- Конспект урока «Основные направления эволюционного процесса» 11 класс план-конспект урока по биологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проблемный ситуация : «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале «Макроэволюции» . Требование к соискателю: знание закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!
- Объявление целей урока (показывается на слайде)
- Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
- Методическая разработка теоретического занятия «Основные направления эволюционного процесса»
Конспект урока «Основные направления эволюционного процесса» 11 класс
план-конспект урока по биологии по теме
Основные направления эволюционного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Основные направления эволюционного процесса.
— Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;
— Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;
продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.
— Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.
Тип урока : урок изучение и первичного закрепления знаний.
Методы обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, в парах,
- Орг. момент 2 мин.
- Актуализация знаний. 3 мин.
- Изучение нового материала. 10 мин.
- Закрепление знаний 12 мин.
- Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
- Домашнее задание. 2 мин.
Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.
Проблемный ситуация : «Недавно в сети Интернет появилось объявление о том, что Государственный Дарвиновский музей – крупнейший музей России набирает группу экскурсоводов для работы в зале «Макроэволюции» . Требование к соискателю: знание закономерностей макроэволюции ». Я, предлагаю вам пройти краткосрочное обучение и «поучаствовать» в этом конкурсе (в конце изучения темы в форме зачетного урока). Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!
Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)
Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.
— Эволюция? (историческое развитие живых организмов)
Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.
— Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)
— Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)
Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Объявление целей урока (показывается на слайде)
Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.
- Изучение нового материала.
Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:
— В чем различия биологического регресса и дегенерации.
— Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.
Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.
Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.
— Существует еще два направления эволюции. Какие?
Биологический регресс, стабилизация.
Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.
— Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс? Слайд 5
— По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6
Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9
Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11
А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – «живые ископаемые»
— Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15
— Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16
— Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.
— Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17
- Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20
Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
- По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
- По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.
Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.
Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.
- Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов . Слайд 21, 22, 23
Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.
Крайняя степень идиоадаптации — специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)
- Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов . Слайд 24, 25
Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.
Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27
- В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
- Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы
Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.
Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.
Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.
Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.
Выполнение лабораторной работы
Тема: Выявление ароморфозов у растений.
Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.
Оборудование: гербарные экземпляры растений основных отделов.
- Рассмотрите гербарные образцы растений: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны (ели), цветкового растения.
- Выявите изменения во внешнем (появление новых органов) и внутреннем строении (появление новых тканей).
- Внесите данные в таблицу.
Источник
Методическая разработка теоретического занятия «Основные направления эволюционного процесса»
Тема: Основные направления эволюционного процесса
Раздел: Эволюционное учение
Тип занятия : изучение нового материала
Вид занятия: лекция с элементами беседы
Образовательная : Дать понятие о способах осуществления макроэволюции, о главных направлениях биологической эволюции: биологическом прогрессе и биологическом регрессе, о путях биологического прогресса, об основных закономерностях эволюции и результате эволюции: многообразии видов, усложнении организации, приспособленности
Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, аккуратности, потребности в совершенствовании знаний и умений, ответственности за выполнение задания, умения работать в прах и коллективе.
Развивающая: развитие умений добывать информацию по теме, анализировать полученную информацию, сравнивать с имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Межпредметные связи: анатомия, история
Внутрипредметные связи: микроэволюция, видообразование, движущие силы эволюции, редкие и исчезающие виды, приспособленность организмов
Методы обучения: словесные, наглядные, частично-репродуктивные.
Оснащение занятия: Методическая разработка по дисциплине,
Электронная презентация «Эволюция»,
ЭУИ «Биология 10-11 классы»,
Дидактические карточки, раздаточный материал с заданиями.
Оборудование учебного кабинета
Планируемый результат (студент должен знать): Знать характеристики макроэволюции, сущность дивергенции, конвергенции, параллельной эволюции, ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации, биологического прогресса и регресса
Организационная часть — 2 мин.
Проверка знаний — 15 мин.
Сообщение темы, цели, плана — 2 мин.
Изложение нового материала — 45 мин
Закрепление учебного материала — 16 мин.
Подведение итогов — 5 мин.
Домашнее задание — 2 мин.
Рефлексия — 3 мин.
— Отметка присутствующих, подготовленность аудитории, средств обучения
Проверка исходного уровня знаний:
Фронтальный опрос по вопросам:
Что называется микроэволюцией? Каковы ее основные характеристики?
Как происходит географическое видообразование?
Как происходит экологическое видообразование?
какую роль играют в микроэволюции изоляции, дрейф генов, популяционные волны?
Какова роль мутаций в эволюции ж.о.?
Работа с заданиями дидактических карточек.
Сообщение темы, цели, плана
Изложение нового материала по плану:
1. Понятие о макроэволюции.
2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм
3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс
4. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация
5. Основные закономерности эволюции: необратимость эволюционных преобразований.
6. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, приспособленность
Закрепление учебного материала: ответы на вопросы раздаточного материала (Вопросы прилагаются)
6. Контроль по вопросам в конце праграфов.
Вид контроля: устный, письменный
Методы контроля: фронтальный опрос, тестовое задание, выполнение письменных упражнений
Аудиторная самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий с помощью учебника.
Внеаудиторная самостоятельная работа (содержание домашнего задания): Прочитать указанные страницы учебников. Приготовить сообщения с презентацией по темам:
-палеонтологические доказательства эволюции,
1. Биология под ред Беляева Д.К., 2012 с. 176-180
2. Сивоглазов В.И. и др, Биология 10-11 кл., 2011, с. 251-254
Основные направления эволюционного процесса
1. Понятие о макроэволюции.
2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм
3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс
4. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация
5. Основные закономерности эволюции: необратимость эволюционных преобразований.
6. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, приспособленность
Макроэволюция — это развитие жизни на Земле в целом от момента его происхождения до сегодняшних дней. Между микроэволюцией и макроэволюцией нет грани, т. к. процесс микроэволюции, первично вызвавший дивергенцию популяций, продолжается внутри вновь возникших форм организмов
Способы осуществления макроэволюции:
Дивергенция – расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов) В результате вид распадается на несколько независимых видов.
В результате дивергенции развиваются гомологичные органы — органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций
(так как они приспосабливают к разным условиям).
Параллелизм – эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.
Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных;
Конвергенция – процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде ( форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).
В результате конвергенции развиваются аналогичные органы — органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций
(так как они приспосабливают к сходным условиям).
Главные направления макроэволюции
1. Биологический прогресс – направление, ведущее к :
— увеличению численности особей внутри вида,
— увеличению количества малых таксонов внутри крупных таксонов,
— к возрастанию приспособленности организмов,
— к более широкому распространению вида или таксона.
Биологический прогресс идет 3 путями:
А) ароморфоз (арогенез) – это морфофизиологический прогресс, возникновение новых признаков, органов, которые существенно повышают уровень организации живых организмов, часто приводят к выходу в новую среду обитания (живорождение, развитие легких, постоянная температура тела). В результате образуются крупные таксоны – классы, типы, отделы…
Все ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения
Б) Идиоадаптации (аллогенез) – формирование приспособительных признаков к среде обитания без перестройки общей организации. Это частные приспособления отдельных видов. (Дарвиновские вьюрки приспособились к питанию насекомыми, орехами, семенами, плодами и др. – изменился клюв). Приводит к формированию видов и родов – мелких таксонов.
В) Общая дегенерация (катогенез) – особый путь развития эволюции, связанный с проникновением организма в более простую среду и резким упрощением строения и образа жизни. (Например, исчезновение кровеносной, мышечной, пищеварительной и др. систем у паразитических червей. У суккулины (паразита крабов) в организме развивается только половая система.)
2. Биологический регресс – направление эволюции, характеризуется:
— снижением численности особей,
— постепенным и быстрым уменьшением количества видов внутри более крупного таксона
Биологический регресс может привести к вымиранию. В состоянии регресса находятся многие виды , крупные млекопитающие – уссурийский тигр, гепард, белый медведь,…
Закономерность: в пределах какого-либо таксона за возникновением ароморфозов следует возникновение множества идиоадаптаций, для адаптации в новой среде.
Закономерности эволюции: — эволюционные изменения необратимые (Л.Долло: организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже если он окажется в тех условиях, которые он прошел).
— происходит непрерывный процесс приспособления к условиям обитания,
— происходит возникновение новых видов и вымирание не переживших борьбу за существование и естественный отбор,
— происходит постепенное усложнение организации.
Задания для закрепления
1. Выявите ароморфозы, идиоадаптации и дегенеративные признаки:
1. возникновение теплокровности,
2. образование хобота у слона,
3. утрата конечностей у кита,
4. усложнение головного мозга у млекопитающих,
5. образование цепкого хвоста у обезьян,
6. возникновение позвоночника,
7. возникновение многоклеточности,
8. появление семян у семенных папоротников,
9. возникновение лазающего стебля, характерного для плюща,
10. появление зацепок, как у лопуха,
11. утрата листьев кактусом,
12. появление проводящей ткани,
13. дифференциация слоевища на стебель, лист и корень.
2. Даны плавники акулы, ихтиозавра и кита, ноги лошади. Какие из этих органов являются гомологичными, какие – аналогичными? Гомологичные (одно происхождение, но разные по функциям) –плавники кита и ноги лошади плавник ихтиозавра и ноги лошади). Аналогичные ( разное происхождение, но одна функция) – плавник акулы и плавник кита.
3. Даны конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, акулы, ихтиозавра, дельфина. Определите гомологичные органы. (конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, ихтиозавра, дельфина – строение одинаковое, т.к. одно происхождение)
Источник