Урок дополнение способы выражения дополнения

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_dlya_8_klassa_dopolnenie_sposoby_vyrazheniya_dopolneniya.rar 2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

«Дополнение. Способы выражения дополнения»

Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.

— научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;

— распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п., дополнение, выраженного инфинитивом от сказуемого, выраженного инфинитивом);

— формировать коммуникативные навыки у уч-ся;

— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: частично – поисковые.

Оборудование и средства: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, карточки на печатной основе.

Оформление доски: число, классная работа, тема урока, таблица, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного по теме.

Работа со словосочетаниями.

  1. Изучение новой темы.
  2. Закрепление материала.
  3. Домашнее задание.
  1. Организационный момент. Приветствие.

Д = записываем число, классная работа.

Тему урока пока не пишем. На доске на магните перевернутый обратной стороной лист с напечатанной темой.

(на доске и на карточках)

Задание : вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи.

С тяжелой ношей (согл-ие)

Иду по шоссе (упр-ие)

Шорох и шепот (сочин-ое)

Старичок шел (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое)

Течет далеко (прим-ие)

Жесткой щеткой (согл-ие)

Чешут челку (упр-ие)

Чертит хорошо (примык-ие)

Семьдесят семь (не слов-ие, числит-ое)

Один из десяти (цельное)

Изучение новой темы.

Тополь перерос клен.

Облако закрыло солнце.

Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.

— Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных?

— Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?

— Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?

— На что обращать внимание?

Учитывать смысл предложения.

Обращать внимание на порядок слов в предложении.

-Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)

Сравним: Книга переросла книгу.

Книга закрыла книгу.

— Какие из представленных членов предложения мы с вами уже изучили?

— Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь? (верно, о дополнении)

Переворачиваю лист на доске.

Объявление цели, задач урока.

Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения.

И теперь для того, чтобы нам пойти дальше, мы должны вспомнить материал по уже изученным темам.

5. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.

— На какие 2 группы делятся все члены предложения?

(главные и второстепенные)

— Назовите главные члены предложения?

— В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов?

(нет, т.к в них заключен смысл предложения).

— Какие члены предложения входят в группу второстепенных?

(определение, обстоятельство, дополнение)

— Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее)

— Дайте определение дополнению как члену предложения.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др.

— Чем может быть выражено дополнение?

На доску — карточку — заголовок «Способы выражения дополнения».

  1. Откроем учебник «Теория», параграф №177, прочитаем.

При чтении параграфа обратите внимание на способы выражения подлежащего.

  1. Заполним таблицу на доске и на листах, которые находятся у вас на партах.

Источник

конспект урока » Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:

— потребность в познавательной деятельности,

— готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока + презентация 39.89 КБ
конспект урока+презентация 91.29 КБ

Предварительный просмотр:

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение .

Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.

образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого);

воспитательная : формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая : развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Методы и формы обучения : частично- поисковый, самостоятельная работа с применением ИКТ, индивидуальный, работа в парах.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : карточки с заданием и текстом, презентация, видеопроектор

1этап Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется … ДОПОЛНЕНИЕ.

Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять дополнение.

Но начнем урок с проверки домашнего задания.

2 зтап Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Проверка дом. зад . ( у доски 3 человека –инд. работа по карточкам)

2. упр.160 ; синтаксический разбор СС. – комментирование

Класс записывает сочетания слов: назвать СС с подчинительной связью. Работа в парах.

Слово и дело, бить баклуши, продолжали учиться, около крепости, луг росист, принять резолюцию.

— Что можете сказать о других сочетаниях?

3.Лингвистическая разминка. (3 слайд ) Указать способ подчинительной связи.

Записать ответ загадки.

По вар.(загадки чередуем)

-Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? 3-ий слайд.

Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)(прил.+сущ)

Падают с ветки золотые монетки.
(Желтые листья) (прил.+сущ.)

У двух матерей по пяти сыновей.
(Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)

Широко, а не море, золото, а не деньги,
Сегодня на земле, а завтра на столе.
(Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)

За читать сс по вар. и назвать способы подчинительной связи. (2 слайд)

1в -зубная щетка, пальцы на руках; 2в.-желтые листья, поле пшеницы)

4.Проверка инд. работы у доски.

1- я карточка. Написать по памяти словарные слова из рамочек.(стр. 57-77 – из дом. работы) Дать лексическое значение слову РЕЗОЛЮЦИЯ( постановление, решение), составить СС с этим словом по схеме: гл(гл. слово).+ сущ В.п. (принять резолюцию)

2-я карточка. Синтаксический разбор предложения: Притча — образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения поучительных истин. Расставить знаки препинания.

3-я карточка. Матушка, знавшая наизусть… обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу подалее. Синтаксический разбор предложения. Выписать СС с подчинительной связью управление.

5. Фронтальный опрос: (проверка опережающего дом. задания — параграф 16)

— Какие члены предложения называются второстепенными?

— Перечислить второстепенные члены предложения (примеры из предложения на доске)

-Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?

— Что называется дополнением? Назвать СС по схеме гл. +сущ. В.п из словарного диктанта (принять резолюцию)- запись сс.

2 этап. Постановка учебной задачи.

1.Итак, определите цели и задачи урока…

Наша задача – ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.

Обобщить имеющиеся знания и обратить внимание на новые факты,

-дополнения прямые и косвенные;

-способы выражения дополнений. Сформулируем тему урока. Запишем формулировку темы.

3 этап . Совместное исследование проблемы .

Теория: параграф 16,стр. 75 — по плану.

— Какую новую информацию о дополнении вы узнали из 16 параграфа ? Что у вас вызвало затруднение?

— Какие дополнения называются прямыми?

— Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?

-В каких случаях? Какие дополнения косвенные?

-Прямые и косвенные дополнения. Чтение абзаца параграфа. Сопоставление с таблицей.

Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;

Форма Р.п. без предлога, если

— обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;

Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.

Все остальные дополнения, если есть

предлоги: Я к вам пишу.

— возвратный суффикс -ся-;

Играть в пьесе, улыбаться ему.

4 этап. Реализация построенного проекта.

— Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. ( Проверка задания на доске–корректоры)

Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

Задание «Корректоры»: 3 карточки – проверяет класс.

1.Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть дополнения в следующих предложениях и указать падеж:

Экспидиция пересикла долину.- 1-ый ряд

Буря мглою небо кроит. -2-ой ряд

Березы заплитают солнце ( в косы) -3-ий ряд

-Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте? (выделить грамматическую основу.)
— Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)
— И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).

2.Учитель показывает слайд 5.

-Выделить грамматическую основу предложения.

-Задать вопрос от главного слова к зависимому.

Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то — это другой второстепенный член предложения.

4этап. Совместное исследование проблемы.

Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.

Как отличить форму И.п. и В .п?

Порядок слов прямой: подлежащее стоит на первом месте.

А теперь изменим порядок слов на обратный. (3-е предложение)

Солнце заплетает березы.

Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Задание «Корректоры»)

5 этап. Первичное закрепление .

— упр.166 1в – 3-4; 2в -6-7 (по образцу) алгоритм рассуждения

1вар.- задание: обозначить грамматические основы и дополнения

(читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)

«Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.

А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается «под дождем, ветрами, бурями»?

— Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…

Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?

2 вар. – зад. : в каждом предложении (простом и сложном) найти грамматическую основу (основы) и дополнение.

Слайд 6 . «Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

3.Физминутка- слайд 7

А теперь все ровно сели,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза

6 ЭТАП. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-Какими частями речи может быть выражено дополнение?

(любая часть речи в значении сущ.)

примеры из учебника (параграф 16)

Заполните таблицу, определив, какими частями речи выражены дополнения — выписать СС (сказ.+ доп.)

работа в парах ( слайд 9)

— Большим все можно. 1 Прил.

— Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.

— Помним погибших… 3 прич.

— Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.

— Он попросил Мери спеть. 5 Инф.

— Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6 Прил.

-Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.

-На море я увидел несколько рыбаков. 8 Цельное наименование.

Я увидел девушку со слепым.

Вывод: кроме сущ. и мест. Дополнение может быть выражено другими частями речи в значении сущ.: прилагательным, числ., прич., наречием, междометием, н. ф. глагола. А также неделимым сочетанием.

Инфинитив- дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

Попросил ( о чем?) сесть

7 этап. Конструирование нового способа действия.

Проблемный вопрос: как различить роли инфинитива?

личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить

Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие

Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы)

— Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого

— Н.Ф. можно заменить существительным:

Условился встретиться – условился о встрече

Владимир начинал беспокоиться.

Он перестал улыбаться.

Лиза решила помочь сестре.

Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.

8 ЭТАП. Переход к этапу решения частных задач

— Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её:
а) скучаю по вам
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд

— Из сочинений! Исправь ошибки..Работа у доски по карточке.

Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек.

Слайд12 Класс работает по таблице устно. Вариативные конструкции

Подобрать существительные к данным словам. Обозначить прямые дополнения.

Рецензия ( на что- либо)

Заплатить (за что?) за

Уверенность (в чем?) в

Надеть ( что- нибудь, кого-нибудь)

Отзыв (о чем- либо)

Зачитать сс. Эти вариативные конструкции запомнить, чтобы предупредить речевые ошибки.

9 этап. Рефлексия деятельности

— Ребята, мы достигли нашей цели?
— А какая была цель урока?

— Что вам на уроке особенно запомнилось?
— Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!

Домашнее задание упражнение 167 , 169 ( по выбору письм.), упр.164

С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. — М.:Просвещение,2010.

Тростенцова Л.А., Запорожец А. И.. Русский язык. Поурочные разработки.-М.: Просвещение, 2009.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 — 9 классы. CD. М.,2004.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение. Вопросы косвенных падежей Вы безошибочно знаете уже. Если задаешь их без промедленья, Тут же отыщется ДОПОЛНЕНИЕ. .

Лингвистическая разминка. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит. Падают с ветки золотые монетки. У двух матерей по пяти сыновей. Широко, а не море, золото, а не деньги, Сегодня на земле, а завтра на столе.

Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? Зубная щетка)( прил.+сущ ) (Желтые листья) ( прил.+сущ .) (Пальцы на руках)( сущ.+сущ.с пред.) (Поле пшеницы) ( сущ.+сущ .) Зачитать по вариантам. Указать способ подчинительной связи .

Прямые дополнения Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо; Форма Р.п. без предлога, если — обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба; Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания. Косвенные дополнения Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным Все остальные дополнения, если есть предлоги: Я к вам пишу. — возвратный суффикс — ся -; Косвенные падежи Играть в пьесе, улыбаться ему.

Что надо делать, чтобы определить дополнение? Выделить грамматическую основу предложения. Найти словосочетания. Задать вопрос от главного слова к зависимому.

Найти грамматическую основу (основы) и дополнение. « Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

Физминутка А теперь все ровно сели, К потолку глаза подняли, Руки вверх, вперед, назад – Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза

Какими частями речи выражено дополнение? — Большим все можно. — Восемь не делится на пять без остатка. — Помним погибших… — Кто пел» о прекрасном далеко»? — Он попросил Мери спеть. — Безродного пригрел и ввел в свое семейство. -Собака отлично поняла мое «фу!». -На море я увидел несколько рыбаков. Я увидел девушку со слепым.

Части речи,которыми выражено дополнение? — Большим все можно. 1 Прил. — Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ . — Помним погибших … 3 прич . — Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар . — Он попросил Мери спеть . 5 Инф . — Безродного пригрел и ввел в свое семейство . 6 Прил . -Собака отлично поняла мое «фу !». 7 Межд. -На море я увидел несколько рыбаков . 8 Цельное наименование . Я увидел девушку со слепым .

Как различить роль инфинитива? — Инфинитив –дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы) — Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого — Н.Ф. можно заменить существительным: Условился встретиться – условился о встрече СГС Владимир начинал беспокоиться. Он перестал улыбаться. Лиза решила помочь сестре. Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс .

Вариативные конструкции . Исправь ошибки.. а) скучаю по вам б) не откликнулся к зову в) вдуматься над вопросом г) оплатить за проезд Исправь ошибки. Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек

Рефлексия — Ребята, мы достигли нашей цели? — Да! — А какая была цель урока? — Научиться определять дополнение в предложении! Различать дополнения прямые и косвенные, определять, какой частью речи выражено дополнение — Что вам на уроке особенно запомнилось?

Вариативные конструкции. Помни! Подобрать существительные к данным словам. Устная работа Обозначить прямые дополнения. 1в. Вера ( во что?) Одеть ( кого? что?) Рецензия ( на что- либо) Заплатить ( за что?) за комментировать 2в. Уверенность ( в чем?) в Надеть ( что- нибудь , ) Отзыв ( о чем- либо) Оплатить ( что?)

Домашнее задание упражнение 167 письм ., 169(уст .) параграф 16

Источник

Читайте также:  Способ распространения семян малины
Оцените статью
Разные способы