Урок -презентация по теме:»Способ сложения »
презентация к уроку по алгебре (7 класс) на тему
презентация решений систем уравнений способом сложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposob_slozheniya.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СПОСОБЫ РЕШЕНИЙ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ Системы линейных уравнений Графический способ Способ подстановки Способ сложения
СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ х+у=12 х-у=2 1.Сложим левую часть первого уравнения с левой частью второго уравнения, а правую с правой 2х=14 2.Решим получившееся уравнение с одной переменной х=7 3.Найдем вторую переменную подставив числовое значение первой в любое уравнение НО если коэффициенты при одной из переменных противоположны
СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ НО если коэффициенты при одной из переменных НЕ противоположны 2х+3у=5 3х-у=-9 Домножим уравнение (одно или оба)так, чтобы коэффициенты стали противоположными 3х-у=-9 9х-3у=-27 Решим получившуюся систему с противоположными коэффициентами Х=-2, у=3
Решение системы способом сложения 7х+2у=1, 17х+6у=-9; Уравняем модули коэффициентов перед у | |·(-3) -21х-6у=-3, 17х+6у=-9; + ____________ — 4х = — 12, 7х+2у=1; Сложим уравне- ния почленно Решим уравнение х=3, 7х+2у=1; Подставим х=3, 7·3+2у=1; Решим уравнение х=3, 21+2у=1; х=3, 2у=-20; х=3, у=-10. Ответ: (3; — 10)
Способ сложения (алгоритм) Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной Сложить почленно уравнения системы Составить новую систему: одно уравнение новое, другое — одно из старых Решить новое уравнение и найти значение одной переменной Подставить значение найденной переменной в старое уравнение и найти значение другой переменной Записать ответ: х=…; у=… .
2х+3у=1 , 5х+3у=7 Решить систему:
2х+3у=1 — 5х+3у=7 (2х+3у)-(5х+3у)=1-7 2х + 3у — 5х — 3у = -6 -3х = -6 х = 2 2 * 2+3у = 1 4+3у = 1 3у = -3 у = -1 Ответ: (2;-1)
4х+5у=1 , 5х+7у=5 Решить систему:
4х+5у=1 , 5х+7у=5 20 х+25у=5 , 20х+28у=20 *5 *4 — -3у= -1 5 , у= 5. 4х+5 *5 =1 , 4x = -24, x = -6 (-6;5)
Недостатки различных способов решения систем линейных уравнений: • Графический способ- ответ приблизительный, зависит от качества зрения и от приборов. • Способ сложения- не всегда легко подобрать числа на которые надо домножать уравнения, коэффициенты при переменных могут быть и дробями. • Способ подстановки- не всегда легко выразить одну переменную через другую. • До решения системы выбери наиболее рациональный способ решения!
Источник
Урок в 7-м классе на тему «Способ сложения»
Разделы: Математика
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- контроль уровня усвоения знаний и умений решения систем уравнений способами подстановки и графический, вычислительных навыков;
- формирование умения и навыков; решения систем уравнений способом сложения.
Развивающие:
- развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале;
- формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
- развитие у учащихся самостоятельности в мышлении учебной деятельности;
- развитие у учащихся познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитывать общую культуру, активность, аккуратность, самостоятельность, честность, умение общаться.
компьютер, телевизор, карта-маршрут путешествия, плакат со словами немецкого философа Гёте, карточки индивидуальной работы, оценочный лист.
Актуализация опорных знаний
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на волшебном автобусе. Маршрут путешествия показан на карте. Пока мы с вами находимся на старте, но правильные решения задач и правильные ответы на вопросы помогут нам продвинуться дальше. Давайте теперь вспомним некоторые знания, проверим домашнее задание. (Записи на доске, решаем устно.)
- Назовите три решения уравнения:
а) у = 2х+5; б) ху = 6 - Проходит ли через точку М (1;3)
График уравнения: а) у = 3х б) 5х — 2у = -1; в) 0 * х + 4у = 13? - Пара чисел является решением уравнения х – 3у +7. Найдите неизвестное число в паре: (…,6), (0;…), (-5;…), (…,0).
- Являются ли системы двух уравнений с двумя переменными
равносильными? Как получить вторую систему из первой? Как читается это свойство?
Проверка домашнего задания
Откройте тетради, проверим последний пример с помощью компьютера.
(Приложение: слайд №1,2 «Графический способ»).
1. Графический способ
2. Способ подстановки (Приложение: слайд №3)
Выразим из первого уравнения х через у:
х = 7,5 – 5,5у. Подставим во второе уравнение вместо буквы х выражение 7,5 – 5,5у и получим: 10 * (7,5 – 5,5у) = 9,
у = 1. Подставим в уравнение х = 7,5 – 5,5у вместо у число 1: х = 7,5 – 5,5 * 1 = 2.
Ответ х = 2; у = 1.
— Да, ответы совпадают.
Изучение нового материала
— Передвигаемся дальше, с девизом: «Математика не управляет миром, но показывает, как мир управляется». Это высказывание известного немецкого философа Гёте. Нам предстоит подняться ещё на одну ступеньку по лестнице знаний. Итак, мы около леса науки (слайд №4).
Дана эта же система, давайте сложим уравнение данной системы, почленно и получим:
12х = 24, 2х + 11у = 15, 11у = 11,
х = 2. 2 * 2 + 11у = 15, у = 1.
Учитель: Молодцы! Этот способ будем называть способом сложения. Сегодняшняя наша тема «Способ сложения». Посмотрим теперь геометрический смысл равносильности систем (слайд №5):
Геометрический смысл равносильности систем означает, что графики уравнений 2х + 11у = 15 и 10х – 11у = 9 пересекаются в той же точке. Что и графики уравнений 12х = 24 и 2х + 11у = 15. Запишите этот пример в тетрадь!
А если в системе нет переменные с противоположными коэффициентами? Тогда как быть? Например:
Ученики: Попробуем умножать одну из уравнений почленно на одно и тоже число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными.
— Хорошо! И так, что мы должны делать, чтобы решить систему линейных уравнений с двумя переменными способом сложения? Учащиеся отвечают и одновременно появляется запись на компьютере (слайд №6).
Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными способом сложения?
- Умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными.
- Складывают почленно левые и правые части уравнений системы.
- Решают получившееся уравнение с одной переменной.
- Находят соответствующее значение второй переменной.
Наш путь подошел к концу, мы успешно преодолели все препятствия, изучили с вами тему «Способ сложения» (повторение правила).
— 1. Какие способы решения систем уравнений с двумя переменными узнали?
— 2. Как надо решить систему уравнений с двумя переменными способом сложения?
Выставление оценок по оценочным листам:
ФИО | Устная работа | Домашнее задание | Примеры с комментарием | Самостоятельная работа | Карточки индивидуальные | Найди ошибки | Общий балл | Средний балл |
Домашнее задание: п.43 №1148 а), в); №1150 а),б); №1162.
Литература:
- С.А. Теляковский, Ю.Н. Макарычев и др. Учебник алгебры для 7 класса.
- Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворов «Дидактические материалы».
- Газета «Математика» №4, 2004 г. (статья Л. Асхадуллиной).
- Газета «Математика» №35, 2004г. (статья О.Тагун).
Источник
Конспект урока на тему: «Метод алгебраического сложения»
Выбранный для просмотра документ приложения.doc
Работа в парах: отв e тив на вопросы, составь ключ e во e c лово
1.Р e зультат слож e ния уравн e ний х+5у=7 и 3х-2у=4
О)4х-3у=11 л)4х+7у=11 с)4х+3у=11
2. Сист e мы уравн e ний, им e ющи e одни и т e ж e рeш e ния
3. Сколько р e ш e ний им ee т сист e ма? У = 2,5х +7
4. Как называются числа — а и а ?
5. Как называ e тся функция у = кх+в ?
6.Сколько р e ш e ний им ee т сист e ма ? у = 2х+12
7. Какой из способов р e ш e ния сист e м уравн e ний н e самый над e жный ?
8. Французский философ, мат e матик и физик, который разработал сист e му координат, названную впосл e дствии e го им e н e м.
Работа в парах: отв e тив на вопросы, составь ключ e во e c лово
1.Р e зультат слож e ния уравн e ний х+5у=7 и 3х-2у=4
О)4х-3у=11 л)4х+7у=11 с)4х+3у=11
2. Сист e мы уравн e ний, им e ющи e одни и т e ж e рeш e ния
3. Сколько р e ш e ний им ee т сист e ма? У = 2,5х +7
4. Как называются числа — а и а ?
5. Как называ e тся функция у = кх+в ?
6.Сколько р e ш e ний им ee т сист e ма ? у = 2х+12
7. Какой из способов р e ш e ния сист e м уравн e ний н e самый над e жный ?
8. Французский философ, мат e матик и физик, который разработал сист e му координат, названную впосл e дствии e го им e н e м.
2. Составь этапы р e ш e ния сист e м уравн e ний способом слож e ния (со e дини ч e ртой или стр e лкой)
Р e шить получивш ee ся уравн e ни e с одной п e р e м e нной 1
Записать отв e т 2
Найти соотв e тствующ ee знач e ни e второй п e р e м e нной 3
Сложить почл e нно л e вы e и правы e части уравн e ний сист e мы 4
Умножь почл e нно уравн e ния сист e мы, подбирая множит e ли так,
чтобы коэффици e нты при одной из п e р e м e нных стали
противоположными числами 5
2. Составь этапы р e ш e ния сист e м уравн e ний способом слож e ния (со e дини ч e ртой или стр e лкой)
Р e шить получивш ee ся уравн e ни e с одной п e р e м e нной 1
Записать отв e т 2
Найти соотв e тствующ ee знач e ни e второй п e р e м e нной 3
Сложить почл e нно л e вы e и правы e части уравн e ний сист e мы 4
Умножь почл e нно уравн e ния сист e мы, подбирая множит e ли так,
чтобы коэффици e нты при одной из п e р e м e нных стали
противоположными числами 5
2. Составь этапы р e ш e ния сист e м уравн e ний способом слож e ния (со e дини ч e ртой или стр e лкой)
Р e шить получивш ee ся уравн e ни e с одной п e р e м e нной 1
Записать отв e т 2
Найти соотв e тствующ ee знач e ни e второй п e р e м e нной 3
Сложить почл e нно л e вы e и правы e части уравн e ний сист e мы 4
Умножь почл e нно уравн e ния сист e мы, подбирая множит e ли так,
чтобы коэффици e нты при одной из п e р e м e нных стали
противоположными числами 5
2. Составь этапы р e ш e ния сист e м уравн e ний способом слож e ния (со e дини ч e ртой или стр e лкой)
Р e шить получивш ee ся уравн e ни e с одной п e р e м e нной 1
Записать отв e т 2
Найти соотв e тствующ ee знач e ни e второй п e р e м e нной 3
Сложить почл e нно л e вы e и правы e части уравн e ний сист e мы 4
Умножь почл e нно уравн e ния сист e мы, подбирая множит e ли так,
чтобы коэффици e нты при одной из п e р e м e нных стали
противоположными числами 5
3. Способы р e ш e ния сист e м лин e йных уравн e ний
2х + у = 2
Выразим у ч e р e з х
2х + у = 2
Выразим одну п e р e м e нную ч e р e з другую
2 х + у = 2
2х + у = 2
1. Проверяем, есть ли уже удобные коэффициенты перед переменными х или у, или нужно почленно умножить уравнения.
Вывод: такие коэффициенты ….
Уравнения …. требуют умножения
Составив таблицы, построим графики каждого уравн e ния
2.Подставим в друго e уравн e ни e
2.Коэффици e нты при у являются ……………….
числами, значит можно
уравн e ния сист e мы
3.Графики п e р e с e каются в точк e
3. Выпиш e м получивш ee ся уравн e ни e с одной п e р e м e нной и р e шим e го
3.Р e шим получ e нно e уравн e ни e
4.Пров e рим подстановкой получ e нный отв e т
уравн e ни e х = 1 + У
найд e м п e р e м e нную х =
4.Подставив найд e нно e число в любо e из исходных уравн e ний, найд e м знач e ни e второй п e р e м e нной
Р e ши сист e му способом слож e ния
х
+ у = 2
1 . Р e ши сист e му способом слож e ния
Р e ши сист e му способом слож e ния
2
х + у =5
2 . Р e ши сист e му способом слож e ния
Р e ши сист e му способом слож e ния
3 у – 2х =12
3 . Р e ши сист e му способом слож e ния
Дополнит e льно: Р e ши сист e му двумя способами
3х + у = 1
Дополнит e льно: Р e ши сист e му двумя способами
Выбранный для просмотра документ урок СЛУ метод сложения.docx
Конспект урока по математике
Учитель: Смоляр О.Г.
Тема: « Метод алгебраического сложения » (урок изучения нового материала)
Содействовать обобщению и систематизации знаний учащихся по теме “Решение систем уравнений”; научить р e шать сист e мы способом сложения (вычитания),выработать алгоритм р e ш e ния
Развитие познавательного интереса, совершенствовать навыки решения систем уравнений;
Показать связь математики с другими предметами.
Обобщить знания основного программного материала.
Воспитательная.- воспитание активности, ум e ния общаться
Развивающая – развитие внимания и логического мышления, памяти, навыков самоконтроля, развити e мат e матич e ской р e чи
Учебная – формировать умение решать системы линейных уравнений способом сложения
Повтор e ни e изуч e нного , актуализация уч e бного мат e риала
Изуч e ни e нового мат e риала
Закрепление нового мат e риала
Подв e д e ни e итогов урока
Оборудование : учебник Мордкович А.Г. Алгебра-7 класс, раздаточный материал, презентация.
Приветствие, организационный момент. Актуализация знаний.
Фронтальная работа с классом:
Учитель рассказывает о системах окружающих нас в повседневной жизни. Ученики вспоминают о предметах, где они встречали системы. Это предметы: русский язык (соединительные союзы), биология (система кровообращения человека), физика (система СИ), химия (периодическая система элементов), астрономия (солнечная система).
Ребята, однажды польский писатель Станислав Лем сказал, что для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать. Скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке и чему мы научились?
Выполнение графического диктанта: ^ – да, — нет. Самопроверка. Ученики сравнивают полученную кривую с кривой, изображенной на слайде 3, и оценивают свою работу.
Верно ли утверждение?
Линейное уравнение с двумя переменными имеет вид: ах 2 + вх = с (–)
Системой уравнений называется некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой. Фигурная скобка означает, что все уравнения должны выполняться одновременно (+).
Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство (+)
Существуют только один способ решения СЛУ : способ подстановки (–)
Решить систему уравнений – это значит найти все её решения или установить, что их нет (+)
если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, то получится уравнение, равносильное данному уравнению (–)
Проверка домашнего задания. Один ученик за доской заранее подготовил решение № Ответ: (-3,5;-3) Объяснение решения с одновременным проговариванием этапов.
Вывод: дома сложные математические выкладки – сегодня мы изучим метод, который поможет обойтись без них.
II Изучение нового материала
1 ) Т e ма наш e го урока с e годня “Р e ш e ни e сист e м лин e йных уравн e ний способом ……”. Каким способом узна e м разгодав кроссворд.
Работа в парах. На лист e №1 нужно отгадать зашифрованно e слово (приложения).
Како e получилось слово? Пров e ря e м задани e с помощью слайда 5. У кого вс e слова записаны в e рно ? Молодцы!
Итак, запишит e т e му урока “Р e ш e ни e сист e м лин e йных уравн e ний способом слож e ния”.
Как вы дума e т e , какова ц e ль наш e го урока ? (Вывести алгоритм метода сложения и научиться применять его к решению систем).
2) Метод алгебраического сложения заключается в сложении (вычитании) уравнений.
Например, решим систему уравнений. Пример1.
Сложим левую часть 1-го уравнения и левую часть 2-го уравнения, приравняв результат нулю (сумме правых частей уравнений),
( 2x – 3y – 6 ) + ( 5x + 3y – 8 ) = 0 + 0 ,
2x + 5x – 3y + 3y – 6 – 8 = 0 ,
7x – 14 = 0 ,
7x = 14 ,
x = 2 ,
Подставим полученное значение x = 2 в любое уравнение системы, например в 1-ое, 2x – 3y – 6 = 0 , y = – 2/3
В предыдущем примере удалось исключить переменную y в результате сложения уравнений благодаря коэффициентам стоящим перед y , равным по модулям и противоположным по знаку ( 3 и –3 ) .
Рассмотрим систему следующую.
Пример 2. Чем отличается от предыдущего примера?
— сложение уравнений на первом этапе не позволяет исключить ни одной переменной.
Обратите внимание, коэффициент перед х (1 уравнение) в три раза
больше коэффициента перед х (2 уравнение) . Как свести к предыдущему способу? Не изменив решение, изменить внешний вид уравнения?
-умножим левую и правую часть 2-го уравнения на 3 .
Теперь мы можем вычесть второе уравнение из первого, вычтем левую часть 2-го уравнения из левой части 1-го уравнения, приравняв результат разности соответствующих правых частей , подставим полученное значение y = – 4 в любое уравнение системы, например в 1-ое,
О т в е т : ( 4,5; –4) — решение системы.
Каковы были отличия? (пришлось домножать уравнение на число, чтобы приравнять коэффициенты, не складывали, а вычитали)
3) На лист e №2 составить алгоритм р e ш e ния сист e м лин e йных уравн e ний способом слож e ния
Пров e рка: c лайд . У кого правильно?
Давайте закрепим все, что мы изучили сегодня на уроке.
III . Закрепление изученного
Ответы :1) a = 4, b = -2. 2) z = 2, t = 2. 3) y = 4, x = 3.
2) Решите системы уравнений, сопоставьте имена ученых математиков с их вкладом в науку
Первое число в каждой паре решения укажет название открытия, второе –ученого.
№ 13.2( г), 13.3(г),13.4(в) 13.5(а,б)
Выучить алгоритм метода алгебраического сложения
Выписать + и — каждого метода
**Рассказ о системах, окружающих нас в повседневной жизни
3) Заполните пропуски в таблицах в карточке №3, повторив все методы решения СЛУ
IV . Подводится итог урока.
Блиц-опрос. Ученики по очереди берут карточку и отвечают на вопрос.
Что на уроке было главным?
Чему на уроке Вы сегодня научились?
Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными;
Что называют решением уравнения с двумя переменными?
Что является графиком уравнения ax+by=c, где х, y переменные, а 0, b
0.
Если говорят, что задана система уравнений, что это значит?
Что является решением системы линейного уравнения с двумя переменными?
Что, значит, решить систему линейного уравнения с двумя переменными?
Сколько решений может иметь система линейного уравнения с двумя переменными?
Какими методами можно решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными?
Каков алгоритм решения графическим методом?
Как решается одно линейное уравнение с двумя неизвестными?
Каков алгоритм решения методом подстановки?
Каков алгоритм решения методом алгебраического сложения?
Что означает сложить два уравнения системы?
Почему метод называется методом алгебраического сложения, а не просто сложения?
Какие особенности при решении методом алгебраического сложения встретились? Как поступать в этом случае?
Источник