Урок физики 8 класс по теме внутренняя энергия способы изменения внутренней энергии

Урок 8 классе. Способы изменения внутренней энергии.
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Авяснить условия, при которых внутренняя энергия изменяется. Дать понятие теплопередачи.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_izmneniya_vnutrenney_energii.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3.3. «Способы изменения внутренней энергии»

  • Выяснить условия, при которых внутренняя энергия изменяется;
  • Дать понятие теплопередачи.

Оборудование : сосуды, спиртовка, эфир, насос, металлическая проволока, мультимедийный проектор, презентация.

  1. Повторение изученного материала (фронтальный опрос). Слайд 3-4
  • Дать определение внутренней энергии.
  • Почему при малых значениях кинетической и потенциальной энергии одной молекулы внутренняя энергия тела достаточно большая величина?
  • Почему внутренняя энергия тела увеличивается с увеличением средней скорости движения молекул тела?
  • Что происходит с внутренней энергией тела при понижении температуры?
  • Почему внутренняя энергия тела изменяется при деформации тела?
  • Может ли тело, обладая внутренней энергией, не иметь механическую энергию? Приведите примеры.
  • Может ли тело иметь механическую энергию, но не иметь внутренней.

3. Объяснение нового материала.

Внутренняя энергия тела не является какой-то постоянной величиной. У одного и того же тела она может изменяться. Изменяется внутренняя энергия тела при изменении скорости движения молекул.

А сейчас выясним с вами, каким способом можно увеличить или уменьшить скорость движения молекул.

Нальем в стеклянный сосуд эфира и закроем пробкой. Трубку обовьем веревкой и начнем быстро двигать ее то в одну, то в другую сторону. Через некоторое время эфир закипит, и пар вытолкнет пробку.

Вопрос: что произойдет с внутренней энергией эфира?

Ответ: внутренняя энергия увеличиться, он нагрелся и закипел.

Вопрос: в результате чего увеличилась внутренняя энергия?

Ответ: в результате совершения работы при натирании трубки веревкой.

Вопрос: какой можно сделать вывод из данного опыта.

Вывод: внутреннюю энергию тела можно увеличить, совершая над телом работу .

Именно такой способ добычи огня использовали наши редки. За счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 250°C и загорался.

Опыт 2 Сгибание медной проволоки. (на парте по одной проволоки)

Вопрос: как изменилась температура проволоки в месте сгиба?

Ответ: Проволока нагрелась.

Вопрос: изменилась ли кинетическая энергия частиц, из которых состоит проволока?

Ответ: Да, изменилась.

Вопрос: Что произошло с внутренней энергией проволоки?

Ответ: внутренняя энергия тела увеличилась.

Нагревание тел происходит также при ударах, разгибании и сгибании. Т.е. при деформации.

Рассмотрим следующий опыт .

В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачаем воздух через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка выскочит из сосуда. В момент, когда пробка выскакивает из сосуда, образуется туман. Воздух в сосуде в сосуде стал холодным. Находящийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку совершает работу.

Вопрос : Что произошло с внутренней энергий?

Ответ: внутренняя энергия уменьшилась.

Вопрос : В результате чего уменьшилась внутренняя энергия?

Ответ: в результате совершения работы воздухом по выталкиванию пробки . Воздух в сосуде охладился.

Вопрос: какой можно сделать вывод из данного опыта.

Вывод: Если работу совершает само тело, то внутренняя энергия уменьшается.

И так мы с вами выяснили, что внутреннюю энергию тела можно изменить путем совершения работы самим телом или над телом.

Внутреннюю энергию можно изменить и другим способом, без совершения работы.

Например, вода в сосуде закипает, если поставить ее на огонь. Воздух и различные предметы в комнате нагреваются от радиатора центрального отопления. Внутренняя энергия в этих случаях увеличивается, так как повышается температура тел. Но при этом работа не совершается.

Такой способ изменения внутренней энергии тела называется теплопередачей.

Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или сами мелом называется теплопередачей .

Теплопередача в свою очередь может осуществляться тремя способами: теплопроводностью; конвекцией; излучением.

Слайд 8. Опустим в стакан с горячей водой металлическую ложку. Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии молекул холодного металла. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам холодного металла. В результате этого энергия молекул воды в среднем будет уменьшаться, а энергия частиц металла будет увеличиваться. Температура воды уменьшиться, а температура ложки – постепенно увеличиться. Постепенно их температуры выравниваются.

Слайд 9 . Из данного опыта можно сделать следующий вывод.

  • Теплопередача происходит между телами или частями тела, имеющую разную температуру.
  • Теплопередача всегда происходит в определенном направлении: от тел более высокой температурой к телам с более низкой температур.
  • Когда температуры тел выравниваются, теплопередача прекращается.

4. Повторение и обобщение

Слайд 10-15 . Проверочный тест.

  1. При повышении температуры скорость движения молекул…

В) остается не изменой.

  1. К тепловым явлениям относятся:

А) плавление металлов;

Б) движение автомобиля;

Г) наступление рассвета.

  1. Тепловым движением можно считать….

А) движение одной молекулы;

Б) беспорядочное движение всех молекул;

В) движение нагретого тела;

Г) любой вид движения.

  1. Внутренняя энергия тела зависит…

А) от температуры тела;

Б) от механического движения тела;

В) от положения тела относительно других тел;

Г) от агрегатного состояния вещества.

  1. В каком из приведенных примеров внутренняя энергия увеличивается путем совершения механической работы над телом?

А) нагревание гвоздя при забивании его в доску;

Б) нагревание металлической ложки в горячей воде;

В) выбивание пробки из бутылки газированным напитком

6. Теплопередача происходит в направлении….

А) от тел с низкой температурой к телам с более высокой температурой.

Б) от тел с более высокой температурой к телам с более низкой температурой.

В) при одинаковой температуре .

Домашнее задание. Параграф 3 выучить, ответить на вопросы в конце параграфа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в восьмом классе по теме: «Способы изменения внутренней энергии»

Урок в восьмом классе с использованием оборудования лаборатории «L-микро»Тема:Способы изменения внутренней энергииУрок № 3.Тип урока:КомбинированныйЦель урока:Рассмотреть способы изменения внутр.

Конспект урока «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР.

Технологическая карта урока 8 класс «Способы изменения внутренней энергии»

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов.

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе.

Урок физики в 8-м классе по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Комбинированный урок физики.

Урок обобщения и систематизации знаний по физике в 8 классе «Способы изменения внутренней энергии тела»

Автор учебника Пёрышкин А. В. Данный урок проводится в конце изучения раздела «Способы изменения внутренней энергии тела».

Тест по теме «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи»

Тест составлен для обучающихся 8 класса; включает в себя 2 варианта; в тесте имеются задания с выбором ответа, а также задания, предполагающие развернутый ответ.

Источник

Урок физики «Внутренняя энергия. Способы изменения. Виды теплопередачи». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели урока:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися таких важных понятий как энергия, внутренняя энергия, теплопередача и ее виды: теплопроводность, излучение, конвекция;
  • формирование у учащихся представлений о фундаментальных законах природы на примере закона сохранения энергии.

Задачи:

  • приобретение учащимися знаний о внутренней энергии, способах ее изменения, знакомство с терминами: теплопередача, теплопроводность, излучение;
  • формирование у учащихся умения наблюдать природные явления, проводить экспериментальные исследования, делать выводы;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, результат эксперимента.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрации:

  • превращение механической энергии (на примере движения резинового мячика и маятника Максвелла);
  • превращение механической энергии во внутреннюю (на примере падения свинцового шарика на свинцовую плиту);
  • изменение внутренней энергии по рис 4 и 5 учебника (Перышкин А.В Физика-8), нагревание монеты в пламени свечи и при ее трении о деревянную линейку, нагревание свинца ударами молотка;
  • опыты по рис.6-9 в учебнике (Перышкин А. В. Физика-8);
  • опыты по рис 10,11 в учебнике (Перышкин А. В. Физика-8)
  • наблюдение конвекции в газах на примере наблюдения конвекционных потоков от горящей свечи в проекции на освещенный экран;
  • демонстрация светильников, в которых используется явление конвекции;
  • нагревание воздуха в теплоприемнике излучением;
  • демонстрация поглощательной способности различных веществ.

Ход урока

Примечание:

Материалы, представленные в данной презентации, включают несколько тем, важных для дальнейшего изучения тепловых явлений, рассчитаны на использование на нескольких уроках и при объяснении новой темы, и при обобщающем повторении в 8 классе и при изучении молекулярной физики в 10 классе.

Закрепление полученных знаний по теме целесообразно приводить на примерах задач, которые достаточно представлены в сборниках задач по физике:

  • А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, изд. «Экзамен» М., 2013.
  • В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 классы, изд. «Просвещение» АО «Московские учебники», М., 2001.
  • и другие.

Поэтому данная презентация может быть использована частично и (или) полностью на уроке в зависимости от целей и задач данного урока. Например при изучении нового материала.

Объяснение нового материала:

Приступая к формированию понятия внутренней энергии, необходимо предложить учащимся вспомнить, что они знают о механической энергии тел.

  1. В каком случае говорят, что тела обладают энергией?
  2. Какие виды механической энергии различают?
  3. Какие тела обладают кинетической энергией и отчего она зависит?
  4. От чего зависит потенциальная энергия тел?
  5. Приведите примеры превращения механической энергии.

В основу формирования понятия внутренней энергии положена идея о кажущемся «нарушении» закона сохранения энергии при соударении свинцового шара о свинцовую плиту.

Опыт №1. Соударение свинцового шара о свинцовую плиту. На основании «нарушения» закона сохранения энергии и исследования состояния свинцового шара после удара, делают вывод о наличии у всех тел энергии, которая называется внутренней энергией (слайд 6-8).

Далее необходимо разъяснить учащимся отличие внутренней энергии от механической энергии тел. Важно сделать вывод о том, что внутренняя энергия тел не зависит от механической энергии тела, а зависит от температуры тела и агрегатного состояния вещества. Другими словами, внутренняя энергия тела определяется скоростью движения частиц, из которых состоит тело и их взаимным расположением.

Следующий этап изучения нового материала – это изучение способов изменения внутренней энергии тела. На опытах можно наглядно продемонстрировать, что изменить внутреннюю энергию тела можно при совершении работы (над телом и самим телом) и при теплопередаче.

Это следующие опыты:

1. Изменение внутренней энергии совершением работы над телом.

Опыт №2. Потереть монетку о деревянную линейку, ладони рук друг о друга. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела увеличилась.

Опыт №3. Взять воздушное огниво. При быстром сжатии воздух нагревается столь значительно, что пары эфира, находящиеся в цилиндре под поршнем, воспламеняются. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела увеличилась.

2. Изменение внутренней энергии при совершении работы самим телом.

Опыт №4. В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачиваем воздух насосом через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка вылетит из сосуда. В момент, когда пробка вылетает из сосуда, необходимо обратить внимание учащихся на образование тумана в стеклянном сосуде, что свидетельствует о понижении температуры находящихся в нем воздуха и водяного пара. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела уменьшилась.

3. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи.

На основе опытов из повседневной жизни (ложка, опущенная в горячий чай нагревается, выключенный горячий утюг в комнате остывает).

На основе всех примеров и опытов делается общий вывод: внутренняя энергия тела может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) со временем при теплообмене данного тела с окружающими его телами и при совершении механической работы (слайд 9).

При изложении механизмов и способов теплопередачи, необходимо обратить внимание учащихся, что теплопередача всегда происходит в определенном направлении: от тела с более высокой температурой к телу с более низкой температурой, что по существу подводить учащихся к представлению о втором законе термодинамики.

Рассмотрение различных видов теплопередачи начинают с теплопроводности. Для изучения этого явления рассматривают опыт №5 с нагреванием металлического стержня (см учебник Перышкин А.В. Физика-8) На основании результатов опыта учащиеся устанавливают факт передачи теплоты от одной части тела к другой и объясняют его.

Затем вводят понятие о хороших и плохих проводниках тепла. Наглядно демонстрируют на простых опытах №6, №7, №8, описанных в учебнике (А.В. Перышкин Физика-8) различную теплопроводность веществ и рассматривают использование в технике, быту и природе свойств тел по разному проводить тепло (слайд 11-13).

Изучение явления конвекции начинают с постановки следующего опыта №9: пробирку, наполненную водой нагревают на спиртовке в верхней части пробирки. При этом снизу пробирки вода остается холодной, а в верхней части – кипит. Учащиеся делают вывод о том, что вода обладает плохой теплопроводностью. Но! Вопрос учащимся: Как нагревают воду, например, в чайнике? Почему?

Ответы на эти вопросы получим, если проделаем следующий опыт №10:будем нагревать снизу на спиртовке колбу с водой, на дне которой помещен кристаллик марганцовки, окрашивающий конвекционные потоки.

Для демонстрации конвекции в газах, можно воспользоваться проектором и наблюдать конвекционные потоки, идущие от горящей свечи в проекции на экране.

В качестве примеров конвекции в природе рассматривают образование дневных и ночных бризов, а в технике – образование тяги в дымоходах, конвекцию в водяном отоплении, водяном охлаждении двигателя внутреннего сгорания (слайд 14-15).

Понятие об излучении как одном из способов передачи тепла можно начать с постановки вопроса: «Может ли энергия Солнца передаваться Земле теплопроводностью? Конвекцией?» Учащиеся делают вывод, что не может и, следовательно, существует другой способ передачи тепла.

Продолжить знакомство с излучением можно, поставив опыт №11 по нагреванию теплоприемника, соединенного с жидкостным манометром, и находящимся на некотором удалении сбоку от электрической плитки

Перед учащимися ставится вопрос: вследствие чего же воздух в теплоприемнике нагревается? Ведь теплопроводность и конвекция здесь исключены. Возникает проблемная ситуация, в результате обсуждения которой учащиеся приходят к заключению о том, что в данном случае имеет особый вид передачи – излучение – теплопередача с помощью невидимых лучей.

Далее на опыте №12 выясняют, что тела с различной поверхностью обладают разной способностью поглощать энергию. Для этого используют теплоприемник, у которого одна поверхность блестящая металлическая, другая черная и шершавая.

В заключении объяснения можно привести примеры излучения в природе и технике (слайд 16-17).

Источник

Читайте также:  Народные способы яблочный уксус
Оцените статью
Разные способы