Урок информатики способы обработки информации

Разработка урока: «Виды информации и способы обработки информации»(5 класс)

Урок № Класс_______ Дата_________

Тема урока: Виды информации и способы обработки информации .

ü изучить способы обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами;

ü развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности;

ü воспитывать информационную культуру учащихся.

Тип урока : комбинированный .

Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, практический (тест).

Оборудование: компьютерный класс, проектор, презентация , учебник и тетрадь.

І. Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

1. Термин «информация».

2. Свойства информации.

III . Новая тема.

Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и для ее пере­дачи. Для хранения информации человек использует память или «внешние» носители. В древности это были камни или папирус. Современная информация хранится на бу­маге или электронных носителях — дисках, флешках.

Информацию хранят распределенной по папкам, сортируют по алфавиту, дате записи и т.д.

Вы передаете информацию постоянно. Например, ни время разговора с другим человеком. Для быстрой передачи информации на большие расстояния человек изобретал рил личные средства. К ним относятся телеграф, телефон, телевизор, Интернет и др.

Какое устройство передачи информации было первым?

Устройства, используемые для передачи информации, называют каналами передачи информации. В случае если каналы передачи информации недостаточно хорошего качества, могут происходить искажения или потери части игре даваемой информации.

В процессе передачи информации всегда есть источник и приемник информации. Источник передает информацию, а приемник ее получает. Например, на уроке во время объяснения учитель — источник информации, ученик — приемник .

Любое изменение информации называется обработкой. Например, решение задачи — это получение новой информа­ции из уже известной. Такую информацию человек получает путем логических рассуждений или математических вычис­лений.

Другим примером может служить изменение формы представления информации. Например, перевод текста с од­ного языка на другой.

Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания ин­формации. Результаты обработки информации в дальнейшем используются человеком.

Практическая работа за компьютером стр. 21 (три уровня)

VI . Домашнее задание . §3, стр 22 тест.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок «Способы обработки информации»

Тема: Способы обработки информации

Цель: научить приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами;

сформировать информационный взгляд на окружающую действительность. Ожидаемый результат:

1. Знают понятие способы хранения, передачи и обработки информации; каналы передачи информации; понятия «источник информации» и «приемник информации».

2. Умеют, определять приемы хранения, передачи и обработки информации.

Тип урока: Изучение новой темы

Методы и приёмы:1. словесные 2. Наглядные 3.практические 4.групповая работа

Средства обучения: ИКТ, учебник, оценочный лист, раздаточный материал.

Создание коллаборативной среды

Прием “Обменяться комплиментом”

Приветствуют учителя и друг друга. — успокаиваются;

— настраиваются на работу на уроке;

— проверяют наличие всех необходимых принадлежностей.

Говорят друг другу комплименты

Повторение пройденного материала

Работа в парах. Учитель контролирует опрос нужных ему учеников.

Вопросы показываются на экране.

1.Что вы понимаете под информацией? Приведите примеры.

2.Существовала ли информация до появления человека?

3.Назовите виды информации по форме представления, приведите примеры.

4.Какие действия можно производить с информацией?

5.Назовите способы восприятия информации человеком.

6.Какими свойствами обладает информация? Приведите примеры.

Один ученик задает вопрос другому. Все пары работают вполголоса.

Предлагается ребенку оценивать собственные успехи, методом «светофор». Зеленый смайлик с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый смайлик с улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.

Ответы на вопросы подводит учащихся к формулировке целей и темы

1.Где мы встречаемся с информацией?

2.Что мы делаем с информацией?

3.Может ли информация существовать отдельно, без действий над ней?

обсуждение целей и задач урока

Предлагаю выполнить физминутку.

Выполняют упражнения из видео.

Информация существует в информационных процессах, а не отдельно от них.

Информационные процессы — сбор, передача, хранение и обработка информации. Каждый процесс рассматривается учителем на примерах.

Учитель: Сейчас на уроке мы обмениваемся информацией. В процессе передачи информации есть приемник и источник информации. Кто сейчас является приемником информации, а кто — источником?

Учитель: В каких случаях мы можем поменяться местами?

Ученики: Приемник — ученик, источник — учитель.

Ученики: Во время опроса.

Предлагается ребенку оценивать собственные успехи, методом «светофор». Зеленый смайлик с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый смайлик с улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.

Работа за компьютером

Работа за компьютером

Это первая практическая работа, проводимая в компьютерных программах. Сами программы ученики еще не изучали, изучение приемов работы в данных программах будет позже. Поэтому перед выполнением практических работ учителю следует провести вводный инструктаж по технологии выполнения каждого конкретного задания. Уровни выполнения на первых занятиях учитель подбирает сам, в зависимости от степени подготовки учащихся (некоторые ученики могут уже владеть первоначальными навыками работы с текстовым и графическим редакторами).

Читайте также:  Способы прибавки петель при вязании спицами

Ученики выполняют задания по выбранным учителем уровням

Индивидуальная карточка рефлексии (синтез), которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

сегодня я узнал.

было интересно узнать, что…

Изучить содержание §3 учебника, ответить на контрольные вопросы, задания тестов. Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §3:

Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §3:

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ (рубрикаторы с дескрипторами).

Усердно отвечал на вопросы

Работа в группе

Помогал разрабатывать вопросы

Обдумывал информацию предлагаемую другими учениками

Давал идеи когда это необходимо

Выполнение практической работы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 598 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-465605

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок информатики «Обработка информации»

Использование сформированного понятия «Обработка информации» для решения задач через смысловое чтение на уроке информатики в пятом или в восьмом классах позволяет каждому ученику реализовать полный цикл учебно-познавательной деятельности – от постановки цели до самооценки результата своей деятельности, от восприятия знаний до их применения на практике. Учащиеся отрабатывают практические навыки редактирования и форматирования текста. При решении кроссворда учащиеся не только повторяют изученный материал, но и узнают новые имена и термины. В конце урока проводится контроль знаний, рефлексия. Урок формирует у учащихся коммуникативные навыки, которые они приобретают в работе в парах, в результате различных форм контроля, в разрешении проблемной ситуации на уроке и в связи с самооценкой. В процессе урока осуществляется развитие учащихся посредством включения их в поисковую, исследовательскую, творческую работу. Ученики обрабатывают информацию и создают документ, включающий числовую и текстовую информацию.

Данный урок проводится в 8 классе в третьей четверти. Если же информатика изучается с 5 класса, то можно проводить и в 5 классе.

Цели и задачи урока:

Познавательные (учебные) – дать учащимся представление о процессе обработки информации;

Практические (развивающие) – активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать формированию навыков нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи; способствовать формированию умения приводить примеры различных способов обработки информации; расширить представление о компьютере как инструменте обработки информации; способствовать развитию логического мышления, внимания, развитию речи.

Метапредметные – патриотическое воспитание, воспитывать самостоятельность, ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Просмотр содержимого документа
«Обработка информации»

Тема урока: «Обработка информации»

Использование сформированного понятия «Обработка информации» для решения задач через смысловое чтение на уроке информатики в пятом или в восьмом классах позволяет каждому ученику реализовать полный цикл учебно-познавательной деятельности – от постановки цели до самооценки результата своей деятельности, от восприятия знаний до их применения на практике. Учащиеся отрабатывают практические навыки редактирования и форматирования текста. При решении кроссворда учащиеся не только повторяют изученный материал, но и узнают новые имена и термины. В конце урока проводится контроль знаний, рефлексия. Урок формирует у учащихся коммуникативные навыки, которые они приобретают в работе в парах, в результате различных форм контроля, в разрешении проблемной ситуации на уроке и в связи с самооценкой. В процессе урока осуществляется развитие учащихся посредством включения их в поисковую, исследовательскую, творческую работу. Ученики обрабатывают информацию и создают документ, включающий числовую и текстовую информацию.

Читайте также:  Пирантел способ применения кошками

Данный урок проводится в 5 классе в третьей четверти. Если же информатика изучается с 8 класса, то можно проводить и в 8 классе.

Цели и задачи урока:

Познавательные (учебные) – дать учащимся представление о процессе обработки информации;

Практические (развивающие) – активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать формированию навыков нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи; способствовать формированию умения приводить примеры различных способов обработки информации; расширить представление о компьютере как инструменте обработки информации; способствовать развитию логического мышления, внимания, развитию речи.

Метапредметные – патриотическое воспитание, воспитывать самостоятельность, ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Личностные: У учащегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям с ИКТ, к школе;

проявление учебно-познавательного интереса.

Предметные. После проведения урока учащиеся будут различать виды информации; учащиеся научаться характеризовать способы обработки информации.

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию.

Коммуникативные: воспитывать чувство товарищества через работу в группах, умение слушать товарища, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: целеполагание, планирование учебных действий и выполнение их в определенной последовательности; навыки самоконтроля, самостоятельность.

Основные понятия: информация, обработка информации, информационная задача.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Организационный момент и мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

Деятельность учителя: приветствует учащихся, проверяет их подготовленности к учебному занятию, организует внимание детей, мотивирует на урок.

Деятельность учащихся: приветствуют учителя, знакомятся с темой и целями занятия, включаются в деловой ритм урока.

Задачи этапа: подготовка к работе на уроке, создать благоприятный психологический настрой на работу.

Формирование универсальных учебных действий(УУД):

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка готовности класса к уроку, приветствие, мотивация на урок.

Учитель : Здравствуйте, ребята, доброго всем утра, проверка отсутствующих на уроке

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке!
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием учитесь!

Итак, начнем сегодняшний урок.

— Ребята, посмотрите на картинку! (на слайде цифра 23, самолет, танк, корабль, фуражка военная, февраль) (СЛАЙД 1)

— Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

— С чем это связано?

— Сегодняшний урок информатики будет связан с всероссийским праздником — Днем Защитника отечества.

Каждый из Вас, конечно же, в этот день поздравляет своих папу, дедушку, брата, одноклассника.

На уроке за правильно выполненное задание вы будете получать пазл и в конце урока мы сложим пазлы и увидим, что у нас получилось, но для этого вам надо быть активными, внимательными, смелыми в своих решениях.

2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.(8 мин.)

Деятельность учителя: формулирует задание, организует работу учащихся, дает «подсказки».

Деятельность учащихся: выполняют задания, работают самостоятельно, коллективно.

Задачи этапа: актуализация опорных знаний и способов действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Повторение теоретического материала

И первый пазл вы получите, если справитесь с заданием . А в этом нам может приложение Mytest , с помощью него мы проверим как вы усвоили материал прошлого урока.(СЛАЙД 2)

Мы получаем первый кусок пазла. (СЛАЙД 3)

Скажите мне, пожалуйста, (СЛАЙД 4)

Что такое информация?

Как человек получает информацию?

Какие виды информации по форме представления вы знаете?

Что использует человек для получения более точной информации?

Какие действия можно выполнять над информацией?

Назовите известные вам носители информации.

Хорошо! Вы сейчас отвечали на мои вопросы. Эти вопросы были заданы не случайно.

Я ставила перед собой информационную задачу: «Выяснить, как мои ученики усвоили пройденный материал?»

Чтобы успешно решить любую задачу, надо выяснить, что дано в условии задачи и что требуется найти. Те данные, которые определены в условии задачи, будем называть исходными (начальными) данными. Тот итог, который требуется найти при решении задачи, будем называть результатом решения.

Итак, вернемся к той информационной задаче, которую я поставила.

— Напомните мне, какую задачу я поставила в начале урока?

— Скажите, что является для этой задачи исходными данными? (Здесь важно вызвать учеников на обсуждение, выяснить большинство мнений).

— Как решается эта задача?

— Какой результат получен? (Главное здесь еще раз отметить тех, кто хорошо готов к уроку, кому подтянуться).

Вывод: исходя из ответов, я сделала вывод о том, что материал усвоен (или нет). Я решила поставленную информационную задачу. В этом случае говорят, что произошла… а что произошло вы узнаете если отгадаете ребус. (СЛАЙД 5)

Информационный блок. (2 мин.)

Деятельность учителя: определение незнакомых понятий.

Деятельность учащихся: слушают, записывают определение.

Задачи этапа: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Коммуникативные: умение структурировать знания.

Познавательные: умение произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Значит тема нашего урока… (СЛАЙД 6)

И сегодня на уроке как вы думаете, что мы будем делать?

Читайте также:  Колечки бисером способы плетения

(Дети выражают свои мнения)

Научимся обрабатывать различные формы представления информации.

Обрабатывать информацию различными способами.

Хорошо, вот и второй кусочек пазла.(СЛАЙД 7)

— Предположите что такое обработка информации?

— Сравните ваши предположения с определением.

Определение. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Далее использую материалы презентации). (СЛАЙД 8)

Аналитический блок.(10 мин.)

Деятельность учителя: формулирует задание, анализ примеров с вытекающим выводом.

Деятельность учащихся: анализируют примеры, делают выводы, приводят примеры.

Задачи этапа: подготовить учащихся к выполнению практической работы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: выбор оснований для сравнений.

Регулятивные: анализ пробного действия перед его выполнением.

Вы хорошо знакомы с задачами по математике. Рассмотрим одну из них. (СЛАЙД 9)

Пример 1. Ученики 5 класса посадили 20 деревьев, а ученики 6 класса на 5 деревьев больше. Сколько деревьев посадили дети?

При решении данной задачи особое внимание следует уделить нахождению исходных данных, принципу решения и результату. Отмечаем, что в условии была задана числовая информация. И в результате получилось число.

Готов третий фрагмент пазла. (СЛАЙД 10)

А теперь рассмотрим еще один пример. (СЛАЙД 11)

Пример 2. Есть текст: Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 57 % жителей города, 38 % имеют кошек, 25 % заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %).

Изменим способ представления информации, представим текст в табличном и графическом виде. (СЛАЙД 12)

Смотрите как интересно, во втором примере: исходным данным был текст, а результатом – таблица и диаграмма.

Произошла обработка информации, точнее произошло изменение формы представления информации. Содержание информации осталось прежним.

А что можно сказать о первом примере?

(Важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, что в первом примере мы просто получили результат – новую информацию, без изменения ее содержания).

Таким образом, существуют два способа обработки информации: (СЛАЙД 13)

Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации

Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяя ее формы.

Вопрос: приведите примеры различных способов обработки информации. Укажите исходные данные и результат. (Слушаем и обсуждаем 2-3 примера).

Молодцы и вы получаете 4 пазл. (СЛАЙД 14)

Физкультминутка для глаз со звездами (СЛАЙД 15)(3 мин.)

Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков(10 мин.)

Деятельность учителя: формулирует задание, организует работу учащихся.

Деятельность учащихся: выполняют задания, работают самостоятельно и в группах.

Задачи этапа: обеспечение восприятия, учить строить аналогии, анализировать и сравнивать, совершенствовать умения, навыки при работе за компьютером.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение навыков на практике.

Дифференцированная работа (в группах) (СЛАЙД 16)

Задания приготовлены на листочках для каждой группы

1 группа. Обработка числовой информации

Задача 1. Прыгающие цифры. Набери на калькуляторе число 128205.

Умножь его на 4.

Потом раздели то, что получилось, на 4.

Продолжай умножать и делить, и сделай вывод, что ты заметил.

Задача 2. Волшебная гора: Реши примеры и полюбуйся на ответы:

Ребята какое было у вас задание?

С какой формой информации вы работали?

Задача 3. Задумайте любое трехзначное число. С помощью Калькулятор выполни следующие действия:

Умножьте задуманное число на 3

К ответу прибавь 9

К ответу прибавь 15

Из ответа вычти 3

Раздели ответ на 3

Вычти из ответа задуманное число

2 группа. Обработка графической информации.

Нарисовать флаги в графическом редакторе Paint .

Ребята какое было у вас задание?

С какой формой информации вы работали?

3 группа. Обработка текстовой информации

Набрать текст в приложении Word .

23 февраля — День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живём мы без войны, мирно и спокойно.
Дед мой в армии служил. У отца — награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!

Ребята какое было у вас задание?

С какой формой информации вы работали?

С данной формой информации более подробно мы с вами познакомимся на следующих уроках.

Готов 5 фрагмент пазла. (СЛАЙД 17)

Подведение итогов и задание на дом (5 мин.)

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Прокомментировать задания.

Форма деятельности: подвести итоги, проверить понимание, обобщить, выделить главное.

Формирование УУД: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Ой, ребята посмотрите, к нам пришло письмо. (СЛАЙД 18)

У Вовочки шалунья – резинка стерла согласные буквы. Помогите мальчику восстановить текст: _ы у_ее_ о_ _а_а_ы_а_ _ и_ _о_ _а_ию

Ответ: Мы умеем обрабатывать информацию.

И вы зарабатываете последний пазл. Смотрите, что у вас получилось. (СЛАЙД 19)

Праздник всех солдатов наших —

Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!

Домашнее задание (учитель комментирует) (СЛАЙД 20)

После каждого посещения магазина мама записывает расходы на продукты питания в специальную тетрадь и подсчитывает ежедневные расходы. Помоги маме, организуй электронный подсчет расходов. Известны записи за три дня месяца:

Источник

Оцените статью
Разные способы