Урок по теме составное именное сказуемое способы его выражения

Составное именное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока для 8 класса на тему «Составное именное сказуемое»

Скачать:

Вложение Размер
sis_8_kl.docx 19.56 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: повторить структуру составного именного сказуемого; отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Тип урока: закрепление ранее изученного

  1. Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».
  1. Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

  1. Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

  1. Чем они отличаются?
  2. Сколько слов входит в простое сказуемое?

— Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

  1. Сколько слов входит в составное сказуемое?
  1. Чем может быть выражено простое сказуемое?
  2. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

  1. Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

9. Вспомните 3 группы глаголов-связок.

1)Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь)

2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться .

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

10.Какая связка называется нулевой? — В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

III.Работа по подготовке к ГИА. Задание № 8 в ОГЭ требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения.

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

IV.Работа с учебником – с.76 таблица

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Из каких частей состоит составное именное сказуемое?

-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

VI.Домашнее задание: § 14, упр. 146; выучить теорию.

Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составное именное сказуемое

Урок подробно рассматривает особенности именного составного сказуемого, закрепляет знания о простом глагольном и составном глагольных сказуемых.

Презентация по русскому языку «Составное именное сказуемое»

Сказуемое — одна из сложных тем для изучения в 8 классе. Составное именное сказуемое изучается последним в разделе «Виды сказуемого». Презентация поможет в изучении данной темы. Кроме заданий учебника.

Конспект и презентация к уроку русского языка «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое»

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое». Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн.

«Составное именное сказуемое » в 8 классе

Урок русского языка в 8 классепо теме:«Составное именное сказуемое» .

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое»

Презентация содержит теоретический и практический материал по теме.

Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся — инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)

Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся — инофонов. Много.

Виды сказуемых.Составное именное сказуемое.

Материал, который позволяет с интересом знакомиться со сложной темой.

Источник

Конспект и презентация к уроку русского языка «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое». Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом. Задачи: совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки; воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.На уроке использованы различные приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, диагностики знаний. Предусмотрена словарная работа, работа с учебником, тренировочное тестирование, дифференцированная самостоятельная работа, анализ текста. При подборе материала к уроку использованы произведения А.С. Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_8.rar 2 МБ

Предварительный просмотр:

Федичкина Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области

Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.

— совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;

— развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

— воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.

М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.

Здравствуйте. Сядет тот, кто ответит на вопрос:

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что называется подлежащим?

— Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

— Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?

— Что их различает?

-Что такое составное именное сказуемое?

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.

  1. Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)

ментор (учитель, наставник, воспитатель)

недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)

кибитка (крытая повозка)

погребец (дорожный сундучок)

целовальник (продавец вина в питейном заведении)

жаловать (награждать, дарить)

бастион (один из видов крепостных укреплений)

— Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?

— Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?

— Объясните значение этих слов (по цепочке).

  1. Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

  1. Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:

1 вариант – с простым глагольным сказуемым

2 вариант – с составным глагольным сказуемым

3 вариант – с составным именным сказуемым

  1. Лучшего ментора я не желал.
  2. Герой хотел попасть на бастион.
  3. Я был недорослем.

Известный литератур о вед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом соверше нн ого иску сс тва.

— Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.

В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает на интерактивной доске, выполняет задание 2:

Задание 2 Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.
  2. Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.
  3. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.
  4. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Смиряй себя молитвой и постом и сны твои видений легких будут исполнены…
  2. Как весело провел свою ты младость!
  3. Исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному…

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

После выполнения заданий по карточкам учащиеся озвучивают результаты своей работы.

  1. Физкультпауза. Игра «Разминка»

— Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.

— Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Поднимите, пожалуйста, голову.

— Поднимите руки вверх, пожалуйста.

— Опустите, пожалуйста, руки.

— Сделайте глубокий вдох.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Протяните правую руку вперед.

— Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.

— Пожалуйста, протяните правую руку вперед.

— Поставьте руки на пояс.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Опустите руки, пожалуйста.

— Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.

В «Капитанской дочке» комендант говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.

В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С. Пушкина.

В стихотворении «Сожженное письмо» А.С. Пушкин пишет:

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

И чтобы эти стихи нам были полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».

Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, ученых – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.

Читая А.С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.

З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин.

Беседы о русском слове

— Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.

— Какова тема текста? Основная мысль?

— Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?

— Найдите предложения, соответствующие схемам:

2. , .

3. , (что ).

— Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…

— В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? ( И чтобы эти стихи… )

— Выпишите предложения (по рядам):

I – с простым глагольным сказуемым

II – с составным глагольным сказуемым

III – с составным именным сказуемым

Задание по выбору.

1. Составить мини-текст на одну из тем: «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)

2. Упр. 107 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

3. Упр. 108 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

  1. Тест.
  1. Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
  1. Простым предложением является:

А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4

  1. Причастный оборот есть в предложении:

А 2. Б 2,3. В 3. Г 4

III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 1. Б 2. В 3. Г 4

IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.

V. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

I. В II. В III. Г IV. Б V. В

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие сведения мы повторили на уроке?

— Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?

— На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

— Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

— Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

— Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

  1. Домашнее задание (повыбору) :
  1. параграф №21, упр. 111
  2. параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока — закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче.

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока — освоение новых знаний.

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у.

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР.

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе «Повторение по теме «Двусоставные предложения». Цель урока — повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: .

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о.

Материал, который позволяет с интересом знакомиться со сложной темой.

Источник

Читайте также:  Способ мытья волос препу
Оцените статью
Разные способы