Урок русского языка в 5 классе по теме «Дополнение»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок активизации и закрепления полученных в начальной школе знаний. Урок построен с учетом требований учебного процесса, основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по русскому языку и проверить знание учащимися литературной сказки и творчества А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_dopolnenie_5_klass.doc | 42 КБ |
k_uroku_po_teme_dopolnenie.ppt | 323.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель – закрепление знаний, полученных в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене.
Обучающая – сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закрепить навык разбора предложения.
Развивающая – тренировать память, внимание обучающихся; развивать умение проводить аналогии, сравнения.
Воспитательная – прививать любовь к родному языку, к русской литературе; воспитывать стремление изучать родной язык.
Оборудование – мультимедийный проектор, компьютер
- Оргмомент. Проверка готовности к уроку (1 минута)
Слайд 1 учителем не оговаривается, но его изображение выводится на экран
Слайд 2-3. Учитель знакомит учащихся с этапами урока, говорит о тех знаниях и умениях, которые понадобятся на данном уроке.
— Сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа по изучению нового материала. Весь урок нам будут помогать сказки А.С.Пушкина.
2. Актуализация знаний (15 минут)
На данном этапе проводится индивидуальная работа по карточкам со слабыми учащимися, индивидуальная работа на доске и фронтальный опрос.
Задания для работающих у доски (трое учащихся – каждому по предложению):
Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму. Подчеркни грамматическую основу, обозначив часть речи, которою выражены главные члены. Охарактеризуй предложение (задание общее для всех).
- Там в обл.ках перед народ.м Колдун н.сет б.гатыря.
- (Не) печалься, ступай с.бе с богом!
- Теперь тв.я душенька д.вольна?
— Для того, чтобы вспомнить изученное ранее, запишем несколько предложений и охарактеризуем их (предложения выводятся на интерактивную доску (слайд 4); учащиеся записывают предложения, называют грамматическую основу, называют, какой частью речи выражены главные члены, дают характеристику предложений):
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы (повествовательное, невосклицательное, распространенные)
Отпусти ты, старче, меня в море! (побудительное, восклицательное, распространенное)
Не видал ли где на свете ты царевны молодой? (невопросительное, невосклицательное, распространенное)
— Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача — перевести её на научный язык. У вас это точно получится!
Сказка о Подлежащем и Сказуемом (по В.Бурмако)
В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они жить не могли друг без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой?) кто таков? Что такое? И одевались они по-разному. Король Подлежащее любил костюмы из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и прилагательного.
— Вы догадались, о чем идет речь? (учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)
— Назовите главные члены предложений из упражнения, которое было задано на дом. (проверяется домашнее задание).
— В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? (учащиеся проговаривают правило, приводят примеры)
— Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе? (дети называют дополнение, обстоятельство, определение)
— В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня нам поможет узнать ребус (на интерактивной доске выводится ребус (слайд 5), в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ; учащиеся пытаются разгадать его. В это время учитель с помощью одного ученика собирает тетради с домашним заданием и раздает проверенные тетради)
— Итак, тема нашего урока – «Дополнение». В полученных тетрадях запишите число, «Классная работа» и тему урока «Дополнение» (тему учитель записывает на доске одновременно с учениками)
3. Словарная работа
— Слово «дополнение» запишите в словарики, поставьте ударение, подчеркните гласные, находящиеся в слабой позиции, назовите известные вам орфограммы, которые встретились в этом слове.
Запись в словаре: д о п о лн Е н ие
4. Изучение нового материала
(учитель записывает на доске, ученики в тетрадях. По мере разбора составляется схематическая запись)
Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.
— Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?
— Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.
— На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? ( дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей )
— Какие падежи называются косвенными? Назовите их (если учащиеся ошибаются в назывании падежа и вопросов, то стоит обратиться к учебнику, с. 68)
— Какой частью речи выражено дополнение? (существительное )
— Какая часть речи может употребляться вместо существительного? ( местоимение )
5. Физкультминутка (проводит подготовленный учащийся)
6. Тренировочные упражнения
— Вспомним, что мы узнали о дополнении и сверим наши знания с определением, данным в учебнике (читаю определение дополнения в учебнике на с. 68).
Творческий диктант. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А.С.Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт? (слайд 6)
Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне…)
Старик ловил неводом рыбу … (Сказка о рыбаке и рыбке)
Старуха пряла свою пряжу … (Сказка о рыбаке и рыбке)
Все бегут за колесницей , за Дадоном и царицей . (Сказка о Золотом петушке)
— Поработает устно. Припомните, какие дополнения использовал А.С.Пушкин (учитель читает, дети договаривают)
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного… (царя) (Поэма «Руслан и Людмила»)
Там ступа с … (Бабою-Ягой)
Идет-бредет сама собой (Поэма «Руслан и Людмила»)
Воротился старик ко …. (старухе)
Рассказал ей великое … (чудо) (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с …. (ним) (Сказка о мертвой царевне)
7. Обобщение (слайд 7)
— Подведем итоги сегодняшнего урока.
1. Что изучали на уроке?
2. Что узнали об этом члене предложения?
3. Приведите примеры дополнений из произведений А.С.Пушкина
Источник
Открытый урок по русскому языку на тему «Дополнение». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель:
- cформировать умения находить дополнение в предложении, определять синтаксическую функцию дополнения;
- научить различать омонимичные формы Им. И Вин. падежей в предложении; употреблять дополнения в речи для ее полноты;
- развивать логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока
— Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!
— Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха на уроке?
2. Актуализация знаний. Повторение.
— Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.
1) Цифровой диктант
Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске) 1001010101
А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.
Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.
В) Сказуемое – это часть слова без окончания.
Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.
Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными.
Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение
2). Осложненное списывание (на доске)
— Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Ле. кий ветер (на)ра..свете между лист. ев проб. га. т.
2. Каждый слышал песню дуба.
3. Серый дым струит. ся из избы.
4. Песни всегда посв. щал я Отчизн.
5. Мальчик пиш. т.
— Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3 ошибки -3.
— Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.
3. Мотивация. Определение темы урока.
— Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное)
— А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)
— Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)
— А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)
— Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенной строчке (слайд)
— Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Прочитайте цели нашего урока (слайд)
1) Научиться находить дополнение в предложении;
2) Определять его синтаксическую функцию;
3) Научиться различать дополнение и подлежащее.
4. Первичное закрепление.
— Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.
(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..)
— А какие это вопросы косвенных падежей?
— Давайте сверим наши формулировки с учебником (стр.27)
— Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Кроме существительного дополнение может выражаться местоимением. Относится к глаголу –сказуемому, управляется сказуемым, обозначает предмет).
5. Применение нового знания.
— Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.
— Что может помочь это умение сформировать? (памятка, алгоритм)
— Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.
— Работаем в парах. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи. (слайд )
- Найди грамматическую основу.
- Найди слово, от которого зависит ВЧП
- Выясни, что он обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражен?
— Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.
Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у доски)
6. Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, выделив грамматическую основу и второстепенные члены предложения. (слайд)
1. Вечером развели мы костер.
2. Яркий огонь костра осветил поляну.
3. Ураган приближался к городу.
4. От цветка исходил нежный аромат.
5. Филька протянул хлеб лошади.
— Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит дополнения.
— Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.
7. Проблемное задание.
Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица: Умение родит хотение. (слайд)
— Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.
— Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, — говорит Эдик.
— Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение!
— Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение.
— Как лучше перестроить это предложение?
— Ребята, а как бы вы справились с этой задачей? Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует)
— Так, а дополнение? От какого члена предложения зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ).
— Давайте разберемся с таким предложением.
Солнце заслоняет облако. (у доски с комментированием)
— Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако? (нет)
8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на ЕГЭ.(слайд)
1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений? (слайд)
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял мальчик.
3) Алёшино лицо покрывали веснушки.
4) Кирпичи носили каменщики.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.
1. Мы принесли цветы в корзине.
2. Орел громко закричал и расправил крылья.
3. Турция — южная страна.
3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.
Дополнение, сказуемое, определение.
2. Определение, обстоятельство, подлежащее.
3. Определение, дополнение, обстоятельство.
9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга (слайд)
10. Составь предложения, используя глагол-сказуемое и картинку, отвечая на вопрос?
— Какой член предложения вы добавили в предложение, отвечая на вопрос? (дополнение)
Продолжите фразу:
- В предложении есть главные и . члены предложения
- Второстепенные члены предложения – это . . . .
- Дополнение – это . член предложения, который отвечает на . и обозначает .
- Дополнение обычно выражается .
— Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо.
11. Домашнее задание: параграф 57, упр. 440(п) по заданию
Источник