- Конспект урока по теме «Решение квадратных уравнений разными способами» план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Решение квадратных уравнений различными способами план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- План-конспект урока по теме»Методы решения квадратных уравнений»
- Обобщающий урок по теме «Методы решения квадратных уравнений»
Конспект урока по теме «Решение квадратных уравнений разными способами»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся. Углубленное изучение свойств квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений ах²+вх+с=0, в которых а +в+с=0, а-в+с=0.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_kvadratnyh_uravneniy_raznymi_sposobami.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение квадратных уравнений разными способами»
Тип урока: Повторительно-обобщающий с углубленным изучением материала.
Жирнова Елена Евгеньевна
Тема урока: «Решение квадратных уравнений разными способами»
Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Углубленное изучение свойств квадратных уравнений.
- систематизировать знания по теме «Квадратные уравнения»;
- обеспечить закрепление теоремы Виета;
- обратить внимание учащихся на решение квадратных уравнений ах²+вх+с=0 , в которых а +в+с=0, а-в+с=0 ; привить навыки устного решения таких уравнений.
- способствовать выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов;
- развивать самостоятельность и творчество;
- воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь;
- учить самоконтролю, взаимоконтролю.
- развивать внимание, логическое мышление, приемы сравнения, умение анализировать полученный результат, делать выводы, развивать математическую речь, память;
- способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету.
Оборудование к уроку:
а) Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения;
б) Полные квадратные уравнения. Способы решения;
в) Теорема Виета( прямая и обратная);
- учебник (Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров.
- карточки с заданиями;
- листы для записи ответов (для каждого учащегося).
- Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся по теме «Решение квадратных уравнений».
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Проверка усвоения нового материала (самостоятельная работа).
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
- Итог урока и выставление оценок учащимся.
Диагностика умений и навыков учащихся:
- Распознавать среди множества уравнений квадратные.
- Выделять коэффициенты квадратного уравнения.
- Решать неполные квадратные уравнения.
- Определять количество корней неполного квадратного уравнения в зависимости от значения коэффициентов.
- Находить дискриминант квадратного уравнения по его коэффициентам.
- Определять наличие корней уравнения и их количество.
- Решать квадратные уравнения по общей формуле.
- Решать квадратные уравнения методом выделения квадрата двучлена.
- Выполнять приведение уравнения к виду ах²+вх+с=0 .
- Применять теорему Виета доля решения квадратных уравнений.
- Составлять квадратное уравнение по его корням.
- Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель дает установку на организованное начало урока, настраивает детей на серьезную, вдумчивую работу.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Решение квадратных уравнений разными способами» (В тетради учащиеся записывают число, тему).
Целями нашего урока являются:
- Обобщение знаний по теме «Квадратные уравнения».
- Решение задач на применение прямой и обратной теоремы Виета.
- Изучение нового свойства квадратных уравнений (оно позволит нам устно и быстро находить корни некоторых квадратных уравнений).
Мы с вами уже научились решать разные виды квадратных уравнений (неполные, приведенные, полные), увидели, что многие уравнения, системы уравнений и задачи сводятся к решению квадратных уравнений. Поэтому очень важно уметь решать квадратные уравнения не только правильно, но и быстро. Некоторым приемам устного решения квадратных уравнений мы и должны сегодня научиться.
Например, нам нужно решить следующие уравнения (уравнения записаны на доске):
2013х 2 -1998х-15=0
2013х 2 +1997х-16=0
1998х 2 -2013х+15=0
1997х 2 +2013х+16=0
— Как можно решить данные уравнения?
— Сколько времени потребуется для этого?
— Обратите внимание на коэффициенты этих уравнений (они показывают ваш год рождения, возраст, настоящий год).
Оказывается, можно решить эти уравнения очень быстро! Уже в конце сегодняшнего урока каждый из вас сможет решить эти уравнения в уме за считанные секунды.
Рассмотрению способа решения таких уравнений будет посвящена часть нашего урока.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Теперь повторим основной теоретический материал по теме «Квадратные уравнения» (работа с таблицами). В таблицах пунктирной линией обведены те записи, которые «открываются только по мере того, как учащиеся отвечают на соответствующие вопросы учителя.
— В каком случае уравнение вида ах²+вх+с=0 является квадратным?
— Какой вид примет это уравнение, если в=0, с=0; в=0, с≠0; в≠0, с=0? Как называются такие уравнения?
— Имеют ли корни уравнения ах²=0, ах²+с=0, ах²+вх=0 ? Приведите примеры таких уравнений.
— От какой величины зависит наличие действительных корней квадратного уравнения? Сколько корней могут иметь квадратные уравнения?
— Назовите формулу для нахождения дискриминанта квадратного уравнения.
— Какую формулу для нахождения корней вы знаете?
Давайте вспомним алгоритм решения квадратного уравнения по формуле.
На доске записано уравнение 7 х²-9х+2=0 . Решите эти уравнения в своих тетрадях. (1 чел. решает у доски с объяснением).
— Ребята, на доске записаны уравнения, определенные по какому-то признаку, как вы думаете, какое из уравнений этой группы является лишним?
а). 1) 2x² – x = 0 б). 1) x² – 5x + 1 = 0
2) x² – 16 = 0 2) 9x² – 6x + 10 = 0
3) 4x² + x – 3 =0 3) x² + 2x – 2 = 0
4) 2x² = 0 4) x² – 3x – 1 = 0
Ответы: а) 3) – лишнее, так как это полное квадратное уравнение
б) 2) – лишнее, так как 1, 3, 4 – приведенные квадратные уравнения
— Какое квадратное уравнение называется приведенным?
— Как можно решить приведенное квадратное уравнение? Вспомним теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета.
— Как используется теорема Виета при решении уравнения вида ах²+вх+с=0 ?
— В приведенных уравнениях второй группы назовите, чему равна сумма корней и их произведение.
— Чему равна сумма корней второго уравнения? Чему равно произведение его корней?
Перед вами на парте лежат два листа: лист с заданиями на сегодняшний урок и лист ответов. Возьмите лист ответов, подпишите его.
Теперь выполним тестовое задание №1. На листе ответов вам нужно в первой таблице вписать цифру или знак, стоящий после правильного ответа в каждом задании. Приступайте.
1. Выберите среди квадратных уравнений приведенное.
Зх 2 — 7х + 6 = 0 (5),
х 2 — Зх — 2 = 0 (1),
-х 2 — 2х + 1 = 0 (4).
4х 2 — 17х +1 = 0 (5),
х 2 + 8х – 2 = 0 (1),
2. Для уравнения 7х 2 + 14х — 21 =0
2. Для уравнения 8х 2 -24х+ 16= 0
х 2 + 2х — 3 = 0 (5),
-х 2 -2х + 3 = 0 (6),
7х + 14x-21 = 0 (7).
х 2 — Зх + 2 = 0 (6),
-8х 2 + 24х — 16 = 0 (7).
3. Сумма корней уравнения х 2 — 5х — 6 = 0
- Сумма корней уравнения х 2 + 8х -7 = 0
- Произведение корней уравнения
х 2 + х — 2 = 0 равно
- Произведение корней уравнения
х 2 -2 х — 3 = 0 равно
5. Какое из уравнений имеет корни противоположных знаков
х 2 + 57х + 15,1 = 0 (-),
х 2 -4,1х + 3,5 = 0 (+),
х 2 — 18х — 0,48 = 0 ( . )?
Два человека (по одному от каждого варианта) выходят к доске и вписывают свои ответы в заранее подготовленную таблицу.
Источник
Решение квадратных уравнений различными способами
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
- обобщение и систематизация знаний по теме;
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся;
- выработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида разными способами;
- выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 267.05 КБ |
prezentaciya_k_uroku.pptx | 568.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока « Решение квадратных уравнений различными способами»
Цели и задачи урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме;
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся;
- выработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида разными способами;
- выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их;
- развитие познавательной активности и логического мышления учащихся;
- развитие интереса к предмету;
- Начало урока.
- Организационный момент. Учащиеся рассаживаются в заранее сформированные группы по 4 человека за стол.
- Формулирование цели и задач урока
- Актуализация знаний.
- Математический диктант. Один из учащихся у доски, остальные в тетрадях. После окончания диктанта, учащиеся самостоятельно проверяют себя и выставляют количество полученных баллов.
- Устная работа. Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. Объясняют, почему они так думают. Подтверждают свои высказывания определениями математических понятий, формулами, теоремами.
- Отработка практических знаний и умений.
Учащиеся за столами выполняют задание по одной из четырех тем (за каждым столом своя тема):
- Решение неполных квадратных уравнений
- Решение квадратных уравнений через дискриминант (по основной формуле)
- Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета
- Разложение квадратного трехчлена на множители
По каждой теме подготовлено четыре варианта заданий (по количеству учащихся за одним столом), в каждом варианте три уровня сложности. Каждый учащийся выбирает для себя один уровень сложности. В ходе работы можно обращаться за помощью к товарищам, которые уже справились со своей работой, учителю или карточке-подсказке. На работу по теме дается не более 5-7 минут. Когда время заканчивается, учащиеся со своими тетрадями переходят за соседний стол и приступают к работе по следующей теме, карточки с заданиями остаются на столе для другой группы. В ходе работы учащиеся должны решить задания по всем четырем темам, т.е. поработать за четырьмя различными столами. В зависимости от количества учеников в классе, можно организовать четыре стола, но с большим количеством человек за столом и соответственно с большим количеством вариантов или сделать столы с одинаковыми темами, при этом надо учесть, чтобы при переходе ученики каждый раз садились за стол с новой для них темой. Правильность решения и оформление записей проверяет учитель, собирая в конце урока тетради.
- Итог урока
- Мини тестирование. После проведения тестирования учитель собирает тетради и сообщает правильные ответы.
Результаты диагностируются с помощью проведенного математического диктанта, проверки и анализа работы при отработке практических знаний и умений, проверки итогового мини тестирования.
Методические материалы к уроку:
- Какое название имеет уравнение второй степени? (квадратное)
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (от дискриминанта)
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0? (2)
- Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или показать, что их нет)
- Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент — 1? (приведенное)
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0? (ни одного)
- Квадратное уравнение называется неполным, если.. (коэффициенты b=0 или (и) с=0)
- Формула для вычисления дискриминанта. (D = b 2 – 4ac)
- Что есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения? (корень)
- Какое уравнение лишнее в каждой группе
- 2х 2 – 10х=0
( А – 3, это полное уравнение, остальные неполные; В – 2, это уравнение общего вида, остальные приведенные)
- Какие уравнения не имеют корней
х 2 + 9 = 0 ( не имеет корней)
- Не решая уравнения, найдите сумму корней, произведение корней, корни уравнения.
- Найдите корни уравнения
Источник
План-конспект урока по теме»Методы решения квадратных уравнений»
Обобщающий урок по теме «Методы решения квадратных уравнений»
Образовательная: закрепление и обобщение знаний учащихся полученные при изучении темы. Выработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида разными способами. Выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры. Умение работать в группах, развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, развитие интереса к предмету.
Тип урока : Урок обобщения и систематизации.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, планшеты для построения графика, раздаточный материал, цветной мел.
I . Организационный момент.
Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем уроке, прошу всех вас улыбнуться друг другу, и мысленно пожелать успехов себе и товарищам. Садитесь.
II . Повторение пройденного материала.
1) Предлагаю начать урок со следующего задания: на слайде — анаграммы (слова даны на слайде).
Ребята что вы видите? ( Дискриминант, уравнение, коэффициент, корень)
— Какая тема объединяет данные слова? ( Квадратные уравнения)
-Какие цели мы поставим к уроку? (вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках).
— Ребята, скажите, что должен уметь делать каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения)
Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»
Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала.
На доске уравнение: 7х 2 +2х+2013=0
— Назовите вид данного уравнения. Назовите его коэффициенты.
О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата проведения урока)
Итак, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока: «Квадратные уравнения»
3) Установите соответствие между уравнениями и их типом. (Интерактивная доска) .
А теперь обратите внимание на доску. Что вы видите? А на какие типы делятся квадратные уравнения.?(Полные и неполные)
1) 2x 2 =0 2) 5х 2 +10х-3=0 3) m 2 +7 m -18=0 4) -576 z 2 =0
5) 2x 2 -6=х 6) x 2 =4 7) 3 d 2 +7 d -6=0 8) n 2 +4 n =0 9) x 2 +25=0
Устный опрос. Вопросы:
1 Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?
Ответ: Уравнения называются неполными квадратными уравнениями если b = 0 или с = 0.
2. Какое квадратное уравнение называется приведенным?
Ответ: Квадратное уравнение называют приведенным, если его старший коэффициент равен 1; Квадратное уравнение называют не приведённым, если старший коэффициент отличен от 1.
3. Что называют корнем квадратного уравнения?
Ответ: Корнем квадратного уравнения называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трёхчлен
обращается в нуль. Такое значение переменной х называют также корнем квадратного трёхчлена.
4. Что значит решить квадратное уравнение?
Ответ: Решить квадратное уравнение — значит найти все его корни или установить, что корней нет.
На катетах прямоугольного треугольника построены квадраты. Стороны одного из них на 2 больше сторон другого. Найти длины сторон данного треугольника, если площадь квадрата построенного на гипотенузе равно 20.
(Решение задачи сводится к решению квадратного уравнения)
А ) по формуле корней
Б ) графический способ
В ) выделение полного квадрата
На доске дано квадратное уравнение.
1)В данном уравнении все коэффициенты четные.(-)
2) Это уравнение полное.(+)
3) Свободный член равен 0 (-)
4) Второй коэффициент положительный (+)
5) Уравнение приведенное(-)
Молодцы ребята, вы очень внимательны.
Мы немного отдохнули, а теперь мы продолжим.
Тест: «Квадратные уравнения»
а) 3х 2 = -5х + 4; в) 3х 2 +5 = 8;
б) х 2 + 1 = 0; г) -3х 2 — 11х = 0.
2. Решите уравнение: х 2 — 8х + 7 = 0 в ответе запишите больший из корней.
а) -1 б) 7 в) -7 г) 1
3. Найдите сумму корней уравнения: 4х 2 + 22х — 7 = 0.
а) -22; б) корней нет; в) 22; г) -5,5.
4.При каком значении v уравнение х 2 + v х + 12 = 0 имеет 2 корня, если один из корней равен 2.
Тест: «Квадратные уравнения»
1. Установите соответствие
а) 2х 2 =-7х ; в) -2х 2 +7х= 30
б) х -5х + 1 = 0; г) -х 2 — 9х + 5 = 0.
2. Решите уравнение : х 2 — 5х — 6 = 0 в ответе запишите меньший из корней
а) 6; б) 1; в) -1; г) -6.
3. Найдите сумму корней уравнения: 5х 2 — 13х + 9 = 0.
а) 13; б) -13; в) корней нет; г) 2,6.
4. При каком значении t уравнение х 2 + t х + 12 = 0 имеет 2 корня, если один из корней равен 4.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
Ребята, подведем итоги урока. Послушайте притчу о мудрецах, которые заблудились в лесу. Один решил пойти назад, говоря о том что дорога которая привела его в лес обязательно выведет его из леса. Второй мудрец сказал, что он пойдет вперед, так как надо двигаться дальше и лес непременно закончится. А третий мудрец залез на самое высокое дерево, откуда увидел самый кротчайший путь выхода из леса. Спустя некоторое время все мудрецы вышли из леса и выбор каждого из них был правильным Тот кто пошел назад проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех. Тот кто пошел вперед стал первооткрывателем и открыл для людей прекрасные новые возможности. Тот же, что влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей.
У каждого была цель : выйти из леса и каждый из них достиг цели разными путями.
ВОПРОС: А какую цель преследовали вы сегодня на протяжении всего урока?
Рефлексия:: Ребята вы сегодня плодотворно поработали, и в знак того что урок для вас прошел хорошо и интересно, я бы хотела чтобы вы наградили друг друга аплодисментами.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
1) Составьте квадратное уравнение с корнями х 1, х 2, где: х 1 =3 , х 2 =-2.
2) Решите это квадратное уравнение способами, которые мы рассмотрели на уроке.
Источник