- Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование». план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания .
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).
2. Проблемно-творческая часть заседания
(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час ?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
(К доске выходит вторая пара обучающихся ).
Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.
2) Он добавил, что волки хитрее охотников.
3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.
6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.
(Третья пара учащихся)
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Задание 5. Диалог
(У доски работают двое обучающихся)
Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
3. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
4. Тестовая часть.
(Классу раздаются листки с матрицей)
Матрица. Способы выражения чужой речи .
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
5. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
6. Домашнее задание
Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.
7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Тест по теме «Способы передачи чужой речи»
Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей".
Источник
Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект урока русского языка
«Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование»
Из опыта работы преподавателя
русского языка и литературы
Тема урока: «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование»
Тип урока: комбинированный: урок – повторения, урок изучения нового материала.
Образовательная: повторить понятие «чужая речь», способы передачи чужой речи, структуру предложения с чужой речью; закрепить умение использования цитат.
Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать навыки правильной постановки знаков препинания в таких предложениях, умения перестраивать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот.
Воспитательная: воспитывать культуру речи и письма, любознательность, наблюдательность, внимание, честность.
Задачи урока: создать речевые ситуации на уроке; развивать умения творчески подходить к выполнению заданий; развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки).
- Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
- Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Словари.
1.2 Проверка состава группы.
1.3 Сообщение темы, целей и плана урока.
- Актуализация опорных знаний.
2.1 Работа по карточкам.
Восстановите предложения, расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено каждое предложение.
1. Обреч_нный судьбой на постоянную праз_ность я (не) делал решительно н_чего. (А. П. Чехов) __________________________________ (обос. опред.)
2. Однажды, возвращаясь домой я нечая(н/нн)о забрёл в какую (то) незнакомую усадьбу. (Чехов А. П.) _______________________________ (обос. обст-во)
3. Срубле(н/нн)ые осины прид_вили с собой и траву и мелкий кустарник. (Тургенев И. С.)_____________________________________ (однор. члены предл-я)
4. Он был маст_р на все руки слесарь столяр плотник и даже меха(н/нн)ик. (Короленко В. Г.)_________________________________________ (однор. члены с обобщ. словом)
5. Крупных окуней бе(с/сс)порно уд_ть весело. (Аксаков С.) _____________________________ (вводное слово)
Восстановите предложения, расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено каждое предложение.
1. В траве в кустах к_зила и дикого шиповника в вин_градниках и на деревьях (по)всюду зал_вались ц_кады. (Куприн А. И.) _________________
___________ (однор. члены с обобщ. словом)
2. Берега Лены левый и правый круты и сплош_ (по)крыты лес_м. _________
_______________ (обос. опред.)
3. (От)куда ты о ключ подгорный катиш_ звенящие струи? (Майков А. Н.) ___________________________ (обращение)
4. К вечеру возможно все соб_рутся (в)месте. _________________________ (вводное слово)
5. Домик наш мал (за)то спокоен. ___________________________ (однор.чл.)
Пока несколько студентов работают с карточками, остальные пишут творческий диктант.
Со словосочетаниями, продиктованными преподавателем, составить предложения. Объяснить отсутствие запятой.
Прозрачная хрустальная вода, ранние махровые розы, незнакомая красивая девушка, резиновые большие сапоги.
Выполняя работу по карточкам, вы определяли, чем может быть осложнено простое предложение.
- Чем же может быть осложнено простое предложение?
- Составляя предложения со словосочетаниями, продиктованными мной, ставили ли вы запятую между определениями? Почему?
- Изучение нового материала.
3.1 Введение в тему.
На доске записана фраза.
«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен)
- Как можно назвать данное высказывание? (Афоризм, цитата)
- Что мы называем цитатой?
Один учащийся выходит к доске. Он должен сказать эту фразу так, чтобы остальные поняли, чьи это слова. Оба варианта записываются на доске. Далее студенты объясняют, чем эти три варианта отличаются друг от друга.
3.2 Объяснение нового материала.
Студенты совместно с преподавателем формулируют правило, записывают определение и схемы предложений с прямой речью в тетради.
1. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
2. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
3. Замена прямой речи косвенной.
4. Передача чужой речи простым предложением.
1. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками, первое её слово пишется с большой буквы. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.
Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставятся двоеточие и кавычки. Например: Он гладил атласную кору берёзы и шептал: «Потерпите, пожалуйста. Сейчас всё пройдёт». (С. Романовский)
Если слова автора стоят после прямой речи, то перед словами автора ставится тире. Например: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей», – писал Лев Николаевич Толстой.
Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора. Например: «Рад, – сказал он, – благополучному возвращению вашему из трудного плавания». (К. Паустовский)
Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё – запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. Например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» – когда опять всё утихло вокруг. (И. С. Тургенев)
Схемы, где А, а – слова автора; П – прямая речь:
«П», – а. «П!» – а. «П?» – а. «П…» – а.
«П, – а, – П» «П, – а: – П»
«П, – а. – П» «П! – а. – П»
2. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. (Б. Полевой.) В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь не только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.
Предложение с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. (М. Лермонтов.) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Толстой.)
3. Замена прямой речи косвенной.
При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.
Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь — повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто; если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.
Кучер слез с коня и, поправил кнутовищем упряжь на лошадях, сказал: «Паром на том берегу» (К. Паустовский)
(Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения, глаголы в ней отсутствуют.)
Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал, что паром на том берегу.
(Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что.)
«Ты меня не вини», — испуганно сказала старуха (К. Паустовский.)
Слова автора стоят после прямой речи. (Прямая речь — личное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.)
Старуха сказала ему [Баулину], чтобы он её не винил.
Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, местоимение 2 лица заменяется местоимением он, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)
«Как себя чувствуете?» — он с любопытством посмотрел на Алексея. (Полевой Б.)
(Прямая речь — определённо-личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)
Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует.
(В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он; добавляется глагол спросил; определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)
«Прочёл?» — хитровато спросил комиссар. (Поле-
(Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)
Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью.
При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения — недостающие члены предложения.
Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда, никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса ответила, что об этом не надо даже говорить. (К. Паустовский.)
4. Передача чужой речи простым предложением.
Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов .); Я был тут; зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (Лермонтов М.)
Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок (Нагибин Ю.); Дела наши, по его словам, были в отличном состоянии. (Толстой Л.)
— Что вы знаете о цитатах? (Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.)
— Как могут оформляться цитаты?
• Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы. Например: В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно».
• Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы. Например: М. Горький говорил, что «труд — основа культуры».
• При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. Например: Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Коллективное выполнение упражнения 222.
- Какие способы передачи чужой речи вы знаете?
- Что из себя представляет предложение с косвенной речью?
- Можно ли передать чужую речь простым предложением?
- Как могут оформляться цитаты?
Домашнее задание: /1/ § 58, табл. 60, упр. 223
Источник