Урок по теме способы передвижения

Разработка урока с презентацией «Способы передвижения животных. Полости тела»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок проходит в рамках учебного курса «Биология» 7 класс в разделе «Эволюция строения и функций органов и их систем».

По форме урок получения нового знания, с применением системно-деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС, и использованием информационно-коммуникативных технологий. На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
«Способы передвижения животных. Полости тела» 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка

Партизанского муниципального района

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

для учащихся 7 классов

«Способы передвижения животных.

Разработан и проведен

Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных.

Сформировать понятие «полость тела».

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

  • предметные: подчеркнуть, что движение – одно из основных проявлений жизни у животных; расширить знания учащихся о полостях тела, их видах, способах передвижения животных и жизненных формах, ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире;
  • метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, конверты с иллюстрациями и опорными словами, задания для групповой работы, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный и частично-поисковый методы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.

Технология: обучение в сотрудничестве

Принципы: научности, доступности, здоровьясбережения, занимательности, логичности

Виды деятельности: поисковый, исследовательский

I Организационный этап

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивация
  3. Целеполагание

III Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации
  2. Решение проблемы
  3. Самостоятельная работа обучающихся
  4. Обсуждение результатов работы

IV Подведение итогов работы

VII Информация о домашнем задании

I Организационный этап

Приветствие, призыв к учащимся оценить свою готовность к уроку, скорректировать ее при необходимости.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя.

Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Позитивный настрой на работу

  1. Целеполагание

Какой раздел мы изучаем? ( эволюция строения и функций органов и их систем)

От изучения внешних покровов мы перешли к изучению внутренних систем органов, какую систему органов мы изучили на прошлом уроке? (ОДС)

Ребята решите биологические задачи (тексты с задачами находятся у учащихся на партах, работа по решению ведётся в парах).

Задача 1. (слайд 1)

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
— могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2. (слайд 2) В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
— в связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. (слайд 3)

Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
— кости тонкие, заполнены воздухом
— челюсти без зубов

Задача 4. (слайд 4)

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
— это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел.

— Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Сейчас предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Учащиеся формулируют тему урока. (слайд 6)

Какие цели поставим?(слайд 7)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Решают задачи, повторяя материал прошлого урока

Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока.

Формулирование учащимися темы и целей урока

Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации
  1. Самостоятельная работа учащихся
  1. Обсуждение результатов работы

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Движение — одно из основных свойств живых организмов. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ. (слайд 8)

А зачем животные движутся? (слайд 9)

— спасение от хищников

— поиск половых партнеров.

А как же классифицировать эти способы передвижения?

Для того, чтобы это выяснить, давайте поработаем с дополнительной литературой по данной теме. (Приложение 1)

Учащиеся читают тексты, из дополнительной литературы, и работая в группах составляют схему (систему) из опорных понятий и иллюстраций животных, которые предложены им в конвертах. (К-картинка)

(амебоидное, движение, жгутики, реснички, мышечное, ложноножки, амёба (К), эвглена зелёная (К), инфузория туфелька (К), сокращение мышц, черви, дождевой червь (К), (белая планария (К), моллюски, хордовые, лягушки (К), птица (К), реактивный, каракатица (К), мускулистая нога, волны сокращения подошвы ноги, гребешок (К), прудовик обыкновенный (К), варан (К), собака (К)

Представьте – вы птицы,

вы вдруг полетели!

Теперь в океане

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Открыли глаза, и снова за дело!

Представители одной из групп читают текст «Полости тела» на стр. 202 – 203 учебника и

отвечают на вопросы:

-Что такое полость тела?

— Какие функции выполняет?

— У кого впервые в процессе эволюции появилась полость тела?

-В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела. Приведите примеры.

-Чем отличается полость тела хордовых животных от кольчатых червей?

— Составьте модели полостей тела, используя подручный материал. (слайд 10,11)

После выполнения задания одна из групп представляет полученную ими схему.

Группа, изучающая полости тела представляет свою работу одноклассникам.

С какими способами передвижения мы сегодня познакомились?
Амебоидное движение. Движения при помощи жгутиков и ресничек. Движение с помощью мышц

Учащиеся высказывают свое мнение на поставленный вопрос

Работа в группах по изучению предложенного материала.

Учащиеся выполняют упражнения

Отвечают на вопросы, работают с дополнительной литературой

Представители остальных групп знакомятся с полученными результатами, анализируют работу, вносят коррективы.

Решение проблемной ситуации

Учащиеся выдвигают собственный алгоритм деления животных по способам передвижения

Задание лабиринт по теме «Движение организмов». (Приложение 2) (слайд 12)

Из школьного фольклора «Задача должна быть кусачей, иначе она не задача»

Решение задач (слайд 13)

(Выполняется при наличии времени)

Определите скорость змеи, если за 15 мин она проползает 2,7 км.

— задача решается по формуле ν =S/t (м/с) 2700 м/900 с = 3 м/с);

У африканских страусов на ногах всего 2 пальца, что, впрочем, не мешает им очень быстро бегать.

За какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 80 км /ч.

( решение: 80х1000/3600 = 22,2 м/с; 100/22,2 = 4,5с)

Выполняют задание, вычленяют ключевое слово –ЛОКОМОЦИЯ

Решают задачи межпредметного характера (связь с физикой)

Систематизация нового «открытого» знания

Итак, скажите какие цели, мы поставили перед собой в начале урока?

Мы ответили на все вопросы урока?

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

— Скажите ребята, вам понравился урок?

А что понравилось больше всего?

Перед вами лежат листки цветной бумаги, выберите тот, который сходен с вашим сегодняшним настроением от урока:

Выбирают «цвет настроения»

Удовлетворенность учащихся уроком.

Постановка домашнего задания

Записывают домашнее задание.

Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела — ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, организм буквально скользит по поверхности. Такое передвижение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например — лейкоцитам крови).

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или волнообразно шевелясь, жгутики и реснички создают движущую силу и двигаются тупым концом вперёд. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде (инфузориям, эвглене, вольвоксу, различным зооспорам, сперматозоидам).

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани — способность сокращаться.

У круглых червей мышцы только продольные, поэтому они могут изгибать своё тело, но не способны вытягивать или укорачивать его. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, цепляется при движении за неровности почвы.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”. Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие, личинки стрекоз, и медузы освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости. Осьминоги и каракатицы при таком способе передвижения развивают скорость до 3600 м в минуту (216 км в час)

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и другие образования, например крылья у насекомых. Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Мощные мускулы рыбы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Мышцы обеспечивают движения плавников. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела — самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея — красивое и завораживающее зрелище. В удивительно сильном теле змеи синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело.

Активно могут летать только насекомые, птицы и летучие мыши. У птиц передние конечности превратились в крылья. Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду. Способ передвижения на конечностях значительно уменьшает трение. Тело не волочится по земле, а поддерживается на весу. Как следствие этого значительно возрастает скорость движения – бегом, иногда прыжками (кузнечики, кенгуру). Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.

А по бегу чемпионом является гепард, который за час пробегает около 112 км и может догнать любое дикое животное, даже антилопу.

Лабиринт по теме: «Движение организмов»

1. Животные способны к активным передвижениям

Источник

Урок по биологии на тему » способы передвижения. полости тела» 7 КЛАСС

1. Информация об участнике

Баранникова И.И., учитель биологии.

МБОУ Владимировская СОШ.

Урок в 7 классе по теме «Способы передвижения животных. Полости тела»

УМК В.В. Пасечника.

Программа по биологии для общеобразовательных учреждений: 6-9, 10-11 классы / Под редакцией. В.В. Пасечника.

Учебник: Латюшин В. В. Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс

Тема урока «Способы передвижения животных. Полости тела»

Цели урока: Познакомиться с основными типами движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.

Сформировать представление о полости тела животных, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных.

Задачи: Образовательная. Расширить знания учащихся о способах передвижения животных, дать представление о полостях тела животных.

Развивающая. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной работы.

Воспитательная. Развитие навыков работы в парах.

Планируемый результат . Учащиеся углубляют знания о биологическом значении движения и способах передвижения, полостях тела животных, закрепляют знания по систематике животных

самостоятельная работа, работа в парах

предметные: слайд — презентация « Способы передвижения животных. Полости тела »

практические: выполнение самостоятельной работы, работа в парах

интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление

Ключевые слова темы: полость тела, движение.

Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд — презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.

На прошлом уроке мы с вами изучили опорные системы организмов, проверим знания:

Какова классификация Царства животных?

Какие опорные структуры вам известны?

В каком направлении шел процесс эволюции опорных структур от одноклеточных до позвоночных животных?

Дайте определение понятия скелета.

В чем достоинства и недостатки наружного скелета?

Каковы особенности осевого скелета низших и высших хордовых?

Каковы функции скелета?

Изучение нового материала

Презентация + элементы беседы.

— Почему движение важный признак всех живых организмов?

— Каково его значение для жизнедеятельности организма?

Тему урока учащиеся формулируют самостоятельно (слайд 1).

Цели и задачи урока учащиеся формулируют самостоятельно (слайды 2,3).

Движение – одно из основных свойств живых организмов. Это сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме .

3 основных типа движения .

(Просмотр способов передвижения животных на слайдах и МД поддержка уроки КиМ), с последующим обсуждением и выполнением заданий Приложения №1.

Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника, систематизация и обобщение знаний – выступления по плану (смотри приложение №1)

А) амебоидное движение (слайд 4)

Б) движение при помощи жгутиков и ресничек (слайд 5)

В) мышечное движение: беспозвоночных (слайды 6) и позвоночных животных (слайд 7).

Полость тела – это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

А) Первичная полость тела. Полостная жидкость омывает органы, поддерживает форму тела, транспортирует питательные вещества, накапливает ненужные продукты жизнедеятельности (слайд №8,10)

У каких систематических групп животных присутствует первичная полость тела? (круглые черви).

Б) Вторичная полость тела (системы органов не омываются полостной жидкостью)

Все остальные животные (слайд №9,11)

Закрепление полученных знаний.

Проверь себя (слайд 12).

1. Что такое полость тела? Ее значение? У каких животных впервые появляется вторичная полость тела?

2. Каковы основные способы движения у животных?

3. Каково значение движения для животных?

1. «Я предлагаю вам изображения животных, а вы определите способ движения»

2. Самостоятельная работа учащихся с заданием (приложение №2)

5. Домашнее задание

П. 38. Рассмотреть как движутся, имеющиеся домашние животные.

1. Учебник: Латюшин В. В.Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс . Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования

2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Латюшина . Биология животные.

Памятка учащимся для выступления по теме

«Способы передвижения животных»

Охарактеризуйте амебоидный тип передвижения животных.

В чем сущность этого способа движения

Какие органеллы клетки участвуют в движении?

В какой среде обитают эти животные?

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Охарактеризуйте движение при помощи жгутиков и ресничек.

В чем сущность этого способа движения

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Для какой среды характерен данный тип передвижения?

В чем преимущества такого движения по сравнению с амебоидным?

Охарактеризуйте движение с помощью мышц у беспозвоночных животных.

Какие органы участвуют в движении беспозвоночных животных

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Какие среды освоили животные с данным типом передвижения

В чем преимущества такого движения по сравнению с амебоидным и движением при помощи жгутиков и ресничек?

Охарактеризуйте движение с помощью мышц у позвоночных животных

Какие органы участвуют в движении позвоночных животных?

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Какие среды освоили животные с данным типом передвижения?

В чем преимущества такого движения по сравнению с амебоидным , движением

при помощи жгутиков и ресничек и помощью мышц у беспозвоночных

Приложение №2. (самостоятельная работа) Найди соответствие и прочти полученное слово.

Источник

Читайте также:  Каким способом можно определить мгновенную скорость тела
Оцените статью
Разные способы