Урок по русскому языку способы проверки безударных гласных

Способы проверки безударных гласных
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Представлена разработка урока.

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 19.62 КБ
prezent_2_klass.pptx 2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Способы проверки слов с безударным гласным звуком в корне слова.

2 класс. Учитель Панфилова Л.М. ГБОУ лицей №265

  • Развивать умение писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ.
  • Формирование навыков правописания и самоконтроля; сопоставление двух орфограмм: правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и правописание непроверяемых гласных (словарных слов).
  • Способствовать формированию умения распознавать формы одних и тех же слов и однокоренные слова.
  • Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, правильно списывать и проверять.

Планируемые результаты обучения

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Тип урока: урок построения системы знаний.

  • Учебник . Русский язык 2 класс.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку.
  • Карточки со словами.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация по теме.
  • Раздаточные листы.

Ι . Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Рады слышать мы звонок,

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

(Проверка готовности к уроку)

ΙΙ.Чистописание. ( Работа в тетради ). Слайд 1.

Чтение – лучшее учение.

Я читаю загадки, а вы запишите отгадки, поставьте ударение, подчёркните безуд. гласн., разделите слова для переноса. Затем поменяйтесь тетрадями. Сделайте проверку с доской и оцените работу своему товарищу зелёной пастой .

1.Какой это мастер

На стекле нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз ? ( Мороз)

2. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня ищи .( Капуста)

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна !» (Картофель)

4.Под землёй огонь горит,

А снаружи видно. (Морковь)

5. Как называют одним словом: морковь, лук, капуста, картофель и т.д .? (Овощи. )

6. В поле родился,

На заводе варился.

В стакане растворился. (Сахар)

6.На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках. (Берёза)

Составим предложение со словом «овощи ». Разные овощи растут в огороде.( Работа с доской)

Поставьте ударение, подчеркните безуд. гласные и главные члены предложения.

Какие безударные гласные вы подчеркнули? Как называется орфограмма? Назовите главные члены предложения.

Ι.Постановка учебной задачи

Самоопределение к деятельности.

Бурундуки – мален…кие л…сные жители. Они любят яг…ды, пл…ды шиповника.

  • В предложениях, которые вы записали, вставьте пропущенные буквы. Вертикальной чертой разделите слова лесные и плоды на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
  • Какие звуки слышите на месте гласных букв?

Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

-Попробуйте сформулировать задачу сегодняшнего урока.

V. Усвоение изученных знаний и способов действий проверки ( работа по теме урока ).

— Откройте учебник на с.100 , вспомните тему урока, которую изучали ранее. ( Правописание слов с безударным гласным звуком, проверяемых ударением.)

-Чем будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

-Что такое корень? ( Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

— Прочитайте задание. Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

-Какие гласные называются ударными? ( Те, на которые падает ударение.

— Какие гласные называются безударными? (На которые не падает ударение, он произносится тише, слабее)

— Упр.155 . О чём говорит значок в круге? Работа по вариантам: под цифрой 2 – 1в., под цифрой 3 – 2 в. (Задание повышенной сложности) Молодцы.

Прочитать правило « Обратите внимание».)

Стр.101 упр.156. Читаем задание и записываем в тетради. Взаимопроверка. Оцените работу.

V Ι . ФИЗМИНУТКА.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

V ΙΙ . Закрепление знаний и способов действий.

Упр.157. Работа у доски. Дети цепочкой записывают слова и объясняют правильность написания.

Прочитайте пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слоны – слон лиса – лисы речной – речка

семья – семьи сосны – сосна морской — море

сады – садик снега – снег сладкий -сладок

-Какие слова подчеркнули? Почему? ( Взаимопроверка.Оценивание друг друга.

V ΙΙΙ .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Χ. Подведение итогов урока.

-Какую тему изучали сегодня?

-Как правильно написать безударный гласный звук в корне слова?

-Что такое проверочное слово?.

-Какой вид работы понравился больше?

-О чём хотели бы узнать подробнее?

-Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за урок.

ΧΙ.Домашнее задание по выбору с объяснением.(Р .т.____задание на выбор, учебник стр.3-101 прав.,слов.наиз,упр.158 подгот.к письму на память.)

Источник

Способы проверки безударных гласных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе . УМК » Школа России». Учащиеся знакомятся со способами проверки безударных гласных в слове, учатся проверять слова.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_proverki_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx 97.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему:

«Способы проверки безударных гласных в корне слова».

  • Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, презентация к уроку

Ожидаемые результаты : Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Приветствие гостей .

Повернитесь к гостям. Улыбнитесь им. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

II. Постановка целей урока.

-Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

— Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

— А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа.

— Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.) ( Слайд)

— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы. А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

1) — Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.

П.суда, ст.кан, л.пата, с.бака, уч.ник, ул.ца, р.бята.

— Что вы можете сказать об этих словах? ( Имена существит.)

— Какие из них отвечают на вопрос кто?

— Какие отвечают на вопрос что?

— Какое слово лишнее?

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

IV. Постановка проблемы урока. Самоопределение к деятельности.

-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (Слайд)

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом ( Слайд)

— Исходя из этой проблемы, скажите, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Нам нужно будет ответить на вопросы.

V. Работа по теме урока.

— Итак, мы отправляемся в Долину безударных гласных. ( Слайд)

1. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 53 и прочитайте вопрос Почемучки.

— Кто же может ответить на этот вопрос?

— Что надо проверить в первом слове? ( Безуд. гласный)

— Где он находится? ( В корне слова.)

— Как мы его проверим? ( Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным)

— А ещё как можно проверить? ( Подобрать однокоренное слово)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Прочитайте слова. Назовите безударный гласный и проверочное слово.

— Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударный гласный?

2. Работа над правилом.

— Прочитайте правило на с. 54. Назовите два способа проверки безударных гласных.

— Приведите свои примеры.

— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Упражнение в проверке безударных гласных в корне.

VI. Физминутка для глаз ( Слайд)

VII. Закрепление изученного материала.

— Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять? ( Слайд)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.

— Прочитайте предложения. Вам нужно найти ошибки и исправить их.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

– Вот еще испытание. Перед вами карточка. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно тихонько посовещаться со своим соседом по парте и вставить пропущенные буквы, помогая друг другу.

С ..лач, стр ..лок, хр..брец, см…льчак, зв..рёк, с…довый. ( Слайд)

Давайте вместе с профессором Грамотейкиным поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой.

Задание выполним по карточке.

Слабый уровень ( на 3)

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.

Средний уровень (на 4)

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.

Сильный уровень (на 5)

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.

— Профессор Грамотейкин приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. На столе у вас таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

М я сной, в о зить, с о ва, л е сной, р е ка, п е нёк, т и грица, гр а чи, к о ра.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура? ( Слайд)

Источник

Урок по русскому языку во 2 классе по теме «Способы проверки безударных гласных в корне «

Русский язык 2 класс

Тема: «Способы проверки безударных гласных в корне »

Тип урока : закрепление знаний

Разработала: Барашкова Л.П.

Учитель высшей категории МБОУСОШ №1 г.Дубны Московской области.

Тема « Способы проверки безударных гласных в корне »

Тип урока закрепление

Цель Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Универсальные учебные действия (УУД)

сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

закрепить написание словарных слов;

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

осознание алгоритма учебного действия;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

Много нового узнать, чтобы грамотно писать .

— Поправим осанку, откроем тетради, проверим наклон тетради.

2. Минутка чистописания

-Подготовим руку к письму.

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

(Дети поочередно разминают каждую руку.)

— Какая буква стоит между буквами Н и П? (О)

— Что знаете об этой букве?

-Какой звук она может обозначать?

-Почему вы считаете, что она гласная?

-Если буква О-гласная, может ли она образовывать одна слог?

-Если О стоит после согласной буквы, то согласный звук перед буквой О как произносится мягко или твердо? (Но, Мо)

-Будем работать простым карандашом.

-Напишем О заглавную, нарисуем обруч, соединим со строчной буквой о.

— А теперь разукрасим обручи разноцветными карандашами.

-Вспомним соединения с буквой о.Стараемся писать красиво и правильно.

2)Письмо соединений с буквой о.

3.Звуко-буквенный разбор слова.

Не одежда красит человека, а человек одежду.

-Из этой пословицы нам нужно будет слово одежда.

-Каково будет лексическое значение этого слова?

(Сначала ответы детей.)

-Это тканевые, вязаные, кожаные, меховые изделия, надеваемые человеком, которые защищают его от неблагоприятных климатических воздействий и выполняют эстетические функции.

-Произнесите слово по слогам, чтобы его правильно написать.

— Запишем его, проговаривая каждый слог.

-Разделим слово на слоги вертикальной линией. Поставим ударение.

-Выделим безударную гласную в первом слоге. Эту букву нужно запомнить .

-Запишем это слово в транскрипции.

— Сколько в нем слогов? Звуков ? Букв ?

-Какой звук обозначает буква О вначале слова?

4. Определение темы и цели урока.

(На доске появляется запись)

-Как называются детёныши тигра? (тигрята)

-Как записать это слово? Скажите слово орфографически .

-Почему после буквы Т записали букву И? (Это родственные, однокоренные слова. Корень в таких словах пишется одинаково и имеет одно и тоже значение.)

-Поставим ударение в слове тигрята, найдем безударную гласную и обозначим ее красной точкой, выделим в двух словах корень.

-Глядя на эту запись, определите, над какой темой будем работать?

А орфограмма звучит так «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

-Какое слово нужно проверять?

-А какое слово считается проверочным? Почему?

— Какой способ проверки безударного гласного звука в корне был выбран? (Подбор однокоренного слова.)

-О каком способе при подборе проверочного слова мы говорили на прошлом уроке? (Изменение формы слова.)

Хоть и плачет огонь,
Всё же, ты его не тронь:
Слёз вода горяча!
Обожжёт тебя…

— Поставим в обоих словах ударение, обозначим в первом слове безударную гласную красной точкой, выделим везде корень.

5.Работа над темой урока.

— Перед вами листочки, на которых напечатано задание №1. Прочитайте.

Прочитайте слова. Вместо точек вставьте нужную букву, обозначьте ее красным цветом, поставьте ударение, выделите корень.

Гриб – гр… бок чиж – ч…жи

мёд – м…док море – м…ря

-Какой способ проверки был выбран в первом столбике? Во втором столбике?

2) Работа со словосочетаниями.

-Запишем несколько словосочетаний под диктовку с объяснением, в скобках будем записывать проверочные слова , ставить ударение, обозначать безударную гласную, выделять корень и называть способ проверки.

Лесная тропа, далёкое село, слепые котята.

«Бабочка» Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Утром солнце лишь проснётся

Бабочка кружит и вьется.

Физминутка для глазок.

7. Закрепление новых знаний.

Работа по учебнику. С. 97, упр. 149.

— Списать предложения самостоятельно. В проверяемых словах поставить ударение, обозначить безударную гласную, выделить корень. Проверочное слово и способ проверки назвать устно.

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Какие умения формировали на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

10.Задание на дом. С.98, упр. 150 (Объяснить)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-844345

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы ведения разговора со сверстниками старшими
Оцените статью
Разные способы