Урок по теме способы образования существительных 6 класс

Конспект урока «Словообразование имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 24 КБ
Презентация 2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Словообразование имен существительных

Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.

Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).

  1. Введение темы и цели урока.

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

  • Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
  • Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
  • А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
  • Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
  1. Введение нового материала и первичное закрепление.
  • А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
  • Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
  • Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
  • А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
  • Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
  • Перед вами текст . Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.

В народе говорят, что один в поле не воин.

У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….

  • Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
  • Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
  • Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
  • Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество . (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом .
  • Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
  • До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
  • Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
  • Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий . Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ .
  • А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? ( К словообразовательному словарю ) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг . Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.

На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг .

  • Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
  • Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс

Тема урока : Словообразование имён существительных.

предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

познавательные: структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).

Оборудование: презентация, раздаточный материал

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?

Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.

Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа.

Подготовка к уроку.

Приветствие друг друга, гостей.

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

3. Вхождение в тему урока.

— Взгляните на этот красивый цветок. Все ли знают из каких частей он состоит?

— Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Даже слова имеют свой строительный материал.

— Как называется этот строительный материал?

— Какие морфемы вы знаете?
— Какие морфемы называются словообразующими?

— Какие морфемы называются формообразующими?

— Перед вами листочек со словом. Определите часть речи и выполните морфемный разбор слова.

— Встаньте те, чьи слова состоят из следующих морфем:

— Назовите способ их образования.

— Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь.

-это предметы, они имеют свое название, а слово, которое их называет тоже состоит из частей.

Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный.

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

3. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Какие задачи мы будем решать с вами на уроке? Попробуйте их сформулировать, используя опорные слова:

ПОВТОРЮ: способы образования имен существительных

НАУЧУСЬ: определять способ образования слова, выполнять словообразовательный и морфемный анализ

Использовать знания в орфографической зоркости

Моя цель : закрепить полученные вами знания о способах образования имен существительных. Наши цели совпали. Работаем!

УУД: познавательные (Пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формулирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

5. Закрепление по теме.

А) «Четвертый лишний»

— В каждой группе найдите лишнее слово, выпишите его, выполните морфемный и словообразовательный разбор.

— Каким способом образованы оставшиеся слова?

— Какое значение придает словам суффикс?

2. Пригород, приход, подоконник , привяжет.

— Каким способом образованы оставшиеся слова?

— Какая орфограмма их объединяет?

— Почему в словах пишется при-?

3. Небосвод, птицелов, велосипедист , луноход.

— У вас у всех есть велосипед. А с какого возраста и где вы можете ездить на велосипеде?

— Какое это слово по своему происхождению?

— Какие еще слова в своем составе имеют корень ВЕЛО ?

— Каким способом образованы оставшиеся слова?

1. сложение с соединит. гласной

Пароход — пар + ходить

Обозначают лиц по профессии.

Правописание приставки при-.

Обозначает близость, приближение, присоединение.

Заимствованное СЛАЙД 5

Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, веломарафон, велокамера, велодром.

Сложение с соединительной гласной

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Б) Развитие орфографической зоркости.

— Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

Игра «Соедини». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:

Источник

Урок по русскому языка на тему «Словообразование» (6 класс)

Выбранный для просмотра документ 1_Урок в 6классе по теме Словообразование существительных.docx

Урок русского языка в 6классе по теме «Словообразование имен существительных» по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова

Цель урока: 1)повторить сведения об основных способах образ ования имён существительных; 2)формировать представление о приставочно — суффиксальном и бессуффиксном способах образования имен существительных.

Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : мультимедийное оборудование, доска, учебник, раздаточный материал, презентации.

Здравствуйте ,меня зовут Юлия Сергеевна и сегодня урок у вас буду вести я. Работа с презентацией№1 ( слайды №1 и №2 ). Открываем тетради и записываем число, месяц и классная работа, а тему мы с вами запишем позже, оставив для нее одну свободную линейку.

II . Орфографическая разминка ( слайд№3 )

Учитель диктует ранее изученные словарные слова, а на доске один из учеников записывает их, объясняя орфограммы.

Искусство, искусный, территория, терраса, расчет, рассчитать, шествовать, шефствовать, коллекция, количество, коллектив, извинение.

Ребята, а кто изображен на этой картинке? Правильно это Пеппи — Длинный Чулок.

А кто написал эту сказку? Если не помнят попросить их взять в руки книгу и прочитать имя автора.

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок ” (два ученика читают по ролям)

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? Для чего нужны новые слова? Какой части речи это слово? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– С помощью чего образуются новые слова? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

IV . Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования существительных”, запишем тему урока в тетрадь.

V . Повторение известных ребятам способов словообразования. (слайд№7).

1.-Назовите, какие способы образования существительных вы знаете? ( Суффиксальный, приставочный, сложение). Ребята могут назвать и приставочно-суффиксальный, так как ранее об этом способе упоминали.

2.-Проведем разминку-повторение по материалу нашего учебника. Распределим слова из упр.286, стр.128, в три столбика, выделяя словообразующую морфему (первый столбик-приставочный способ, второй столбик – суффиксальный способ, третий столбик – сложение).

3. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 22 учебника (стр. 128-130.).

4. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.

-Какие трудности встретились вам? Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Эти ребята получают – «5», у кого одна -две ошибки – «4», а у кого больше ошибок, то предстоит еще потренироваться.

VI . Объяснение нового материала учителем (возвращение к слайду №7).

-Возьмите карточку №2 и попробуйте данные два слова распределить по нашим колонкам в тетрадях. (На карточке даны слова: подоконник, глубь, собеседник, выход) .

-Что у вас вызвало затруднение? (Ни к одной колонке данные слова не подходят, значит, эти слова образованы другими способами).

-Названия этих способов словообразования существительных мы видим на слайде (слайд №7). Слова подоконник и собеседник образованы приставочно-суффиксальным способом, а слова глубь, выход — бессуффиксным способом. Существительные бессуффиксным способом образуются только от прилагательных и глаголов. Давайте прочитаем теоретический материал учебника на стр.130(о приставочно-суффиксальном способе) и на стр.131-132( о бессуффиксном способе образования существительных).

Итак, мы теперь знаем еще два новых способа образования существительных. Назовите их(приставочно-суффиксальный и бессуффиксный).

VII . Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником — упр.292, стр.131. Устно ребята образуют слова приставочно-суффиксальным способом (учитель по цепочке спрашивает ребят).

а) составление слов из предложенных морфем;

б) составление слов по графическим схемам;

в) выбор слов, образованных суффиксальным способом , из предложенной группы слов.( На каждый вид работы ребята выходят к доске по очереди, помогают друг другу, если не получается что-то).

3.Работа с тренажером по способам образования существительных. (Презентация №2)

IX . Домашнее задание. Параграф 22,упр.294.

Источник

Читайте также:  Выводим глистов народным способом
Оцените статью
Разные способы