Урок обж способы подачи сигналов бедствия

Сигналы бедствия

Урок 9. ОБЖ 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Сигналы бедствия»

Не стоит забывать, что поход — это не сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно. А иногда и природа преподносит людям суровые испытания — землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары и так далее. Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный ущерб. Напомним, что такие процессы и явления называют стихийными бедствиями — чрезвычайными ситуациями природного характера.

Поэтому главная задача при подготовке и проведении похода — это обеспечение безопасности.

Однако, как бы тщательно туристы не готовились к походу, часто случаются ситуации, когда срочно требуется помощь. Согласно правилам, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками.

Сигнал бедствия — это международно признанное средство запроса помощи, которое сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи.

Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния. Поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь. Именно поэтому путешественнику стоит знать несколько сигналов запроса помощи, которые помогут найти выход из ситуации.

Существует несколько разновидностей сигналов.

Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.

Дымовые. Используются столбы дыма от зажжённых костров.

Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолёт, приблизившийся к земле.

Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.

Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.

Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.

Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, её участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

Если ваш поход проходит на равнинной местности, то можно взять с собой радиостанцию.

Палочка-фонарик, которая работает до 10 часов. Правда свет от неё виден только вблизи.

Сигнальный буй нужен, если бедствие произошло на воде.

Также в водный поход можно взять водный маркер. От него вода становится насыщенно-зелёной или оранжевой.

А зеркало-гелиограф пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии до 20 километров.

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами.

Самый простой и, наверное, самый древний способ подать сигнал — развести большой сигнальный костёр. С незапамятных времён воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировал об опасности.

Лучше приготовить не один костёр, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположенные друг от друга в 30—50 метрах друг от друга и образующие равносторонний треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии на том же расстоянии, являются международным сигналом бедствия.

А пять костров, расположенных в форме буквы «Т», указывают на место безопасной посадки. Интересно, что этой буквой размечали посадочные полосы ещё партизаны во время Великой Отечественной войны.

Возле каждого костровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой плёнки, тканью или толстым слоем елового лапника

На больших незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого отдельно стоящее, желательно хвойных пород, дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолёта поджигается. Вспыхнувшая крона дерева даёт очень мощный, далеко заметный световой факел. Но применяя такой способ аварийной сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность.

Приведём простой пример. В тайге группа туристов сбилась с маршрута. Недельное блуждание по тайге ни к чему не привело — тропа не находилась. Несмотря на строгую экономию, запас продуктов истощался. Несколько раз над тайгой пролетали самолёты. Туристы кричали, размахивали куртками, но их никто не слышал и не видел. Наконец они решились на безумный шаг — соорудили факел-костёр. Однако, они не учли правила пожарной безопасности и случайно подожгли тайгу.

Пожар заметили. И пожарный десант спас туристов. Но сам пожар удалось остановить только через неделю. И ещё неделя ушла на подавление очагов пожара. Несколько пожарных получили тяжёлые ожоги. А оказалось, что туристы находились лишь в нескольких километрах от населённого пункта.

Поэтому, прежде чем сооружать факел-костёр необходимо очистить пространство возле дерева от сухой травы и валежника. Убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного массива. Удобнее всего, когда с подветренной стороны такого дерева-факела расположен крупный водоём. Идеально — если оно растёт на лишённом растительности острове.

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костёр подбрасываются сырые ветки, мох и траву. В пасмурную погоду лучше виден тёмный дым — в огонь добавляются зелёные листья, куски резины, покрышки и камеры от колёс автотранспорта, пластик, еловый лапник и сырой мох.

В случае, когда турист заметил сигнал бедствия, то стоит принять необходимые меры для спасения людей, нуждающихся в помощи. Эта миссия заключается в том, что необходимо наиболее точно определить место, откуда поступает сигнал, сформировать и подготовить группу спасения. Эта группа должна состоять из наиболее опытных членов. Они должны взять с собой провиант, палатки, тёплую одежду, спички или огниво. Остальная часть группы должна разбить аварийный лагерь.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку. В общем всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Например, это может быть всем известный международный сигнал бедствия SOS.

А кто-нибудь знает, как расшифровывается данный сигнал? Правильно, никак. Это произвольно выбранная из нескольких возможных буквенных или буквенно-числовых последовательностей, из которых может быть составлен этот девятизнаковый символ, поскольку данная последовательность удобна для запоминания.

Сигнал бедствия «SOS» был принят Международной Радиотелеграфной Конвенцией 3 ноября 1906 года в Берлине. Фразы, за аббревиатуру которых сигнал ошибочно принимается, такие как Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души), Save Our Ship (спасите наш корабль), Swim Or Sink (плывите или утонем). А также русское «Спасите От Смерти», «Сигнал Особой Срочности», тоже появились уже после того, как сигнал стал использоваться в международной практике.

Читайте также:  Осуществление гражданских прав понятие принципы способы пределы осуществления гражданских прав

Помимо сигнала «SOS» для помощи пострадавшим разработаны и другие международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы — геометрические фигуры, которые выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха поверхности.

Они понятны пилоту и штурману любой страны. Важно правильно их расположить так, чтобы сигнал был виден и с земли, и с воздуха. Для этого придерживаются следующих правил.

Символы не должны быть меньше трёх метров в ширину и десяти метров в длину. Пробельное пространство между знаками — не менее трёх метров. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасательные жилеты. Сигналы международного кода выкладывают и дёрном на траве, и еловым лапником на снегу. Главное правило: чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. То есть на светлой поверхности символы делают тёмными, а на тёмной — светлыми.

При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты, из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.

Через пробитое отверстие нужно наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к Солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.

Так же необходимо периодически пробегаться световым «зайчиком» вдоль линии горизонта. Известны случаи, когда пилоты поисковых самолётов замечали этот посланный наугад сигнал много раньше, чем потерпевшие были способны увидеть или услышать сам самолёт.

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если лётчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Когда ваш сигнал заметит спасательный самолёт или вертолёт, он скорее всего попробует вам ответить. Но чтобы его понять нужно знать «язык самолётов». Конечно же самолёты не умеют разговаривать. Да и речи пилоты вы вряд ли услышите. Для ответа пострадавшему лётчики всего мира используют специальные фигуры и сигналы ракет — знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Лётчик воздушного судна может дать следующий ответ:

Вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зелёная ракета — «Bac вижу».

Полёт в горизонтальной плоскости «восьмёркой» или красная ракета — «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолёт».

Покачивание c крыла на крыло или белая ракета — «Bac понял».

Пикирование c последующим входом в вираж или две зелёные ракеты — «Обозначьте направление посадки и место приземления».

Полёт самолёта над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или жёлтая ракета — «Идите в указанном направлении».

Полёт «змейкой» или две красные ракеты — «Bac не понял».

Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный c земли, не принят.

Как вы поняли из нашего урока подавать сигнал не так просто, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ваша сигнализация не осталась незамеченной. Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

Если же беды избежать не удалось, то прежде всего не стоит паниковать. Необходимо собраться с мыслями, вспомнить основные сигналы спасения, найти все подручные средства и материалы, которые можно использовать и немедленно приступать к работе. Главное, не отчаиваться и не предаваться негативным мыслям, а стоит выработать позитивный настрой, не прекращать свои попытки и не терять веры!

Источник

Конспект урока по ОБЖ на тему «Сигналы бедствия» (6 класс)

Технологическая карта урока ОБЖ

Тема: Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них

Целевая аудитория: 6 класс

Цель: Формирование навыков подачи сигналов бедствия различными способами.

Образовательная: Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия.

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования.

Развивающая: Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.

Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ.

Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.

Ф ормировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи.

Формирование мотивации изучения ОБЖ;

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. Уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные результаты

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Учащиеся получат возможность научиться:

Комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией, логически излагать свои мысли.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Педагогические технологии на уроке:

— технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), работа в парах.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук, фонарик, фольга, яркая ткань, телефон.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Учащиеся: Включаются в деловой ритм урока .

1.Дайте определение автономное существование человека в природе?

2.Назовите виды автономного существования?

3.Какова цель добровольной/вынужденной автономии?

4.Что должен сделать человек, находясь в условиях автономного существования?

Учащиеся: Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д), отвечают на вопросы учителя.

Формулирование темы, постановка цели занятия перед учащимися

У: Мы продолжаем разговор о пребывании человека в условиях вынужденной автономии, но я пришла на урок не с пустыми руками. Посмотрите внимательно на эти предметы и скажите, что их объединяет? (свисток, зеркальце, фонарик, кусок яркой ткани, телефон).

Учащиеся: предлагают свои варианты ответов.

У: Кто из вас догадался, какой будет тема нашего урока?

Учащиеся: формулируют тему урока.

У: Тема урока: Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них (сл.2).

У: Какие вопросы рассмотрим на уроке?

Учащиеся: формулируют вопросы для изучения.

Учитель корректирует и озвучивает цели урока ( сл.3 ):

— виды средств и правила подачи сигналов бедствия;

— международные сигналы бедствия;

— кодовая система общения с пилотами (не только подавать, но и принимать, понимать сигналы)

Учащиеся: Записывают в тетрадь тему урока.

Организация восприятия новой информации

У: Исходя из услышанной вами ситуации, можно понять, что неумение подать сигнал бедствия может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. А между тем есть целый арсенал средств привлечения внимания спасательных команд. А также людей, случайно оказавшихся в районе бедствия. Поэтому знать, как правильно подать сигнал бедствия, я думаю, необходимо всем. Не многие из вас по окончании школы станут великими химиками или математиками. Но знать элементарные меры безопасности: как действовать в той или иной ситуации, как оказать помощь себе и другим, обязаны все.

Читайте также:  Способы оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях

Таким образом Сигнализация (сл.4) — это способ быстрой передачи сообщений на расстояние. Зародилась она ещё в незапамятные времена.

У: Вспомните, какие средства сигнализации существовали? (ответы учащихся)

Сигнальные костры — это самый простой и наиболее доступный способ подачи сигналов, который используется ещё в глубокой древности. На морских судах ещё до появления радио уже применялись семафорные флаги, сигнальные огни и колокола, бутылочная почта, потом появилась азбука Морзе, позже рация)

Известно, что в Древней Греции существовала система сигнализации огнем и металлическими зеркалами . Пользуясь сигнальными зеркалами, Архимед спалил римский флот.

Для того чтобы подчеркнуть важность сегодняшней темы, я приведу следующий пример:

Группа туристов сбилась с маршрута. Недельное блуждание по тайге ни к чему не привело — тропа не находилась. Несмотря на строгую экономию, запас продуктов истощался. Положение стано вилось угрожающим. Несколько раз над тайгой пролетали самолеты. Туристы кричали, размахивали куртками, но их никто не слы шал и не видел. Наконец они решились на безумный шаг — подожгли тайгу.

Пожар заметили. С самолета сбросили пожарный десант. Толь ко через неделю удалось остановить огонь. Еще неделя ушла на подавление очагов пожара, несколько пожарных получили тяжелые ожоги. А оказалось, туристы находились лишь в нескольких километрах от населенного пункта.

У: Из предыдущих уроков Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя – это будет сигналом для них о начале поисков. Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении.

У: Как поступить если нет телефона или отсутствует связь?

Учащиеся: предлагают свои варианты ответов.

У: Существуют разные способы привлечения внимания спасательных команд и людей, случайно оказавшихся в районе бедствия (сл. 5) .

В Зависимости от вида средства

По принципу передачи сигнала

Главная их цель – указать ваше точное месторасположение для последующей эвакуации и оказания неотложной помощи в виде сброса с самолета продовольствия, медикаментов, оружия и боеприпасов.

Учащиеся: слушают, запоминают.

4. Первичное получение знаний (Работа учащихся с раздаточным материалом)

Подробнее вы можете ознакомиться с ними с помощью раздаточного материала (Приложение 1).

Учащиеся : читают, анализируют, выделяют главное, фиксируют в рабочей тетради (сл.6).

Первичная проверка понимания.

У: Давайте проверим, как вы усвоили материал, для этого ответьте на мои вопросы (сл.7):

1. Что обозначает сигнал SOS ? ( Спасите наши души)

2. Для подачи сигналов бедствия можно использовать различные предметы… ( одежду, обломки самолёта, камни, ткань, ветки, дерн).

3 Для того, чтобы подать белый дымовой сигнал необходимо положить в костёр… ( свежую листву, мох или сырое дерево)

4. ( Резина, куски покрышек, пластик, ельник) …брошенные в хорошо разгоревшийся костёр дают черный дым.

5. Сигнальные костры располагают по… (прямой линии) или… ( в форме равностороннего треугольника) на расстоянии… ( 15-20 метров) друг от друга.

6. Звуковые сигналы бедствия подаются с промежутком… ( через 1 мин) или ( группой из 6 отдельных звуков, разделенных паузой) .

7. С помощью сигнального зеркала можно подавать сигналы не только… ( в дневное), но и… ( ночное) время суток.

8. К пиротехническим средствам подачи сигнала относятся… ( сигнальные мортирки, шашки, ракеты).

У: Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет Данные средства сигнализации требуют выполнения определенных правил пользования и хранения:

♦ держите их подальше от себя;

♦ помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием;

♦ не ремонтируйте их в случае неисправности;

♦ если случилась осечка, не используйте вторично;

♦ всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя;

♦ находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния;

♦ соблюдайте максимальные меры предосторожности.

9. Сигнал SOS можно подать с помощью… ( азбуки Морзе и передатчика, с помощью фонаря).

У: SOS (сл.8) – международный сигнал помощи был принят Международной конвенцией в Берлине в ноября 1906г., для его беспрепятственного приема каждый час в течение 6 мин (с 15–й по 18–ю и с 45–й по 48–ю) на «частотах бедствия» замолкают все радиостанции мира; в эфире наступает тишина, для того чтобы каждый, кто оказался в беде, мог легко выйти в эфир и подать сигнал бедствия, указав квадрат своего местонахождения, либо дать возможность запеленговать себя.

Так же сигнал можно подать с помощью фонаря: закрывая и открывая отражатель и зная азбуку Морзе (3 короткие вспышки, 3 длинные, 3 короткие)

Радиосигнал бедствия (SOS): три точки — короткая пауза — три тире — короткая пауза — три точки (• • • — — — • • •) .

У: Давайте попробуем простучать этот сигнал ладошками: 3 хлопка быстрых, 3 хлопка чуть помедленнее, 3 хлопка быстрых.

Учащиеся: воспроизводят полученную информацию, повторяют, запоминают.

Восприятие получения новой информации (продолжение)

У: А можно ли подать сигнал бедствия с помощью обычной фольги?

Учащиеся : рассуждают, анализируют, предлагают свои варианты.

У: Из фольги можно сделать сигнальное зеркало , предварительно пробив в нём отверстие диаметром 5-7 мм (сл.10 ).

Подавать световой сигнал зеркалом имеет смысл не только непосредственно заметив самолет или судно, но и заслышав гул моторов, а так же необходимо периодически пробегаться световым «зайчиком» вдоль линии горизонта. Известны случаи, когда пилоты поисковых самолетов замечали этот посланный наугад сигнал много раньше, чем потерпевшие были способны увидеть или услышать сам самолет

(сл.11) для постоянной подачи сигнала в непосредственной близости от лагеря будет полезно разложить фольгу на траве, ветках кустарника, деревьев, на ветках одиноко стоящего дерева, на склонах холмов, предварительно несильно их смяв для образования множества отражающих плоскостей. Блестя на солнце, они будут издалека привлекать внимание

— м ожно прикрепить фольгу к куску фанеры , доске или раздвоенной на конце ветке и полученную блестящую пластину свободно подвесить на открытом месте на верхушке вбитого в землю высокого шеста. Пластина, постоянно вращаясь на ветру, будет давать хорошо заметные световые сигналы

У: Подумайте, как с помощью предложенных предметов можно подать сигнал бедствия:

лист ватмана + воздушный шарик;

коробочка из под фотоплёнки + нож.

Учащиеся: размышляют, предлагают свои варианты использования.

У: давайте посмотрим, что об этом говорит программа «Галилео».

У: все перечисленные способы подачи сигнала являются общепринятыми. Для спасения людей, попавших в экстремальную ситуацию, используется малая авиация: вертолёты и самолёты. Чтобы облегчить их поиск, спасателями разработана и используется международная кодовая таблица сигналов бедствия ( международные сигналы бедствия) (сл. 14) это геометрические фигуры, которые выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха поверхности – на опушке леса, на снегу, на льдине, на полянах, незалесенных склонах холмов. Они понятны пилоту и штурману любой страны

Самые банальные – HELP и SOS . Рекомендуемые размеры сигналов – не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы: предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т. д. Вы можете снять дерн с земли или протоптать сигнал в снегу.

Читайте также:  Песок способы погрузки разгрузки

Главное требование – они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Такие сигналы работают и днем, и ночью (ночью в углублениях можно развести огонь).

Когда ваш сигнал заметит спасательный самолёт или вертолёт, он скорее всего попробует вам ответить. Но чтобы его понять нужно знать «язык самолётов». Только не думайте, что самолёты умеют разговаривать; для ответа пострадавшему лётчики всего мира используют специальные фигуры и сигналы ракет; всего их шесть( сл.15 ).

У: У вас есть раздаточный материал (Приложение 2), рассмотрите его внимательно 2-3 мин, и давайте вместе разберемся, что означает та или иная фигура, выполняемая спасательным самолетом.

Учащиеся: работают с раздаточным материалом (сл. 16).

Организация усвоения материала путем воспроизведения информации

У: Давайте проверим, как вы усвоили материал и с помощью стрелок установим соответствие между пилотируемой фигурой и ее значением (с. 17 ).

1.Виpaж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленная ракета — «Bac вижу»

2.Полет в горизонтальной плоскости «вocьмepкoй» или красная ракета — «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолёт».

3. Покачивание c крыла на крыло или белая ракета — «Bac понял».

4. Пикирование c последующим входом в вираж или две зеленные ракеты- «Обозначьте направление посадки и место приземления».

5.Пoлeт самолёта над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желта ракета – «Идите в указанном направлении».

6. Полет «змейкой» или две красные ракеты — «Bac не понял».

У: Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный c земли, не принят.

Закрепление полученного материала

У: Как вы поняли из содержания урока подавать сигнал не так просто, как может показаться на первый взгляд, очень важно, чтобы ваша сигнализация не осталась незамеченной.

Не многие из вас по окончании школы станут великими химиками или математиками. Но знать элементарные меры безопасности: как действовать в той или иной ситуации, как оказать помощь себе и другим, обязаны все, поэтому в завершении сегодняшнего разговора предлагаю вам блицтурнир, отвечаем да/нет.

Учитель зачитывает вопросы:

1.Световой сигнал, поданный с помощью зеркала при ясной погоде можно заметить с огромного расстояния за 40 километров? — (да)

2.При подаче звуковых сигналов необходимо занять как можно более высокую позицию — (да)

3.Сигнальные костры должны быть небольшими и образовывать четырехугольник- (нет)

4. Звуковой сигнал, пущенный по ветру или в туман слабеет — (нет)

5. Яркая одежда, прикрепленная к шесту или к верхушке дерева также служит сигналом бедствия — (да)

6. Дым от сигнального костра по цвету не должен отличаться от цвета окружающей местности — (нет)

7. В дневное и зимнее время года хорошо заметны костры с черным дымом — (да)

8. При использования пиротехнических средств — (мортирок, ракет, шашек) надо быть осторожными, держать их на вытянутой руке, не использовать вторично, если произошла осечка — (да)

9. Международные сигналы бедствия имеют небольшие размеры: 4 м. в длину, 2 м в ширину- (нет)

10.Применять пиротехнические средства сигнализации надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет — (да)

Учащиеся: отвечают на вопросы теста в тетради; затем работают в парах — делают взаимопроверку, выставляют оценки.

У: Вывод: Сигнал (сл. 19) – это шанс на спасение, поэтому организовывать его подачу надо грамотно, нельзя тратить все средства подачи сигналов единовременно.

У: В начале урока мы ставили перед собой ряд вопросов (они на экране, сл. 20 ), скажите, мы ответили на них?

— информация, полученная на уроке была полезной для вас?

— что вы сделаете, отправляясь в лес?

— на какую ступень нашей импровизированной «Лестницы успеха» вы сможете подняться в конце урока. Свой ответ поясните (сл. 21).

10. Информация о домашнем задании

1. В дневнике безопасности записать международные сигналы бедствия и их значения.

2. Составить алгоритм действий, если заблудился в лесу.

Творческое задание: Изготовьте вместе с родителями сигнальное зеркало. Попробуйте его использовать в солнечную погоду.

Средства подачи сигналов бедствия

1. Табельные средства- SOS (спасите наши души)

Для подачи данного радиосигнала необходимо иметь аварийный радиопередатчик, знать основы пользования данным прибором и азбуку
Радиосигнал бедствия (SOS): три точки — короткая пауза — три тире — короткая пауза — три точки (• • • — — — • • •) .

А) Пиротехнические средства сигнализации: сигнальные ракеты, шашки, мортирки. Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Б) Сигнальное зеркало — это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое можно следить за объектом.

Пущенный зеркалом «солнечный зайчик» обнаруживается даже с самолета, который летит на высоте 1-1,5 км на расстоянии 20-25 км от местоположения человека.

Зеркало эффективно даже ночью, наверное, это можно назвать «пускать лунных зайчиков».

Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния – на обычной местности за 40 километров.

— специальные проблесковые фонари с ксеноновыми лампочками, дающими вспышку света, видимую на расстоянии до 10 км.

-автомобильные проблесковые электрофонари. Они экономичнее расходуют заряд батарей и больше обращают на себя внимание.

— Карманный электрический фонарик. Сигнал, поданный сильным фонарем, «читается» за 3-4 км, слабым — до 2 км. Зная азбуку Морзе, с помощью фонаря, открывая и закрывая отражатель, можно передавать сигнал бедствия и другие сообщения.

Г) При необходимости подавайте сигналы с помощью рук . Основные сигналы изображены на рисунке

Звуковым сигналом бедствия считаются отдельные громкие звуки, производимые с промежутками через 1 мин. Либо группы из шести отдельных звуков, разделенные паузой. Либо беспрерывный звуковой сигнал — свист, вой туманного горна. При подаче звуковых сигналов необходимо занять как можно более высокую позицию. При этом следует помнить, что любые препятствия «съедают» силу звука, что наиболее действен сигнал, пущенный по ветру, и что туман не является препятствием для распространения звуков, а, напротив, усиливает их! ! !

Подручные средства сигнализации

Воздушный змей и воздушные шары. Воздушный змей, желательно из цветной бумаги, привяжите к хвосту змея куски фольги и яркие ленточки

Сигнальные флаги. Повесьте на высоких деревьях возле своего лагеря сигнальные «флаги» – яркие куски материи. Для того чтобы они были заметны сверху, растягивайте эти «флаги» по земле. Одну сторону материи привяжите к кустам, растущим вблизи водоема, а другую – к кольям, вбитым в дно водоема.

Сигнальный костер. Костер, расположенный на открытой местности или высоком холме, виден издалека. В ночи ярко горящий костер виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км – при наблюдении с земли.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров на расстоянии 15-20 м, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Сигнальные костры должны быть в диаметре не менее 1 м.

Хорошим сигналом считается дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности.

Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым.

Резина, куски покрышек, пластик, ельник или промасленная ветошь дадут черный дым.

Зажигать костер надо, когда услышите звук вертолета или другой спасательной техники. Ночью костер следует поддерживать постоянно.

Источник

Оцените статью
Разные способы