- Деятельность как способ существования человека. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Деятельность-способ существования людей учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Деятельность как способ существования человека.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost.odt | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания на II курсе
Тема: «Деятельность как способ существования людей».
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
— владение понятиями «деятельность», «потребности»;
— целостное представление о структуре деятельности;
— понимание связей между сознанием и деятельностью;
— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
II. Место темы в системе учебных занятий
При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
III. Литература и оборудование
Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).
Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
индивидуальный письменный опрос ( карточки)
- I-вариант Соотнеси понятие с определением:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_obshchestvoznanie.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе
Тема: «Деятельность-способ существования людей»
УМК Обществознание. 10 класс, базовый уровень пол ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2018 г.
автор, издательство, год
Масловой Валентины Николаевны , учителя истории и обществознания
Цель — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.
Тема урока- «Деятельность-способ существования людей»
Уровень освоения предмета — базовый
Цель урока — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей и свойственна только человеку.
1. Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «цель», «субъект и объект деятельности», «действия», ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности;
2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
— развитие предметного мышления;
— развитие умения формировать понятия;
— развитие умения делать выводы и умозаключения;
— развитие умения задавать вопросы по теме урока.
Формируемые метапредметные результаты:
личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности
Технологическая карта урока
Перед вами фрагмент из “Повести временных лет” прочитайте.
-о чем рассказывается в “Повести временных лет”?
-Почему славяне позвали варягов?
-С какой целью славяне встретились с варягами в картине В. Васнецова “Призвание варяжских князей”
Что они показывают: действие – деятельность?
Только одну деятельность или их совокупность, или виды?
Как можно назвать наш сегодняшний урок?
(Запишем тему урока ) .
О чем должны узнать на уроке?
-Чтобы правили государством.
-Образование и развитие Древнерусского государства.
Приглашение, образование и развитие, деятельность,
Совокупность,то есть виды деятельности.
Изучение нового материала
Перед вами на экране два понятия деятельности: из философского и психологического словаря.
Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности.
Прочитайте и выделите основные элементы, которые в них выделены
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. ( Запишем в тетрадь )
Попробуйте сформулировать понятия субъект, объект, цель.
Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя. Субъект, цель действие, результат,
— деятельность -активные действия
— у деятельности есть цель; направлена на результат.
Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие
Субъект – цель – действие – результат.
Они являются основными элементами структуры деятельности.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта .
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
оценка и контроль).
Что побуждает человека к деятельности?
А что такое потребность?
Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности. (Запишем определение)
Какие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:
Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание
параграфа 5, стр. 51 вместе запишем структуру деятельности.
Нужда в чем-либо.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные
с удовлетворением потребностей.
Игра, учение, труд, общение.
(контроль и оценивание полученных знаний и умений
На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы?
На какой вопрос вы не получили ответ?
Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?
Что вы хотите спросить у учителя по этой теме?
Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.
- Сегодня я узнал.
- Было интересно.
- Было трудно.
- Я выполнял задания.
- Я понял, что.
- Теперь я могу.
- Я почувствовал, что.
- Я приобрел.
- У меня получилось.
- Я смог.
- Я попробую.
- Меня удивило.
- Урок дал мне для жизни.
- Мне захотелось.
Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю.
(нравственно-эстетическое оценивание своей
-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Параграф 5, творческое задание к параграфу 5.
Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным.
«Повесть временных лет» о призвании варягов
( в переводе Д. С. Лихачева )
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
Источник