Методика и организация уроков по лыжной подготовке
статья по физкультуре
Методика обучения по лыжной подготовке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_i_organizatsiya_urokov_po_lyzhnoy_podgotovke.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика и организация уроков по лыжной подготовке
Основой развития и совершенствования в лыжной подготовке является разнообразие упражнений, варьирование их количества и повторений (приемов и действий), постоянное повышение объема и интенсивности выполняемой работы. Наряду с методами и приемами обучения технике передвижения на лыжах применяются различные методы тренировок. В основу каждого метода положены определенные сочетания компонентов, регулирующих величину физической нагрузки на организм занимающихся: объем и интенсивность нагрузки, продолжительность промежутков отдыха между повторениями упражнения, характер отдыха, число повторений и др.
В настоящее время применяются следующие методы тренировки: равномерный, переменный, повторный, повторно-переменный, контрольный, соревновательный ( Котов П.А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2007. — № 8(30). – С.49-51 ).
Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются: наглядные – показ физических упражнений, словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда и практические – повторный, соревновательный. Рекомендуется использовать образные сравнения, имитации, когда дети не просто выполняют движения, а стараются подражать определенному образцу. Для регулирования движений в пространстве важно обращать внимание школьников на предметные ориентиры.
В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах можно выделить три относительно завершенных этапа. Эти этапы соответствуют определенным стадиям формирования двигательного умения и навыка и различаются по педагогическим задачам и методике обучения. Принято выделять следующие этапы обучения: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование.
Основная цель начального разучивания – обучение занимающихся основам техники данного способа передвижения на лыжах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие частные задачи: создать у школьников целостное представление о способе передвижения; освоить отдельные детали техники, необходимые для овладения способом в целом; научить выполнять способ передвижения в целом, с полной координацией; предупредить появление лишних движений и ненужное мышечное напряжение.
Обучение любому способу передвижения на лыжах начинается с создания у школьников общего представления об изучаемом ходе или повороте в движении. С этой целью используются различные сочетания методов словесного воздействия и показа. Первое объяснение способа дается в самых общих чертах. На этом этапе учащиеся не воспринимают подробную информацию о всех деталях техники. После устного объяснения учитель должен образцово показать изучаемый способ передвижения в целом. При изучении сложных способов можно повторить показ в замедленном темпе. Затем школьники пробуют выполнить ход или поворот в движении в целом по первому представлению.
На этапе начального разучивания у школьников возникают различные ошибки в виде лишних движений, отсутствие точности и изменение амплитуды, чрезмерное напряжение отдельных групп мышц, недостаточная слитность отдельных фаз, нарушение ритма движений (рассогласование в работе рук и ног).
В таких случаях важно объяснить ученикам причины появления ошибок, которые могут зависеть от нарушения в последовательности изучения способов передвижения (отрицательный перенос), несоблюдения принципа постепенности, неблагоприятных внешних условий, слабого физического развития отдельных групп мышц, небрежного показа и неточного объяснения, недостаточного понимания учащимися двигательной задачи.
Основная цель углубленного разучивания – довести первоначальное владение техникой способов передвижения на лыжах до относительного совершенства. В процессе достижения этой цели решаются следующие частные задачи: освоить и уточнить отдельные детали техники изучаемого способа передвижения на лыжах; предупредить возникновение значительных ошибок; овладеть слитным, свободным и точным выполнением способа передвижения в целом; подготовить лыжника к применению способа передвижения в различных условиях. На этом этапе обучения очень важно добиться четкого понимания структуры изучаемого способа передвижения.
Основой обучения на этом этапе являются методы целостного упражнения. Расчлененные методы играют лишь вспомогательную роль, являясь по существу, методическими приемами. Но чаще всего расчленение хода на отдельные элементы нежелательно уже по той причине, что возможно изменение временных, динамических, пространственных характеристик движений. Расчленение используется главным образом для концентрации внимания на отдельных деталях хода, на экономичности движений и т.д. Многократное выполнение хода в целом постепенно улучшает технику движений, и продолжительность работы над совершенствованием способа передвижения можно значительно увеличить.
На этапе углубленного разучивания возможно временное ухудшение техники движений, но эти спады непродолжительны, и постепенно отклонений становится меньше и они менее выражены. Это надо учитывать в работе со школьниками, объясняя им временные неудачи, поддерживая хороший психологический настрой, воспитывая уверенность в своих силах и настойчивость.
При углубленном разучивании большое значение имеет, с одной стороны, педагогический контроль со стороны учителя, а с другой – самоконтроль учащихся за техникой исполнения изучаемого способа передвижения.
Закрепление и дальнейшее совершенствование – должны обеспечить совершенное владение техникой изучаемого способа передвижения на лыжах в разнообразных условиях его применения ( Бутин И.М., 2008 ).
Урок по лыжной подготовке и лыжному спорту в школе состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Вводно-подготовительная часть урока. Здесь решаются вопросы начальной организации школьников, ознакомления их с предстоящей работой. В содержание вводно-подготовительной части урока могут быть включены строевые упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту занятий. Обычно время вводно-подготовительной части урока достигает 8-12 минут.
Основная часть урока. Главные задачи этой части урока – образовательные. Происходит обучение школьников новым способом передвижения на лыжах и развитие физических качеств средствами лыжного спорта. Основная часть урока строится по следующей схеме: вначале обычно повторяется материал предыдущего урока. Следует отметить, что в этом случае происходит не только повторение, но и дальнейшее совершенствование способов передвижения на лыжах. Закончив повторение, приступают к изучению новых способов передвижения на лыжах, предусмотренных программой для данного класса и рабочим планом учителя. В системе уроков и на каждом конкретном уроке очень важно определить последовательность изучения основных способов передвижения на лыжах и упражнений, направленных на развитие физических качеств, с тем, чтобы максимально использовать положительный перенос навыков в обучении (или хотя бы нейтрализовать отрицательный перенос). Кроме этого необходимо учитывать совместимость и последовательность развития физических качеств в одном уроке. В том случае, когда на уроке ставятся задачи совершенствования техники способов передвижения, непосредственно не связанные структурой движений с новым материалом, вначале изучают новые и более сложные ходы или повороты в движении, а закрепление и совершенствование проходят в конце основной части.
Важнейшие физические качества в лыжной подготовке, считаются быстрота и выносливость. Равномерный метод тренировки направлен на развитие общей выносливости. Характеризуется выполнением непрерывной работы с относительно равномерной интенсивностью. Переменный метод тренировки направлен на развитие специальной выносливости; заключается в выполнении непрерывной работы с переменной интенсивностью и плавным переходом от одной ее зоны к другой. Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением отрезков дистанции с максимальной или предельной интенсивностью, между которыми должны быть промежутки активного отдыха ( Котов П.А., 2007 ).
Развитие физических качеств, всегда лучше проводить после обучения и совершенствования техники. Развитие скорости и выносливости лучше планировать на разные уроки, но в случае совмещения этих качеств в одном уроке вначале включают упражнения на развитие скорости, а в конце урока – выносливости. Игровые упражнения следует подбирать так, чтобы они способствовали совершенствованию техники и развитию физических качеств.
В основную часть урока можно включать и упражнения соревновательного характера. Например, развитие скорости повторным методом можно провести в виде эстафет на коротких отрезках, разбив учащихся по силам на несколько команд. При равенстве сил созданные команды можно закрепить и на все последующие уроки. Общее время основной части урока обычно составляет 25-35 минут в зависимости от перечисленных факторов – задач, содержания, методов проведения.
Заключительная часть урока. Основная задача этой части урока – приведение организма школьников в оптимальное функциональное состояние для дальнейшей школьной деятельности, а также подведение итогов урока. Кроме того, здесь даются задания на дом. Продолжительность этой части урока обычно 4-5 минут (в младших классах может быть больше). В заключительной части урока необходимо постепенно снизить нагрузку, чтобы снять возбуждение, возникшее с интенсивной работой на развитие физических качеств. Для этого включают спокойное передвижение на лыжах от места занятий к школе или упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц. Учитель, подводя итоги урока, делает замечания, отмечает наиболее общие и грубые ошибки или недостатки и дает задание на дом ( Бутин И.М., 2008 ).
Непосредственную подготовку детей к обучению ходьбе на лыжах, рекомендуется начинать со следующих подводящих упражнений:
- Перенос веса тела с лыжи на лыжу.
- Поднимание и опускание носков и пяток лыж (поочередно правой и левой), слегка сгибая ноги.
- Поднимание носков лыж и размахивание ими вправо и влево.
- Поднимание и перестановка носков лыж в сторону и обратно.
- Поднимание согнутой ноги назад и вперед, отрывая пятку, а затем носок лыжи.
- Поднимание согнутой ноги, удерживая лыжу горизонтально.
- Приставные шаги в сторону (вправо, влево).
- Отведение прямой или слегка согнутой ноги с лыжей назад.
При изучении ступающего шага решаются следующие задачи: закрепление перекрестной координации в работе рук и ног; овладение навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую; освоение положения туловища при передвижении на лыжах.
Скользящий шаг является основой техники всех лыжных ходов, поэтому освоение и совершенствование его техники – главная задача начального этапа обучения. Основное внимание обращается на полный перенос веса тела с одной ноги на другую и одноопорное скольжение.
Одним из эффективных средством физической подготовленности учеников являются – подвижные игры. При обучении передвижению на лыжах значительное место отводится играм. Игры на лыжах являются неотъемлемой частью уроков физической культуры. Они позволяют разнообразить занятия, делают их более интересными и эмоциональными, дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение ( Бутин И.М., 2008 ).
Педагогическими исследованиями выявлено, что для детей с ЗПР выполнение движений с перекрестной координацией представляет определенную трудность.
В связи с этим занятия по лыжной подготовке являются эффективными для целенаправленного коррекционного воздействия на организм детей с ЗПР, так как даже классическое передвижение двухшажным попеременным ходом представляет собой сложное координационное движение с перекрестным действием, что способствует развитию двигательных способностей.
Физическая нагрузка при ходьбе на лыжах очень легко дозируется, как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать ходьбу на лыжах, как средство физического воспитания для детей с задержкой психического развития, любого уровня физической подготовленности.
Занятия лыжным спортом благоприятно воздействуют на растущий организм, содействуют правильному развитию всех физиологических функций, укрепляют здоровье, повышают уровень физической подготовленности.
Таким образом, проведенный анализ научно-методической литературы показал, что занятия по лыжной подготовке выступают как эффективное средство для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности.
- Бутин И. М. Лыжный спорт: учебник для студ. высш. учеб.заведений / И. М. Бутин – М.: Академия, 2008. – 368 с.
- Виленская Т. Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2008. – № 12(46). – С.11 – 15.
- Забалуева Т. В. Профилактика и коррекция нарушений осанки у школьников на занятиях различными видами спорта // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – № 9(31). – С.41 – 44.
- Котов П. А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте // СПБ. – Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – № 8(30). – С.49 – 51.
- Лях В. И. Мой друг физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2007. – 190 с.
- Неверкович С. Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин и др. // под ред. С. Д. Неверковича. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
- Торочкова Т. Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. Ю. Торочкова, Н. Ю. Аристова, И. А. Демина / под ред. Т. Ю. Торочковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
Источник
Как научить кататься на лыжах?
Организация уроков лыжной подготовки
До наступления лыжного сезона нужно познакомить учеников с элементами экипировки лыжника (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) и с правилами ухода за экипировкой.
Физическая подготовка тоже начинается заблаговременно. Осенью проводятся пробежки на открытой площадке, на слегка пересеченной местности. Упражнения: ходьба на полусогнутых ногах, имитация скользящего шага, имитация движений руками как при лыжной ходьбе, имитация положения при одноопорном скольжении, имитация попеременного двухшажного хода (все это можно выполнять с лыжными палками в руках).
Уроки по лыжным гонкам проводятся на открытой площадке. Желательно, чтобы ее размер составил 100 на 40 метров. Площадка может быть и меньше, но тогда нужно предусмотреть две лыжни: внешнюю и внутреннюю. Площадка должна быть защищена от ветра и, в идеальном варианте, находиться рядом со склоном, горкой.
Длина лыж должна соответствовать росту ученика с поднятой рукой. Лыжные палки, поставленные на пол – доходить до плеч ребенка.
Хранить лыжи лучше в прохладном месте с распорками. Перед занятием рекомендуется натирать лыжи мазью для лучшего скольжения.
Проводить уроки лыжной подготовки, как и другие занятия на свежем воздухе, лучше в конце учебного дня.
Переодевание, выдача и сдача лыж производятся на перемене.
Этапы урока лыжной подготовки
Построение учеников и объяснение задач урока.
Изучение элементов лыжного строя.
Организованное передвижение к месту занятий.
Общеразвивающие упражнения и игры на быстрое построение.
Изучение способов передвижения на лыжах, подъемы и спуски, игры на лыжах и без лыж.
Возвращение в школу.
Подведение итогов, обсуждение рекомендаций по лыжной подготовке во внеурочное время.
Элементы лыжного строя
Построение в шеренгу. Учитель указывает место, где должен стать правофланговый. Звучит команда: «В шеренгу становись!». Ученики становятся в шеренгу так, чтобы расстояние между ними составляло один шаг. Лыжи скреплены и находятся у носка правой ноги скользящей поверхностью вперед. Ученик поддерживает лыжи правой рукой. Когда звучит команда «Равняйсь!» ученики прижимают лыжи к плечу и поворачивают головы направо. Команда «Смирно!»: верхние концы лыж слегка подаются вперед. Когда ученики уже стоят на лыжах, то при построении концы палок должны находиться у носков ног, и при команде «Равняйсь!» все ученики, кроме правофлангового, прижимают верхние концы палок к груди, поворачивают голову направо.
Переноска лыж. Звучит команда «Под руку!». Ученики наклоняют верхние концы лыж вперед до горизонтального положения, одновременно поворачивая их скользящими поверхностями влево и вверх. Захватывают лыжи рукой под мышку. Переход к основной стойке осуществляется по команде «К ноге!»: ученики поворачивают лыжи скользящими поверхностями вниз, опускают к ногам. Команда «На лыжи становись!»: ученики берут лыжи в левую руку и кладут палки с правой стороны, разъединяют лыжи, встают на них, берут палки, принимают основную стойку.
Поворот на месте переступанием. Начинается с команды «Переступанием направо/налево!». Школьники поднимают носок правой/левой лыжи и, не отрывая пятки лыжи от снега, переставляют лыжу на полшага вправо. Затем приставляют левую ногу к правой. Таким образом, последовательным переступанием, выполняется поворот. Желательно научить детей поворачивать на четыре счета. Другие повороты: вокруг пяток лыж кругом, вокруг носков лыж. Начинать обучение поворотам лучше без палок. После палки должны не мешать и переставляться одновременно с перестановкой лыж.
Этапы изучения лыжных шагов в 1-4 классах
Ступающий шаг. Носки лыж поочередно поднимаются, пятки прижаты к снегу и так постепенно происходит передвижение вперед. При ступающем шаге скольжения нет. Вначале шаг изучается без палок, после ученики начинают использовать палки и тренируют шаг на подъеме.
Скользящий шаг. Выполняется толчок левой ногой и согнутая в колене правая нога выносится вперед, происходит скольжение на правой лыже. Одновременно с этим вперед движется левая рука. При скольжении туловище подается вперед в направлении правой ноги. Как только скольжение заметно замедляется, происходит толчок правой ногой и так далее. Также как и ступающий шаг, скольжение вначале изучается без палок.
Торможение падением. Беспорядочное падение, особенно вперед, очень опасно, поэтому обучение падению является важным элементом программы. Этапы правильного падения: 1. спускаясь по склону в основной стойке, глубоко присесть; 2. мягко упасть назад и в сторону на бедро, а затем на бок; 3. распластаться на снегу, широко раскинув руки с палками вверх и в стороны; 4. лыжи развернуть поперек склона.
Попеременный двухшажный ход (основной в лыжных гонках). Левая нога двигается вперед и одновременно выносится вперед правая рука с палкой. Правая нога и левая рука в это время делают толчок. Вес тела переносится на левую ногу, происходит одноопорное скольжение на левой лыже. При замедлении скольжения правая палка ставится на снег на уровне носка левой ноги. Далее следуют такие же движения правой ногой и левой рукой и так далее.
Подъем скользящим шагом. Очень похож на попеременный двухшажный ход, но шаг короче, движения чаще, опора на палки сильнее.
Спуски. В высокой стойке: ноги слегка согнуты, одна лыжа немного впереди (выполняется на крутых склонах). В низкой стойке: ноги сильно согнуты, туловище подано вперед, руки впереди (выполняется на прямых пологих и длинных склонах).
Торможение «плугом». Задние концы лыж раздвигаются в стороны, носки сближаются. Лыжи ставятся на внутренние ребра, колени прижаты друг к другу, происходит давление пятками на лыжи.
Подъем «полуелочкой». Выполняется ступающим шагом по косому направлению. Нога, находящаяся выше по склону, выставляется вперед в направлении подъема скользящим движением, другая лыжа ставится на внутреннее ребро и развернутым наружу носком. Следует отработать на ровной местности.
Подъем «лесенкой». Лыжи располагаются поперек склона так, чтобы верхняя была на наружном ребре, а нижняя — на внутреннем. Лыжи переставляются поочередно. Опора при этом приходится на обе палки.
Поворот переступанием. При повороте налево после небольшого разбега, во время скольжения на лыжах в полуприседе, тяжесть тела переносится на правую лыжу. Левая лыжа поднимается с развернутым влево носком и ставится на снег в новом направлении, после правая лыжа приставляется к левой. Для переступания в правую сторону ноги меняются соответственно. Следует отработать на ровной местности.
Источник