- План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;
— учить распознавать способ образования прилагательных;
— закрепить умения определять значение суффиксов;
— развивать умение строить словообразовательные модели и
— работа с текстом ( элементы анализа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6m_klasse_po_teme_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnyh.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе
« Словообразование имен прилагательных»
Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;
— учить распознавать способ образования прилагательных;
— закрепить умения определять значение суффиксов;
— развивать умение строить словообразовательные модели и
— работа с текстом ( элементы анализа)
Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»
II. Сообщение темы урока и целей.
Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.
Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.
— Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?
— Какую же функцию выполняет эта часть речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.
III. Работа с текстом
Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
— Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)
Задания: — Как бы вы озаглавили текст?
— К какому типу речи он относится?
— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.
Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.
А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
— Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.
IV. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
— А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
V. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
— Вернемся к словам, записанным на доске.
— Каким способом образованы некоторые из них?
— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
— Можно ли определить их значение?
(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- — от греч. «против» — антивоенный;
не- — отсутствие качества;
без- — не имеющий чего-либо;
за- — находящийся за чем-либо;
под- — находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.
Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-
(приветливый, говорливый, хлопотливый)
Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.
Вопрос задания повышенного уровня:
Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .
— Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?
Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?
-а- — суффикс в этом слове или нет?
Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).
Запишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый — ив
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
А теперь работать нужно!
VII. Словообразовательная работа.
А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке
— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
(Настя – отзывчивая девочка).
— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
— Вспомним, что называется словообразовательной моделью
VIII. Работа со словообразовательными моделями.
— А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.
— Что общего у всех этих слов?
( Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)
— А чем отличаются эти слова?
( Корнем, в котором заключено лексическое значение)
Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,
2 вар. – 2 строка,
а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.
-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?
-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали.
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!
Пока идет работа над текстом сказки, у доски работает 1 ученик.
Задание: выписать из отрывков стихотворения С. Есенина слова, придуманные поэтом по имеющимся в языке словообразовательным моделям
У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие и выпишите их.
1) На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.
2) Голосатые напевки
Не смолкают до утра.
3) Неужели он не знает,
Что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег…
Ну а теперь, чтобы увидеть, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю вам задания для самостоятельной работы.
IX . Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)
1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.
2 вар. Восстановить пропущенные звенья в словообразовательных цепочках.
слово … словарный
город … пригородный
счастье … счастливчик
трава … … травянистость
X . Проверка работы.
XI. Итог урока. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание упр.146.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для 6 класса «Правописание сложных имен прилагательных»
В презентации представлен урок изучения нового материала по теме «Правописание сложных имен прилагательных» для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр.
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления.
Урок русского языка в 6 классе «Написание сложных имен прилагательных»
Урок «Написание сложных имен прилагательных» направлен на формирование навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышл.
Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»
Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую раб.
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном»
В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России».Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, .
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных".
Источник
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
— развивать творческие способности обучающихся
— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_semyonova_n.v.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
— развивать творческие способности обучающихся
— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
— воспитание бережного отношения к языку
— терпимого отношения к мнению других
— воспитание трудолюбия, толерантности
Технология: технология деятельностного метода обучения
Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.
2. Работа с текстом
Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
— Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)
ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ
Задания : — Как бы вы озаглавили текст?
— К какому типу речи он относится?
— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
— Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
3. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
— А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
— Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)
4. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
— Вернемся к словам, записанным на доске.
— Каким способом образованы некоторые из них?
— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
— Можно ли определить их значение?
(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- — от греч. «против» — антивоенный;
не- — отсутствие качества;
без- — не имеющий чего-либо;
за- — находящийся за чем-либо;
под- — находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
6. Словообразовательная работа.
1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.
— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
(по цепочке к доске).
— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
— Вспомним, что называется словообразовательной моделью
2) Работа со словообразовательными моделями.
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)
Распределить слова в зависимости от их способа образования.
7. Итог урока. Выставление оценок.
8. Домашнее задание упр.146.
9. Рефлексия: лист эмоционального состояния
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессловесный язык природы. И только человек м.
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с.
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессловесный язык природы. И только ч.
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме «Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ»
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с.
Источник