- Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- конспект урока » Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dlya_8_klassa_dopolnenie_sposoby_vyrazheniya_dopolneniya.rar | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Дополнение. Способы выражения дополнения»
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.
— научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
— распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п., дополнение, выраженного инфинитивом от сказуемого, выраженного инфинитивом);
— формировать коммуникативные навыки у уч-ся;
— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: частично – поисковые.
Оборудование и средства: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, карточки на печатной основе.
Оформление доски: число, классная работа, тема урока, таблица, презентация.
- Организационный момент.
- Повторение изученного по теме.
Работа со словосочетаниями.
- Изучение новой темы.
- Закрепление материала.
- Домашнее задание.
- Организационный момент. Приветствие.
Д = записываем число, классная работа.
Тему урока пока не пишем. На доске на магните перевернутый обратной стороной лист с напечатанной темой.
(на доске и на карточках)
Задание : вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи.
С тяжелой ношей (согл-ие)
Иду по шоссе (упр-ие)
Шорох и шепот (сочин-ое)
Старичок шел (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое)
Течет далеко (прим-ие)
Жесткой щеткой (согл-ие)
Чешут челку (упр-ие)
Чертит хорошо (примык-ие)
Семьдесят семь (не слов-ие, числит-ое)
Один из десяти (цельное)
Изучение новой темы.
Тополь перерос клен.
Облако закрыло солнце.
Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.
— Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных?
— Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?
— Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?
— На что обращать внимание?
Учитывать смысл предложения.
Обращать внимание на порядок слов в предложении.
-Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)
Сравним: Книга переросла книгу.
Книга закрыла книгу.
— Какие из представленных членов предложения мы с вами уже изучили?
— Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь? (верно, о дополнении)
Переворачиваю лист на доске.
Объявление цели, задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения.
И теперь для того, чтобы нам пойти дальше, мы должны вспомнить материал по уже изученным темам.
5. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.
— На какие 2 группы делятся все члены предложения?
(главные и второстепенные)
— Назовите главные члены предложения?
— В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов?
(нет, т.к в них заключен смысл предложения).
— Какие члены предложения входят в группу второстепенных?
(определение, обстоятельство, дополнение)
— Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее)
— Дайте определение дополнению как члену предложения.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др.
— Чем может быть выражено дополнение?
На доску — карточку — заголовок «Способы выражения дополнения».
- Откроем учебник «Теория», параграф №177, прочитаем.
При чтении параграфа обратите внимание на способы выражения подлежащего.
- Заполним таблицу на доске и на листах, которые находятся у вас на партах.
Источник
конспект урока » Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:
— потребность в познавательной деятельности,
— готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока + презентация | 39.89 КБ |
конспект урока+презентация | 91.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение .
Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.
образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого);
воспитательная : формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
развивающая : развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Методы и формы обучения : частично- поисковый, самостоятельная работа с применением ИКТ, индивидуальный, работа в парах.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование : карточки с заданием и текстом, презентация, видеопроектор
1этап Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Вопросы косвенных падежей
Вы безошибочно знаете уже.
Если задаешь их без промедленья,
Тут же отыщется … ДОПОЛНЕНИЕ.
Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять дополнение.
Но начнем урок с проверки домашнего задания.
2 зтап Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Проверка дом. зад . ( у доски 3 человека –инд. работа по карточкам)
2. упр.160 ; синтаксический разбор СС. – комментирование
Класс записывает сочетания слов: назвать СС с подчинительной связью. Работа в парах.
Слово и дело, бить баклуши, продолжали учиться, около крепости, луг росист, принять резолюцию.
— Что можете сказать о других сочетаниях?
3.Лингвистическая разминка. (3 слайд ) Указать способ подчинительной связи.
Записать ответ загадки.
По вар.(загадки чередуем)
-Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? 3-ий слайд.
Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)(прил.+сущ)
Падают с ветки золотые монетки.
(Желтые листья) (прил.+сущ.)
У двух матерей по пяти сыновей.
(Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)
Широко, а не море, золото, а не деньги,
Сегодня на земле, а завтра на столе.
(Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)
За читать сс по вар. и назвать способы подчинительной связи. (2 слайд)
1в -зубная щетка, пальцы на руках; 2в.-желтые листья, поле пшеницы)
4.Проверка инд. работы у доски.
1- я карточка. Написать по памяти словарные слова из рамочек.(стр. 57-77 – из дом. работы) Дать лексическое значение слову РЕЗОЛЮЦИЯ( постановление, решение), составить СС с этим словом по схеме: гл(гл. слово).+ сущ В.п. (принять резолюцию)
2-я карточка. Синтаксический разбор предложения: Притча — образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения поучительных истин. Расставить знаки препинания.
3-я карточка. Матушка, знавшая наизусть… обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу подалее. Синтаксический разбор предложения. Выписать СС с подчинительной связью управление.
5. Фронтальный опрос: (проверка опережающего дом. задания — параграф 16)
— Какие члены предложения называются второстепенными?
— Перечислить второстепенные члены предложения (примеры из предложения на доске)
-Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?
— Что называется дополнением? Назвать СС по схеме гл. +сущ. В.п из словарного диктанта (принять резолюцию)- запись сс.
2 этап. Постановка учебной задачи.
1.Итак, определите цели и задачи урока…
Наша задача – ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.
Обобщить имеющиеся знания и обратить внимание на новые факты,
-дополнения прямые и косвенные;
-способы выражения дополнений. Сформулируем тему урока. Запишем формулировку темы.
3 этап . Совместное исследование проблемы .
Теория: параграф 16,стр. 75 — по плану.
— Какую новую информацию о дополнении вы узнали из 16 параграфа ? Что у вас вызвало затруднение?
— Какие дополнения называются прямыми?
— Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?
-В каких случаях? Какие дополнения косвенные?
-Прямые и косвенные дополнения. Чтение абзаца параграфа. Сопоставление с таблицей.
Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если
— обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;
Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
предлоги: Я к вам пишу.
— возвратный суффикс -ся-;
Играть в пьесе, улыбаться ему.
4 этап. Реализация построенного проекта.
— Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. ( Проверка задания на доске–корректоры)
Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.
Задание «Корректоры»: 3 карточки – проверяет класс.
1.Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть дополнения в следующих предложениях и указать падеж:
Экспидиция пересикла долину.- 1-ый ряд
Буря мглою небо кроит. -2-ой ряд
Березы заплитают солнце ( в косы) -3-ий ряд
-Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте? (выделить грамматическую основу.)
— Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)
— И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).
2.Учитель показывает слайд 5.
-Выделить грамматическую основу предложения.
-Задать вопрос от главного слова к зависимому.
Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то — это другой второстепенный член предложения.
4этап. Совместное исследование проблемы.
Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.
Как отличить форму И.п. и В .п?
Порядок слов прямой: подлежащее стоит на первом месте.
А теперь изменим порядок слов на обратный. (3-е предложение)
Солнце заплетает березы.
Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Задание «Корректоры»)
5 этап. Первичное закрепление .
— упр.166 1в – 3-4; 2в -6-7 (по образцу) алгоритм рассуждения
1вар.- задание: обозначить грамматические основы и дополнения
(читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)
«Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».
Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?
Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.
А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается «под дождем, ветрами, бурями»?
— Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…
Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?
2 вар. – зад. : в каждом предложении (простом и сложном) найти грамматическую основу (основы) и дополнение.
Слайд 6 . «Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».
3.Физминутка- слайд 7
А теперь все ровно сели,
К потолку глаза подняли,
Руки вверх, вперед, назад –
Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
6 ЭТАП. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
-Какими частями речи может быть выражено дополнение?
(любая часть речи в значении сущ.)
примеры из учебника (параграф 16)
Заполните таблицу, определив, какими частями речи выражены дополнения — выписать СС (сказ.+ доп.)
работа в парах ( слайд 9)
— Большим все можно. 1 Прил.
— Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.
— Помним погибших… 3 прич.
— Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.
— Он попросил Мери спеть. 5 Инф.
— Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6 Прил.
-Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.
-На море я увидел несколько рыбаков. 8 Цельное наименование.
Я увидел девушку со слепым.
Вывод: кроме сущ. и мест. Дополнение может быть выражено другими частями речи в значении сущ.: прилагательным, числ., прич., наречием, междометием, н. ф. глагола. А также неделимым сочетанием.
Инфинитив- дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:
Попросил ( о чем?) сесть
7 этап. Конструирование нового способа действия.
Проблемный вопрос: как различить роли инфинитива?
личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить
Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие
Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы)
— Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого
— Н.Ф. можно заменить существительным:
Условился встретиться – условился о встрече
Владимир начинал беспокоиться.
Он перестал улыбаться.
Лиза решила помочь сестре.
Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.
8 ЭТАП. Переход к этапу решения частных задач
— Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её:
а) скучаю по вам
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд
— Из сочинений! Исправь ошибки..Работа у доски по карточке.
Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек.
Слайд12 Класс работает по таблице устно. Вариативные конструкции
Подобрать существительные к данным словам. Обозначить прямые дополнения.
Рецензия ( на что- либо)
Заплатить (за что?) за
Уверенность (в чем?) в
Надеть ( что- нибудь, кого-нибудь)
Отзыв (о чем- либо)
Зачитать сс. Эти вариативные конструкции запомнить, чтобы предупредить речевые ошибки.
9 этап. Рефлексия деятельности
— Ребята, мы достигли нашей цели?
— А какая была цель урока?
— Что вам на уроке особенно запомнилось?
— Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!
Домашнее задание упражнение 167 , 169 ( по выбору письм.), упр.164
С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. — М.:Просвещение,2010.
Тростенцова Л.А., Запорожец А. И.. Русский язык. Поурочные разработки.-М.: Просвещение, 2009.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 — 9 классы. CD. М.,2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение. Вопросы косвенных падежей Вы безошибочно знаете уже. Если задаешь их без промедленья, Тут же отыщется ДОПОЛНЕНИЕ. .
Лингвистическая разминка. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит. Падают с ветки золотые монетки. У двух матерей по пяти сыновей. Широко, а не море, золото, а не деньги, Сегодня на земле, а завтра на столе.
Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? Зубная щетка)( прил.+сущ ) (Желтые листья) ( прил.+сущ .) (Пальцы на руках)( сущ.+сущ.с пред.) (Поле пшеницы) ( сущ.+сущ .) Зачитать по вариантам. Указать способ подчинительной связи .
Прямые дополнения Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо; Форма Р.п. без предлога, если — обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба; Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания. Косвенные дополнения Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным Все остальные дополнения, если есть предлоги: Я к вам пишу. — возвратный суффикс — ся -; Косвенные падежи Играть в пьесе, улыбаться ему.
Что надо делать, чтобы определить дополнение? Выделить грамматическую основу предложения. Найти словосочетания. Задать вопрос от главного слова к зависимому.
Найти грамматическую основу (основы) и дополнение. « Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».
Физминутка А теперь все ровно сели, К потолку глаза подняли, Руки вверх, вперед, назад – Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
Какими частями речи выражено дополнение? — Большим все можно. — Восемь не делится на пять без остатка. — Помним погибших… — Кто пел» о прекрасном далеко»? — Он попросил Мери спеть. — Безродного пригрел и ввел в свое семейство. -Собака отлично поняла мое «фу!». -На море я увидел несколько рыбаков. Я увидел девушку со слепым.
Части речи,которыми выражено дополнение? — Большим все можно. 1 Прил. — Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ . — Помним погибших … 3 прич . — Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар . — Он попросил Мери спеть . 5 Инф . — Безродного пригрел и ввел в свое семейство . 6 Прил . -Собака отлично поняла мое «фу !». 7 Межд. -На море я увидел несколько рыбаков . 8 Цельное наименование . Я увидел девушку со слепым .
Как различить роль инфинитива? — Инфинитив –дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы) — Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого — Н.Ф. можно заменить существительным: Условился встретиться – условился о встрече СГС Владимир начинал беспокоиться. Он перестал улыбаться. Лиза решила помочь сестре. Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс .
Вариативные конструкции . Исправь ошибки.. а) скучаю по вам б) не откликнулся к зову в) вдуматься над вопросом г) оплатить за проезд Исправь ошибки. Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек
Рефлексия — Ребята, мы достигли нашей цели? — Да! — А какая была цель урока? — Научиться определять дополнение в предложении! Различать дополнения прямые и косвенные, определять, какой частью речи выражено дополнение — Что вам на уроке особенно запомнилось?
Вариативные конструкции. Помни! Подобрать существительные к данным словам. Устная работа Обозначить прямые дополнения. 1в. Вера ( во что?) Одеть ( кого? что?) Рецензия ( на что- либо) Заплатить ( за что?) за комментировать 2в. Уверенность ( в чем?) в Надеть ( что- нибудь , ) Отзыв ( о чем- либо) Оплатить ( что?)
Домашнее задание упражнение 167 письм ., 169(уст .) параграф 16
Источник