- Конспект урока «Словообразование имен существительных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс
- Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
- Урок по русскому языка на тему «Словообразование» (6 класс)
Конспект урока «Словообразование имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24 КБ |
Презентация | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование имен существительных
Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.
Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).
- Введение темы и цели урока.
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)
- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
- А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
- Введение нового материала и первичное закрепление.
- А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
- Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
- Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
- А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
- Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
- Перед вами текст . Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….
- Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
- Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
- Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
- Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество . (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом .
- Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
- До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
- Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
- Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий . Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ .
- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? ( К словообразовательному словарю ) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг . Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг .
- Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
- Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс
Тема урока : Словообразование имён существительных.
предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.
личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
познавательные: структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, раздаточный материал
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?
Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.
Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа.
Подготовка к уроку.
Приветствие друг друга, гостей.
коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)
2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
3. Вхождение в тему урока.
— Взгляните на этот красивый цветок. Все ли знают из каких частей он состоит?
— Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Даже слова имеют свой строительный материал.
— Как называется этот строительный материал?
— Какие морфемы вы знаете?
— Какие морфемы называются словообразующими?
— Какие морфемы называются формообразующими?
— Перед вами листочек со словом. Определите часть речи и выполните морфемный разбор слова.
— Встаньте те, чьи слова состоят из следующих морфем:
— Назовите способ их образования.
— Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь.
-это предметы, они имеют свое название, а слово, которое их называет тоже состоит из частей.
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный.
УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
3. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Какие задачи мы будем решать с вами на уроке? Попробуйте их сформулировать, используя опорные слова:
ПОВТОРЮ: способы образования имен существительных
НАУЧУСЬ: определять способ образования слова, выполнять словообразовательный и морфемный анализ
Использовать знания в орфографической зоркости
Моя цель : закрепить полученные вами знания о способах образования имен существительных. Наши цели совпали. Работаем!
УУД: познавательные (Пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формулирование цели);
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)
5. Закрепление по теме.
А) «Четвертый лишний»
— В каждой группе найдите лишнее слово, выпишите его, выполните морфемный и словообразовательный разбор.
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
— Какое значение придает словам суффикс?
2. Пригород, приход, подоконник , привяжет.
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
— Какая орфограмма их объединяет?
— Почему в словах пишется при-?
3. Небосвод, птицелов, велосипедист , луноход.
— У вас у всех есть велосипед. А с какого возраста и где вы можете ездить на велосипеде?
— Какое это слово по своему происхождению?
— Какие еще слова в своем составе имеют корень ВЕЛО ?
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
1. сложение с соединит. гласной
Пароход — пар + ходить
Обозначают лиц по профессии.
Правописание приставки при-.
Обозначает близость, приближение, присоединение.
Заимствованное СЛАЙД 5
Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, веломарафон, велокамера, велодром.
Сложение с соединительной гласной
УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
Б) Развитие орфографической зоркости.
— Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Игра «Соедини». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:
Источник
Урок по русскому языка на тему «Словообразование» (6 класс)
Выбранный для просмотра документ 1_Урок в 6классе по теме Словообразование существительных.docx
Урок русского языка в 6классе по теме «Словообразование имен существительных» по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова
Цель урока: 1)повторить сведения об основных способах образ ования имён существительных; 2)формировать представление о приставочно — суффиксальном и бессуффиксном способах образования имен существительных.
Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.
Тип урока : комбинированный
Оборудование : мультимедийное оборудование, доска, учебник, раздаточный материал, презентации.
Здравствуйте ,меня зовут Юлия Сергеевна и сегодня урок у вас буду вести я. Работа с презентацией№1 ( слайды №1 и №2 ). Открываем тетради и записываем число, месяц и классная работа, а тему мы с вами запишем позже, оставив для нее одну свободную линейку.
II . Орфографическая разминка ( слайд№3 )
Учитель диктует ранее изученные словарные слова, а на доске один из учеников записывает их, объясняя орфограммы.
Искусство, искусный, территория, терраса, расчет, рассчитать, шествовать, шефствовать, коллекция, количество, коллектив, извинение.
Ребята, а кто изображен на этой картинке? Правильно это Пеппи — Длинный Чулок.
А кто написал эту сказку? Если не помнят попросить их взять в руки книгу и прочитать имя автора.
Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок ” (два ученика читают по ролям)
— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? Для чего нужны новые слова? Какой части речи это слово? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)
– С помощью чего образуются новые слова? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
IV . Объявление темы урока, целей. (слайд№6)
Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования существительных”, запишем тему урока в тетрадь.
V . Повторение известных ребятам способов словообразования. (слайд№7).
1.-Назовите, какие способы образования существительных вы знаете? ( Суффиксальный, приставочный, сложение). Ребята могут назвать и приставочно-суффиксальный, так как ранее об этом способе упоминали.
2.-Проведем разминку-повторение по материалу нашего учебника. Распределим слова из упр.286, стр.128, в три столбика, выделяя словообразующую морфему (первый столбик-приставочный способ, второй столбик – суффиксальный способ, третий столбик – сложение).
3. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 22 учебника (стр. 128-130.).
4. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.
-Какие трудности встретились вам? Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Эти ребята получают – «5», у кого одна -две ошибки – «4», а у кого больше ошибок, то предстоит еще потренироваться.
VI . Объяснение нового материала учителем (возвращение к слайду №7).
-Возьмите карточку №2 и попробуйте данные два слова распределить по нашим колонкам в тетрадях. (На карточке даны слова: подоконник, глубь, собеседник, выход) .
-Что у вас вызвало затруднение? (Ни к одной колонке данные слова не подходят, значит, эти слова образованы другими способами).
-Названия этих способов словообразования существительных мы видим на слайде (слайд №7). Слова подоконник и собеседник образованы приставочно-суффиксальным способом, а слова глубь, выход — бессуффиксным способом. Существительные бессуффиксным способом образуются только от прилагательных и глаголов. Давайте прочитаем теоретический материал учебника на стр.130(о приставочно-суффиксальном способе) и на стр.131-132( о бессуффиксном способе образования существительных).
Итак, мы теперь знаем еще два новых способа образования существительных. Назовите их(приставочно-суффиксальный и бессуффиксный).
VII . Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником — упр.292, стр.131. Устно ребята образуют слова приставочно-суффиксальным способом (учитель по цепочке спрашивает ребят).
а) составление слов из предложенных морфем;
б) составление слов по графическим схемам;
в) выбор слов, образованных суффиксальным способом , из предложенной группы слов.( На каждый вид работы ребята выходят к доске по очереди, помогают друг другу, если не получается что-то).
3.Работа с тренажером по способам образования существительных. (Презентация №2)
IX . Домашнее задание. Параграф 22,упр.294.
Источник