Упражнения по формированию синтаксической стороны речи способов словообразования

Содержание
  1. Дидактические игры для формирования синтаксиса
  2. Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования. учебно-методический материал по развитию речи
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования
  6. Игровое упражнение «Ласковые имена»
  7. Игра «У меня нос, а у тебя?»
  8. Игра – драматизация «Кто пришёл?»
  9. Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»
  10. Игровое упражнение «Потерялись»
  11. Игровое упражнение «Чей голос?»
  12. Игра «Кто у кого?»
  13. Игра «Где наши ручки?»
  14. Игра «Лото»
  15. Игра «Мишка, поезжай!»
  16. Подвижная игра «Молчанка»
  17. Игра «Молчок»
  18. Игра «Всё наоборот»
  19. Игра «Кто больше скажет о профессии»
  20. Игра «Кто как голос подаёт?»
  21. Игра «Оркестр»
  22. «Вечер загадок»
  23. Игра «Гуси»
  24. Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки?»
  25. Игровое упражнение «Два брата»
  26. Игра – драматизация «В гостях у куклы»
  27. Игровое упражнение «Почтальон принёс открытки»
  28. Игровое упражнение «Чьё, чьё? – Моё»
  29. Игровое упражнение «Чаепитие»
  30. Упражнение «Магазин посуды»
  31. Русская народная игра «Заинька»
  32. Игра «Холодно – тепло»
  33. Игра «Разбуди кота»
  34. Игровое упражнение «Где я был?»
  35. Игровое упражнение «Пиф считает»
  36. Игровое упражнение «Мишка музыкант»
  37. игра «Киоск открыток»
  38. Народная игра «Кузовок»
  39. Игровое упражнение «Назови машину одним словом»
  40. «Для чего нужна такая машина?»

Дидактические игры для формирования синтаксиса

Валентина Бакланова
Дидактические игры для формирования синтаксиса

Дидактические игры на формирование синтаксиса.

«Кто сумеет похвалить»

Дидактическая задача: Развиваем умения подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. активизировать речь детей.

Игровая задача: Правильно научится подбирать определения к существительным хвалительное прилагательное.

Материал и оборудование: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Игровое правило: Подбирать слова которые хвалят картинки, которые показывает воспитатель. Количество играющих 5-6 человек. Победителями считаются те дети, которые быстро и правильно придумали слова и похвалили показную картинку воспитателем.

Ход игры:

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

Средний возраст

«Кто интересней придумает»

Дидактическая задача: учим детей составлять предложения по заданному слову из любой части речи.

Игровая задача: Правильно составлять предложения по заданному слову из любой части речи.

Игровое правило: Воспитатель выбирает любое слово и дети составляют не большие предложения. За самое интересное предложение, получает фишку или значок. Победителем становится тот, у кого больше фишек или значков.

Материал и оборудование: Фишку, значки.

Ход игры:

Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку или значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

упражнять детей в составлении трех (четырех) — словных простых предложений и т. п.

Старший возраст

Дидактическая задача: составлять предложения, используя данные слова.

Игровая задача: запутанные слова в предложение, расставить на свои места.

Игровое правило: из запутанных слов составить предложения.

Материал и оборудование: карточки со словами.

Ход игры:

Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Подготовительная группа

Игра «Как мы одеваемся?».

Дидактическая задача: учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Игровая задача: дети должны знать предметы детской одежды правильно.

И игровое правило: внимательно задумывает какой-либо предмет одежды, внимательно слушать рассказы воспитателя и прервав рассказ называет предмет одежды, а остальные дети должны рассудить этого ребенка.

Материал и оборудование: предметы детской одежды.

Ход игры:

Каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя.»

Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

Дидактические игры по изучению ПДД «Играй и правила дорожного движения соблюдай!» Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому.

Дидактические игры для формирования ПДД у детей младшего дошкольного возраста Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных знаний о правилах дорожного движения ПДД для детей младшего дошкольного.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для формирования гендерных представлений у детей Дидактическая игра «Чемодан» Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде. Оборудование: листы бумаги с нарисованными.

Дидактические игры по математике Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством.

Дидактические игры по ПДД «Правила дорожного движения» Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением;.

Дидактические игры «Фрукты» Слайд 1. Игры по лексической теме «Фрукты» Слайд 2. Игра «Жадина» Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это лимон? (Мой.

Игры для формирования правильноно звукопроизношения Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство формирования математических представлений у дошкольников» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Музыкально-дидактические игры Музыкально — дидактическая игра «Музыкальный паровозик» Цель игры: Закреплять названия и звучание музыкальных инструментов. Ход игры:.

Источник

Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.
учебно-методический материал по развитию речи

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

Читайте также:  Способ лечения простуды у детей

Скачать:

Вложение Размер
metodiki_formirovaniya_morfologicheskoy.docx 17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки. Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов. Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамматического строя речи. Воспитатель определяет, какая программная задача является основной: если обучение грамматике, то словарная задача решается параллельно, и наоборот. Так, при закреплении наименований животных и их детенышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей: заяц – зайчата, лиса – лисята, волк – волчата.

При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.

Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Речь трехлетних детей ситуативная, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.

Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речи.

Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

— Что делает мама? (Читает).

— Что делают дети? (Поют).

Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое):

-Что девочка делает? (Девочка рисует).

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:

— Врач лечит кого? (Больных).

— Почтальон разносит что? (Письма, газеты).

В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов. Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например, воспитатель говорит: «В детский сад привезли новую мебель … столы, стулья, шкафы». Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем (кричать –крик, путь –путник, грузовой –грузовик, порядок –беспорядок, бежать –вбежать, выбежать, прибежать и др.).

Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строительного материала (под-берёз-ов-ик, ракет-чик). Ребёнок овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). На основе практического сопоставления слова с другими словами происходит выделение значения каждой его части. Процесс словообразования имеет общую со словоизменением основу – образование динамического стереотипа.

Уже в два года малыш образует «свои» слова, которые является, по существу, искажённым воспроизведением слов, услышанных от взрослых

(«акини» -кртинки). В среднем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание «собственных» слов словотворчество: «вертоплан» -вертолёт, «насупился» -наелся супа, «рогаются» -бодаются. Отечественные психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высокий, а потребность рассказать и объяснить, что

-то собеседнику растёт, если недостаёт общепринятого слова, дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями.

К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается

с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

Источник

Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования

Лариса Савчук
Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования

Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию подборку словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

— У кошки – котёночек.

— У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

— У меня нос, — говорит воспитатель.

— У меня уши (а у меня ушки) и т. п.

Игра – драматизация «Кто пришёл?»

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

— Кто к нам пришёл? (Котёнок).

— Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.

Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

— Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п.

Цель: учить соотносить название животного и его детёныша.

Игровое упражнение «Потерялись»

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

— Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» — кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.

— А это чей голос? «Пи-пи-пи?» — кто это? – проводится аналогичным образом.

Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию

Игровое упражнение «Чей голос?»

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

— Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.

Игра «Кто у кого?»

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши если их много:

— У кошки – котята.

— У ежа – ежата, у коровы – телята.

Цель: учить в образованию форм родительного падежа множественного числа существительных

Игра «Где наши ручки?»

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

— Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).

— Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. «-3 раза.

Игра «Лото»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)

Цель: учить в образованию форм глаголов.

Игра «Мишка, поезжай!»

Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

— Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п.

Цель: учить в образованию глаголов приставочным способом.

Подвижная игра «Молчанка»

Дети произносят слова:

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т. д.

Цель: упражнять в образовании глаголов от имени существительного.

Игра «Молчок»

Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т. д.

Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок

Игра «Всё наоборот»

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.

Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать соответствующие глаголы.

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.)

— Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Игра «Кто как голос подаёт?»

В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.

— Вот…. (Кошка, вот….(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку?» (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку).

— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда)

аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.

Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов

Игра «Оркестр»

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.

Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д.

Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол

«Вечер загадок»

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

А когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко. (Кот)

Видали вы его не раз-

Он скачет в двух шагах

От нас, чирикает:

Кто к этой песне не привык (Воробей)

Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа

Игра «Гуси»

— Это….(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты.

— А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один –гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят.

— Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.

Средний дошкольный возраст

Цель: учить способам образования видовых пар глаголов

Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки?»

На стенде выставляются картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка и предлагается их перечислить. По мере называния картинки убираются. Затем дети помогают одеть на прогулку мальчика Мишу, называя по памяти названия одежды на картинках. Дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т. д.

Цель: учить образованию слов суффиксальным способом

Игровое упражнение «Два брата»

Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

— Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только ….

— Встаёт, — добавляют дети.

— Шустрик оделся, а Мямлик…

далее дети отвечают: оделся — одевается, заправил – заправляет, умылся — умывается, позавтракал — завтракает, почистил – чистит и т. д. Можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.

Цель: учить образовывать формы глаголов настоящего времени

Игра – драматизация «В гостях у куклы»

— К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

— Для хлеба есть что? (Хлебница).

-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).

— Как называется посуда для конфет? И т. п.

Игровое упражнение «Почтальон принёс открытки»

Почтальон принёс открытки на которых изображены животные выполняющие различные действия.

Каждому ребёнку адресована своя открытка. Ребёнок запоминает свою открытку. Затем воспитатель называет действия животных «Снеговики танцуют», «Мишка барабанит, «Кошка мяукает (лакает).и т. п. (рисует, танцует, бежит, гладит, лает, поливает), а ребёнок должен сказать чья это открытка.

Цель: учить образовывать притяжательные местоимения

Игровое упражнение «Чьё, чьё? – Моё»

Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

— Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля? И т. д. (чья, чьё, чьи, чей). Хозяин получает вещь и убирает на место.

Цель: учить образовывать наименования предметов посуды

Игровое упражнение «Чаепитие»

Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай.

«В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.

Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол»(хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник)

Упражнение «Магазин посуды»

(сахарница, хлебница, салфетница, сухарница, солонка, маслёнка)

Цель: активизировать производные глаголы

Русская народная игра «Заинька»

Дети становятся в круг (хоровод, заинька в центр круга. Хоровод ходит вокруг и напевает:

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши, хлопай,

Заинька, ногами потопай….

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выбежать…

Цель: учить образовывать степени сравнения наречий

Игра «Холодно – тепло»

Дети прячут в комнате игрушку, затем водящий её ищет, а дети комментируют поиск: тепло, теплее, совсем тепло, горячо, прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно.

Цель: учить образовывать наименования детёнышей животных

Игра «Разбуди кота»

Ребёнок – кот сидит на стуле (спит). Остальные дети взяв на себя роли детёнышей животных, наряжаются, образуют круг. Воспитатель указывает на ребёнка и тот откликается соответствующие персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т. д. Кот называет кто его разбудил (петушок, утёнок, лягушонок, цыплёнок и т. д.). Затем водящим выбирается другой ребёнок.

Старший возраст

Цель: учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных

Игровое упражнение «Где я был?»

— Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море)

— А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только говорить, кого вы видели много: много волков, много бабочек и т. д. главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных

Игровое упражнение «Пиф считает»

В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.

— Я Пиф и умею считать. Вот спросите у меня сколько у меня хвостов и я отвечу.

— Пиф, сколько у тебя хвостов?

— У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребёнку).

— Пиф, сколько у тебя носов?

— У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щёки, лапы. т. д.)

Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребёнок не образует правильную форму.

Цель: учить образовывать названия музыкальных специальностей от наименований музыкальных инструментов

Игровое упражнение «Мишка музыкант»

В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.

— Это…. (пианино, это (балалайка, а вот это (барабан).

— А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист, на барабане. и т. д.

— Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне (горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист)

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей

Аналогичным образом проводится

игра «Киоск открыток»

На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т. д.)

Цель: учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол

Народная игра «Кузовок»

Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок, Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.

— Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.). В конце игры разыгрываются залоги.

— Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.

Цель: учить образовывать существительные способом основосложения

Игровое упражнение «Назови машину одним словом»

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).

«Для чего нужна такая машина?»

(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособие Н. В. Нищевой «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Во всех возрастных.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Источник

Читайте также:  Как подразделяют по способу электропитания пожарные извещатели
Оцените статью
Разные способы