Конспект урока по обществознанию:» Конфликты и пути их разрешения» ( 8 класс)
Тема урока: «Конфликты и пути их решения».
— развитие личности, определяющую собственную позицию в процессе восприятия информации;
— — продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи, искать пути их решения;
— воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
— овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
— учащиеся должны уметь анализировать конфликтные ситуации и находить оптимальный способ их решения;
— знать виды конфликтов;
— знать способы предотвращения конфликтов;
— знать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
— оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, этнической принадлежности;
— сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
— осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
— различать в социальной информации факты и мнения;
— уметь применять полученные знания на практике.
Основные понятия: конфликт, субъекты и предмет конфликта, повод и виды конфликтов, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры.
Проверка домашнего задания. Желающие зачитывают эссе вслух.
Учащимся на выбор были даны 6 изречений великих людей на предыдущую тему урока «Межнациональные отношения». Выбрав оно из выражений, нужно было написать эссе.
«Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению».
«Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин».
3. «Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу».
4. «Несчастлива страна, у которой нет героев».
5. «Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить».
6. «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму». Б. Вашингтон
Организационный момент: класс сразу делится на 3 группы. Каждый учащийся тянет карточку и в зависимости от того, что на ней написано, занимает место в соответствующей группе. На карточке указана тема, над которой и будет работать команда:
На экране презентация, на слайдах которой изображены ситуации. Учащиеся должны определить о чем идет речь, определить тему урока и называть к какой из групп относится каждый слайд.
Работа с текстом.
Каждой команде раздается одинаковый текст – сказка Г.Х. Андерсона «Еврейка» (Приложение 1). Задача учащихся в зависимости от темы группы определить:
— пути решения конфликта.
Учащиеся должны самостоятельно сделать вывод и назвать причины конфликтов:
— социальная неоднородность общества;
— различия в уровне доходов, власти, культуре, доступе к образованию и информации;
— поведение человека, его социально-психологические черты.
Учитель: от конфликтов никто не застрахован. Они могут случиться с нами в школе, дома, на улице… Как же вести себя в конфликтных ситуациях? Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель: психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия:
Выделить суть проблемы.
Увидеть ее со стороны.
Поставить себя на место другого человека.
Найти конструктивное решение проблемы.
Этот алгоритм мы сейчас и попробуем в разных ситуациях.
Костя планировал после уроков пойти к другу Паше, с которым заранее договорился о встрече. Зайдя домой, чтобы переодеться, Костя встретился с мамой, которая попросила его сходить в магазин. Костя сказал маме, что его ждет друг. Мама ответила, что друг подождет, и заставила Костю пойти в магазин. Костя обиделся, но в магазин пошел».
Есть ли здесь конфликт? Кто его участники? Какие выходы из ситуации вы видите?
Рома и Саша должны были дежурить после занятий. Рома на дежурство не остался, сказав Саше, что у него тренировка по футболу. Саша обиделся, но продежурил.
Какой конфликт между одноклассниками? Разрешился ли он?
Настя и Катя сестры. Насте 8 лет, Кате 6. В одно из воскресений родители оставили их одних. Насте надо было делать уроки, а Катя решила посмотреть телевизор. Через некоторое время Настя присоединилась к сестре, но не захотела смотреть мультфильм и решила переключить программу. Катя хотела досмотреть мультфильм, сестры поссорились и не разговаривали друг с другом до вечера.
Как решился этот конфликт? Есть ли выигравшая сторона? А проигравшая?
А можно было по-другому разрешить этот конфликт?
Пути разрешения конфликта.
Осознание позиций сторон –
Дайте определение каждому понятию.
Умение сдерживать себя – ценное качество, однако не все им обладают. Умеете ли вы контролировать себя и не вступать в открытые конфликты? Данный тест поможет вам в этом разобраться.
1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?
а) ни за что не примете в нем участие – 3 балла;
б) вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла;
в) примете в нем активное участие – 1 балл.
2. Будете ли вы критиковать то, что вас не нравится на общем собрании?
б) в зависимости от обстоятельств – 2 балла;
в) будете критиковать – 1 балл.
3. Вы видите, что учитель постоянно к вам придирается и, как вам кажется, несправедливо. Как вы отреагируете на ситуацию?
а) попытаетесь поменьше показываться ему на глаза – 2 балла;
б) скажете ему об этом – 1 балл;
в) побоитесь вступить с ним в конфликт – 3 балла.
4. Как часто вы спорите друг с другом?
а) только тогда, когда на вас не обижаются и не портятся отношения – 2 балла;
б) спорите только по важным вопросам – 3 балла;
в) спорите не только с ними, но и с другими людьми – 1 балл.
5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?
а) попытаетесь проследовать за ним – 1 балл;
б) будете возмущаться, но не вслух – 3 балла;
в) выскажете свое возмущение открыто – 2 балла.
6. Ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не совсем умный поступок. Как вы его остановите?
а) постараетесь его отговорить – 2 балла;
б) будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справится – 3 балла;
в) выскажете все, что думаете о нем – 1 балл.
7. По дороге домой вы встречаете группу курящих подростков. Как вы отреагируете на них?
а) промолчите – 3 балла;
б) поругаете их – 1 балл;
в) сделаете замечание – 2 балла.
8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы отреагируете?
а) больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла;
б) попросите пересчитать – 2 балла;
в) устроите большой скандал – 1 балл.
9. На курорте администратор в вашей гостинице совершенно не выполняет своих обязанностей. Как вы поступите?
а) будете молчать, т. к. ваше возмущение ничего не даст – 3 балла;
б) пожалуетесь на него начальству – 1 балл;
в) будете вымещать свое недовольство на горничной – 2 балла.
10. В споре со своим другом вы понимаете, что он(а) прав(а). Что вы сделаете?
а) ошибку не признаете – 1 балл;
б) признаетесь, что не были правы – 3 балла;
в) решите, что если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла.
Подсчитайте количество набранных баллов.
У вас от 30 до 25 баллов. Вас можно назвать очень тактичным и абсолютно не конфликтным человеком. Вы предпочитаете все конфликтные ситуации улаживать с помощью переговоров. Вас можно назвать приятным для окружающих человеком, который всегда готов прийти на помощь, если потребуется. Для вас очень важно не потерять уважения в глазах друзей и родных.
У вас от 24 до 19 баллов. Вас можно назвать в меру конфликтным человеком, потому что если вы видите, что где-то с вами поступили несправедливо, то обязательно выскажетесь по этому поводу. Даже если на карту поставлена ваша карьера, вы не смолчите и будете до конца отстаивать свою точку зрения. За это вас уважают окружающие.
У вас от 18 до 13 баллов. Вы не можете жить спокойно. Если с вами не спорят и не скандалят, вы сами находите повод для этого, что еще хуже, вы способны без труда устроить скандал на пустом месте. Как правило, таким способом вы спускаете накопившуюся энергию. Вы очень критичны и постоянно чем-то недовольны. Может быть, вам имеет смысл направить свою энергию в позитивное, созидательное русло.
У вас 12 и меньше баллов. Вы обладаете разрушительной энергией. Малейшая критика в вашу сторону или неосторожно сказанное слово грозит сказавшему крупными неприятностями. Вы способны одним взглядом «испепелить» своего противника. Остается только догадываться, на что вы способны. Многие люди вас побаиваются, а те, кто знает о вашем характере, стараются держаться от вас подальше и лишний раз не попадаться вам на глаза. Такими темпами вы можете растерять тех друзей, которые у вас еще остались!
Помните! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! И постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
В школе для бедных, между другими детьми, сидела девочка-еврейка, добрая, развитая и самая прилежная из всех. Но в одном из уроков она не могла принимать участия — в Законе Божием: школа была христианская. Ей позволили в это время учить урок по географии или решать задачи, но она скоро справлялась и с уроком, и с задачами, и книжка только так лежала перед нею раскрытою — она в нее и не заглядывала, прислушиваясь к словам учителя. Скоро тот заметил, что она следит за уроком, пожалуй, внимательнее всех остальных.
— Учи свой урок! — сказал он ей кротко и серьезно, но она продолжала смотреть на него своими черными лучистыми глазами; он задал ей несколько вопросов, и оказалось, что она поняла и усвоила из его уроков больше, чем кто-либо из других детей. Она слушала, понимала и слагала все в сердце своем.
Отец ее, честный бедняк, отдавая дочь в школу, поставил условием, чтобы ее не учили догматам христианской веры; но отсылать ее в эти часы из класса было неудобно — это могло возбудить в других детях различные мысли и соображения, — и она оставалась. Теперь же учитель понял, что так дело оставить нельзя.
Он отправился к ее отцу и заявил, что тот должен или взять свою дочь из школы, или позволить ей принять христианство.
— Я не могу равнодушно видеть ее горящего взора, в котором так и светится вся ее душа, жаждущая света истины Христовой! — добавил учитель. Отец заплакал:
— Сам я малосведущ в законе отцов моих, но мать ее была истою дочерью Израиля, крепко держала свою веру и взяла с меня на смертном одре слово — никогда не позволять нашей дочери креститься. Я должен сдержать свое обещание: оно для меня священно, как обет, данный Богу. И девочку взяли из христианской школы.
Прошло много лет. В одном из маленьких городков в Ютландии служила в семействе небогатого горожанина бедная девушка-еврейка. Это была Сара. Волосы ее были черны, как эбеновое дерево, темные глаза сияли огнем, как у дочерей Востока. Но выражение их ничуть не изменилось со времени ее детства, когда она еще сидела на школьной скамейке и внимала словам учителя. По воскресеньям в церкви звучал орган и раздавалось пение псалмов; торжественные звуки доносились через улицу и до соседнего домика, где прилежно и неутомимо занималась своим делом еврейка. Заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его!» — была для нее законом, но суббота была у христиан рабочим днем, и девушка могла праздновать ее лишь в сердце своем, а этого ей казалось мало. Но что значат для Бога дни и часы? Мысль эта пробудилась в ее душе, и девушка стала праздновать субботу в христианское воскресенье. И когда звуки органа и пение псалмов доносились до ее уголка в кухне, даже и это место проникалось святою тишиною храма. Сара читала в это время Ветхий Завет, сокровище и собственность ее народа; только его она и могла читать: слова ее отца, сказанные учителю, обещание, данное им ее умирающей матери, глубоко залегли в душу Сары: она не должна принимать христианства, не должна отрекаться от веры отцов своих, и Новый Завет должен оставаться для нее закрытою книгой! Но она уже так много знала из него, знания эти хранились в душе ее вместе с воспоминаниями детства. Раз вечером она сидела в углу комнаты и слушала, как хозяин читал вслух. Она могла слушать — читали не Евангелие, а старую хронику. Из нее прочитано было об одном венгерском рыцаре, попавшем в плен к турецкому паше. Турок велел впрячь христианина вместе с волами в плуг, погонять кнутом, словом, надругался над ним и терзал его всячески! Жена рыцаря продала все свои драгоценности, заложила замок и земли, друзья его также сложились, и наконец составилась нужная сумма — паша требовал за рыцаря невероятно огромный выкуп. Деньги были доставлены, и рыцарь освободился из тяжелого рабства. Больной, страждущий, прибыл он домой. Но скоро опять кликнули клич против врагов христианства, и рыцарь забыл всякий покой и отдых, велел оседлать своего боевого коня. Щеки его опять окрасились румянцем, силы вернулись, и он помчался разить врагов. И вот тот самый паша, что держал его в плену, запрягал в плуг, мучил и терзал, стал теперь его пленником. Пашу отвели в темницу, но не прошло и часа, как к нему явился сам рыцарь и спросил его:
— Как ты думаешь, что ожидает тебя?
— Возмездие! — отвечал турок.
— Да, но возмездие христианское! — сказал рыцарь. — Закон Христа запрещает воздавать за зло злом, велит прощать врагам нашим и любить ближнего! Бог есть любовь! Ступай с миром в дом свой и будь добр и милостив к страждущим!
Пленник залился слезами:
— Мог ли я ожидать этого? Напротив, я знал, что меня ожидают муки и терзания, и принял яд. Он скоро убьет меня, я умру, спасения нет! Но не дай мне умереть, не познав учения, которое вмещает в себе такую любовь и милосердие! Оно велико и божественно! Дай мне умереть христианином! И мольба его была исполнена.
Вот какую историческую легенду прочел хозяин; все слушали внимательно, но живее, пламеннее всех внимала чтению сидевшая в углу служанка Сара, еврейка. Крупные слезы сверкали в ее блестящих черных как уголь глазах. Она сохранила ту же детскую душу, которая так жадно стремилась когда-то познать учение Евангелия. Слезы текли по ее лицу. «Не позволяй нашей дочери стать христианкой!» — были последние слова ее матери на смертном одре, и она хранила их в сердце своем вместе со словами заповеди Божией: «Чти отца твоего и матерь твою!». «Меня ведь и не крестили! — говорила она себе. — Все зовут меня еврейкою! Еще в воскресенье соседние мальчишки дразнили меня, когда я остановилась у открытой церковной двери и заглянула туда, где горели свечи и пел народ. Но со времени детства и до сих пор христианство неодолимо влечет меня к себе; оно, словно солнечный свет, проникает в мое сердце, даже когда я нарочно закрываю глаза. Но я не огорчу тебя в могиле, матушка. Я не изменю обету, который дал тебе отец! Я не стану читать христианской Библии: у меня есть свое прибежище — Бог отцов моих!».
Прошли еще годы. Хозяин Сары умер, хозяйка впала в бедность, служанку надо было отпустить, но Сара не ушла. Она стала поддержкой вдовы в нужде, работала с утра до поздней ночи и кормила ее трудами рук своих. У вдовы не было никого из близких родственников, кто бы помогал ей, а она между тем слабела день ото дня и по целым месяцам лежала в постели. Кроткая, благочестивая Сара была для нее в это время истым благословением Божиим — она бодрствовала по ночам и ухаживала за больной.
— Вон там Библия! — сказала однажды больная. — Почитай мне немножко! Вечер такой длинный, и я так нуждаюсь в утешении словом Божиим. Сара покорно склонила голову, взяла христианскую Библию, раскрыла и стала читать больной. На глаза девушки часто набегали слезы, но они становились от того еще яснее, а на душе у нее делалось все светлее. «Мать, дочь твоя не примет крещения, не будет причислена к христианам — ты так потребовала, и я исполню твой завет. Мы останемся одной веры, эта связь не будет мною нарушена здесь, на земле, но там нас ждет высшее единение в Боге! Он спасает нас от смерти. Он посещает землю, и если делает ее жаждущею, то и обогащает ее сторицею! Я понимаю это, хотя и сама не знаю, как дошла до того. Это все он разъяснил мне — Христос!». И она вся задрожала, называя его святое имя; огненное крещение пронизало ее душу молнией, и слабое тело не вынесло: без чувств упала девушка возле больной, за которою ухаживала день и ночь.
— Бедная Сара! — сказали люди. — Она переутомила себя работой и бодрствованием!
Ее отвезли в больницу для бедных, там она и умерла; ее схоронили, но не на христианском кладбище — там было не место еврейке, а за оградою, у самой стены. Но Божье солнышко, что светило на могилы христиан, ласкало и могилу еврейки; пение псалмов, раздававшееся над их могилами, доносилось и до ее могилы. Да, и до нее доносились слова: «И воскреснем все во Христе, Боге нашем, сказавшем ученикам своим: «Иоанн крестил вас водою, я же буду крестить Духом Святым».
Домашнее задание: параграф 23 ( А.И. Кравченко), найти в СМИ примеры межнациональных конфликтов.
Источник