- Упрощенный способ получения налогового вычета
- Упрощенный порядок получения налогового вычета с 2021 года
- По каким основаниям можно получить упрощенный налоговый вычет
- Как работает упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ
- Кто выступит источником информации для налоговых органов
- Действия налогоплательщика для упрощенного варианта налогового вычета
- Действия налогового органа после получения заявления от налогоплательщика
- Итоги
Упрощенный способ получения налогового вычета
Ст. 221.1 применяется к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 01.01.2020 (ФЗ от 20.04.2021 N 100-ФЗ).
НК РФ Статья 221.1. Упрощенный порядок получения налоговых вычетов
(введена Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
1. Налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 и подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в упрощенном порядке, установленном настоящей статьей (далее — упрощенный порядок).
2. Налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее в настоящей статье — заявление) по окончании налогового периода не более чем за три года, предшествующие году подачи заявления, при наличии в налоговом органе представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса за соответствующие периоды сведений о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке. Заявление должно быть сформировано и представлено налогоплательщиком в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. В целях настоящей статьи суммы инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 настоящего Кодекса, и имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, определяются исходя из сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов, представленных налоговыми агентами или банками начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика возникло право на соответствующий вычет, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Правила обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке и перечень налоговых агентов и банков, участвующих в обмене информацией в соответствии с указанными правилами, подлежат размещению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Налоговый орган размещает в личном кабинете налогоплательщика данные для заполнения заявления или направляет через личный кабинет налогоплательщика сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием соответствующих причин в срок:
не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, — в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
в течение 20 рабочих дней, следующих за днем представления сведений, — в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Проверка соблюдения требований, предусмотренных установленным настоящей статьей порядком, а также иных условий получения налоговых вычетов, установленных соответствующими статьями настоящего Кодекса, на основании представленного налогоплательщиком заявления осуществляется в форме камеральной налоговой проверки в соответствии с положениями статьи 88 настоящего Кодекса.
При одновременном представлении налогоплательщиком заявления (нескольких заявлений) и налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за один налоговый период камеральная налоговая проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации соответствующего документа в налоговом органе согласно очередности их направления налогоплательщиком в налоговый орган.
При наличии в налоговом органе в отношении одного налогоплательщика нескольких документов, содержащих представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса за один налоговый период сведения о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, очередность учета указанных документов налоговым органом в целях определения размера налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в упрощенном порядке, определяется исходя из даты их представления в налоговые органы.
5. В случае, если по результатам камеральной налоговой проверки на основе заявления не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение трех дней после окончания проверки принимает решение о предоставлении налогового вычета.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на основе заявления налоговым органом одновременно с вынесением решения в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса принимается решение о предоставлении налогового вычета полностью, либо решение об отказе в предоставлении налогового вычета полностью, либо решение о предоставлении налогового вычета частично и решение об отказе в предоставлении налогового вычета частично.
6. На основании принятых решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично налоговым органом определяется сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета на указанный в заявлении банковский счет.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Решение о зачете суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, принимается налоговым органом не позднее двух дней, следующих за днем принятия соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично.
Поручение на возврат суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, оформляется на основании соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично и решения о зачете суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, и подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее десяти дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении срока возврата суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, считая с 16-го дня после принятия соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
7. В случае представления налоговым агентом или банком уточненных сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, приводящих к уменьшению суммы налога, возвращенной налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, налоговый орган в течение пяти дней после получения указанных сведений принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение, в котором указываются суммы подлежащих возврату налогоплательщиком налога и (или) процентов, направляется налоговым органом налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика — по почте заказным письмом) не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения.
Суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, подлежат уплате налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня направления налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика — по почте заказным письмом) решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
На суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются на сумму налога, полученную налогоплательщиком на открытый им счет в банке, начиная с даты поступления денежных средств на его банковский счет, на сумму налога, зачтенную в счет погашения недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, начиная с даты принятия решения о зачете суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, до даты принятия решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, включительно.
8. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком подлежащих возврату налогоплательщиком в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи сумм налога в срок, установленный абзацем третьим пункта 7 настоящей статьи, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и (или) процентов. Требование об уплате налога и (или) процентов направляется налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика — по почте заказным письмом) в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса.
9. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком сумм, указанных в требовании об уплате налога и (или) процентов, в установленный срок взыскание таких сумм производится в порядке, установленном статьей 48 настоящего Кодекса.
Источник
Упрощенный порядок получения налогового вычета с 2021 года
По каким основаниям можно получить упрощенный налоговый вычет
В общих случаях налогоплательщики НДФЛ вправе получить положенный им вычет или у работодателя, или через налоговую инспекцию.
В первом случае необходимо написать заявление и приложить к нему подтверждающие документы.
Во всех преимуществах и недостатках получения вычета по месту работы разбирались эксперты справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» в специальном материале. Для его просмотра оформите пробный доступ к системе. Это бесплатно.
В другом случае нужно сдать в налоговую инспекцию правильно оформленную декларацию 3-НДФЛ, к которой также должны быть приложены подтверждающие документы. При этом декларацию подают по окончании года, в котором появилось право на вычет.
С 21 мая 2021 года начал действовать упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ. Но коснется он только двух видов вычетов:
- инвестиционного, предоставляемого по подп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ и связанного с внесением денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет;
- имущественного, предоставляемого в сумме фактически произведенных расходов на приобретение земли, жилья и по уплате ипотечных процентов по подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.
По остальным видам вычетов порядок их заявления и получения остался прежним.
Отметим, что регулирует упрощенный порядок получения налоговых вычетов статья 221.1 НК РФ. Она была введена в кодекс федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ.
Как работает упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ
Основное достоинство нового порядка заключается в том, что теперь по обозначенным в 1-м разделе статьи видам вычета не нужно представлять декларацию 3-НДФЛ с подтверждающими документами. Теперь подтверждения права на вычет налоговики будут получать из иных источников, а не от самих налогоплательщиков. Камеральная проверка поступившей информации отныне займет не более одного месяца, а возврат денежных средств на расчетный (или лицевой) счет налогоплательщика — не более 15 дней.
Напомним, что камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в стандартных ситуациях занимает три месяца, а деньги налоговые органы перечисляют до 30 дней. То есть процедурные сроки при упрощенной системе получения налогового вычета значительно сокращены.
О тонкостях камеральной проверки можно узнать из статьи «Как проводится камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ?». Получите бесплатный демодоступ и читайте всю самую полезную информацию, касающуюся подоходного налога.
Кто выступит источником информации для налоговых органов
Для упрощенного налогового вычета с 2021 года все сведения для налоговиков будут готовить налоговые агенты, банки, органы исполнительной власти. Все эти субъекты будут взаимодействовать в рамках специальной программы. Правила ее функционирования уже подготовлены, участие в ней осуществляется исключительно на добровольных началах. То есть принуждать к участию никого не будут, но если желание присоединиться к информационному взаимодействию у субъекта появится, то он должен подходить под определенные критерии, а именно:
- банк должен иметь лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций;
- профессиональный участник рынка ценных бумаг должен иметь лицензию ЦБ РФ на осуществление брокерской деятельности либо на деятельности по управлению ценными бумагами.
Налогоплательщики НДФЛ всегда могут обратиться в банк, где был подписан договор на приобретение имущества, или к профессиональному брокеру, с которым заключен договор на ведение индивидуального инвестсчета, чтобы уточнить информацию о том, доступно ли им упрощенное получение налогового вычета.
Действия налогоплательщика для упрощенного варианта налогового вычета
То, что налоговый вычет упростили, вовсе не означает, что физлицо не должно предпринимать каких-либо действий. Наоборот, оно должно контролировать ситуацию постоянно.
Во-первых, налогоплательщик обязан зарегистрировать аккаунт на Госуслугах или на сайте ФНС. В противном случае упрощенный способ будет недоступен. Придется заполнять бумажную декларацию (или платить за ее заполнение), ксерокопировать подтверждающие документы и нести весь пакет в налоговую.
Во-вторых, необходимо отслеживать все информсообщения от налогового органа, поступающие в ЛКН. Сообщение должно поступить сразу после того, как у налоговиков окажутся на руках сведения от источников информационного взаимодействия — банков, налоговых агентов и пр. Если право на вычет подтвердится, то сообщение будет содержать предзаполненное заявление. Налогоплательщику останется внести в него реквизиты своего расчетного или лицевого счета и утвердить его.
Для формирования и отправки заявления в ЛКН установлены специальные сроки:
- если вся необходимая информация получена налоговым органом до 1 марта, то заявление должно быть сформировано им и направлено налогоплательщику до 20 марта;
- если же информация попадет к налоговикам после 1 марта, то они обязаны сформировать заявление в течение 20 дней с момента получения.
Если окажется, что налоговый вычет в упрощенном порядке получить невозможно, то налоговики с помощью информсообщения откажут в таком способе, но обязательно с указанием причин. Сроки для отказа установлены те же, что и для формирования заявления.
Действия налогового органа после получения заявления от налогоплательщика
Получив заявление от налогоплательщика, налоговики проведут проверку. Как мы уже уточняли, на нее отводится 30 календарных дней с момента получения. В ситуациях, когда контролеры находят признаки возможного нарушения законодательства, сроки продлеваются максимум до трех месяцев.
Проверка завершается вынесением решения инспекторами о предоставлении вычета либо об отказе в нем.
Если право на вычет подтверждается, то следующим шагом налоговиков станет проверка задолженности налогоплательщика перед бюджетом по налогам, штрафам и пеням. При обнаружении таковой налоговый орган проведет зачет суммы вычета в счет погашения задолженности.
Деньги на счет физлица должны уйти в течение 15 рабочих дней со дня вынесения решения. Если срок будет нарушен, то человек вправе претендовать на получение процентов, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования Центробанка.
Итоги
Итак, в текущем году законодатели упростили получение налогового вычета. Новый порядок призван облегчить жизнь налогоплательщикам в том, что теперь последним не придется оформлять декларацию 3-НДФЛ и собирать подтверждающие документы. Но коснется он далеко не каждого вычета по НДФЛ. Разрешается воспользоваться с 2021 года упрощенным налоговым вычетом лишь при покупке квартиры, в т. ч. в ипотеку, и при работе с индивидуальным инвестиционным счетом.
При упрощенном порядке физлицу нужно дождаться от налоговиков предзаполненного заявления, внести в него сведения о своем расчетном счете и выслать его обратно налоговикам. Вся процедура будет осуществляться через личный кабинет налогоплательщика. В связи с этим рекомендуем своевременно зарегистрироваться на сайте «Госуслуги» или на сайте ФНС, чтобы гарантированно воспользоваться упрощенным порядком получения налогового вычета в 2021 году и в последующие периоды.
Источник