Урок по теме способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Способы передачи чужой речи. 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 11 класс Дата__________

Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок – практикум.

Оборудование : схемы «Знаки препинания при прямой речи», тест.

I. Фонетическая разминка.

— Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.

II. Работа по теме урока.

— Чтение § 101, 102 ответы на вопросы.

  • Назовите способы передачи чужой речи.
  • Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?
  • Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?
  • Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
  • Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?

(Устное выполнение упражнения 476 с объяснением постановки знаков препинания.)

1. Тест «Проверьте себя!»

1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?

а) »П? — а. — П?»; в) «П?» — а. — «П?»;

б) «П? — а, — п?»; г) П? — а. — П?

… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.

а) «П. — а. — П.»; в) «П,» — а. — «П.»;

б) «П, — а, — п.»; г) П, — а. — П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

2. Выполнение упражнения 478.

Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1- 1-6-е предложения; вариант 2 — 7-12-е предложения).

Задание : переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.

VI. Домашнее задание.

2. Упражнение 480

Русский язык 11 класс Дата______________

Тема: Знаки препинания при диалоге и цитатах

Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; повторить основные способы цитирования и пунктуационное оформление цитат; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; воспитание языкового чутья.

  1. Проверка домашнего задания.

— Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.

— Замените прямую речь косвенной.

Артем явился ко мне и радостно сообщил: «Ура! У меня высокий балл. Я поступил!»

II. Комментированный диктант.

Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К. Паустовский)

III. Работа по теме урока.

— Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?

— Как можно оформить диалог на письме?

Работа с учебником: чтение § 102.

— Составьте диалог по следующей схеме.

-Составьте схему диалога.

— Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!

— Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, — отвечает Болотников.

— Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, — говорит Воропаев.

— Составьте диалог на тему «Разговор на перемене» (8—10предложений).

Источник

Конспект урока по теме: «Способы передачи чужой речи» 8 класс

Разработка урока по русскому языку

Тема: Чужая речь и способы ее передачи. Знаки препинания при цитировании. Оформление эпиграфа.

Цель: закрепление понятия чужой речи и способов ее передачи, повторение правила постановки знаков препинания при передачи чужой речи, закрепление умения перестраивать прямую речь в косвенную, закрепление навыков правописания при цитатах и оформлении эпиграфа.

1. Словарная работа. На карточках даны слова. Объясняется их написание и значение.

МИСТИКА (греч.)- вера в сверхъестественное, божественное.

СИМВОЛ (греч.)- предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи, явления.

2. Объяснительный диктант.

Дворянско-интеллигентская среда, увлечение философскими идеями, дисгармоничный и ирреальный мир, миссия поэта, несбыточные мечты, поэт-символист, субъективное отражение, мир преображенной мечты, Серебряный век, Наслаждаться лирикой, подлинный талант, мистический образ, напряженный драматизм.

3. Повторение способов передачи чужой речи и правила постановки знаков препинания при прямой речи. Учащимся дается таблица- помощник.

прямая речь(дословная передача)косвенная(передается от лица автора) Знаки препинания при прямой речи:

— Работа со схемой. Из чего состоит прямая речь, как выделяется?

— Повторение правила постановки знаков препинания при прямой речи, если слова автора стоят внутри прямой речи.

«П,-а,-п».(Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

«П,-а.-П».(Если на месте разрыва должна была стоять точка)

4. Задание на карточках.

А) Поясните: при помощи каких слов введена прямая речь, какую функцию выполняют слова автора помимо того, что вводят прямую речь.(содержат указание, при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь; к кому обращена; обозначает чувство говорящего, его внутреннее состояние; характеристика действующего лица, выражает отношение к нему автора)

1)«Делайте, что хотите,- отвечал им сухо Дубровский,- я уже здесь не хозяин».2) Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».3) «Как вы долго не были!»- промолвила она. 4)Оглядев внимательно новичка с ног до головы, он буркнул: «Фамилия?» 5) «Так, так, вот оно что»,- закивал господин.

Б) Расставьте знаки препинания.

1)Что может говорит Полкан приятней быть, как с другом сердце к сердцу жить.2) Женщинам я говорил без церемонии Как ты постарела.

3)Мы решили продолжал заседатель с вашего позволения остаться здесь ночевать. 4) Знаем мы вас, как вы плохо играете сказал Ноздрев. 5) Это странно сказала во всех отношениях приятная дама Что бы такое могли значить эти мертвые души. 6) Да неужели продолжал я отец не догадался, что Бэла у вас в крепости . 7) Зачем вы повязаны платком спросил я Владимира. 8) Женщина или девушка на велосипеде это ужасно говорил Беликов . 9) Ничего вы не умрете, и не думайте заревел Крылов Сейчас я вас лечить буду. 10) А где же ваши вещи профессор вкрадчиво спрашивал Берлиоз Вы где остановились 11) А за окном шелестят тополя Нет на земле твоего короля. 12) Сологдин сощурился и скомандовал Пойди запри дверь Быстро

5. Диалог. Что это такое? Как выделяется? (Смотри карточку)

А) «Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?»- «А смотрела, откуда ветер дует».- «Зачем тебе?»- «Откуда ветер дует, оттуда и счастье».- «Что же, разве ты песнью зазывала счастье?»- «Где поется, там и счастливится».

Б) — Хорошо море?- спросил Челкаш.

— Ничего! Только боязно в нем,- ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде.

— Боязно? Экая дурь!- насмешливо проворчал Челкаш.

6. Предложения с косвенной речью.

На доске схема образования предложений с косвенной речью и примеры.

[ слова автора], (что косвенная речь)

Это СПП с придаточным изъяснительным. Союзы ЧТО, ЧТОБЫ, частица ЛИ.

Учитель спросил: « Вам известны стихи Блока, посвященные им России?» (при вопросительном предложении используй частицу ЛИ)

Учитель спросил, известны ли нам стихи Блока, посвященные им России.

Учитель сказал: « Вам всем известны стихи Блока, посвященные им России». (При повествовательном предложении используй союз ЧТО)

Учитель сказал, что нам всем известны стихи Блока, посвященные им России.

Учитель попросил: «Назовите стихи Блока, посвященные им России».( При побуждении используй союз ЧТОБЫ)

Учитель попросил, чтобы мы назвали стихи Блока, посвященные им России.

7. Замените прямую речь на косвенную и наоборот.

А) «Повесьте здесь зеркало»,- посоветовал Павел. «Хочешь сегодня ночью работать со мной?»- спросил Челкаш. «Лесть и трусость- самые дурные пороки».- громко промолвила Ася.

Б) Николай Иванович приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива. Дмитрий резким тоном ответил мне, что он не может идти вниз, потому что, как я вижу, у него гости.

— Когда и зачем мы используем эпиграф? Обязателен ли он?

Эпиграф (греч.- надпись) – цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения, выражающие основную идею и тему произведения, его общую настроенность. (Словарь иностранных слов) Эпиграфы пишут без кавычек, а ссылку на источник, автора- без скобок и без точки. (Смотри карточку)

Я всю свою звонкую силу поэта

Тебе отдаю, атакующий класс.

Этой теме я сознательно и бесповоротно

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

Составить диалог на тему «Беседа с другом о каком-нибудь литературном произведении, фильме, спектакле».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Разработка урока русского языка по теме «Способы передачи чужой речи» (8 класс)

Способы передачи чужой речи.

Повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями для знакомства с косвенной речью.

На уровне универсальных учебных действий:

1. Опознавать основные способы передачи чужой речи.

2. Расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами и обращениями.

Воспитывать языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

Способствовать развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции.

Способствовать формированию умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам.

Анализ сочинений на лингвистическую тему «Роль вводных слов в тексте» — из контрольной работы.

Работа по теме урока.

Запись темы урока и постановка целей.

— Какие способы передачи чужой речи вы знаете?

— Оформите данные высказывания в форме прямой речи.

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эвристическая беседа по предложениям

– В чём особенности структуры каждого предложения ( знаки препинания не расставлены)?

– Как можно решить пунктуационную задачу?

(При необходимости обратитесь к теоретическому материалу учебника)

— Прочтите теоретический материал в учебнике и данный ниже и запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы.

1) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин. Чувство родины – основное в моём творчестве.

2) Без Ясной Поляны любил повторять Л.Н.Толстой не было бы ни меня, ни моих сочинений.

3) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, что природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.

4) Человек по словам М.М.Пришвина – это часть природы, его нельзя разлучить с ней.

5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.

Анализ теоретического материала.

Дома теоретический материал по теме « Предложения с прямой речью» в накопительную папку. Упр. 393 ( 1 часть) схемы.

— Анализ и графическое оформление предложений ( предложения в тетрадь не записывать)

1. “Тихая моя родина, – писал в своём очерке Василий Белов, – ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.”

2. “Липа – дерево важное, – говорил Егор, шагая по заросшей лесной дороге. – Она в прежние– то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.”

– Объясните роль метафоры в данном предложении.

1. Записать предложения в виде прямой речи.

Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

М.Ю.Лермонтов, “Княжна Мери”

2. Оформить в виде простого предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)

3. Оформить в виде прямой речи с разрывом.

Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи…

А.П.Чехов, “Дядя Ваня”. Слова доктора Астрова

Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Источник

Читайте также:  Способы избавиться от беспокойства
Оцените статью
Разные способы