Урок информатики способ кодирования информации

Урок по теме «Кодирование информации»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме “Кодирование информации” с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу “Информация вокруг нас”; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;

программные средства: интерактивное приложение учебника Босовой, 5 класс.

раздаточный материал: опорный конспект урока, карточки с домашним заданием.

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.

Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете “звездочку”. Таким образом, кто набирает больше всего “звездочек” по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием получит более высокую оценку.

2. Актуализация знаний. Приложение 1 (слайды № 1-20)

1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)

2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);

4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);

5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.

1. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек делает с информацией. (Хранение, передача, обработка).

Как называют объект, который передает информацию? (Источник)

Как называют объект, который принимает информацию? (Приемник)

Видеофрагмент – Передача информации.

Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).

То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.

Запишем в тетрадь тему урока – “Кодирование информации”. Приложение 1 (слайды № 21-43)

Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы. Видеофрагмент – Информация и ее носитель.

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.

Читайте также:  Труба пнд способ прокладки

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. (Видеофрагмент)

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

  • Числовой способ – с помощью чисел.
  • Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
  • Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

  • Кодирование музыки. (Нотная грамотность)
  • На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
  • Код используется для оценки знаний в школе. (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
  • Штрих-код в магазине на этикетках товаров.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110.
  • Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки.(Cообщения)
  • Азбука Брайля, ее использовали слепые люди. (Cообщения)

4. Закрепление материала

Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.

Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.

Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)

Приложение 1 (слайды № 44-53)

    С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – “только смелым покоряются моря”;
  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – “надвигается шторм, счастливого плавания”;
  • Если все буквы в алфавите пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите. (Например, А – 1, Б – 2 и т.д.)

Расшифруйте слово 9 1 4 1 5 12 1. (Загадка)

Расшифруйте ребус. (Передача)

Задание с флеш-ролика. (Делает вместе)

Динамическая пауза (9 вопросов)

Задания на компьютере:

С использованием программного средства: ПМК “Мир информатики”. 4 год обучения. Тема кодирование информации.

  • Расшифровка сообщения:
  • Элементарно Ватсон
  • Впереди Земля
  • Продается двухместная летающая тарелка
  • Тридцать три утюга на подоконнике — знак что явка проваленаать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.

1) Что вы понимаете под кодированием информации?

2) С какой целью люди кодируют информацию?

3) Что можно назвать кодом?

4) Какие знаки используются для представления информации при:

а) записи мелодий;

б) записи арифметических выражений;

в) оформлении календаря погоды;

г) управлении движением транспорта?

§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.

Источник

Конспект по информатике «Кодирование информации»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕМА: «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»

Составила: учитель информатики

Кузнецова Юлия Владимировна, высшая квалификационная категория

Тема: «Кодирование информации»

Цель урока: дать представление о кодировании информации, показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, отметить роль кодирования информации, научить учащихся кодировать и декодировать информацию

Тип урока: урок формирования новых знаний

сформировать у учащихся представление о процессе кодирования информации;

сформировать у учащихся представление об операции перекодирования как способе перехода от одной формы представления информации к другой;

помочь учащимся выявить многообразие окружающих человека кодов.

способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика;

совершенствовать навыки работы на компьютере;

развитие логического мышления;

развивать процессы мышления, памяти, восприятия;

развивать устную речь;

развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

развитие познавательного интереса.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал

Изучение нового материала

— Здравствуйте, ребята. Я получила срочное сообщение: «Вчера в океане потерпел крушение корабль, натолкнувшись на рифы». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морям и океанам знаний, чтобы понять сообщения, присланные с корабля, и помочь пассажирам и членам команды спастись.

В руках у меня сообщение, переданное с помощью азбуки Морзе. А на интерактивной доске показывают видео, на котором юнга передает сообщение с помощью семафорной азбуки.

2. Актуализация знаний.

— Прежде чем приступить к путешествию, давайте вспомним материал, который нам будет необходим для выполнения заданий.

1. Что такое информация?

(Информация – это знания и умения, которые человек получает из окружающего мира с помощью органов чувств)

2. Какие действия человек совершает с информацией?

(Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации)

3. Раскройте процесс передачи информации

(Для передачи информации необходим источник информации, канал связи и приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Передаваемая информация добирается от источника до приемника с помощью сигнала)

3. Изучение нового материала

SOS! SOS! SOS! На следующем слайде фрагмент из мультфильма “Следствие ведут колобки”.

— Ребята, нашему путешествию кто-то хочет помешать, посмотрите, что произошло с темой нашего путешествия.

Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb.

На интерактивной доске появляется слайд с изображением клавиатуры. Все ребята должны догадаться как нужно вернуть тему урока в нужный вид. У ребят на столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита.

— Итак, тема нашего путешествия: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

— Ребята, давайте подумаем, что же значит слово кодирование. Подберите однокоренные слова к слову кодирование.

Учащиеся: КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК.

Учитель: А мы с вами занимались кодированием?

Учитель: а где встречались с закодированной информацией?

Учащиеся: тема урока.

— Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код это система условных знаков для представления информации.

Кодирование формирование представления информации с помощью некоторого кода (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

— Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический — с помощью рисунков или значков;

Числовой — с помощью чисел;

Символьный — с помощью символов того же алфавита, что и текст.

По мере развития техники появились разные способы кодирования информации.

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, семафорная азбука.

В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.

Во второй половине XIX века американский изобретатель Морзе изобрел удиви­тельный код, который служит человечеству до сих пор. Сэмюэл Финли Бриз МОРЗЕ (1791 — 1872), американский художник и изобретатель. В 1837 году изобрел телеграфный аппарат, а на следующий год — телеграфный код (азбуку Морзе). В 1838 Морзе разработал специальный код (азбука Морзе) и послал первое телеграфное сообщение: «Чудны дела твои, Господи!»

Код азбуки Морзе состоит из 3 знаков в алфавите — (точка, тире, пауза)

Семафория — простая смена флагов, форм руки, т.е. «статичные» жесты) или знако-движениями (семакиниями — махами флагов, танцами, движениями руки, т.е. динамичны­ми жестами). Дана семафорная азбука.

— Мы хорошо трудились, и сейчас нам нужно отдохнуть.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

— Ребята с получением и изучением новых знаний, мы с вами забыли о потерпевшем крушении корабле. Давайте подумаем, сможем ли мы теперь расшифровать сообщения, которые поступили ко мне от членов экипажа.

— С помощью какого кода закодировано видеосообщение?

— Ребята, раскодируйте его.

Используя карточки с семафорной азбукой, дети декодируют сообщение:

.

(Помогите. Мы находимся….)

— Ребята, мы расшифровали сообщение правильно, но оно оборвалось, мы так и не узнали, где находятся пассажиры и члены команды корабля. Если вы помните, нам приходило два сообщения, давайте рассмотрим второе сообщение. Каким способом оно закодировано?

— С помощью азбуки Морзе

Дети приступают к расшифровке второго послания:

(на острове Тромлен)

— Ребята, какие вы молодцы! Вы расшифровали послания, и теперь пассажиры корабля будут спасены.

— Ребята, к нам поступило новое сообщение. (Появляется кар­тинка с сообщением под музыку из к/ф “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”).

В рассказе Конан Дойля о сыщике Шерлоке Холмсе встречается шифр «Пля­шущие человечки». Каждый человечек соответствует какой-то букве, и если мы узнаем, что есть что, мы сумеем прочитать послание. Перед вами шифр из пляшущих человечков:

Раскодируйте полученное сообщение:

(До новых встреч)

Подведем итог нашего урока, ответив на следующие вопросы.

Что называется закодированной информацией? (информация, которая пере­ дается специальными значками (кодами));

Сделаем вывод о том, зачем люди кодируют информацию. Проверим. При­ ведите примеры. (Ответы: чтобы скрыть ее от других, чтобы записать информацию короче (стенография, аббревиатура, дорожные знаки), чтобы ее было легче обрабатывать и передавать (азбука Морзе, перевод в электрические сигна­ лы — машинные коды)).

3. Какими способами можно передавать одну и ту же информацию? (с помо­ щью алфавита, с помощью цифр, с помощью нот, с помощью азбуки Морзе, на компьютере);

4. Что такое декодирование? ( Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации)

— Сегодня мы с вами весь урок кодировали и декодировали информацию. А можно закодировать эмоции?

Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настрое­ние, с которым вы покидаете урок. У вас на столах лежат смайлики: веселый и грустный (недовольный). Оцените урок. Спасибо за сотрудничество.

Источник

Читайте также:  Способы написания научных статей
Оцените статью
Разные способы