Урок обществознания 10 класс деятельность как способ существования людей

Деятельность как способ существования человека.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Конспект урока по обществознанию 10 класс.

Скачать:

Вложение Размер
deyatelnost.odt 28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания на II курсе

Тема: «Деятельность как способ существования людей».

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;

— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;

— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;

— владение понятиями «деятельность», «потребности»;

— целостное представление о структуре деятельности;

— понимание связей между сознанием и деятельностью;

— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;

3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;

4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.

II. Место темы в системе учебных занятий

При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).

Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.

III. Литература и оборудование

Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).

Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.

индивидуальный письменный опрос ( карточки)

  1. I-вариант Соотнеси понятие с определением:

Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.

II- вариант Верны ли суждения?

  1. Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?

1) экономическую; 2) политическую; 3) социальную; 4) духовную.

  1. Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.( деятельность )

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: ( слайд 3)

  1. Что такое деятельность?
  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)
  3. Виды деятельности.

Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).

1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .( слайд 5)( записать в тетрадь).

Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?( Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .

Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )

— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

  1. Каковы были цели помещика?
  2. Какие он выбрал средства для их достижения?
  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)

2. Структура деятельности

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
  2. Действия.
  3. Средства.
  4. Результат.

Мотивы деятельности.( слайд 13)

Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.

  1. 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор; 3 рытье траншеи.

Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) ( слайд)14

Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)

Какие мотивы вы знаете?( слайд 15)

Работа с учебником, ( пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.

  1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский
  2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
  3. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
    Б. Шоу
  4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка

Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?

-Что я делал на уроке?

-Что узнал нового?

-Как я узнавал новое?

-Какой этап урока мне понравился?

Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока обществознания. Тема:»Деятельность-способ существования человека».10 класс.

Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на базовом уровне.

Разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Деятельность — способ существования человека».

Урок является логическим продолжением серии уроков блока «Духовная культура». Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня.

Деятельность — способ существования человека

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме: «Деятельность».

урок обществознания в логике ИКТ для 10 кл. Деятельность как способ существования людей.

Урок в логике ИКТ. Приложения к уроку: обучающая презентация для учеников; демонстрационная для учителя.

Презентация к уроку обществознания «Деятельность как способ существования людей» 10 класс

Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. .

Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс).

Технологическая карта урока по теме «Деятельность как способ существования людей»

Технологическая карта урока » Деятельность как способ существования людей» , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова).

Источник

Деятельность-способ существования людей
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)

урок в 10 классе

Скачать:

Вложение Размер
10_kl_obshchestvoznanie.doc 91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 10 классе

Тема: «Деятельность-способ существования людей»

УМК Обществознание. 10 класс, базовый уровень пол ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2018 г.

автор, издательство, год

Масловой Валентины Николаевны , учителя истории и обществознания

Цель — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.

Тема урока- «Деятельность-способ существования людей»

Уровень освоения предмета — базовый

Цель урока — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей и свойственна только человеку.

1. Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «цель», «субъект и объект деятельности», «действия», ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности;

2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

— развитие предметного мышления;

— развитие умения формировать понятия;

— развитие умения делать выводы и умозаключения;

— развитие умения задавать вопросы по теме урока.

Формируемые метапредметные результаты:

личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности

Технологическая карта урока

Перед вами фрагмент из “Повести временных лет” прочитайте.

-о чем рассказывается в “Повести временных лет”?

-Почему славяне позвали варягов?

-С какой целью славяне встретились с варягами в картине В. Васнецова “Призвание варяжских князей”

Что они показывают: действие – деятельность?

Только одну деятельность или их совокупность, или виды?

Как можно назвать наш сегодняшний урок?

(Запишем тему урока ) .

О чем должны узнать на уроке?

-Чтобы правили государством.

-Образование и развитие Древнерусского государства.

Приглашение, образование и развитие, деятельность,

Совокупность,то есть виды деятельности.

Изучение нового материала

Перед вами на экране два понятия деятельности: из философского и психологического словаря.

Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности.

Прочитайте и выделите основные элементы, которые в них выделены

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. ( Запишем в тетрадь )

Попробуйте сформулировать понятия субъект, объект, цель.

Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя. Субъект, цель действие, результат,

— деятельность -активные действия

— у деятельности есть цель; направлена на результат.

Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие

Субъект – цель – действие – результат.

Они являются основными элементами структуры деятельности.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта .

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

оценка и контроль).

Что побуждает человека к деятельности?

А что такое потребность?

Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности. (Запишем определение)

Какие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:

Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание

параграфа 5, стр. 51 вместе запишем структуру деятельности.

Нужда в чем-либо.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей.

Игра, учение, труд, общение.

(контроль и оценивание полученных знаний и умений

На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы?

На какой вопрос вы не получили ответ?

Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

Что вы хотите спросить у учителя по этой теме?

Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.

  • Сегодня я узнал.
  • Было интересно.
  • Было трудно.
  • Я выполнял задания.
  • Я понял, что.
  • Теперь я могу.
  • Я почувствовал, что.
  • Я приобрел.
  • У меня получилось.
  • Я смог.
  • Я попробую.
  • Меня удивило.
  • Урок дал мне для жизни.
  • Мне захотелось.

Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю.

(нравственно-эстетическое оценивание своей

-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Параграф 5, творческое задание к параграфу 5.

Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным.

«Повесть временных лет» о призвании варягов

( в переводе Д. С. Лихачева )

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

Источник

Читайте также:  Способы получения алкадиенов формулы
Оцените статью
Разные способы