Урок по теме «Словообразование наречий»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка по теме «Словообразование наречий» в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 66.5 КБ |
prezentatsiya_slovoobrazovanie_narechiy.ppt | 531.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского района ЧР
- Васильева Лариса Владимировна
- Русский язык
- 7 класс
- Русский язык. 7 класс. /Под редакцией М.М. Разумовской. — М: Дрофа, 2010
- Словообразование наречий
- Цели:
1.Закрепить знания о словообразовании в русском языке
2. Выяснить основные способы словообразования наречий
3.Закрепить навыки правописания наречий
8. Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.
Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное — это доброе начало.
Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.
- Как вы понимаете слова эпиграфа?
Вспомним о наречии как части речи.(Фронтальный опрос)
— Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии.
— Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?
(наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)
-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?
(Наречие — неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)
А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении?
- Проверка домашнего задания
Упражнение 205, вам нужно было списать, восстанавливая пропущенные знаки препинания; найти в тексте наречия и подчеркнуть их.
-Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания ?
Запись даты, темы урока.
1.Задание. Замените предложенные фразеологизмы синонимичными наречиями:
Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; расти как на дрожжах; уснул как убитый.
2. Задание . Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
Быстрый — …- быстрее – побыстрее.
Тонкий — … — тоньше – потоньше.
3.Задание . Разберите слова по составу: трижды, нехорошо, досуха, сбоку, наизнанку, мимоходом, лучше, сверху, назло, еле-еле.
IV. Сообщение нового материала.
Работа по тексту, записанному на доске.
Ветер сильно раскачив..л деревья. С неба вдруг посып..лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог..лились . Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып..л первый снег.
— Назовите все наречия в предложениях: сильно, вдруг, внизу, наверху, УЖЕ , вчера, сегодня
— Разберите их по составу
-Вспомните основные способы образования слов? ( при помощи суффиксов, приставок, приставки и суффикса, сложения слов)
Наречия имеют следующие способы образования:
Запомните! Наречие — неизменяемая часть речи, и она не имеет окончания.
- Выполнение тренировочных упражнений
- Работа с учебником (упр. 223 )
Задание: от данных прилагательных образуйте наречия при помощи суффикса – о.
Те стовая работа и её проверка .
Определите способ образования наречий:
1.Неохотно … и несмело…
Солнце смотрит на поля
Чу, за тучей прогремело,
2. Зима недаром… злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
3. Никита повернул направо …, к реке.
4. Русское население издавна… живет на Белом море.
5. Печорин чуть-чуть… побледнел и отвернулся.
6. Боцман все-таки поступил по-своему…
8. Охотник взволнованно… рассказывал о встрече с медведем.
— Какова тема нашего урока? ( Словообразование наречий ).
— Какие особенности вы можете отметить у наречий? ( У них нет окончаний ).
— Какие способы образования наречий теперь вы знаете? ( Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным, сложение )
— От каких частей речи могут образовываться наречия? ( от прилагательных,
существительных, числительных, местоимений )
- Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.
Разбор слова по составу
целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:
— выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
— выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
— выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
— выделить в слове корень.
7 . Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”.
— От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.
- Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
- Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
- Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
- Бежать (откуда?) издалека.
- Бежать (как?) быстро, медленно.
- Бежать (зачем?) специально.
- Бежать (почему?) с перепугу, со страха .
Источник
Словообразование наречий. 7-й класс
Класс: 7
Цели:
- дать представление об основных способах образования наречий;
- формировать умение выполнять словообразовательный разбор наречий;
- совершенствовать умение находить наречия в тексте, анализировать их строение, правописание и функции в тексте;
- развивать аналитические навыки на основе словообразовательного разбора наречий;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
1. Слово учителя. Определение целей и задач урока совместно с учащимися.
Тема урока — “Словообразование наречий”. (Слайд 1). Запишите тему и подумайте, насколько мы готовы к изучению данного материала, что мы уже знаем, каковы цели нашего урока. Рассуждения учащихся о том, что они должны знать и уметь к концу урока. ( Слайд 2)
Знать: способы образования наречий
Уметь:
- находить наречия;
- разбирать их по составу;
- определять способ образования наречий;
- образовывать наречия разными способами;
- правильно употреблять наречия
2. Морфологическая разминка. Терминологический диктант с заданиями.
2.1.. Запишите грамматические понятия в соответствии с данными определениями.
А) Обозначает признак предмета .
Б) Обозначает добавочное действие к основному.
В) Обозначает признак по действию .
Г) Обозначает признак действия .
2.2. Распределите слова, написанные на доске, по строчкам – укажите их номер рядом с соответствующим грамматическим понятием:
Проверьте себя!
А) Имя прилагательное: 4.7
Б) Деепричастие: 1,6
3. Актуализация знаний.
3.1. — Почему слова № 3,8 являются наречиями? Докажите это. (Рассказ учащихся о наречии как о части речи). Запишите их, объясните правописание
— Что мы знаем о строении наречий? Разберите по составу данные слова. В чем состоит особенность морфемной структуры наречий? Приведите свои примеры.
3.2. — Какие приемы применяем для того, чтобы “увидеть” наречия? Сравните:
(с)начала подумай -(с)начала четверти
(на)верх дома — положить (на)верх
3.3. Проверим наше умение находить наречия и подумаем, какова их функция в тексте.
1 вариант: упр.230–с.103, 2 вариант: упр.238(1,2 пр.) — с.105. (Учебник М.М.Разумовской).
Задание: выразительно прочитать стихотворения, выписать наречия вместе со словом, к которому относятся; определить, какую роль играют наречия в поэтических текстах Ф.Тютчева, И.Сурикова, С. Есенина.
— Как вы думаете, наречия необходимы только в художественном стиле речи? Рассуждения учащихся
4. Изучение нового материала.
4.1. Какие способы образования новых слов мы знаем? Посмотрите на наречия, выписанные из упражнений. (Неохотно, несмело, недаром, ярко, тихо, сверху). Можете ли вы определить, от какого слова и как они образованы?
Укажите способы образования данных наречий. (Эти наречия образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами.)
4.2. Работа с учебником — параграф 16, стр.100-101. Все ли мы сказали об образовании наречий? Какими еще способами образуются наречия? Оформление обобщающей записи в грамматических тетрадях по теме: “Способы образования наречий”. Слайд 4
Опорные схемы. Комментарий, примеры.
5. Тренировочные упражнения.
5.1. Работа в парах. Пользуясь схемами, образуйте наречия от данных слов.
- 1 вариант: теплый, умоляющий, двое, где
- 2 вариант:- умный, ободряющий, наш, как
Слайд 5. Взаимопроверка.
- 1 вар.- тепло, умоляюще, вдвоем, нигде, негде, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-где
- 2 вар.- умно, ободряюще, по-нашему, никак, кое-как, как-то, как-либо, как-нибудь
— Какой вывод можно сделать? (Наречия образуются от разных частей речи разными способами)
5.2. Работа со словообразовательными цепочками.
Восстановите словообразовательные цепочки:
вера — . — уверить – уверенный — . — неуверенно Самопроверка. Слайд 6
Запишите словообразовательные цепочки к наречиям: по-домашнему, последовательно. Проверьте себя по словообразовательному словарю учебника (стр.310).
5.3. “Умники и умницы” Верны ли данные высказывания? Ответы: да – нет.
1. Наречие нехорошо образовано приставочным способом
2. Наречие досрочно образовано приставочным способом
3. Наречие бесстрашно образовано суффиксальным способом
4. Наречие издавна образовано приставочно-суффиксальным способом
5. Правильно говорить так: пел более звонче
Ключ: 1-да 2-нет 3-да 4-да 5-нет
Вопросы и комментарии.
5.4. Лингвистический эксперимент
Подберите наиболее подходящее наречие, стремясь восстановить авторский текст. Обоснуйте свой выбор.
Он стоит, задумался глубоко,
(И тихонько, громко-громко) плачет он в пустыне.
2. Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто (исподлобья, озлобленно, поневоле)
3. Внезапно раздался топот скачущей лошади, (круто, быстро) остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, (проворно, умело, бойко) спрыгнул с нее Павлуша. (И.Тургенев)
6. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями. Материал в распечатанном виде для каждого ученика. Ребята сами выбирают для себя определенный уровень сложности, могут пользоваться грамматическими тетрадями, учебником. Уровни сложности: минимальный — тест 1, тест 2; средний – тесты 1, 2, задание 3; повышенный — все задания.
Тест 1. Какое наречие образовано приставочно-суффиксальным способом? Укажите вариант ответа (А, Б, В)
А) трепетно Б) вблизи Г) непросто
Тест 2. Подбери к каждому способу словообразования соответствующее слово. Ответ запиши по образцу: 1б.
А) добела б) глубоко в) невесело) г) чуть – чуть
Задание 3. В каких случаях допущена грамматическая ошибка? Отметьте их.
А) Нарисовать красивше
Б) ответить полнее
В) указать более точнее
Запишите в исправленном виде.
Задание 4. Сгруппируйте данные наречия. Укажите, по каким признакам образованы ваши группы.
(На)прав(о,а), оглушительно, (не)когда, по-русски, резко, неласков(о,а) изредка, доверчиво, (не)ярко
Оцените результаты своей работы по каждой цели, используя знаки — символы.
1) Я знаю способы образования наречий.
2) Я умею:
- опознавать наречия;
- разбирать их по составу;
- определять способ образования наречий;
- образовывать наречия разными способами;
- правильно употреблять наречия.
Знаки – символы:
- ! – делаю это уверенно и без ошибок;
- ? — иногда сомневаюсь и допускаю ошибки;
- . – испытываю затруднения; мне нужно еще поработать дополнительно над темой.
8. Домашнее задание. Упр. 235 или подобрать (составить) текст с наречиями, выполнить их словообразовательный разбор. Индивидуальное задание: сообщение (презентация) на тему “Из истории наречий”
Источник
Комплекс тренировочных упражнений по теме «Наречие»
Н.В.Кашина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Троицкая СОШ № 5»
Комплекс тренировочных упражнений по теме «Наречие»
Предлагаемая система заданий дополняет материалы учебников по русскому языку, рекомендованных МО РФ для общеобразовательных учреждений. Актуальность подобного рода разработки очевидна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. В настоящее время появилось множество пособий для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, однако в них в основном тиражируются типовые тестовые задания (многочисленные «клоны» тех, что включаются в состав ЕГЭ), не всегда направленные на осмысленное и действительно системное формирование определённых навыков. Опыт работы убедительно диктует необходимость изменения структуры уроков русского языка, а также методов и форм подачи учебного материала и проверки знаний учащихся. Материал школьных учебников, к сожалению, очень ограничен как в плане типологии предлагаемых заданий, так и в плане возможностей выбора не только групповых, но и индивидуальных траекторий формирования базовых компетенций.
Предлагаемые упражнения позволяют проверить языковую подготовку учащихся на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых не только в стандартных условиях, но и в работе со специально отобранным языковым материалом.
Комплекс упражнений содержит задания на дифференциацию языковых явлений, разграничение омонимичных форм и частей речи, задания на развитие гибкости мышления, что позволит осознанно подходить к анализу языковых явлений, избегая «натаскивания» при подготовке к ЕГЭ.
Предлагаемые материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, итоговых проверках, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в качестве повторения пройденного.
1. В какой строке все выделенные слова являются наречиями?
Выглядеть старше своих лет, отправиться далеко , лицо обветрено , строить по-новому.
Говорить уверенно , выть по-волчьи , играть в открытую , знать на память.
Появиться неожиданно, брат моложе сестры, действовать по-новому .
Действовать заодно , боксёр оказался сильнее соперника, море взволновано бурей.
2. Составьте с каждой парой слов предложения. Запишите сначала предложения, где эти слова выступают в качестве наречий.
Навыпуск – на выпуск
Наперерыв – на перерыв
Например – на пример
Наудачу – на удачу
Сплеча – с плеча.
3. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.
Старательно, близко, воодушевлённо, искусно, ласково.
4. Подберите к данным наречиям антонимы, запишите их.
Низко, тихо, плохо, медленно, мало.
Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.
Разряд по значению
6. Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Найдите в предложении наречие, расскажите о нём как о части речи.
Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький).
7. Замените данные фразеологизмы наречиями.
Положа руку на сердце, у чёрта на куличках, рукой подать, как в аптеке, как баран на новые ворота, на широкую ногу, чёрным по белому, битый час, бок о бок, вверх дном, веки вечные, на вес золота, душа в душу, не покладая рук.
8. Прочитайте наречия, расставляя правильно ударение. Составьте и запишите предложения с каждым примером.
Холодно, слабо, жестоко, весело, просторно, коротко, вредно, сильно, тесно.
9. Прочитайте текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения.
А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине её между чёрными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.
Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между чёрными стволами и была неутомима пляска этих фигур .(М.Горький)
10. Восстановите текст . (Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия).
Был полдень,_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая берёзка _______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
Слова для вставки : невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
11. Определите способ образования наречий.
Четырежды, засветло, назавтра, давным-давно, вдали, мягко, быстро-быстро, тише, медленно, когда-то.
12. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
13. Определите, как образовано наречие почти :
от глагола почитать
от глагола чтить
от существительного чтиво.
14. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
Образец записи : не + мало – немало.
Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьёзно, несправедливо, никогда, отныне, отовсюду, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
15. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.
Образец: взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.
Умно, холодно, жарко, сладко, интересно, радостно.
16. Определите устно, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.
Бежать быстрее, бежать быстрее всех, любить сильнее, любить сильнее всего, смеяться громче.
17. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.
Громче всех поздоровался, ужасно не хотелось, плохо знал, моментально придумал, бодро завёл, уже рассердилась, читай наизусть, кричал громко, прекрасно понял, смотрел ещё внимательнее, сразу вспомнил.
18. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?
поднялся выше, нарисовал красивее;
поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;
кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;
спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.
19. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?
На улице весело смеются дети.
Всех веселее звучал голосок Катеньки.
На снимке лицо Бориса веселее.
Сегодня ансамбль пел веселее и громче.
20. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Онегин, я тогда моложе , я лучше , кажется, была. (А. С. Пушкин).
И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А. П. Чехов).
Мы выбирали место поровнее . ( А. И. Куприн).
О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. ( К. Н. Батюшков).
Казалось, стучат двое: один – погромче , другой – потише . ( Ш. А. Каверин).
Перед закатом в тайге стало душнее , тише и дремучей . (В. А. Астафьев).
20. В какой строке все выделенные слова пишутся слитно?
мчаться (в) скачь , вернуться (за) темно , шапка (на) бекрень , располагаться (на) верху
сидеть (в) низу , (с) начала хорошо подумай, взглянуть (на) право , одеться (по) модному
работать (без) устали , шагать (еле) еле , сделать (в) ручную , поделить (по) ровну
сделать (в) торопях, одеться (по) зимнему , исполнить (точь) (в) (точь)
21. В какой строке все выделенные слова пишутся раздельно?
поймать (на) лету , остановить (с) разбегу , сделать (на) совесть , сделать (кое) как ;
задание (на) дом , подняться (на) верх холма, выполнить (в) начале недели, рассказать (по) памяти ;
начать (с) нова , подойти (с) зади , пообещал ответить (на) днях , проникнуть (в) глубь леса;
оказаться (на) верху крыши, исполнить (точка) (в) (точку), (в) доволь , надышаться чистым воздухом, работать (без) устали .
22. Подготовьтесь к словарному диктанту. Какое правило нужно вспомнить?
Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущённо улыбаться.
Н_где н_ встретились, н_как н_ мог понять, н_чуть н_ волновался, н_сколько удивился, н_мало н_ сожалел, н_когда н_откуда н_ получал информацию, торопиться н_куда.
24. В какой строке наречие оканчивается на А?
разбрасывать направ_ и налев_.
25. Укажите корни в данных наречиях. Объясните устно написание этих наречий и их образование.
Вдалеке, наискось, зачастую, вчистую, вперемешку, вперемежку, сызнова, изредка, наперерез, невпопад, спросонья, исподлобья, впустую, наизусть, наедине, натощак, ввысь, ввек, книзу, кверху, наравне, сгоряча, напролом, исподтишка, врассыпную, сызмала, въявь
26. Образуйте и напишите наречия от данных ниже слов; выделите суффиксы; составьте 5-6 предложений с любыми из этих наречий.
Редкий, честный, устный, вкусный, яростный, искусный, внешний, средний, старческий, товарищеский, русский, кавказский, охотничий, медвежий, лисий, новый, боевой, особый.
27. Пользуясь орфографическим словарём, определите написание следующих наречий.
(С) разбегу, (в) сухомятку, (без) разбору, (на) яву, (без) просвета, (без) промаху, (на) часах, (на) смерть, (за) панибрата, (в) складчину, (по) горло, (на) скаку, (до) верху.
28. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А) бежать неуклюж_
Б) рассказывать певуч_
В) горяч_ одобрить
Г) кричать угрожающ_
1) А, Б 2) Г 3) В, Г 4) В
29. Укажите строку, где все слова пишутся через дефис.
чисто(начисто), как(либо), (до)статочно;
(из)далека, (из)давна, как(нибудь);
(за) светло, (по)волчьи, (во)первых;
(по) волчьи, (чуть)чуть, (крепко)накрепко.
30. Буква Н пишется в слове?
А) беше…о мчаться;
Б) рассказывать дли…о;
В) исти…о русский характер;
Г) необыкнове…о яркий шарф.
31. В какой строке НЕ с наречием следует писать раздельно?
(не) ясно проступали;
(не) ряшливо выполнить;
говорить (не) убедительно;
совсем (не) легко работать.
32. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)История человечества – это история открытий, изобретений, находок. (2)Всё, что окружает нас, чем мы постоянно пользуемся, когда-то кем-то открыто, найдено, построено, сделано впервые. (3)Имена подавляющего большинства таких изобретателей канули в Лету. (4)Возьмём такую простую вещь, как напёрсток. (5)Без него трудно бы было обойтись. (6)Кажется, напёрсток существовал всегда. (7)Но это не так. (8)Был такой момент, когда безвестного портного, исколовшего себе пальцы, вдруг осенило. (9)Но когда это произошло, не сможет сказать никто.
1). Определите тему и главную мысль текста.
2). Озаглавьте текст.
3). Объясните значение выражения «канули в Лету».
4). Выпишите из текста все наречия.
5). Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано»
6). Из предложений 2 – 4 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Перед суффиксом –то в наречиях пишется дефис»
Источник