Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания .
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).
2. Проблемно-творческая часть заседания
(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час ?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
(К доске выходит вторая пара обучающихся ).
Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.
2) Он добавил, что волки хитрее охотников.
3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.
6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.
(Третья пара учащихся)
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Задание 5. Диалог
(У доски работают двое обучающихся)
Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
3. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
4. Тестовая часть.
(Классу раздаются листки с матрицей)
Матрица. Способы выражения чужой речи .
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
5. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
6. Домашнее задание
Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.
7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Тест по теме «Способы передачи чужой речи»
Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей".
Источник
Конспект урока «Способы передачи чужой речи» (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».
— обобщить и закрепить знания о предложениях с прямой и косвенной речью, постановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, способах цитирования, постановке знаков препинания при цитировании.
Фронтальный опрос по теме. Повторение теоретических сведений по теме.
Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составьте схемы предложений.
1). Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2) Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3) Тише! Слышите, как заливается соловей?
К данным словам автора подберите прямую речь. Составьте схемы предложений.
1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге ….. . 2) …… удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил ….. .
Запишите предложения, замените прямую речь косвенной. Составьте схемы предложений с прямой речью.
Взяв в руки балалайку, отец удивленно спросил: «Ты сделал?» 2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Степа, свези-ка человека на пристань». 3) Он заметил: «Я знаю твою историю». 4) «Будут работать,» — одобрительно сказал старичок о собаках. 5) «Волки хитрее охотников,» — добавил он.
Запись под диктовку с объяснением знаков препинания.
Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел успех колоссальный». 2) Как вспоминал артист Каратыгин, Николай 1, неожиданно приехавший в театр, пробыл до окончания пьесы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех». 3) Оценивая своеобразие таланта Гоголя, Пушкин отмечал, что «еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлости жизни».4) Гоголь дивится «драгоценности русского языка». Тургенев пишет в своем стихотворении:
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое….
Укажите неверное утверждение.
А. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Б. Диалог обычно оформляется без использования кавычек.
В. Стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек.
Г. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Найдите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены)
А. Что с вами приключилось, малыши?
Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.
В. В.Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост…
Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.
Д. Сегодня, спросил он, начинается олимпиада?
Укажите предложения с косвенной речью.
А. Я спросил товарища, решил ли он задачу?
Б. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
В. «Скоро мост, — предупредил он, а там и деревня»
Д. По словам Ф.М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
А. Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
Б. Врач спросил, какая у меня температура.
В. Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
Г. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
Д. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
А. «Ну и дождь!» — воскликнул агроном.
Б. «Что с тобой происходит?» — все время спрашивали меня.
В. «Погоди, капитан,» — сказал Дерсу.
Г. «Отпусти меня погулять». – Просил Саша.
Д. «Что делать, — спросил Сергей? — Идти дальше?»
Найдите неправильный способ цитирования.
А. А.Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства.
Б. А.Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости…»
В. А.Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, – есть еще смех радости…»
Г.А.Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим», «есть еще смех… озорства».
1 Укажите неверное утверждение
А. Прямая речь – точная передача чужих слов.
Б. Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи
В. При цитировании всегда используются кавычки.
Г. При цитировании отдельных слов можно менять их форму.
2 Найдите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены)
А. Незнакомец поинтересовался, в каком направлении ему идти.
Б. Дети, ведите себя, пожалуйста, тихо!
В. Чай, уморился, голубчик мой, проговорила бабушка.
Г. Теперь, подумал я, тропинка куда-нибудь приведет.
Д. По мнению многих, Байкал – самое красивое озеро в мире
3 Укажите предложения с косвенной речью
А. Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Б. Мы спросили встречных, куда они едут.
В. Кто-то спросил меня о повестке собрания.
Г. Здравствуйте, позовите к телефону Лену.
Д. Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.
4 Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
А. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.
Б. Учительница спросила нас, были ли мы на выставке керамики.
В. Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.
Г. Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.
Д. Художник А.Дейнека говорил, что он любит спорт.
5 Укажите верное оформление предложений с прямой речью
А. «Где твой дневник»? – спросила мать.
Б. Я спросил у Оли – «Как идут твои дела?»
В. Вот твой новый учитель,» — сказал отец.
Г. Андрей выступил вперед: «Я поеду!»
Д. «Что за чудный пес!» — ликовал я.
6 Найдите неправильный способ цитирования
А. Н.В. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Б. В своей комедии «Ревизор» Гоголь, по его словам, «решился собрать в одну кучу все дурное в России» и «за одним разом посмеяться над всем».
В. В своей комедии «Ревизор» Гоголь «решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости и посмеяться над всем».
Г. По словам Гоголя, он в своей комедии «Ревизор» «решил собрать в одну кучу все дурное в России», «все несправедливости… и за одним разом посмеяться над всем».
Источник