Урок 11 класс способы передачи чужой речи знаки препинания при прямой речи

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_znaki_prepinaniya_pri_pryamoy_rechi.docx 23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка разработала:

Тыщук Анна Олеговна

преподаватель русского языка и литературы

СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. 11 класс

Цели урока: повторить способы передачи чужой речи; закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях.

Оборудование: учебник для студ.проф.учеб.заведений/ Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.; под ред. .Н.А. Герасименко. М., «Академия», 2010, раздаточный материал (тест «Проверьте себя»).

Тип урока: урок формирования новых умений и знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся закрепят навыки постановки знаков препинания при прямой речи.

— Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.

Агентство, вероисповедание, откупорить, клала, сливовый, торты, диспансер, каталог, заиндеветь, процент, оптовый, творог, силос, хлопковый.

II. Проверка домашнего задания

— Назовите способы передачи чужой речи

III. Работа по теме урока

-Прочитайте &179, 180 и ответьте на вопросы.

— Какой способ позволяет передать чужую речь наиболее точно?

-Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?

-Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?

IV. Закрепление. Отработка умений и навыков

  1. Устное выполнение упражнения 807 с объяснением постановки знаков препинания.
  2. Тест «Проверьте себя»

Оформите предложения в соответствии со схемами:

Да ведь это школа воскликнул шофёр.

«Да ведь это школа!» — воскликнул шофёр.

Шофёр воскликнул: «Да ведь это школа!»

Что они там затеяли спросила мать.

Устала я как-то откликнулась Нина.

Перестройте предложение по схеме А: «П (?!)» — а. (Вместо знака // вставьте прямую речь)

«Я эту статью прочитала ещё вчера», — сказала мама // и отложила газету.

Мама сказала: «Я эту статью прочитала ещё вчера» — и отложила газету.

«Я никакого известия не получал», — возразил Пётр// и закрыл папку.

«Париж – столица Франции, а не Италии» — поправил он младшую сестру// и вышел из комнаты.

«К вам можно?» — спросила Катя// и, не дожидаясь ответа, вошла в комнату.

«Что ты знаешь об этом человеке?» — спросил меня Макар// и пристально посмотрел на больного.

V. Подведение итогов . Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.
упр. 810.
Выписать пять (5) самых любимых изречений, цитат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Способы передачи чужой речи»

Презентация при изучении темы «Способы передачи чужой речи» 8 класс. Может использоваться при изучении темы «Прямая речь » в 5 классе.

Способы передачи чужой речи (карточка с комплексным заданием)

Карточка может быть использована при повторении изученного материала по теме «Способы передачи чужой речи». В ней 4 варианта. Учащимся предоставляется право выбора варианта.

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Источник

Способы передачи чужой речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Способы передачи чужой речи. 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 11 класс Дата__________

Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок – практикум.

Оборудование : схемы «Знаки препинания при прямой речи», тест.

I. Фонетическая разминка.

— Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.

II. Работа по теме урока.

— Чтение § 101, 102 ответы на вопросы.

  • Назовите способы передачи чужой речи.
  • Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?
  • Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?
  • Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
  • Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?

(Устное выполнение упражнения 476 с объяснением постановки знаков препинания.)

1. Тест «Проверьте себя!»

1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?

а) »П? — а. — П?»; в) «П?» — а. — «П?»;

б) «П? — а, — п?»; г) П? — а. — П?

… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.

а) «П. — а. — П.»; в) «П,» — а. — «П.»;

б) «П, — а, — п.»; г) П, — а. — П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

2. Выполнение упражнения 478.

Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1- 1-6-е предложения; вариант 2 — 7-12-е предложения).

Задание : переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.

VI. Домашнее задание.

2. Упражнение 480

Русский язык 11 класс Дата______________

Тема: Знаки препинания при диалоге и цитатах

Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; повторить основные способы цитирования и пунктуационное оформление цитат; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; воспитание языкового чутья.

  1. Проверка домашнего задания.

— Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.

— Замените прямую речь косвенной.

Артем явился ко мне и радостно сообщил: «Ура! У меня высокий балл. Я поступил!»

II. Комментированный диктант.

Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К. Паустовский)

III. Работа по теме урока.

— Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?

— Как можно оформить диалог на письме?

Работа с учебником: чтение § 102.

— Составьте диалог по следующей схеме.

-Составьте схему диалога.

— Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!

— Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, — отвечает Болотников.

— Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, — говорит Воропаев.

— Составьте диалог на тему «Разговор на перемене» (8—10предложений).

Источник

Способы передачи чужой речи.11 класс.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Данную презентацию можно использовать в качестве материала при проведении дистанционного урока.. Есть материалы на повторение (подготовка к ЕГЭ).

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.pptx 654.05 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1 Способы передачи чужой речи Девятнадцатое февраля. Классная работа.

4 Повторение сведений о предложениях с прямой речью Подумав (не) много капитан сказал Кажет.. ся все ра .. счита ..но взвеш …но и оцен …но . 2) Ему не стоит терять врем..ни (по) пустому замет..л отец.

5 Чужая речь может передаваться с помощью : Прямой речи Косвенной речи Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О

6 Заполняем таблицу §66-68 Способ передачи чужой речи Пример Прямая речь Косвенная речь Вводные слова, предложения Дополнение с предлогом О

7 Проверяем! Способ передачи чужой речи Пример Прямая речь Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». Косвенная речь Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. Вводные слова, предложения По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. Дополнение с предлогом О Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

8 Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите в предложениях способ передачи чужой речи. 1. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят самая голосистая птица соловей. 4. Птицы помощники леса прочитали мы в учебнике.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей . 4. «Птицы – помощники леса», — прочитали мы в учебнике. Дополнение с О СПП с косвенной речью Вводная конструкция Прямая речь

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

А : « П» . 4) « П », — а 2) А : « П! » 5) « П !» — а А : « П? » 6) « П ?» — а 7) « П, — а, — п ». 8) « П, — а. — П». 9) « П ? – а. – П». 10) « П ! – а. – П». Оформление прямой речи на письме

Найдите предложения с прямой речью . Выпишите их, расставьте знаки препинания . 1. Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 2.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 3.Учитель спросил ребят о том кто из них дежурит. 4.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 5.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 6.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 7.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня. 1 4 5 7

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). СРАВНИТЕ 1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!» 2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Особенности косвенной речи. Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение , которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП. Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они — в разных падежах) Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи , поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи. Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл. В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы. Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. ( Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)

Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» — произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала. Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России . Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами . Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Я не заметил, что находится ли он в комнате . Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Цитата — это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1) Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. «Язык народа, — писал В.И.Даль , — бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка» 2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы . Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас». В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

3) Если предложение-цитата приводится не полностью , то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Чехов справедливо полагал: «для интеллигентного человека …. дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать» 4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся . Стихотворение М.Цветаевой начинается так : Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь.

Найдите неправильный способ цитирования. А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца». 2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого — он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её». 3) По словам А.Т.Твардовского , Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца». 4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…». 3

22 Самостоятельно знакомимся с теорией Прочитайте § 66, 67, 68 и ответьте на вопросы: 1.Какие части выделяются в предложениях с чужой речью? 2. Что мы называем прямой речью? 3. Что мы называем косвенной речью?

23 Вставьте в предложения 1,2 слова автора, к предложениям 3,4 подберите прямую речь. Составьте схемы. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков 3) — удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 4) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил —-.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Источник

Читайте также:  Способы формирования физического здоровья дошкольников
Оцените статью
Разные способы