Урок по теме кодирование информации способы кодирования информации

Урок по теме «Кодирование информации»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме “Кодирование информации” с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу “Информация вокруг нас”; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;

программные средства: интерактивное приложение учебника Босовой, 5 класс.

раздаточный материал: опорный конспект урока, карточки с домашним заданием.

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.

Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете “звездочку”. Таким образом, кто набирает больше всего “звездочек” по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием получит более высокую оценку.

2. Актуализация знаний. Приложение 1 (слайды № 1-20)

1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)

2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);

4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);

5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.

1. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек делает с информацией. (Хранение, передача, обработка).

Как называют объект, который передает информацию? (Источник)

Как называют объект, который принимает информацию? (Приемник)

Видеофрагмент – Передача информации.

Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).

То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.

Запишем в тетрадь тему урока – “Кодирование информации”. Приложение 1 (слайды № 21-43)

Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы. Видеофрагмент – Информация и ее носитель.

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. (Видеофрагмент)

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

  • Числовой способ – с помощью чисел.
  • Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
  • Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

  • Кодирование музыки. (Нотная грамотность)
  • На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
  • Код используется для оценки знаний в школе. (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
  • Штрих-код в магазине на этикетках товаров.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110.
  • Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки.(Cообщения)
  • Азбука Брайля, ее использовали слепые люди. (Cообщения)

4. Закрепление материала

Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.

Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.

Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)

Приложение 1 (слайды № 44-53)

    С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – “только смелым покоряются моря”;
  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – “надвигается шторм, счастливого плавания”;
  • Если все буквы в алфавите пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите. (Например, А – 1, Б – 2 и т.д.)

Расшифруйте слово 9 1 4 1 5 12 1. (Загадка)

Расшифруйте ребус. (Передача)

Задание с флеш-ролика. (Делает вместе)

Динамическая пауза (9 вопросов)

Задания на компьютере:

С использованием программного средства: ПМК “Мир информатики”. 4 год обучения. Тема кодирование информации.

  • Расшифровка сообщения:
  • Элементарно Ватсон
  • Впереди Земля
  • Продается двухместная летающая тарелка
  • Тридцать три утюга на подоконнике — знак что явка проваленаать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.

1) Что вы понимаете под кодированием информации?

2) С какой целью люди кодируют информацию?

3) Что можно назвать кодом?

4) Какие знаки используются для представления информации при:

а) записи мелодий;

б) записи арифметических выражений;

в) оформлении календаря погоды;

г) управлении движением транспорта?

§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.

Источник

Конспект урока «Кодирование информации»

урока по информатике на тему:

Тема урока: Кодирование информации

Тип урока: изучение нового материала.

Предметная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.

Личностная – способствовать воспитанию информационной культуры и целеустремленности.

Метапредметная – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.

Форма проведения урока : лекция.

Оборудование урока : учебник по информатике, доска, мел.

Методическое обеспечение урока : учебник под редакцией Н.Угринович «Информатика и информационные технологии».

Рекомендации по проведению лекции . Для наилучшего восприятия учащими­ся лекционного материала следует сопровождать лекцию примерами.

Организационный момент — 5 мин.

Актуализация знаний -5 мин.

Подведение итогов урока — 3 мин.

Домашнее задание — 2 мин.

Организационный момент: учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока и его цель.

Актуализация опорных знаний и умений:

Вопросы для повторения.

Какие типы знаков применяются в человеческом общении? (Зрительные, слуховые, осязательные.)

Для чего человеком используются знаки? (Для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.)

Приведите примеры знаков.

Изучение нового материала:

Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические элементы и т.п.

Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием . В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования (обратное преобразование).

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

Существуют три основных способа кодирования текста:

графический – с помощью специальных рисунков или значков;

числовой – с помощью чисел;

символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом .

Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.

Дана кодовая таблица флажковой азбуки

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (Бороться и искать, найти и не сдаваться):

С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например,

Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом.

В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода).

Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах.

Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13).

Первый две цифры (или три) – код страны;

следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия);

другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет);

последняя цифра – контрольная .

Штрих-код страны можно определить по следующей таблице:

Источник

Конспект «Кодирование информации. Способы кодирования.»

Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить.

Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число 5 — код отличных знаний, 4 — код хороших знаний, 3 — удовлетворительных, 2 — плохих).

С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код — метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки.

Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки, изображённые на рис. 15 (стр.47).

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт Российской Федерации. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте (рис. 16, стр.48). По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых может быть выдавлено от одной до трёх точек (рис. 17, стр.48). Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111.

Пример 1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве её порядковый номер в алфавите. Тогда скороговорка

в закодированном виде будет выглядеть так:

Пример 2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. В этом случае исходное сообщение

Способы кодирования информации.

Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах.

Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся: разговорные языки (русский, английский, немецкий — всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки (например, язык математики), языки искусства (музыка, живопись, скульптура), специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т. п.

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

1) графический — с помощью рисунков или значков;
2) числовой — с помощью чисел;
3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием.

Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. Для декодирования надо знать код.

Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики.

Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат — в честь французского математика Рене Декарта.

Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные числовые оси, точку их пересечения обозначим через О (рис. 18, стр.50).

Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY) (рис. 19, стр.50).

Посмотрите на шахматную доску (рис. 20, стр.51). Вдоль её нижнего края идёт ряд букв, а вдоль левого — ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями (рис. 21, стр.51).

Далее мы будем работать только в первой координатной четверти (рис. 22, стр.51).

Пример. Известны координаты 15 точек: А(4, 1), В(4, 2), С(1, 2), D(4, 5), Е(2, 5), F(4, 7), G(3, 7), Н(5, 9), 1(7, 7), J(6, 7), К(8, 5), L(6, 5), М(9, 2), N(6, 2), 0(6, 1). Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности А — В — С — D — Е — F — G — Н — I — J — К — L — М — N — О — А, то получим рисунок 23 (стр.52).

Мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 15 соединённых отрезками точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.

Источник

Читайте также:  Способ монтажа светильника накладной это как
Оцените статью
Разные способы