Урок по теме способы образования прилагательных

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;

— учить распознавать способ образования прилагательных;

— закрепить умения определять значение суффиксов;

— развивать умение строить словообразовательные модели и

— работа с текстом ( элементы анализа)

Скачать:

Вложение Размер
plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6m_klasse_po_teme_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnyh.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе

« Словообразование имен прилагательных»

Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;

— учить распознавать способ образования прилагательных;

— закрепить умения определять значение суффиксов;

— развивать умение строить словообразовательные модели и

— работа с текстом ( элементы анализа)

Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»

II. Сообщение темы урока и целей.

Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.

Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.

— Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?

— Какую же функцию выполняет эта часть речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.

III. Работа с текстом

Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

— Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)

Задания: — Как бы вы озаглавили текст?

— К какому типу речи он относится?

— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.

Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.

А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

— Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.

IV. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

— А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

V. Работа по учебнику.

Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

— Вернемся к словам, записанным на доске.

— Каким способом образованы некоторые из них?

— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

— Можно ли определить их значение?

(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- — от греч. «против» — антивоенный;

не- — отсутствие качества;

без- — не имеющий чего-либо;

за- — находящийся за чем-либо;

под- — находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.

Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-

(приветливый, говорливый, хлопотливый)

Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.

Вопрос задания повышенного уровня:

Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .

— Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?

Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?

-а- — суффикс в этом слове или нет?

Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).

Запишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый — ив

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

А теперь работать нужно!

VII. Словообразовательная работа.

А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке

— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

(Настя – отзывчивая девочка).

— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

— Вспомним, что называется словообразовательной моделью

VIII. Работа со словообразовательными моделями.

— А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.

— Что общего у всех этих слов?

( Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)

— А чем отличаются эти слова?

( Корнем, в котором заключено лексическое значение)

Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,

2 вар. – 2 строка,

а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.

-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?

-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали.

— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.

— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!

Пока идет работа над текстом сказки, у доски работает 1 ученик.

Задание: выписать из отрывков стихотворения С. Есенина слова, придуманные поэтом по имеющимся в языке словообразовательным моделям

У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие и выпишите их.

1) На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет.

2) Голосатые напевки

Не смолкают до утра.

3) Неужели он не знает,

Что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег…

Ну а теперь, чтобы увидеть, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю вам задания для самостоятельной работы.

IX . Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.

2 вар. Восстановить пропущенные звенья в словообразовательных цепочках.

слово … словарный

город … пригородный

счастье … счастливчик

трава … … травянистость

X . Проверка работы.

XI. Итог урока. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание упр.146.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 6 класса «Правописание сложных имен прилагательных»

В презентации представлен урок изучения нового материала по теме «Правописание сложных имен прилагательных» для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления.

Урок русского языка в 6 классе «Написание сложных имен прилагательных»

Урок «Написание сложных имен прилагательных» направлен на формирование навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышл.

Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»

Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую раб.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном»

В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России».Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, .

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных&quot.

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

— развивать творческие способности обучающихся

— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_semyonova_n.v.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

— развивать творческие способности обучающихся

— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

— воспитание бережного отношения к языку

— терпимого отношения к мнению других

— воспитание трудолюбия, толерантности

Технология: технология деятельностного метода обучения

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:

• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся путём исследовательской

• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.

2. Работа с текстом

Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

— Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)

ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ

Задания : — Как бы вы озаглавили текст?

— К какому типу речи он относится?

— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

— Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

3. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

— А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

— Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)

4. Работа по учебнику.

Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

— Вернемся к словам, записанным на доске.

— Каким способом образованы некоторые из них?

— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

— Можно ли определить их значение?

(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- — от греч. «против» — антивоенный;

не- — отсутствие качества;

без- — не имеющий чего-либо;

за- — находящийся за чем-либо;

под- — находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

6. Словообразовательная работа.

1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.

— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

(по цепочке к доске).

— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

— Вспомним, что называется словообразовательной моделью

2) Работа со словообразовательными моделями.

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

Распределить слова в зависимости от их способа образования.

7. Итог урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание упр.146.

9. Рефлексия: лист эмоционального состояния

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с.

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме «Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ»

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с.

Источник

Читайте также:  Способы укладки материала для стерилизации
Оцените статью
Разные способы