Урок презентация суффиксальный способ 6 класс

Словообразование.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Презентация содержит материал, который можно использовать при изучении темы «Словообразование» в 6 классе.

Скачать:

Вложение Размер
Словообразование 2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: «Основные способы образования слов в русском языке».

Цель урока: Познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке.

Запись в конспектах.

Основные способы образования слов в русском языке.

Приставочный способ – это образование новых слов при помощи приставок.

Суффиксальный способ – это способ образования слов при помощи суффикса .

Суффиксальным способом образуются: существительные от глаголов (петь — пение); существительные от существительных (дом — домик); существительные от прилагательных (синий — синева); прилагательные от прилагательных (синий — синенький); прилагательные от существительных (дом — домашний); глаголы от глаголов ( заходил — захаживал); глаголы от существительных (стекло — стеклить); глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть); причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав); наречия от прилагательных ( медленный — медленно); числительные от числительных (девять — девятеро).

Приставочно-суффиксальный – это способ образования слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса.

Бессуффиксный способ – это образование новых слов путем отсечения суффикса.

Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово.

Соединительные гласные О и Е.

Сложносокращенные слова – это сложные слова, состоящие из сокращенных основ.

Переход слова из одной части речи в другую. Из какой части речи перешло и что обозначает В какую часть речи перешло и что стало обозначать Примеры 1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Рабочий инструмент, мороженое мясо Рабочий на стройке, вкусное мороженое 2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения Первый (лучший) ученик в классе 3. Причастие (признак предмета по действию) Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид 4. Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно 5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом 6. Наречие (признак действия) Предлог (выражает зависимость от глагола) Командир шел впереди Впереди отряда шел барабанщик 7. Деепричастие (добавочное действие) Предлог (выражает зависимость от глагола) Ушел, благодаря за помощь. Благодаря помощи, выполнил работу.

Контрольные вопросы. Что такое словообразование? Расскажите об основных способах образования слов в русском языке. Какие слова называются сложными? Приведите примеры. Какие слова называются сложносокращенными? Как они образуются? Приведите примеры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о.

Предлагаемый материал проектной деятельности на уроках русского языка по теме «Словообразование. Занимательно о серьёзном» содержит этапы работы над проектом, а также работы уч.

Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.

Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг.

Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы.

Источник

Способы словообразования, 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Способы словообразования, 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass.ppt 707 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».

Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод

ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую

ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова

Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное

Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть

Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и — основа производящего слова ТЬ подносить поднос

Сложение: а) слов б) основ : — с помощью соединительных гласных — без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод — Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) — Стен газета — МГУ — Универсам г) Белый-белый

Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.

Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.

Ответы 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2

Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) Мне нравится

Источник

Урок в 6 классе «Приставочно-суффиксальный способ словообразования»

Технологическая карта урока русского языка по теме:

« Приставочно-суффиксальный способ словообразования » (ФГОС)

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова )

Тема урока : Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145

Тип урока : урок нового материала

— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

— формирование представлений о способах образования;

— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

формировани е интереса к новому учебному материалу ;

Методы и приёмы : Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

К : планирование учебного сотрудничества

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составл яют предложени я :

Сегодня на уроке я могу..

Л: ф ормирование познавательного интереса

К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

— Какими способами вы образовывали слова, выполняя задания домашних упражнений?

— Какую основу называют производной?

— Какую основу называют производящей?

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Приводят примеры слов .

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Проблемное объяснение нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

2. Обращение к теоретическому материалу II § 22 на с. 143.

— Какой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным?

— Приведите примеры слов.

— Почему такой способ называют приставочно-суффиксальным?

Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Выписывают слова в тетрадь.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

проговаривание и закрепление нового знания

3. Упр. 173 Графический комментарий.

4. Диктант (орфографический).

Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название. Он примечателен своей ярко- красной или оранжевой шляпкой. Это ценный съедобный гриб. (По А. А. Плешакову)

— Выполните морфемный разбор слова подосиновик.

— Каким способом и от какого слова оно образовано?

— К какому стилю речи относится этот текст?

Графически записывают слова.

Записывают в тетрадь.

Называют орфограммы. Проговаривают правило.

Вспоминают правила, изученные в 5-6 классах.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П : общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;

5. Упр. 174 (задания 1—4).

— Объясните происхождение слов подберёзовик (1 вариант) и подснежник (2 вариант), напишите небольшой текст.

2) Однокоренные слова: под березами – подберезовики; осинки – под осинами, подосиновики, осинник;

4) Люблю собирать грибы: подберезовики, подосиновики,

Находят однокоренные слова.

Записывают в тетрадь, распределяя на 2 группы.

Определяют способ образования. Выделяют морфемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают над вопросом.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Р: у мение давать самооценку.

Л: а декватная самооценка

Итог урока (рефлексия деятельности)

самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Что нового открыли на уроке?

— Какие трудности возникли?

— Что удалось легче всего?

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Читать теор етический материал.

Дифференцированное задание. Читать и знать § 22 (I—II). 1 вариант — упр. 175.

2 вариант — упр. 174 (задание 5).

Задают вопросы по выполнению.

1. Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций

2. Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Приставочно-суффиксальный способ словообразования» (ФГОС)

6 класс

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова)

Тема урока: Приставочно-суффиксальный способ словообразования §22 стр.143-145

Тип урока: урок нового материала

Цели урока:

— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

— формирование представлений о способах образования;

— создание условий для осознания учащимися необходимости знать способы словообразования;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

— воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

Метапредметные УУД:

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Регулятивные УУД:

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Предметные УУД

формирование интереса к новому учебному материалу ;

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм»,

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Номер материала: ДБ-1604399

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способ создания полного товарищества
Оцените статью
Разные способы