- НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
- Презентация по русскому языку «Неморфологический способ образования слов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация на тему Неморфологический способ образования слов
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Памятка :» Антитеррористическая безопасность»
- Статья «Концепция развития общего и профессионального образования в рамках стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан»
- Трудовые резервы 26А
- Заводская 21
- Заводская 23
- «Варианты сервировки стола» 1-я младшая группа
- Митоз
- Конкурс фотографий
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
1. Формирование умения определять неморфологический способ образования слов.
2. Закрепление словообразовательных умений.
3. Орфографический контроль.
I. Орфографический контроль.
1. Орфографическое чтение слов из ЗСП-2, 3, толкование их значения.
2. Орфографическая диктовка (объем — приблизительно 15-16 словосочетаний) словосочетаний из упр. 39, 66, ЗСП-1, 2, 3. Словосочетания записываются на листочках.
II. Закрепление изученного.
1. Словообразовательная разминка.
• Проанализируйте схему, вставьте пропущенные звенья.
• Найдите слово, чье словообразовательное гнездо соответствует схеме (по словообразовательному словарику):
Назовите слова из этого гнезда, образованные приставочным. суффиксальным способами.
III. Углубление знаний.
1. Исследование плана изучения темы «Основные способы образования слов» (упр. 65). Что вам не знакомо еще? Пункты 1.4 и 2.2. Прочитайте и перескажите информацию об этих явлениях (с. 25).
2. Упр. 58 (2 примера письменно по образцу).
3. В чем отличие выделенных слов в этих парах?
Девочка умна и воспитанна. Она воспитана в детдоме.
В первом случае — краткое прилагательное, это ее качество; прилагательное перешло из причастия, употребленного во втором примере. В нем можно сказать: «ту, которую воспитали в детдоме».
Определите, где краткое причастие и где краткое прилагательное, пришедшее из причастия, объясните орфографию.
Дети послушны и организованны. — Комиссия организована.
Маша красива и образованна. — Контора образована.
Записать эти примеры, указав часть речи каждого из слов, подчеркнуть суффиксы.
IV. Подготовка к контрольной работе.
1. Устно перечислить способы словообразования с примерами.
2. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует моделям:
1) (деепричастие, совершенный вид; например, сделав):
2) (причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное, женский род, именительный падеж, единственное число; например, закружившаяся);
3) (прилагательное, качественное, полное, мужского или среднего рода, родительный падеж, единственное число);
4) Вспомните отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова в переносном значении. Мы их много учили в 6-м классе. Запишите, укажите вид средств выразительности.
5) Охарактеризуйте письменно звуки: [т’], [о], [и’], [л], [ш].
6) Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, начался, подняв, квартал.
V. Домашнее задание: повторить поэтический отрывок, упр. 62, готовиться к контрольной работе по заданиям в классной.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Презентация по русскому языку «Неморфологический способ образования слов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Неморфологический способ образования слов
Неморфологический способ словообразования Неморфологическим называются способ образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют 3 вида неморфологического образования слов: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический способы.
Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования При морфолого-синтаксическом способе слова образуются путем перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль: рядовой (прилагательное) – рядовой (существительное) около (наречие) – около (предлог)
Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа переход в существительные ванная комната (прил.) – шикарная ванная мороженое блюдо (прил.) – сливочное мороженое заведующий (прич.) складом– заведующий распорядился переход в прилагательные блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности любимый (прич.) людьми – любимый человек первый (числ.) в ряду – первый ученик переход в местоимения определенный (прич.) законом – определенный успех (в знач.: некоторый)
Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения. переход в наречия медленным шагом (сущ.) – ехали шагом сидя (дееприч.) на диване – читать сидя попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение переход в служебные части речи благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (местоимение) – сказал, что (союз) знает возвратился один (числ.) – один (частица) он знал переход в междометия кремлевский караул (сущ.) – караул! давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)
Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря, при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
За благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозелёный сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше
Лексико-семантический неморфологический способ словообразования При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.
Титан* — гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан** — большой кипятильник для воды. Титан*** — серебристо-белый твёрдый металл. Губка* — пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка** — пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел* — область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел** — судьба, участь.
Повторение Способы неморфологического образования слов — Распадение многозначного слова на омонимы долг (задолженность) — долг (обязанность) — Переход слова из одной части речи в другую он сегодня дежурный — дежурный сотрудник — Слияние сочетания слов в одно слово сегодня (сложено из сего дня)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-565259
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация на тему Неморфологический способ образования слов
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Неморфологический способ образования слов
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Описание слайда:
Неморфологический способ словообразования
Неморфологическими называются способы образования слов без использования морфем.
В зависимости от конкретных процессов выделяют
морфолого-синтаксический,
лексико-синтаксический,
лексико-семантический способы.
Описание слайда:
Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования
При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.
больной (прилагательное) – больной (существительное)
вокруг (наречие) – вокруг (предлог)
Описание слайда:
Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа
Описание слайда:
Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.
Описание слайда:
Лексико-синтаксический способ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
Описание слайда:
За благо рассудится – заблагорассудится
с ума сошедший – сумасшедший
вечно зелёный – вечнозеленый
сильно действующий – сильнодействующий
ума лишённый – умалишённый
тяжело раненный – тяжелораненый
Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
многообещающий – обещающий много
вышеуказанный – указанный выше
Описание слайда:
Лексико-семантический неморфологический способ словообразования
При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.
Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.
Описание слайда:
Титан* — гигант, вступивший в борьбу с врагами.
Титан** — большой кипятильник для воды.
Титан*** — серебристо-белый твёрдый металл.
Губка* — пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу.
Губка** — пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья.
Удел* — область, управляемая князем-феодалом на Руси.
Удел** — судьба, участь.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Слово о Полку Игореве
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд…
Тяжелораненому не подняться с земли, не постоять за землю русскую.
Решительно и смело идёт на врага впереди своего войска князь Игорь.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Сеча на Днепре
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Рубит князь мечом головы поганых, бьют их и дружинники храбрые: все в ход пошло — и копье острое, и палица тяжелая.
Уже вся земля усеяна ранеными и мертвыми.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Подводное Царство
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Садко очутился в палатах морского царя, который повелел, чтобы тот сыграл на гуслях.
Затем царь морской потребовал, чтобы Садко выбрал среди танцующих себе невесту.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Рождение Воина
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Над новорождённым совершают обряд посвящения в воины.
Многое придётся преодолеть ему на пути к славе.
Воина ждёт героическое будущее.
Он до конца исполнит свой воинский долг.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Морозко
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Редко увидишь прохожего на заснеженной улице морозным днём.
Впереди хозяйки бежит дворовая собачонка.
Какой же птице заблагорассудится петь в холодную зимнюю пору?!
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Добрый Молодец
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Медленно идёт вдоль тихой реки добрый молодец.
Одни белоснежные лебеди мирно плещутся в светлой воде.
Печально одинокому смотреть на пару верных лебедей.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Купала
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Берендей
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Племя берендеев, как многие древние народы, жило общиной; во главе её мог стоять только мудрейший и старейший .
Описание слайда:
Борис Ольшанский. Алеша Попович
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Об Алеше Поповиче рассказывают следующее: он сразился с Тугарином Змеевичем и уничтожил его.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на то, что они такие разные, составляют единое целое.
Описание слайда:
Повторим
Способы неморфологического образования слов
Распадение многозначного слова на омонимы
долг (задолженность) — долг (обязанность)
Переход слова из одной части речи в другую
он сегодня дежурный — дежурный сотрудник
Слияние сочетания слов в одно слово
сегодня (сложено из сего дня)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 94 человека из 45 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 344 человека из 67 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 175 человек из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Памятка :» Антитеррористическая безопасность»
Статья «Концепция развития общего и профессионального образования в рамках стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан»
Трудовые резервы 26А
Заводская 21
Заводская 23
«Варианты сервировки стола» 1-я младшая группа
Митоз
Конкурс фотографий
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306083 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник