Конспект урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:
- выделение главной и второстепенной информацию;
- сжатие текста разными способами;
- запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.
2.Погружение в тему урока.
— Что такое сжатое изложение.
— Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)
подробностей и деталей
УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур
— исключение повторов слов или словосочетаний
— исключение одного или нескольких из синонимов
— исключение уточняющих и поясняющих конструкций
— исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;
— исключение одного или нескольких предложений
— исключение предложений с описаниями и рассуждениями
— замена однородных членов
— замена предложения или
его части определительным
местоимением с обобщающим
— слияние нескольких предложений в одно
— замена предложения или его части указательным местоимением
— замена сложноподчиненного предложения простым
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Формирование целей и задач урока ( формулируют учащиеся ).
— Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
3. Работа по основной теме урока
— Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
— Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)
4. Оформляем страницу в рабочей тетради . ( слайд 3 )
— Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
— Но самое главное — это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)
— Что такое текст?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
— Что такое тема текста?
Тема – то, о чём говорится в тексте.
— Что такое идея текста?
Идея — передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
-Что такое микротема?
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
5. Чтение и анализ текста ( слайд 5 )
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
6. Беседа по тексту.
— О чём этот текст?
— Сколько в нем абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
— 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
— Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы ,
подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
— Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
7. Работа с текстом
Редактируем 1 абзац:
Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7 )
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:
Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8 )
Редактируем 3 абзац:
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:
Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9 )
— В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
— Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
— Перепишите полученный текст в тетрадь.
— А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
- Определяем тему и формулируем основную мысль.
- Определяем структуру текста.
- Выделяем микротемы (узкие темы текста).
- Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
- Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
- Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
- Объединяем микротемы «связочными словами».
- Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
9. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.
Задания по типу ГИА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан.
Конспект урока русского языка в 8 классе «Обучение сжатому изложению»
Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало.
Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: «Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского «Обыкновенная земля»
На данном уроке педагог учит формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и редактировать написанное, .
Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ.
Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о.
Урок русского языка в 9 классе «Написание сжатого изложения»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме»Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ» (с применением современных технологий)
Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, мет.
Источник
Урок в 9 классе «Приемы сжатия текста»
ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Образовательная : овладение разными способами информационной переработки текста; создать условия для развития у школьников критического мышления.
Развивающая: способствовать развитию монологической речи учащихся (устной и письменной), умению самостоятельно мыслить; приобретение опыта анализа текста с точки зрения основной и второстепенной информации.
Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, развитие творческих способностей и кругозора учащихся.
Повторить приемы сжатия текста.
Научиться применять приемы сжатия текста на практике.
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.
Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) текст изложения.
Здравствуйте, ребята! Поздравляю Вас с началом уроков адаптации, где мы с вами встречаемся и получаем не только новые знания, но и удовольствие от общения друг с другом, от интересных уроков, которые готовят для вас каждый раз новый учитель. Меня зовут Сэржэна Намсараевна, и я надеюсь, что у нас с вами сегодня работа будет плодотворной.
Определение темы и постановка цели урока
У меня в одной руке апельсин. Кто любит данный фрукт? Что можно с ним сделать? Что получим? (Свежевыжатый сок)
А в другой руке у меня текст. Можем ли мы из него выжать сок? Что в итоге получим? (Сжатый текст)
Какие действия нам нужно выполнить, для того чтобы переработать этот апельсин и получить сок? (Почистить, избавиться от косточек, разрезать пополам)
А вы знаете, какие приемы используют при сжатии текста? Нужно ли нам знать, как это делается? Где нам потребуются эти знания? (для написания сжатого изложения)
Какова же тема урока? (Приемы сжатия текста) СЛАЙД 1
Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать приемы и научиться их использовать для сжатия текста)
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.
Давайте прочитаем научное определение :
СЛАЙД 2 Сжатое изложение — это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором «максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств» (Валгина Н.С.)
Главная задача сжатого изложения — кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.
Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.
Существуют три способа сжатия текста .
Что-нибудь вам известно об этих способах?
А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.
При исключении необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты исключения:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При обобщении необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Третий способ сжатия текста — это упрощение.
При упрощении необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности , так и в комплексе.
Упражнения на исключение.
1. Прочитайте текст.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)
Выделите второстепенную информацию.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.
Упражнения на обобщение.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)
Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).
Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)
Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.
Упражнения на упрощение.
1. Прочитайте текст.
Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.
Изложите содержание текста простым предложением.
Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.
1. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.
(1) Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов. (2) Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. (3) Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. 1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов, который привлекает ребёнка. 2. Это коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.
2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.
(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.
Дети плохо ощущают реальность, лишены чувства опасности и быстро попадают в компьютерную зависимость.
3. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов. (1) В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». (2) Эти несчастные, сделав «Интернет» своей второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. (3) Обычно они проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. (4) Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не могут работать. ( 5) Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии воспринимать школьные программы. 1. В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». 2 . Эти несчастные проводят за компьютером целые ночи, а утром вялые и мрачные не могут работать. 3. Такая же ситуация и со школьниками.
4. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов. ( 1) Очень важно и содержание компьютерных игр. (2) Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5 -6 лет идёт всё более жесткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его можно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота. 1. Очень важно и содержание компьютерных игр. 2 . В ряде стран некоторые сюжетные линии жестко ограничены, потому что сознание игрока управляемо, а это может привести к печальным последствиям.
На самом деле я вам дала отрывки из одного текста.
Какова тема текста?
Есть ли среди нас люди, зависимые от компьтерных игр?
Сегодня на уроке мы ………. Продолжите мою мысль.
1. Выучить пройденный материал
2. Написать мини-сочинение на одну из тем:
«Как вылечить ребёнка от «техногонизма»?
«Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?»
«Какие выводы я сделал для себя после этого урока…»
Приемы сжатия текста
При исключении необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты исключения:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Пример: до сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Пример: до сжатия Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При обобщении необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
Пример: до сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Третий способ сжатия текста — это упрощение.
При упрощении необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Примеры: 1. З а мена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Д/З: 1. Выучить пройденный материал
2. Написать мини-сочинение на одну из тем:
«Как вылечить ребёнка от «техногонизма»?
«Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?»
«Какие выводы я сделал для себя после этого урока…»
1. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.
(1) Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов. (2) Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. (3) Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.
2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.
(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.
3. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов. (1) В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз «техногонизм». (2) Эти несчастные, сделав «Интернет» своей второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. (3) Обычно они проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. (4) Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не могут работать. ( 5) Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии воспринимать школьные программы.
4. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов. ( 1) Очень важно и содержание компьютерных игр. (2) Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5 -6 лет идёт всё более жесткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его можно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.
Источник