Урок листопада валентин берестов способ рифмовки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.09.2019

Берестов В. «Урок листопада»

Главные герои стихотворения «Урок листопада» и их характеристика

  1. Учительница. Добрая, умная, задумчивая.
  2. Ребята-школьники. Веселые, озорные, игривые.

План пересказа стихотворения «Урок листопада»

  1. Новый урок
  2. За учительницей по селу
  3. Елки и кленовые листья
  4. Напоминание учительницы
  5. Игры в кленах
  6. Задумчивость

Главная мысль стихотворения «Урок листопада»
Осенью природа засыпает, готовится к зиме, а с деревьев облетают листья.

Чему учит стихотворение «Урок листопада»
Стихотворение учит любить природу, учит замечать красоту окружающего мира, учит знать сезонные изменения в живой и неживой природе.

Отзыв на стихотворение «Урок листопада»
Мне понравилось это стихотворение. Оно дарит веселое, радостное настроение, и только заключительные его строчки заставляют задуматься о лете времени, и о приближении холодной зимы. Эти строки проникнуты светлой грустью.

Анализ стихотворения «Урок листопада»
Стихотворение Валентина Берестова «Урок листопада» посвящено осени, в нем описывается экскурсия школьников в осенний лес. Стихотворение написано амфибрахием, с параллельной рифмовкой.
Стихотворение написано от лица школьника.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Урок листопада»
Эпитеты: за милой учительницей, красивым листом, прожилках малиновых, с печальной, задумчивой женщиной.
Метафоры: листвы намело, кленовые звезды.
Сравнения: горят как подвески.
Олицетворения: земля засыпает, ветер засыпает.

Пословицы и приметы про осень к стихотворению «Урок листопада»
С сентября огонь в поле и в избе.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Придет осень, за все спросит.
Поздний листопад — к суровой зиме.
Не от добра дерево лист роняет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Урок листопада»
Учительница объявляет ребятам, что следующим будет урок листопада, а потому возвращаться в класс не надо, а надо одеться и подождать ее у дверей школы.
Дети парами следуют за учительницей. Они покидают село, проходя мимо луж и плавающих в них листьев.
Учительница показывает кленовые листья, которые горят среди елочек и предлагает взять самый красивый лист. Она напоминает детям, что когда земля засыпает, ее ветер засыпает листвой.
В кленовой роще осыпается листва. Ребята играют и веселятся среди опавших листьев, и только учительница стоит задумчивая.

Читать стихотворение «Урок листопада»
«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».

А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Источник

Урок по литературному чтению на тему: стихотворение В. Д. Берестова «Урок листопада».

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Генрих Виктория Романовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 88.50 Kb

Конспект урока литературного чтения.

Школа: «МОУ средне образовательная школа №45».

Учитель: Андронова О.С.

Методист: Иванова Г.В.

Практикант: Генрих Виктория Романовна.

Тема: стихотворение В. Д. Берестова «Урок листопада».

Цели: 1. Систематизировать и расширить у учащихся навыков анализа лирического текста. Познакомить со стихотворением В. Д. Берестова «Урок листопада», учить наблюдать за словами, его красотой, многозначностью, подтекстом.
2. Формирование представлений учащихся о преобладании в поэзии чувственного начала над описанием событий, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и доказывать её с помощью текста.
3. Закрепление представлений учащихся о теме художественного произведения, развивать художественную образную речь, внимание, творческое мышление, творческие способности. Воспитывать культуру чтения, общение друг с другом, культуру работы с книгой.

Читайте также:  Лыжная подготовка способы преодоления подъемов

Оборудование: учебник: В.А. Лазарева «Литературное чтение» 2 класс.

Тип урока: Изучение нового материала.

Интернет ресурсы и Литература: http://lib2.podelise.ru/docs/5737/index-55365.html?page=5, http://zankov.com/Konspekty21.pdf,

Организация учащихся на урок.

-Здравствуйте, звенит звонок — начинается урок!

Вы тихонечко садитесь, не шумите, не возитесь. Поработаем, друзья — вместе, дружно, вы и я.

-Сегодня урок литературного чтения буду вести у вас я, меня зовут Виктория Романовна.

Сообщение темы, учебной цели и задач урока.

-Ребята, посмотрите на картину, какое время года изобразил художник? (Осень)

-Какие приметы осени вы заметили? (Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, сероватое небо)

-Что художник хотел показать цветовой гаммой?

-А что изображено на передним, на заднем плане?

-Как бы вы назвали эту картину? (А.И. Левитан назвал её «Золотая осень»)

-Какие чувства испытывает художник? (грусть, радость)

— Какую Вы бы музыку подобрали к этой картине? (спокойную, тихую и т.д.)

— Давайте с Вами прослушаем музыку и подумаем, подходит ли она к нашей картине? (Да) Почему?

— Кто ни будь знает автора, этого произведения? (Верно, это Антонио Вивальди)

— Что представилось, слушая композицию?

— Какие чувства возникли?

— А вы любите осень? Как вы думаете, а художник любил это время года?

— Почему вы так думаете? (Яркие, сочные краски, радостное изображение осени, лес стоит как золотой).

— И поэт В.Д. Берестов тоже любил это время года.

У. Сегодня мы будем читать стихотворение уже знакомого и полюбившегося вам поэта Валентина Дмитриевича Берестова.

— Но для начло я вам расскажу биографию В.Д. Берестова.

— А может кто-то сам сможет рассказать про автора?

Валентин Дмитриевич Берестов (01.04.1928 – 15.04.1998) – уроженец города Мещовска (Калужская область). Отец, учитель истории, был страстным любителем литературы, обладал прекрасным музыкальным слухом, хорошо пел. Читать будущий поэт научился в 4 года. Спустя годы Валентин Берестов вспоминал, что это было одним из величайших событий его жизни. В первом классе он сочинял дразнилки на товарищей по учёбе.

— Стихотворение, которое мы будем читать, без названия,
— Авторы нашего учебника нарочно не написали его: они хотят, чтобы вы сами придумали его и при этом постарались отразить в нем тему произведения. Это будет вашей основной задачей. Кроме того, на уроке мы решим еще ряд важных задач: будем продолжать наблюдать над особенностями поэтического текста, вспомним то, что уже знаем с первого класса, а также откроем для себя новое.

— Я буду читать стихотворения «А дальше, ребята, урок листопада», а вы попробуйте представить себе ту картину. Обратите внимание на то, как я использую при чтении паузы, силу и высоту голоса, интонацию.

Первичное чтение стихотворения:

«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею,
За милой учительницею своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.

Читайте также:  Нетрадиционные способы лечения диабета 2 типа

Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

— Что же не обычного в этом стихотворении?

— Какой момент стихотворения вам показался более интересным?

— Какое время года изображено в стихотворении? Почему вы так решили?
— Кто герои стихотворения?
— От чьего имени написано стихотворение: автора или
героев? Из чего вы сделали вывод?

— С каким настроением автор пишет это стихотворение?

— А с каким чувством вы слушали стихотворение? Какое оно: веселое или грустное?

У. Как вы поняли, о чем вам расскажет это стихотворение?
Д. Это стихотворение об учителе.
У. Таким образом, частично тему мы вроде бы уже определили. Но давайте посмотрим, только лишь об учителе эти стихи?

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, с тобой, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Подготовка к чтению вслух.

— А теперь, не мешая друг другу, тихонечко в полголоса прочитайте стихотворение, обращайте внимание на главные по смыслу слова, на то, какую будете использовать интонацию, силу голоса.

— А также обратите внимание на критерии, по которым я буду оценивать ваше чтение, оно изображено на слайде.

— Дикция (чёткое произношение предлогов и окончаний)

— Кто прочитает стихотворение?

— Ребята, а кому из читающих больше всего удалось передать все те чувства автора? Почему?

-Теперь давайте разберём его по строфам.

Прочитывание текста с его анализом:

У. Как вы поняли, о каком уроке листопада идет речь в 1-й строчке текста?
Д. Наверное, это урок — экскурсия в осенний лес, где ребята будут наблюдать за листопадом.
У. А вы, когда ходили в лес на экскурсию, на что обращали внимание?
Д. — На то, как изменилась природа осенью.
— На цвет листвы.
У. А вашу экскурсию можно назвать уроком листопада? Почему?
Д. — Да, можно. Мы узнали много нового об этой поре.
— Мы учились наблюдать природу.
У. А теперь снова обратимся к первому четверостишию: кому принадлежат эти слова?
Д. — Они принадлежат учителю.
— Учительница сообщает детям о предстоящей экскурсии.
У. Прочитаем вторую часть и понаблюдаем, какое чувство выражено здесь и какими словами.
Д. — Здесь выражено чувство любви к учительнице: автор называет ее «милой», «своей».
— Автор говорит с нежностью.
— И ласково.
У. А какое чувство автор вложил в слово «торжественно»?
У. Это значит важно, гордо.
У. А теперь прочитайте текст самостоятельно до конца страницы. Сколько картин вы здесь увидите?

(Ребята читают текст, про себя, затем обмениваются мнениями.)

Д. — Я увидела здесь четыре картины.
— А я пять.
— А мне представились две картины.
У. Какие же? Опишите их своими словами.
Д. — Я увидел на земле лужи, а на них сверху плавает множество разноцветных листьев, их ветер туда набросал:
«А в лужи с лужаек листвы намело».
— А я увидела елочки. Они сами зеленые, и на них повисли разноцветные листики клена, они похожи на звезды, горят, как подвески. Это очень красивая картина.
У. А что такое «подвески»?
У. Это украшения, которые подвешиваются на новогоднюю елку.
У. А как вы объясните значение слова «подлесок»?
Д. — Это, наверное, место под лесом?
— А может быть, это начало леса?
У. Нет, ребята, подлесок — это низкорослые деревья и кустарники, отличающиеся по высоте от основного лесного массива.

Читайте также:  Неконкурентным способом закупки относится

Итак, вы представили себе эту картину. А как автор ее нарисовал? Найдите здесь «рисующие» слова.

Дети (находят слова). — «. Кленовые звезды».
— Они «. горят, как подвески».
— Листья золотые, «горят» как золото.
У. Так, выделяем следующую картину.

Д. Это осенние листья на земле. Они очень красивые, я их вижу так: они желтые и с малиновыми жилочками: «В прожилках малиновых на золотом».
У. На нашей выставке есть рисунки осенних листьев. На перемене посмотрите, может быть, найдете среди них такой, какой увидели наши герои, и может, кто-либо из вас захочет нарисовать такой листик по описанию автора и пополнит завтра выставку рисунков.
— А кто может описать нам следующую картину?
Д. Это картина такая: земля, усыпанная разноцветными листьями; они лежат, как ковер.
У. Найдите в этой картине слова и выражения, которыми автор рисует землю и ветер как живых существ.
Д. — «. Земля засыпает», то есть ее клонит ко сну, как человека.
— А ветер «засыпает» землю «листвой», словно укрывает одеялом теплым.
У. Скажите, а одинаково звучащие здесь слова «засыпает» означают одно и то же?
Д. Нет, это разные слова: первое слово означает «погружаться в сон», а второе — «закрывать листьями».
У. Такие слова называются омонимами. Они обозначают разные понятия, хотя звучат одинаково.
— Скажите, а эти чудесные картины осени ребята сами увидели в лесу?
Д. Нет, им показала учительница.
У. А как вы определили?

Д. В тексте, где эти картины описаны, стоят кавычки — это речь учительницы.
У. А с каким чувством автор рисует эти картины?
Д. — С чувством восхищения красотой осеннего леса.
— С восторгом.
— Он грустит вместе со своей героиней: «Запомните все, как земля засыпает, А ветер листвой ее засыпает».
В этих словах выражена грусть по увядающей природе.
— В этих картинах и грусть, и радость.
У. А теперь прочитаем последнее четверостишие.

Обратите внимание на настроение автора и героев.

(Ребята читают вслух четверостишие и обмениваются мнениями.)

Д. — В первых двух строчках — грусть по обнажающимся деревьям и облетающим листьям.
— Автор выражает это в словах: «светлей и светлей»,
«новые листья слетают с ветвей». Картина рощи без листьев грустная.
— Но это «светлая» грусть: ведь автор недаром подобрал слова «светлей и светлей».
У. А какое настроение у героев?
Д. — У ребят радостное, веселое: «Смеемся и носимся под листопадом».
— Бодрое и игривое («носимся»).
— Беззаботное.
— Счастливое.
— Им нравится бегать под опадающими листьями.
У. А у учительницы?
Д. — Печальное и задумчивое.
— Грустное: «С печальной, задумчивой женщиной рядом».
У. А почему автор рядом рисует такие контрастные настроения героев? Подумайте.
Д. — Автор, наверное, вспоминает свое детство: оно было светлым, радостным и беззаботным.
— Дети маленькие, им хоро.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 217 Скачиваний: 113

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник

Оцените статью
Разные способы