanie._sposoby_obrazovaniya_slov.rar | 381.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Словообразование. Способы образования слов»
- Повторить сведения о морфемах.
- Рассказать о способах образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- Научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора.
- Развитие умения выделять главное.
- Развитие умения сопоставления.
- Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.
- Умение работать в паре.
- Интерес к изучаемому предмету.
- Ответственность за результаты своего труда и труда товарища.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование урока: медиапроектор, экран, учебник по русскому языку (авторы: М.Т.Баранов,Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженская)
- Организационный момент (2-3 минуты)
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
(слайд 1) Добрый день уважаемые ребята и гости!
Рада приветствовать Вас на нашем уроке. Посмотрите, все ли необходимое есть у вас для работы: учебники, тетради, ручки, карандаши? Молодцы. Я думаю, что сегодня мы плодотворно поработаем на уроке и получим хорошие оценки.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (5-7 минут)
Цель: актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке.
— Откройте, пожалуйста тетради, запишите число, классная работа, оставьте одну строку для темы урока.
— На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению нового раздела, который идет следом за лексикой. Как он называется? (Словообразование и орфография) правильно ребята. Мы с вами повторяли основные определения данной темы и сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» (запишите в тетради вид работы). Я задам вам ряд вопросов, а вы должны будете записать только последнее слово. Договорились?:
1. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… (словообразование)
2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется … (корнем)
3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов, называется… (орфография)
4. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, это… (приставка)
5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется… (морфемика)
6. Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении… (окончание)
7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов, это… (суффикс)
8. Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень образуют группу… (однокоренных слов)
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте себя по ключу на экране (слайд2) поставьте на полях количество баллов.
Вывод: Итак, ребята, мы с вами повторили определения основных морфем, вспомнили, что изучает словообразование, морфемика, орфография.
- Подготовка к основному этапу занятия.
Цель: определение темы и задач урока.
— У меня на доске высветился любимый многими из вас предмет – компьютер. Это слово появилось в нашем языке относительно недавно, но стало потихоньку обживаться: у него даже появились однокоренные слова, подумайте какие и запишите в тетради (Давайте их назовём, они нам тоже хорошо известны: стол, предназначенный для работы на компьютере, называется компьютерным , программиста иногда называют компьютерщиком , процесс технического оснащения какого-то процесса на производстве или учреждении называется компьютеризацией )
— А чем однокоренные слова и формы одного и того же слова? (окончанием)
— С помощью чего они образованы, выделите морфемы (слайд 3) Проверьте себя!
— С помощью чего образовались слова? С помощью суффиксов, А как будет называться такой способ образования слов? (суффиксальный)
— Вы наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? Правильно, о способах образования слов! Запишем тему урока (слайд 4)
— Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: что мы должны знать по данной теме? Правильно! (слайд 5)
— А уметь? (слайд 6)
4. Изучение нового материала.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия.
. — Чтобы чувствовать себя уверенно в стране словообразование, мы должны знать: от какого слова образованно и с помощью чего. Обратимся, ребята, к следующему примеру (слайд 7)
— Ответьте мне на вопрос: от какого слова образовано слово грибок? (от слова гриб). Сравните, пожалуйста, лексическое значение и морфемный состав.
( Гриб – это особый организм, размножающийся спорами: съедобный гриб, ядовитый гриб.
Грибок – это маленький гриб.)
— У слов сходные лексические значения, но имеются и различия, морфемный состав также различается: во втором слове есть суффикс ОК (выделяет его ). А теперь попробуем убрать из слова грибок суффикс, какое слово получилось: гриб и значение слова изменилось.
— Что влияет на изменение лексического значения слова?
Суффикс: суффикс ОК вносит в значение слова понятие «маленький».
— В русском языке есть целая группа суффиксов, придающих слову такое значение, и называются они уменьшительно-ласкательными, суффикс ОК входит в их число.
— С помощью чего образовалось слово грибок? (С помощью суффикса ОК.)
. Вывод: суффиксы, участвующие в образовании новых слов, называют словообразовательными.
-. Слова, которые появляются в языке в результате словообразования, называются производными , из двух слов гриб и грибок – производным будет грибок , а слово гриб будет производящим . Это можно представить схематично при помощи словообразовательной модели. Данная схема называется моделью, потому что служит для образования многих слов, — словообразовательной, так как показывает словообразующие морфемы. Приведите свои примеры .
. — Итак, все названные вами слова образованы при помощи суффикса. Как можно назвать такой способ словообразования?
-ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Способ, при котором слово образуется при помощи суффикса, называется суффиксальным.
— А теперь запишем образец словообразовательного разбора
-(Слайд 8) Рассмотрим следующую пару слов. Сравните морфемный состав и лексическое значение этих слов. Назовите отличия
— Как присутствие приставки влияет на лексическое значение слова: приставка пре имеет значение очень , мудрый – это значит очень мудрый . Какое из этих слов будет производным, а какое производящим. Как образовано слово премудрый? При помощи приставки пре в результате присоединения к слову. Вот так будет выглядеть словообразовательная модель.
. — Как, вы думаете, будет называться такой способ словообразования? приставочный.
. Запишем в тетрадь это название и образец словообразовательного разбора . Приведите примеры слов, образованных по данной модели: предобрый, прехороший, прекрасный.
— (Слайд 9). Сравним словообразовательные модели. В чём, по-вашему, принципиальное, т. е. главное, различие этих двух способов словообразования?
— При суффиксальном способе суффикс присоединяется к основе слова, в приставочном — к слову, поэтому при приставочном способе всегда образуется слово той же части речи, что и производящее.
-Вывод: Итак, чтобы понять, как образовано слово, необходимо ответить на два вопроса: «От чего и с помощью чего оно образуется».
5.Первичная проверка понимания нового материала.
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, их корректировка.
(Слайд 10) Иногда дать ответы на эти вопросы бывает очень просто, например, в отношении таких слов, как: желтизна, недруг, газетный. Запишите эти слова в тетрадь, составьте словообразовательную цепочку, определите способ образования. Проверьте себя по ключу, поставьте 1 балл за правильно выполненное слово.
— Нетрудно догадаться о способе словообразования, если в состав слова входит одна словообразовательная морфема: приставка или суффикс.
. Но встречаются и другие слова, над которыми стоит поломать голову. Это слова, в которых не одна, а несколько словообразовательных морфем. (Появляются слова: неинтересный, поисковый, заморский.) (Слайд 11- 2 щелчка -12).
— Определим морфемный состав слов и их лексическое значение. (Обращается внимание учащихся на то, что слова имеют одинаковый морфемный состав, а можно ли это сказать и в отношении их способа словообразования).
— Значение слова неинтересный противоположно слову интересный. В слове есть приставка не- , при «отбрасывании» приставки остается слово интересный , можно предположить, что это приставочный способ, потому что по этой модели НЕ + прилагательное образуются и другие слова: некрасивый, небольшой. В русском языке прилагательные с приставкой не- образуются приставочным способом.
— Переходим к слову поисковый , в нем тоже есть приставка, но при её «отбрасывании» мы не получим производящего слова: «исковый» , такого слова нет в языке. Значит, это не может быть приставочный способ. Если убрать из слова суффикс, то останется основа поиск , точно такая же, как и в слове поиск , значит, слово поиск вполне может быть производящим, получается модель:
по этой модели образованы многие имена прилагательные: березовый, кленовый, сосновый. Прилагательные с этим суффиксом имеют значение «относящийся к чему-либо». Значит это суффиксальный способ.
— А теперь проанализируйте слово заморский . Это не приставочный способ, потому что при отбрасывании приставки остаётся «морский» , а такого слова нет, Это не суффиксальный способ, потому что при отбрасывании суффикса -ск- остается замор , и мы не можем назвать слово с такой же основой.
— Какие будут предположения по поводу образования слова заморский ? А если отбросить приставку и суффикс одновременно? Останется «мор» , такая основа в слове море . Заморский – это находящийся за морем. Модель будет выглядеть так:
Слова, образованные по данной модели: Заокский, заволжский.
. Вывод: — Как можно назвать этот способ словообразования?
Приставочно-суффиксальный. Запишите в тетрадь это название образец словообразовательного разбора.
— Давайте составим алгоритм словообразовательного разбора. Что мы будем делать в первую очередь?, затем? И наконец.. проверьте все ли вы назвали. (Слайд 13)
6. Закрепление знаний и способов действия.
Цель :обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации.
- Слайд 14-15 (взаимопроверка по ключу)
- Шарады 16-17 (самопроверка)
- 1Задание: подберите однокоренные слова к слову белый, выраженные любой частью речи. ( Дерево, слайд18)
2. Такие слова могут образовывать словообразовательные гнезда (слайд 19)
Слайд 20 – словарь
7. Подведение итогов, рефлексия
Рефлексия : А теперь давайте ответим на вопрос темы урока. Как образуются слова в языке?
— Слова в языке образуются различными способами словообразования: суффиксальным (путем присоединения к основе производящего слова суффикса), приставочным (путем присоединения к слову приставки), приставочно-суффиксальным (путём присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса одновременно).
— Что помогает определить способ образования?
Определение способа образования слова происходит в результате словообразовательного разбора. Сделать словообразовательный анализ — значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) и путем сравнения морфемного состава производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы. В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.
— Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось?
— Оцените себя (слайд 21):
- У кого-5?
- У кого – 4?
- у кого – 3?
- Есть ли те, у кого ниже 3?
Источник
Обобщающий урок по теме «Словообразование»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Словообразование»
учитель русского языка и литературы
пгт. Восток, МБОУ «СОШ №31»
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
- Обучающая : формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
- обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
- обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
- выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2. Развивающая : развитие орфографической зоркости.
- Воспитывающая : воспитание любви и уважения к русскому языку.
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности : говорение, слушание, письмо, , ответы на вопросы.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
1. Организационный момент.
Сегодня у нас с вами необычный урок.
Мы с вами изучили большой раздел русского языка.
Давайте вспомним, как этот раздел называется.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
4. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— Ребята, а что же такое морфема?
( Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)
Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
- Изменяемая часть слова
- . 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
2. Часть слова без окончания.
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?
Источник