Урок гетеротрофный способ питания

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Материал для урока по биологии для 6 класса по УМК «Линия жизни»

Скачать:

Вложение Размер
urok_7_geterotrofnoe_pitanie_rastitelnoyadnye.docx 24.54 КБ
geterotrofnoe_pitanie_rastitelnoyadnye_1.pptx 2.14 МБ
geterotrofnoe_pitanie_rastitelnoyadnye_2.pptx 1.98 МБ
geterotrofnoe_pitanie_rastitelnoyadnye_3.pptx 2.98 МБ
geterotrofnoe_pitanie_rastitelnoyadnye_4.pptx 951.37 КБ
geterotrofnoe_pitanie_rastitelnoyadnye_5.pptx 843.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гетеротрофное питание. Растительноядные животные

познакомить учащихся с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными;
научить учащихся выделять существенные признаки гетеротрофного питания;
формировать у учащихся интерес к изучению животного мира.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.

Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.

2. Актуализация знаний

— Попробуйте дать определение понятию «ПИТАНИЕ – это…?

Учитель заслушивает варианты ответов учеников. После этого предлагает определение, которое всесторонне раскрывает сущность процесса питания.

Определение: Питание – это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для выработки энергии, построения и обновления клеток.

Или проще и короче (слайд 2): Питание — это процесс получения органических веществ и энергии.

— На какие группы делятся организмы по способу питания? (автотрофы и гетеротрофы) (слайд 3).

— Назовите организмы, относящиеся к автотрофам и гетеротрофам.

3. Формулирование задач урока (слайд 4).

  • Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с особенностями питания растительноядных животных и научиться различать животных по способу добывания пищи.

4. Изучение нового материала.

— На какие группы можно разделить животных по способу добывания пищи? (растительноядные, плотоядные, или хищники и всеядные) (слайд 5-6).

Мы уже выяснили, что процесс питания не такой уж простой. Прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Это не так-то просто, ведь добыча бывает разной и не стремиться добровольно быть съеденной. Даже растения, чтобы не быть съеденным, обзаводятся шипами и колючками, выделяют ядовитые и едкие вещества, прячут вкусные семена под твердыми скорлупками. Например, акация-жираф.

Эволюция сумела создать универсальный аппарат — пищеварительную систему.

Среди животных, обитающих на Земле, выделяются растительноядные животные – те представители фауны, которые питаются исключительно пищей растительного происхождения. Они являются потребителями первого порядка в составе пищевой цепи.

Особенностью пищеварительной системы этих представителей окружающего мира является преобладание особого пищевого фермента амилазы . Некоторые растительноядные животные имеют фермент, расщепляющий целлюлозу, углевод, который входит в состав клеточной стенки растительной клетки. Это позволяет им более легко переваривать пищу растительного происхождения. Целлюлоза не усваивается организмом. Переработать и превратить её в легкодоступную форму для животного помогают симбионтные бактерии, которые обитают в желудочно-кишечном тракте травоядных животных. Таким образом, пищеварительный тракт растительноядных значительно длиннее, чем у хищников

Травоядные животные – это полная противоположность плотоядным представителям фауны. В основном на эти категории можно разделить высших животных. Более мелкие, микроскопические организмы сложно отнести к той или иной из них, так как нередко неясна даже их принадлежность к миру флоры или фауны. Они сами служат пищей для многих животных.

Разделение на группы по типу питания затруднено и еще по нескольким причинам. Некоторые представители мира фауны могут в течение своей жизни менять привычки, касающиеся рациона. Также многие из них являются всеядными . Например, некоторые круглые черви ведут паразитический образ жизни в представителях животного мира, другие находятся в свободной среде, а меньшая их часть питается растениями. То же самое относится и к клещам : часть из них является паразитами и живет за счет животных, а часть обитает в растениях.

Таких случаев среди представителей фауны довольно много. Примером смены рациона питания в течение жизни служит лягушка . Во взрослом возрасте она питается пищей животного происхождения, в то время как ее головастик является травоядным (питается водорослями). К растительноядным позвоночным животным можно отнести коал, ленивцев, кенгуру, китов, некоторых парнопалых, всех хоботных, непарнопалых и рукокрылых. У беспозвоночных – некоторые насекомые, моллюски.

Чтобы суметь захватить и удержать добычу природе пришлось выдумать большое разнообразие органов захвата – разные варианты зубов, клювов и челюстей.

Так, насекомые поражают огромным разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабженные «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще-сосущие хоботки – у комаров.

У растительноядных брюхоногих моллюсков, например, у ахатин, виноградной улитки, есть специальное приспособление, радула (или тёрка), с помощью которой они как бы соскребают растительную пищу.

Пример разнообразия строения клювов у птиц. По форме клюва мы можем определить, каким кормом они в основном питаются.

Копытные животные питаются растительной пищей, если же и употребляют корм иного происхождения, то в очень маленьких количествах, не сопоставимых с объемом растений в их рационе. Для защиты от нападения у многих копытных предусмотрены рога, костные образования на голове. Носороги имеют рог, который располагается на носу.

Пища растительного происхождения очень трудно переваривается. Облегчить этот процесс призвано сложное строение желудка , которое имеют растительноядные животные. У жвачных представителей этого класса он состоит из сетки, рубца, книжки и сычуга. Это позволяет без проблем переваривать богатую волокнами пищу. Процесс происходит в несколько этапов: из рубца плохо разжеванная трава может вновь выбрасываться в пищевод, а затем в рот – животное «жует жвачку». Смоченная слюной, тщательно пережеванная пища на этот раз уже не проваливается в рубец, а стекает по желобку и попадает сквозь сетку в книжку, а затем – в сычуг. Из сычуга она небольшими порциями выбрасывается в тонкий кишечник, где происходит всасывание питательных веществ в кровь.

Растительноядные животные имеют отличия и в строении зубов. Например, грызуны, наоборот, предпочитают твердые растительные корма и обходятся совсем без клыков. У них очень совершенные передние зубы – резцы. Они у них большие, острые и даже самозатачивающиеся.

А копытным приходится жевать жесткую траву, поэтому у них развиты коренные зубы – со сложной бугорчатой поверхностью – настоящие жернова, как на мельнице, которые перетирают грубый корм.

Подведение итогов урока:

  1. На какие группы можно разделить животных по способу добывания пищи?
  2. Каких животных называют растительноядными?
  3. Какие приспособления имеют растения, чтобы не быть съеденными, приведите примеры?
  4. Назовите примеры растительноядных животных?
  5. Как пищеварительная система растительноядных животных отличается от плотоядных? Почему?
  6. Какое приспособление есть у растительноядных улиток чтобы перетирать пищу?
  7. Какое строение имеет желудок копытных животных?
  8. Какие отличия в строении зубов имеются у растительноядных животных?
  9. Как по клюву птицы мы можем определить особенности её питания?

Запись домашнего задания: 1) § 28,

2) подготовить презентацию об особенностях питания любого животного.

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 5. Гетеротрофное питание

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.

Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.

Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.

Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.

*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.

*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.

Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.

Существует два типа гетеротрофного питания.

  1. Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
  2. Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.

Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:

– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);

– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;

– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Источник

Биология. 6 класс

Что будем изучать на уроке?

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учащиеся научатся различать животных по способам добывания пищи.

Цели и задачи

Цель: сформировать знания о разнообразии типов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.

— знакомство с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи;

— выделять существенные признаки питания животных;

— овладеть умением различать животных по способам добывания пищи;

— продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками.

Узнаем, научимся, сможем

— что такое гетеротрофное питание;

— чем гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных;

— что гетеротрофами бывают и растения;

— классифицировать животных по способам добывания пищи;

— работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи;

— сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками, схемами, фотографиями и текстовым материалом;

— применять понятия «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «симбионт»;

— распознавать органы и системы органов пищеварения животных разных систематических групп;

— сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

— устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов пищеварения и функциями, которые они выполняют.

Источник

Поурочный план на тему: «Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.»

Тема: Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Цель: изучить особенности питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных; хищных растений; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению особенностей питания животных и хищных растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к хищным животным и их охраны.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки, учебник Биология. 5-6 классы / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2013 (Линия жизни).

1. Орг. момент (1 мин)

2. Актуализация знаний (3 мин)

3. Формулирование задач урока (1 мин)

4. Изучение нового материала (30 мин)

5. Проверка изученного материала (8 мин)

6. Подведение итогов (2 мин)

Запись домашнего задания: 1) §28,

2) подготовить презентацию об особенностях питания любого животного.

3) ответить на вопросы, на которые не будут даны ответы в рамках данного урока.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

— Попробуйте дать определение понятию «ПИТАНИЕ – это…?

Учитель заслушивает варианты ответов учеников. После этого предлагает определение, которое всесторонне раскрывает сущность процесса питания.

Определение: Питание – это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для выработки энергии, построения и обновления клеток.

Или проще и короче (слайд 2): Питание — это процесс получения органических веществ и энергии.

— На какие группы делятся организмы по способу питания? (автотрофы и гетеротрофы) (слайд 3).

— Назовите организмы, относящиеся к автотрофам и гетеротрофам.

3. Формулирование задач урока (слайд 4).

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с особенностями питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных и научиться различать животных по способу добывания пищи.

4. Изучение нового материала .

— На какие группы можно разделить животных по способу добывания пищи? (растительноядные, плотоядные, или хищники и всеядные) (слайд 5-6).

Хищниками называют животных, питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют. Для хищников характерно специальное охотничье поведение. Добыча жертвы требует от них значительных затрат энергии на поиск, погоню, захват, преодоление сопротивления жертв. Примеры хищничества в природе многочисленны — акулы, жабы, змеи, соколы, белый медведь, гепард и др.

— Какова роль хищников в природе? (слайд 7) (Идет обсуждение, ребята высказывают разные мнения).

Учитель резюмирует ответы учащихся: Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора – наименее приспособленных к окружающей среде животных они уничтожают, а тех, кто не имеет признаков, которые помогут ему выжить — съедают. Убивая больных животных, они препятствуют распространению заболеваний среди жертв.

— Может ли сокращение численности хищников привести к нарушению равновесия в природных сообществах?

— Да. В Черном море в 1970-е годы чрезмерный отлов дельфинов и крупных хищных рыб привел к всплеску численности мелких видов рыб, питающихся ракообразными. Сокращение численности ракообразных, питающихся водорослями, привело к массовому разрастанию водорослей, а отсутствие крупных рыб спровоцировало массовый отлов мелких рыб. В результате опустела большая экологическая ниша, которую за короткое время заполнили бесполезные медузы.

Ученые из Университета штата Орегон в результате исследований, проводимых на протяжении последних 50 лет обнаружили, что исчезновение основных хищников в лесных сообществах стало причиной увеличения численности травоядных, что существенно отразилось на росте молодых деревьев и на биологическом разнообразии в целом. Это в свою очередь привело к обезлесению некоторых площадей. Плотность крупных травоядных млекопитающих была в шесть раз больше в областях без волков, по сравнению с теми районами, где волки присутствовали.

— Нуждаются ли хищные животные в охране?

— Конечно, хищники нуждаются в охране. В качестве дополнительного задания к уроку вы можете провести мини исследование. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернет составьте рейтинг Исчезающих хищных животных России. Первые места отведите животным, стоящим на гране вымирания.

Мы уже выяснили, что процесс питания не такой уж простой. Прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Это не так-то просто, ведь добыча бывает разной и не стремиться добровольно быть съеденной. Даже растения, чтобы не быть съеденным, обзаводятся шипами и колючками, выделяют ядовитые и едкие вещества, прячут вкусные семена под твердыми скорлупками. Что уж говорить о животных, которые обороняются от хищников рогами и копытами, скрывают нежные тела в раковинах и твердых панцирях, спасаются бегством и т.д. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу пищи, эволюция сумела создать универсальный аппарат — пищеварительную систему. Но чтобы суметь захватить и удержать добычу природе пришлось выдумать большое разнообразие органов захвата – разные варианты зубов, клювов и челюстей.

(слайд 8) Так, насекомые поражают огромным разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабженные «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще-сосущие хоботки – у комаров.

(слайд 9) Пример разнообразия строения клювов у птиц.

Впечатляет многообразие зубов у млекопитающих. Хищные животные крупными клыками умерщвляют добычу, а соседними – бритвенно острыми зубами с легкостью её разделывают. (слайд 10)

Грызуны, наоборот, предпочитают твердые растительные корма и обходятся совсем без клыков. У них очень совершенные передние зубы – резцы. Они у них большие, острые и даже самозатачивающиеся (слайд 11).

А копытным приходится жевать жесткую траву, поэтому у них развиты коренные зубы – со сложной бугорчатой поверхностью – настоящие жернова, как на мельнице, которые перетирают грубый корм (слайд 10).

У позвоночных животных пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы. При этом длина пищеварительного тракта у растительноядных и хищных животных отличается. Животная пища быстрее и легче переваривается и усваивается организмом, чем грубая растительная. Поэтому пищеварительный тракт у хищников короткий (слайд 13). Клетки растений, как вы помните, содержат целлюлозу и очень прочные. Целлюлоза не усваивается организмом. Переработать и превратить её в легкодоступную форму для животного помогают симбионтные бактерии, которые обитают в желудочно-кишечном тракте травоядных животных. Таким образом, пищеварительный тракт растительноядных значительно длиннее, чем у хищников (слайд 14).

Хищничество и паразитизм (слайды 15-16). Хищником называют свободно живущий организм, питающийся другими животными организмами. Паразит не ведет свободный образ жизни, и хотя бы на одной стадии своего развития он связан с поверхностью (эктопаразит) или с внутренними органами (эндопаразит) другого организма, являющегося его хозяином. К эктопаразитам относятся вши, блохи, клещи. Вши и клещи могут переносить очень опасные для человека заболевания. Вши переносят тиф, а при укусе клеща можно заразится энцефалитом или боррелезом. К эндопаразитам относятся аскарида, бычий цепень, острицы. Они вызывают заболевания аскаридоз, гельминтоз, энтеробиоз.

Хищничество встречается и у растений, особенно произрастающих на бедных питательными веществами почвах (слайд 17). У хищных (насекомоядных) растений сформировались различные приспособления для привлечения и ловли насекомых. Так, у обитающей на наших болотах росянки насекомые, привлеченные запахом, садятся и прилипают к листу, волоски которого выделяют липкое вещество, а затем лист складывается. У тропического непентеса верхняя часть листового черешка имеет вид кувшина, с гладких краев которого насекомые соскальзывают внутрь. Венериной мухоловке свойственно активное захлопывание листьев-ловушек.

Поскольку сегодня на уроке мы рассматриваем вопрос питания, ответьте еще на один вопрос, связанный с этой темой (слайд 18). Кто больше ест: слон или мышь? (обсуждениев классе). Подумайте над этим вопросом дома, почитайте дополнительную литературу и подготовьте ответ к следующему уроку.

5. Проверка изученного материала

А сейчас пришло время проверить, как вы разобрались с темой урока. Я раздаю вам листочки с тестом. Вы выполняете его по вариантам. После окончания работы вы меняетесь работами с соседом и проверяете работу друг друга. Найденные ошибки вы не исправляете, а записываете в соседней колонке, в которую впишите свою фамилию. На работу и взаимную проверку у вас есть 8 минут.

6. Подведение итогов урока.

Оценки за проверочные работы вы узнаете на следующем уроке. А сейчас ответьте на вопрос: что было для вас самыми трудными сегодня на уроке?

7. Домашнее задание: выучить конспект.

Источник

Читайте также:  Трепанация черепа способы техника выполнения
Оцените статью
Разные способы