Урок определите способ словообразования

Урок по теме: «Словообразование. Способы образования слов», 5- 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

В презентации к уроку много интересных разборов.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_slovoobrazovanie._sposoby_obrazovaniya_slov.rar 381.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Словообразование. Способы образования слов»

  1. Повторить сведения о морфемах.
  2. Рассказать о способах образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
  3. Научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора.
  1. Развитие умения выделять главное.
  2. Развитие умения сопоставления.
  3. Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.
  1. Умение работать в паре.
  2. Интерес к изучаемому предмету.
  3. Ответственность за результаты своего труда и труда товарища.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, учебник по русскому языку (авторы: М.Т.Баранов,Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженская)

  1. Организационный момент (2-3 минуты)

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

(слайд 1) Добрый день уважаемые ребята и гости!

Рада приветствовать Вас на нашем уроке. Посмотрите, все ли необходимое есть у вас для работы: учебники, тетради, ручки, карандаши? Молодцы. Я думаю, что сегодня мы плодотворно поработаем на уроке и получим хорошие оценки.

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (5-7 минут)

Цель: актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке.

— Откройте, пожалуйста тетради, запишите число, классная работа, оставьте одну строку для темы урока.

— На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению нового раздела, который идет следом за лексикой. Как он называется? (Словообразование и орфография) правильно ребята. Мы с вами повторяли основные определения данной темы и сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» (запишите в тетради вид работы). Я задам вам ряд вопросов, а вы должны будете записать только последнее слово. Договорились?:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… (словообразование)

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется … (корнем)

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов, называется… (орфография)

4. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, это… (приставка)

5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется… (морфемика)

6. Значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении… (окончание)

7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов, это… (суффикс)

8. Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень образуют группу… (однокоренных слов)

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте себя по ключу на экране (слайд2) поставьте на полях количество баллов.

Вывод: Итак, ребята, мы с вами повторили определения основных морфем, вспомнили, что изучает словообразование, морфемика, орфография.

  1. Подготовка к основному этапу занятия.

Цель: определение темы и задач урока.

— У меня на доске высветился любимый многими из вас предмет – компьютер. Это слово появилось в нашем языке относительно недавно, но стало потихоньку обживаться: у него даже появились однокоренные слова, подумайте какие и запишите в тетради (Давайте их назовём, они нам тоже хорошо известны: стол, предназначенный для работы на компьютере, называется компьютерным , программиста иногда называют компьютерщиком , процесс технического оснащения какого-то процесса на производстве или учреждении называется компьютеризацией )

— А чем однокоренные слова и формы одного и того же слова? (окончанием)

— С помощью чего они образованы, выделите морфемы (слайд 3) Проверьте себя!

— С помощью чего образовались слова? С помощью суффиксов, А как будет называться такой способ образования слов? (суффиксальный)

— Вы наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? Правильно, о способах образования слов! Запишем тему урока (слайд 4)

— Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: что мы должны знать по данной теме? Правильно! (слайд 5)

— А уметь? (слайд 6)

4. Изучение нового материала.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия.

. — Чтобы чувствовать себя уверенно в стране словообразование, мы должны знать: от какого слова образованно и с помощью чего. Обратимся, ребята, к следующему примеру (слайд 7)

— Ответьте мне на вопрос: от какого слова образовано слово грибок? (от слова гриб). Сравните, пожалуйста, лексическое значение и морфемный состав.

( Гриб – это особый организм, размножающийся спорами: съедобный гриб, ядовитый гриб.

Грибок – это маленький гриб.)

— У слов сходные лексические значения, но имеются и различия, морфемный состав также различается: во втором слове есть суффикс ОК (выделяет его ). А теперь попробуем убрать из слова грибок суффикс, какое слово получилось: гриб и значение слова изменилось.

— Что влияет на изменение лексического значения слова?

Суффикс: суффикс ОК вносит в значение слова понятие «маленький».

— В русском языке есть целая группа суффиксов, придающих слову такое значение, и называются они уменьшительно-ласкательными, суффикс ОК входит в их число.

— С помощью чего образовалось слово грибок? (С помощью суффикса ОК.)

. Вывод: суффиксы, участвующие в образовании новых слов, называют словообразовательными.

-. Слова, которые появляются в языке в результате словообразования, называются производными , из двух слов гриб и грибок – производным будет грибок , а слово гриб будет производящим . Это можно представить схематично при помощи словообразовательной модели. Данная схема называется моделью, потому что служит для образования многих слов, — словообразовательной, так как показывает словообразующие морфемы. Приведите свои примеры .

. — Итак, все названные вами слова образованы при помощи суффикса. Как можно назвать такой способ словообразования?

-ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Способ, при котором слово образуется при помощи суффикса, называется суффиксальным.

— А теперь запишем образец словообразовательного разбора

-(Слайд 8) Рассмотрим следующую пару слов. Сравните морфемный состав и лексическое значение этих слов. Назовите отличия

— Как присутствие приставки влияет на лексическое значение слова: приставка пре имеет значение очень , мудрый – это значит очень мудрый . Какое из этих слов будет производным, а какое производящим. Как образовано слово премудрый? При помощи приставки пре в результате присоединения к слову. Вот так будет выглядеть словообразовательная модель.

. — Как, вы думаете, будет называться такой способ словообразования? приставочный.

. Запишем в тетрадь это название и образец словообразовательного разбора . Приведите примеры слов, образованных по данной модели: предобрый, прехороший, прекрасный.

— (Слайд 9). Сравним словообразовательные модели. В чём, по-вашему, принципиальное, т. е. главное, различие этих двух способов словообразования?

— При суффиксальном способе суффикс присоединяется к основе слова, в приставочном — к слову, поэтому при приставочном способе всегда образуется слово той же части речи, что и производящее.

-Вывод: Итак, чтобы понять, как образовано слово, необходимо ответить на два вопроса: «От чего и с помощью чего оно образуется».

5.Первичная проверка понимания нового материала.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, их корректировка.

(Слайд 10) Иногда дать ответы на эти вопросы бывает очень просто, например, в отношении таких слов, как: желтизна, недруг, газетный. Запишите эти слова в тетрадь, составьте словообразовательную цепочку, определите способ образования. Проверьте себя по ключу, поставьте 1 балл за правильно выполненное слово.

— Нетрудно догадаться о способе словообразования, если в состав слова входит одна словообразовательная морфема: приставка или суффикс.

. Но встречаются и другие слова, над которыми стоит поломать голову. Это слова, в которых не одна, а несколько словообразовательных морфем. (Появляются слова: неинтересный, поисковый, заморский.) (Слайд 11- 2 щелчка -12).

— Определим морфемный состав слов и их лексическое значение. (Обращается внимание учащихся на то, что слова имеют одинаковый морфемный состав, а можно ли это сказать и в отношении их способа словообразования).

— Значение слова неинтересный противоположно слову интересный. В слове есть приставка не- , при «отбрасывании» приставки остается слово интересный , можно предположить, что это приставочный способ, потому что по этой модели НЕ + прилагательное образуются и другие слова: некрасивый, небольшой. В русском языке прилагательные с приставкой не- образуются приставочным способом.

— Переходим к слову поисковый , в нем тоже есть приставка, но при её «отбрасывании» мы не получим производящего слова: «исковый» , такого слова нет в языке. Значит, это не может быть приставочный способ. Если убрать из слова суффикс, то останется основа поиск , точно такая же, как и в слове поиск , значит, слово поиск вполне может быть производящим, получается модель:

по этой модели образованы многие имена прилагательные: березовый, кленовый, сосновый. Прилагательные с этим суффиксом имеют значение «относящийся к чему-либо». Значит это суффиксальный способ.

— А теперь проанализируйте слово заморский . Это не приставочный способ, потому что при отбрасывании приставки остаётся «морский» , а такого слова нет, Это не суффиксальный способ, потому что при отбрасывании суффикса -ск- остается замор , и мы не можем назвать слово с такой же основой.

— Какие будут предположения по поводу образования слова заморский ? А если отбросить приставку и суффикс одновременно? Останется «мор» , такая основа в слове море . Заморский – это находящийся за морем. Модель будет выглядеть так:

Слова, образованные по данной модели: Заокский, заволжский.

. Вывод: — Как можно назвать этот способ словообразования?

Приставочно-суффиксальный. Запишите в тетрадь это название образец словообразовательного разбора.

— Давайте составим алгоритм словообразовательного разбора. Что мы будем делать в первую очередь?, затем? И наконец.. проверьте все ли вы назвали. (Слайд 13)

6. Закрепление знаний и способов действия.

Цель :обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации.

  1. Слайд 14-15 (взаимопроверка по ключу)
  2. Шарады 16-17 (самопроверка)
  3. 1Задание: подберите однокоренные слова к слову белый, выраженные любой частью речи. ( Дерево, слайд18)

2. Такие слова могут образовывать словообразовательные гнезда (слайд 19)

Слайд 20 – словарь

7. Подведение итогов, рефлексия

Рефлексия : А теперь давайте ответим на вопрос темы урока. Как образуются слова в языке?

— Слова в языке образуются различными способами словообразования: суффиксальным (путем присоединения к основе производящего слова суффикса), приставочным (путем присоединения к слову приставки), приставочно-суффиксальным (путём присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса одновременно).

— Что помогает определить способ образования?

Определение способа образования слова происходит в результате словообразовательного разбора. Сделать словообразовательный анализ — значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) и путем сравнения морфемного состава производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы. В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.

— Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось?

— Оцените себя (слайд 21):

  1. У кого-5?
  2. У кого – 4?
  3. у кого – 3?
  4. Есть ли те, у кого ниже 3?

Источник

Практикум по определению способа образования слов

Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о способах образования слов,
  • закрепить навыки определения способов словообразования,
  • знать основные способы образования слов в русском языке,
  • уметь определять способ образования слов.

1. Организационный момент.

Учитель: — Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.

(один ученик записывает на доске).

Учитель: — Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.

(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).

Учитель: — В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?

(Приложение. Слайд 3)

((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).

Учитель: — Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: — Какое упражнение вы выполняли дома?

Учитель: — Что нужно было сделать по заданию упражнения?

(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).

Учитель: — Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.

(правильный вариант написан на обратной стороне доски)

3. Повторение и закрепление.

Учитель: — Что вы знаете про словообразование?

(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

Учитель: — Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.

— Начнем с разминки: Задание классу.

1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)

(дети отвечают с мест устно)

Славный – бесславный, (приставка)

Двор – дворец, (суффикс)

Барабан – барабанщик, (суффикс)

Соберу – разберу, (приставка)

Дно – бездонный (приставка, суффикс)

Расчет – рассчитывать. (суффикс)

(делается вывод: приставка, суффикс).

Учитель: — Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)

— Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)

2. Образуйте новые слова по аналогии.

Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)

На выполнение задания – 2 минуты.

(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)

Пеший, ходить – пешеход,

Вода, проводить — … . (сложение двух основ)

Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.

Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой

парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с

помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.

(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)

  • Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
  • Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
  • Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
  • Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
  • Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
  • Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
  • Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
  • Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
  • Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
  • Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).

Учитель: — Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?

(от корней с помощью суффиксов и приставок).

Учитель: — Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?

Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)

Учитель: — Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)

Учитель: — 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.

Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)

На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.

— Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.

(по одному ученику с каждого варианта читают текст)

Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!

2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

Учитель: — Расскажите, как вы выполняли задание.

(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).

Учитель: — Физминутка: “погоня за тремя зайцами” — разминаем шею, спину и глазки.

А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.

Учитель: — 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?

(Приложение. Слайд 8)

Учитель: — У кого дерево получится самым ветвистым?

(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)

2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:

1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Учитель: — На выполнение задания – 5 минут.

(задания по парам выполняются в тетрадях)

Учитель: Вопросы к группам:

— У кого дерево получилось самым ветвистым?

— С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?

Вопросы к парам:

— Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?

— Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?

— О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?

Учитель: — Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.

(дети переставляют стулья на место)

Учитель: — 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.

(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)

Учитель: — Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.

(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9)

Учитель: — Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?

Учитель: — 1. Как образуются новые слова в русском языке?

2. Назовите способы образования слов.

3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?

4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:

— приставочного от слова РАСЧЕТ,

— суффиксального от слова АВГУСТ,

— приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.

Источник

Читайте также:  Способы быстрого решения судоку
Оцените статью
Разные способы
Морфологические Неморфологические
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение основ и слов Переход одной части речи в другую