Постановка целей и задач современного урока
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Постановка целей и задач современного урока. | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Автор Данилова Е. Е.
МБОУ СОШ № 22 города Ковров.
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Теперь позиция ученика — познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя — к классу не с ответом, а с вопросом.
Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.
Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна Петерсон.
Типология уроков ТДМ:
- Урок открытия нового знания.
- Урок рефлексии
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок развивающего контроля.
Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель : расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель : систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?
Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
Цель современного урока : создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения) .
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Освоение знаний по теме
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Цели обучения должны быть:
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
— обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей . ;
— обобщить и систематизировать знания о .
— отработать навыки (указать какие);
— устранить пробелы в знаниях;
— добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цели обучения условно разделяют на три группы:
- образовательные (обучающие).
- развивающие,
- воспитательные.
Все эти группы целей взаимосвязаны.
Обучающие цели урока (дидактические):
передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
- «выбрать»,
- «назвать»,
- «дать определение»,
- «проиллюстрировать»,
- «написать»,
- «перечислить»,
- «выполнить»,
- «систематизировать».
Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.
Развивающие цели урока содействуют формированию:
- общеучебных и специальных умений;
- совершенствованию мыслительных операций;
- развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;
- осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Воспитательные цели предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?
Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?
Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: «Создать (или обеспечить) условия для . «. Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Воспитательные цели способствуют :
- воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
- формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
- приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
- вызвать интерес,
- пробудить любознательность,
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
- побудить учащихся к активности,
- выразить свое отношение…
- прививать, укреплять. навыки.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Все приемы целеполагания классифицирую на:
- Тема-вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Поясню некоторые приемы целеполагания:
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: Урок математики по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Что представляют собой задачи урока?
Задачи — это шаги по достижению поставленной цели.
К задачам урока относятся:
- организация взаимодействия;
- усвоение знаний, умений, навыков;
- развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Образовательные задачи урока состоят:
- в приобретении учащимися определённого круга научных знаний, умений и навыков;
- в формировании тех способов и приёмов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…
- способствовать становлению умения оценивать…
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…
- помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.
Выстраивая развивающие задачи , учитель опирается на перечень обязательных умений, определённых программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности даёт материал урока для их развития, формирования того или иного умения на определённом уровне сложности.
Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы творчества, развитие организаторских качеств и тд.
Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
Источник
Способы и приемы достижения Эффективного урока
Описание презентации по отдельным слайдам:
Воспитательный потенциал современного урока
Предметные результаты предметная дея-тельность рабочая программа по предмету Метапредметные результаты метапредметная деятельность Межпредметная ОП «Русская словесность» Надпредметная ОП «Основы журналистики» Метапредметная ОП «Слово», «Речетворчество» Метапредметная деятельность
Планируемые результаты освоения основных и междисциплинарных программ. Уровневый подход Программы «Выпускник научится» «Выпускники получит возможность научиться» Учебные программы по всем предметам Междисциплинарные учебные программы Задания базового уровня (применение учебных действий сизучаемым опорным учебным материалом) Задания на выполнение учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих пониманиеопорного учебного материала, либо пропедевтического характера Учебная задачапостро-енакак на опорном учебном материале, так и на учебном материале Задания повышенного уровня (применение учебных действийв зоне ближайшего развития большинства обучающихся) Учебная задача построена наопорномучебном материале, служащем основой для после-дующего обучения
Преемственность целевых ориентиров образования Личностные результаты освоения ООП Формирование российской гражданской идентичности Воспитание Обучение Развитие ФГОС всех ступеней школьного образования преемственен в выделении целевых ориентиров: формирование российской гражданской идентичности, духовно-нравственного развития, воспитания, социализации и самоидентификации обучающихся, сохранения их здоровья. Выделение этих базовых ценностей позволяет утверждать, что сегодня на первый план выходят воспитательные цели обучения, реализующие идею гражданина РФ. Это означает необходимость особо тщательного подхода к разработке программ воспитания, внеурочной деятельности и, самое главное, к разработке рабочих программ по предметам в части планирования личностных результатов образования. Для учителя-практика в связи с этим встает необходимость проектирования воспитательных целей-результатов урока, отражающих систему его работы по их достижению средствами предмета в течение всего учебного года. Для школьных администраторов становится значимым проследить преемственность целей и ценностей Программ воспитания и внеурочной деятельности по ступеням образования, с тем чтобы не допустить «забвения» на какой-либо ступени нравственного воспитания в ущерб патриотическому, либо этнокультурной компоненты в ущерб социализации. Напомним, что в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российский религии, искусство и литература, природа, человечество.
Воспитание в системе российского образования Советская система образования Современная система образования Государство Школа Учебные тексты (отбор содержания) Система воспитательной работы в школе Государство образова- Общество тельный Личность заказ(ГЗ) Школа Образовательные услуги (образовательные программы) Основные ОП (ФГОС) Дополнительные ОП (образовательный запрос)
Образовательный результат урока Присвоение содержания образования Содержание образования = учебный материал, представленный в учебных текстах Результат образования – владение учебным материалом (=предметное умение + сформированный навык) Образовательный результат урока Присвоение содержания образования Содержание образования = учебный материал + способы деятельности Результат образования = предметное умения + универсальные способы деятельности + личностная значимость Обновление содержания образования
Воспитательная цель: Формирование представления о вулканизме как явлении, угрожающем человеку Класс: 6 Тема урока: «Вулканы Земли» Предмет: география Место урока: четвёртый урок по теме «Литосфера» Воспитательная цель: формирование: — представлений о вулканизме как об опасном и грозном явлении природы в жизни человека через предъявление материализованных объектов — «образцов» (имеется в виду: репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», макет вулкана, видеофильм «Вулканы»); — представлений о профессии «вулканолог», которая востребована в сейсмически-опасных регионах Земли, с целью мониторинга сейсмической активности вулканов в регионе и оперативного оповещения населения об опасности, которую представляют вулканы; — представления о существовании целой науки «Вулканологии».
Тема «Кислоты» 8 класс Программа О.С. Габриелян Воспитательная цель – на уроке будут созданы условия для формирования осознанного понимания вредного влияния концентрированных кислот на здоровье Ученик научится определять кислотную среду в продуктах питания при помощи индикаторов, изготовленных своими руками из ярко окрашенных ягод Ученик сможет провести домашний эксперимент «Определение рН лимонного, яблочного сока при помощи брусничного варенья» Воспитательная цель: знание норм безопасного обращения с кислотами при проведении эксперимента
Тема: Имя прилагательное Классы: 2-4 Проект по развитию речи «Речетворчество» Место занятия в изучаемой теме: 11 урок раздела «Читаем, сочиняем» Дидактическая цель (достижение результатов образования базового уровня сложности): Формирование: — понятия «имя прилагательное», — предметных умений: — отличать имя прилагательное от других слов/частей речи, — выделять прилагательное в устной и письменной речи, — способов деятельности: — употреблять прилагательные в устном высказывании. Образовательные, развивающие, воспитательные цели (достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования повышенного уровня сложности) Образовательные цели: В контексте раздела «Читаем, сочиняем» формирование — умения выделять прилагательные в словосочетании и предложении, — умения строить с прилагательными словосочетания/предложения, — описывать (характеризовать) предмет(явление) с использованием прилагательных. Развивающие цели: Формирование: — умений выделять прилагательные в предложенном тексте-описании на тему «Зима», — строить речевое высказывание с употреблением прилагательных (характеризуя явления зимы, животных и растения). Воспитательные цели: Формирование: — умения выразить свое отношение к явлению или факту с помощью прилагательных, — осознанного понимания значения прилагательных в речи как средства описания. На уроке будут созданы условия (достижение уровня результатов образования «Учащийся получит возможность научиться»): — речевого творчества с использованием имен прилагат-ных при описании явлений природы зимнего времени года, — создания собственных фрагментов текстов-описания на тему «Зима».
Образовательные технологии, направленные на получение образовательного продукта (продукта мыслительной деятельности) связаны с такой постановкой учебных задач, когда ребенок на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходит к новым умозаключениям или осваивает новые предметные/метапредметные действия (Е.М. Пототня). Продукт: текст, модель, схема, структура, проект, логическая последовательность, решение, брошюра … Направления развития образовательных технологий Интеллектуально-развивающие: Контекстные: ТРИЗ-технология Кейс — технология Проблемная, задачная Решения ситуационных задач Когнитивная Проектная Развития критического мышления… Игровая…
1. Идеи А.И. Маркушевича (1960-1970-е гг.) о выделении Фундаментального ядра содержания общего образования: «в предмете необходимо выделить «ядро» школьного курса (наиболее важная его часть) и «оболочки», варьирующиеся в зависимости от интересов ребенка, его способностей, вида реализуемых образовательных программ и т.д.» 2. Культурологический (культурно-историический) подход: источник содержания образования – культура, то есть наиболее значимые формы социокультурного опыта, накопленные человечеством. 3. Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Э. Эльконин и др.): развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Базовый уровень освоения содержания образовательной программы по предмету = предметные компетенции Повышенный уровень освоения содержания образовательной программы по предмету = ключевые компетенции Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться Уровень саморазвития Ключевая идея проектирования результатоориентированных целей образования на отдельно взятом уроке выглядит следующим образом: Постановка дидактической цели – самый первый и важнейший этап проектирования результатов образования. Поясню: в процессе освоения предметной программы ребенок присваивает некое содержание образования. Это — вещь очевидная. Содержание образования представляет собой совокупность определяемого учителем учебного материала (подлежащего либо усвоению, либо присвоению, либо расширению кругозора, либо мотивирующего и т.д.), явленного в текстах параграфов, текстах упражнений, текстах задач, справочных и иллюстративных материалах, и способов деятельности (этимологический анализ слова, синтаксический анализ предложения, литературоведческий анализ поэтического текста и т.д.). В педагогике содержание образования, подлежащее освоению в процессе обучающей деятельности, называется дидактика. Соответственно, элемент содержания образования – это дидактическая единица. На уроке изучается (всегда!) конкретный элемент содержания образования, то есть конкретно заданная дидактическая единица. Мы долгие почти 30 лет отучались думать методически культурно, поскольку Стандарт-2004 определил четкие требования к тому, что должен делать учитель (это было для своего времени тоже прогрессивно, например: выделять ООУН, создавать учебные ситуации, формирующие ООУН и проч.). А сейчас необходимо очень четко вспомнить классические постулаты: осваивается на уроке конкретно взятая дидактическая единица. 100% детей должны ее освоить! Это требование ФГОС-2! Поскольку это требование задано для всех детей класса, и все дети должны уйти с урока и четко понимать – что нового Я узнал в предмете (приобрел, научился, понял … — вот он, выход на личность!), ФГОС называет этот уровень освоения базовым. Базовый уровень освоения образовательной программы ответственен за формирование предметных компетенций. Этот уровень освоения содержания образования должен происходить на уровне исполнительской компетентности, то есть ребенок должен продемонстрировать свою способность выполнить учебные задачи по образцу, либо по алгоритму, но никак не в измененных условиях и условиях самодеятельности! Очень, очень важно понять именно это! Не случайно ООП отсылает нас к фундаментальному ядру содержания образования, которое отражает базовый уровень освоения предметных программ. Что такое есть фундаментальное ядро? Это набор понятий и категорий (норм и закономерностей), усвоив которые, человек чувствует себя комфортно в обществе, где живет. Говоря современным языком – происходит успешная социализация. Понятия и категории (нормы, закономерности) по предмету мы всегда, планируя урок, определяли как знаниевый компонент. Поэтому на схеме он выделен красным цветом. Знание – вот важнейший элемент урока, который необходимо продумывать, проектируя результаты образования. Знание будет выступать тем стержнем, на которое происходит «нанизывание» содержания образования следующих уровней сложности. Знание конкретно «чего?» пройдет лейтмотивом через весь урок. Применение знания есть предметное умение. Поскольку ФГОС – деятельностный (компетентностный), то мы определяем и способ деятельности с обозначенными знанием и умением. Еще один ориентир в определении способов деятельности и предметных умений для базового уровня сложности – это КИМы ЕГЭ! Наконец-то ЕГЭ пригодился! Часть А и Б отражают этот уровень результативности, хотя мы сейчас говорим и не совсем корректно. Вот это принципиально. Далее:
Внеурочная деятельность. ОП «Речетворчество» Тема: Личностные качества человека. Настойчивость и упорство. Класс: 6-8. Цели занятия: Дидактическая цель: формирование понятий «настойчивость», «упорство», «леность», «трусость», «оптимизм», «пессимизм». Образовательная цель: обеспечить усвоение учащимися понятия «настойчивость», «упорство», «леность», «трусость», «оптимизм», «пессимизм»; формировать у учащихся умение работать со словарем; формировать у учащихся культуру выражение чувств; повторить и закрепить знания учащихся о диалоге, обращении, пословицах. Воспитательная цель: формирование этических норм и эстетических вкусов учащихся; формирование у учащихся положительных мотивов учения. Развивающая цель: развивать социальную компетентность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать навыки работы со словарями; развивать коммуникативные навыки работы в парах и малых группах.
Результат образования: «круг решаемых учебно-познавательных и учебно-практических задач, определяемых в целом по теме или разделу рабочей программы по предмету» Учебная задача = учебное действие в отношении учебного материала Предметное Универсальное Учебник Привлекаемый формируют дидактич.материал воспитательный потенциал урока (ценностный) Предметные Универсальные умения способы деятельности формируют Предметные результаты Метапредметные результаты Личностный результат образования
Дидактическиецели: Формированиепонятий «настойчивость», «упорство». Формированиеязыковедческой компетенциичерез этимологический анализ выбранных качеств. Формированиекоммуникативной компетенциичерез создание речевых ситуаций употребления понятий «настойчивость», «упорство» в устной и письменной речи. Формир-ниекультуроведч.компетенциичерез анализ худ.текстов (сказки Л. Пантелеева). Образовательныецели: Включитьпонятия «настойчивость», «упорство» и сопровождающие их понятия «леность», «трудолюбие» в активный лексический запас. Формированиеумений работать со словарями (этимологическим, синонимическим, фразеологическим). Включение приема «сравнение» в структуру «художественные приемы». Развивающиецели: Включениеавторской сказки в поле «литературный жанр сказка». Выявление и сравнение общих и отличныххарактеристикавторскойи народной сказки. Формированиеумений: — классифицировать и схематизировать информацию(сравнительнаятаблица «Хар-ка авторской и народной сказки»), — анализировать происходящие события влогической последовательности черезвыделениемикротемина этой основе составление диафильма (рисование+текстовка). Воспитательныецели:Обеспечитьусвоение учащимися понятий «настойчивость», «упорство», «леность», «трудолюбие» как качествличностичеловека, характеризующих его способность ставить цели и достигать их. На занятии будут созданы условия для: Формирования языковедческой компетенции: продолжение работы с фразеологическим словарем и крылатыми выражениями (в английском и русском языке). Речевого творчества: — написания подобной сказки-миниатюры,рисования диафильма.
Цель занятия Учебные задачи Дидактическиецели: Формированиепонятий «настойчивость», «упорство». Формирование языковедческой компетенции через этимологический анализ выбранных качеств. Формирование коммуникативной компетенции через создание речевых ситуаций употребления понятий «настойчивость», «упорство» в устной и письменной речи. Формированиекультуроведческойкомпетенции посредством анализа художественных текстов (сказки Л. Пантелеева). Этимологический анализ (работа с этимологическим словарем) понятий «настойчивость», «упорство». Сопоставление понятий «настойчивость» — «упорство» (работа с лексическим словарем): упорство – более сильная, ярче выраженная характеристика движения человека к цели, но и сопоставимая с «упрямый» (прямой, не гибкий, не ломающийся) Образовательныецели: Включитьпонятия «настойчивость», «упорство» и сопровождающие их понятия «леность», «трудолюбие» в активный лексический запас. Формированиеумений работать со словарями (этимологическим, синонимическим, фразеологическим). Включение приема «сравнение» в структуру «художественные приемы». Составление синонимических рядов (работа со словарем синонимов) к понятиям «настойчивость», «упорство». Работа сфразеологич.,крылатыми и устойчивыми выражениями: «Упорство и труд все перетрут», «Победа любит упорных» (лат), «Стоять на своем», «Стоять и не сдаваться»,«Стоять до победы»…. «Встраивание» понятия «сравнение»вструктуру «художественные приемы» через работу в парах сдидактическойраздаткой. Развивающиецели:Включениеавторской сказки в поле «литературный жанр сказка». Выявление и сравнение общих и отличных признаков (характеристик) авторской и народной сказки. Литературоведческий анализ текста: выделение темы имикротем. Формирование умений: — классифицировать и схематизировать информацию(сравните-льнаятаблица «Хар-ка авторской и народной сказки»), — анализировать происходящие события влогической последовательности черезвыделениемикротеми на этой основе составление диафильма (рисование + текстовка). Заполнение (частичное) схемы-классификации «Сказка», подбор примеров авторской и народной сказки. Выявление характеристик авторской и народной сказки. Сравнение по выделенным критериям (автор, зачин, сюжет, главные герои, образные средства) авторской и народной сказки. Выявление общего «истока» — становление человека как личности, прославление (восхищение) таких качеств, как «настойчивость», «упорство» и «трудолюбие», порицание лености и уныния. Выявление событийной логической цепочки, выделение в тексте темы,микротем. Рисование кадров диафильма и подбор соответствующей текстовки. Проигрывание диафильма. Воспитательныецели:Обеспечитьусвоение учащимися понятий «настойчивость», «упорство», «леность», «трудолюбие» как качествличностичеловека, характеризующих его способность ставить цели и достигать их. Обоснование вывода о связи «трудолюбия» (работоспособности) с достижением цели («Не позволяй душе лениться, гони от сердца скуку прочь! Душа обязана трудиться — и день и ночь, и день и ночь. »).
Источник