- Конспект урока «Словообразование имен существительных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы образования имён существительных. план-конспект урока по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока «Словообразование имен существительных»
- Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме, составлять словообразовательную цепочку.
- Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование». Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа. Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава. Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения) Воспитательные : Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
- Тип урока: комбинированный.
- Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
- Конспект урока «Способы образования имен существительных»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока «Словообразование имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24 КБ |
Презентация | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование имен существительных
Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.
Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).
- Введение темы и цели урока.
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)
- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
- А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
- Введение нового материала и первичное закрепление.
- А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
- Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
- Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
- А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
- Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
- Перед вами текст . Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….
- Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
- Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
- Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
- Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество . (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом .
- Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
- До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
- Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
- Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий . Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ .
- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? ( К словообразовательному словарю ) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг . Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг .
- Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
- Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.
Источник
Способы образования имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку на тему
Тема: Способы образования имён существительных.
Цель: познакомить с новым способом образования имён существительных.
Задачи: повторить и закрепить то , что уже знаем о способах образования существительных ;узнать есть ли другие способы и научиться их применять;
формировать коммуникативную компетентность ( работать в группе, умение
слушать собеседника и высказывать свою точку зрения); способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sposoby_obr._sushch._.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Способы образования имён существительных.
Цель: познакомить с новым способом образования имён существительных.
Задачи: повторить и закрепить то , что уже знаем о способах образования существительных ;узнать есть ли другие способы и научиться их применять;
формировать коммуникативную компетентность ( работать в группе, умение
слушать собеседника и высказывать свою точку зрения); способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
-Я хочу, чтобы этот путь на уроке для вас был удачным. Ведь «С малой удачи начинается успех» . ( написано на доске)
-Это и будет девиз нашего урока. Всем удачи и успехов.
2. Актуализация знаний.
— А начнём наш урок с загадки.
Без ног и без крыльев оно
Не догонишь его. (время)
( На доске открывается запись: век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.)
— Какую закономерность заметили?
— Вы сказали , что это всё единицы времени. Что ещё объединяет эти слова?
— Что такое существительное? Докажите что эти слова являются существи-
Имена существительные изменяются …
Имена существительные бывают…
Имена существительные в предложениях могут быть…
— Какие морфемы участвуют в образовании имён существительных?
— Как вы думаете, всё ли мы знаем о способах образования имён существительных? ( Да. Нет.-?)
— Это и попробуем сейчас выяснить. Это и будет наша цель.
— Тема урока так и звучит «Способы образования имён существительных»
( открыть тему на доске)
— Какие же задачи мы поставим перед собой? ( Повторить и закрепить то , что уже знаем о способах образования существительных .Узнать есть ли другие способы и научиться их применять.)
— Вспомним известную нам информацию о способах образования имён существительных.
— Работать будем в группах.
— У каждого на столе лежит лист с заданием № 1. Возьмите его.
— На обсуждение и выполнение 2 минуты.
Определить способ образования имён существительных. Доказать.
1 группа: непогода, переход, принёс
2 группа: грибок, тропинка, мостик
3 группа: подсвечник, заморозки, покраска
4 группа: землемер, листопад, самовар
5 группа: звездопад, птицелов, самолёт
— Какие способы образования существительных получились?(Ученики отвечают, учитель в это время открывает эти способы на доске.)
На доске репродукции картин В.М.Васнецова (1848- 1926)
« Иван- царевич на сером волке»
— Посмотрите на картины. Как называется первая картина? Кто автор?
— Как называются другие картины? Кто их написал?
— Откуда все эти герои?
На доске: Иван царевич
_ Как вы думаете, у меня правильно написаны названия картин? Какие ещё есть варианты? (через дефис)
— Какой же способ мы выбираем? Как он будет называться? А как узнать, верно ли мы думаем? (проверить в учебнике)
— Откройте учебник на с.76. Прочитайте правило.
— Теперь мы смело можем записать эти названия в свой листочек.
— Напишите в начале строки задание 2.
— Посмотрите ещё на одну картину Васнецова. Самый обычный ковёр превра-
щается в ковёр- самолёт. Эта картина так и называется « Ковёр- самолёт».
— Запишите дальше в столбик.
— Какими ещё названиями предметов из сказок можно продолжить столбик?
(скатерть- самобранка, сапоги – скороходы, гуси- лебеди)
5. Закрепление новой темы.
Выполнение упр. 7 . (1 ученик на доске, остальные самостоятельно на листочках)
После выполнения проверка с места с объяснением.
Вот и прошло время. Пора подвести итог. Как мы справились с целью и задачами урока? Что ещё можно положить в свою копилку знаний?
Источник
Конспект урока «Словообразование имен существительных»
Учитель : Черданцева Татьяна Савельевна
Предмет русский язык , класс 6
Авторы учебника М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.
Тема урока: Словообразование имён существительных.
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме, составлять словообразовательную цепочку.
предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.
личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
познавательные: структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Понятия: морфема, морфемика, словообразовательное гнездо, однокоренные слова.
Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
1. Организационный момент .
2. Изучение новой темы.
4. Подведение итогов работы. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Маршрутные листы, презентация, записи на доске ( Образец ответа: «… образовано от … с помощью… Способ образования…», ОЦЕНКА), словарь словообразовательный, презентация для «наставника», мячик.
Источник
Конспект урока «Способы образования имен существительных»
Конспект урока по русскому языку
Тема: Способы образования имен существительных.
-дать понятие нового способа образования имени существительного.
— закрепить знания о способах образования имен существительных.
— учить аргументировать свою точку зрения.
Тип урока : знакомство с новым материалом.
Методы: словесный, словесно – практический
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подровнялись, тихо встали
Глазки на меня подняли,
Повторение пройденного материала
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным, узнаем какими способами оно может образоваться?
— Из каких частей может состоять слово? (Ответ: окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
— Начнем наш урок! Откройте тетради и запишите число.
— Посмотрите на доску (записаны слова: арбузный, бабушка, весна, гномик, двор, девочка, загар, западный, игрок, зимний, лошадка, окраска, поездка, переписка, тропа). Давайте разберем слова по составу.
— Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (Ответ: суффикс, приставка, корень).
— Как называются такие образования слов?
III . Знакомство с новой темой.
— Откройте учебник на стр. 73. Начнем с рубрики «Вспомни изученное».
— Как образуется слово с помощью приставки?
— Как образуется слово с помощью суффикса?
— Как образуется слово приставочно-суффиксальным способом?
IV . Закрепление материала.
Выполним упражнение 1.
Пример: Неудача — когда не везет. Не + удача = неудача (приставочный).
Пример: Специальная подставка для мыла – мыльница.
Мыло + иц = мыльница (суффиксальный).
Упражнение 3. Работа в парах.
Пример: Вода + о + проводить = водопровод.
Прочитайте ниже, что написано в рубрике «Тайна языка».
При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: диван – кровать.
При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительны гласных -о-, -е- (листопад)
— В какие два столбика будем записывать слова? (Ответ: составные слова, которые пишутся через дефис и слова образованные путем сложения слов с помощью соединительной гласной .)
— Что нового узнали?
— Понравился ли вам на урок?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-051380
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник