- Урок по русскому языку для 6 класса на тему «Приставочно-суффиксальный способ образования слов «
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Русский язык. 6 класс
- Урок в 6 классе «Приставочно-суффиксальный способ словообразования»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок по русскому языку для 6 класса на тему «Приставочно-суффиксальный способ образования слов «
Тема: Приставочно – суффиксальный способ образования слов.
Цель: В конце урока ученики смогут образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса, смогут привести по 5 примеров и составить с ними предложения.
Оборудование : сигнальные карточки.
А) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке
Б) Психологически подготовить учащихся.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Расставьте приставки и суффиксы по местам.
Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
3.Формирование новых понятий и способов действия.
Приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Иногда корень зовет на помощь одновременно и приставку и суффикс , такой способ словообразования назвали приставочно-суффиксальным.
4. Применение приобретенных знаний. Формирование умений и навыков.
Задание 1. Каким способом словообразования образованы все эти слова?
/мечтатель/ + суффикс — ниц- + (а)
/счастлив/ + суффикс — чик- + ( )
/жемчуж/ + суффикс — инк- + (а)
Задание 2. 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.
2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.
Задание 3. 1. Обозначьте приставки в приведенных словах. 2.Какие новые значения придают они каждому из однокоренных слов?
Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, взлететь, полететь, перелететь, облететь; летная – нелетная.
Задание 4. 1. Прочитайте слова. 2. Не записывая слов, составьте их схемы.
Грибника, хохотушка, засветит, комариный.
5. Этап информации о домашнем задании : упр.12, 13 стр. 83.
6. Рефлексия. Прием «Снежок».
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Составьте с ними предложения.
7. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-099048
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Основные способы образования слов в русском языке
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Способы словообразования.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.
Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.
Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.
Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.
Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.
Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.
При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются
имена существительные:
к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.
имена прилагательные:
к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;
местоимения:
к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;
глаголы:
к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;
наречия:
к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.
Суффиксальным способом образуются: имена существительные
багаж + суффикс -ник- получается багажник
камень + суффикс -щик- получается каменщик
гитара + суффикс -ист- получается гитарист
учить + суффикс -тель- получается учитель
честный + суффикс -ость- получается честность
строить + суффикс -ени- получается строение
стул + суффикс -ик- получается стулик
имена прилагательные
забота + суффикс -лив- получается заботливый
осень + суффикс -н- получается осенний
гусь + суффикс -ин- получается гусиный
белый + суффикс -еньк- получается беленький
наречия, оканчивающиеся на О:
к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;
к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.
Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.
Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.
Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.
Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:
От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.
Вспомним план словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано.
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной
1. Прибрежный – образовано от слова берег.
Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Речной – образовано от слова река.
Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.
Разбор тренировочных заданий
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Правильный ответ: Пришкольный
Выделите цветом слова с приставкой при-.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Источник
Урок в 6 классе «Приставочно-суффиксальный способ словообразования»
Технологическая карта урока русского языка по теме:
« Приставочно-суффиксальный способ словообразования » (ФГОС)
(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова )
Тема урока : Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145
Тип урока : урок нового материала
— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
— формирование представлений о способах образования;
— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
— формировани е интереса к новому учебному материалу ;
Методы и приёмы : Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,
Формы работы : фронтальная, индивидуальная.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе.
К : планирование учебного сотрудничества
Сообщение темы и цели урока
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2. Составление предложений:
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
3. Составление плана и последовательности действий.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Составл яют предложени я :
Сегодня на уроке я могу..
Л: ф ормирование познавательного интереса
К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
— Какими способами вы образовывали слова, выполняя задания домашних упражнений?
— Какую основу называют производной?
— Какую основу называют производящей?
Отвечают на вопросы.
Формулируют точные ответы.
Приводят примеры слов .
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
П : логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Проблемное объяснение нового знания
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
2. Обращение к теоретическому материалу II § 22 на с. 143.
— Какой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным?
— Приведите примеры слов.
— Почему такой способ называют приставочно-суффиксальным?
Читают теоретический материал.
Отвечают на вопросы учителя.
Выписывают слова в тетрадь.
Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;
Л: формулирование проблемы
проговаривание и закрепление нового знания
3. Упр. 173 Графический комментарий.
4. Диктант (орфографический).
Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название. Он примечателен своей ярко- красной или оранжевой шляпкой. Это ценный съедобный гриб. (По А. А. Плешакову)
— Выполните морфемный разбор слова подосиновик.
— Каким способом и от какого слова оно образовано?
— К какому стилю речи относится этот текст?
Графически записывают слова.
Записывают в тетрадь.
Называют орфограммы. Проговаривают правило.
Вспоминают правила, изученные в 5-6 классах.
Отвечают на вопросы учителя.
Р: контроль, оценка, коррекция;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
П : общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;
5. Упр. 174 (задания 1—4).
— Объясните происхождение слов подберёзовик (1 вариант) и подснежник (2 вариант), напишите небольшой текст.
2) Однокоренные слова: под березами – подберезовики; осинки – под осинами, подосиновики, осинник;
4) Люблю собирать грибы: подберезовики, подосиновики,
Находят однокоренные слова.
Записывают в тетрадь, распределяя на 2 группы.
Определяют способ образования. Выделяют морфемы.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают над вопросом.
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
Р: у мение давать самооценку.
Л: а декватная самооценка
Итог урока (рефлексия деятельности)
самооценка результатов деятельности своей и всего класса
— Что нового открыли на уроке?
— Какие трудности возникли?
— Что удалось легче всего?
Расставляют себе баллы.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Читать теор етический материал.
Дифференцированное задание. Читать и знать § 22 (I—II). 1 вариант — упр. 175.
2 вариант — упр. 174 (задание 5).
Задают вопросы по выполнению.
1. Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций
2. Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Приставочно-суффиксальный способ словообразования» (ФГОС)
6 класс
(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова)
Тема урока: Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145
Тип урока: урок нового материала
Цели урока:
— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
— формирование представлений о способах образования;
— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
Метапредметные УУД:
-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Познавательные УУД:
— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Регулятивные УУД:
-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Предметные УУД
— формирование интереса к новому учебному материалу ;
Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Номер материала: ДБ-1604399
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник