Упражнения как способ развития двигательной системы

Комплекс упражнений для развития опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста

Оксана
Комплекс упражнений для развития опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста

Предлагаю выполнять упражнения вместе с детьми.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

— углубляют взаимосвязь родителей и детей;

— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку,но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Упражнение «Самолет в небе»

Данное упражнение способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, тренирует мышцы брюшного пресса, развивает координацию.

И. П. — Сидя ноги вместе носки оттянуты, руки на коленях.

1,2,3 — руки в стороны, приподнять прямые ноги, спину вытянуть, голову держать прямо.

4 -принять исходное положение.

Счет медленный, на отдыхе сделать паузу 1-2 секунды. Далее можно увеличивать время «полета» до 10 секунд.

Упражнение «Буква — Г»

Упражнение развивает гибкость, укрепляет прямые мышцы спины, развивает равновесие.

1 — выполнить наклон туловища вперед не сгибая колени;

2 — выпрямиться и принять исходное положение.

Считать медленно, фиксировать положение туловища.

Упражнение «Самолет»

Данное упражнение способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, тренирует мышцы спины.

И. п. — лежа на животе руки под подбородком, ноги вместе.

1,2,3 — приподнять туловище и разогнуть руки в стороны, смотреть вперед. ноги остаются прижатыми к полу (дыхание свободное).

4 — принять исходное положение.

Упражнение «Птичка»

Упражнение способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата дошкольников.

И. п. лежа на животе, руки под подбородок; ноги прямые вместе.

1-7 приподнять туловище, руки и ноги, удерживать их в таком положении.

8 — принять исходное положение.

В зависимости от состоятельности мышц спины и индивидуальных особенностей — дозировку можно увеличивать.

Упражнение «Клубочек»

Укрепляет мышцы живота и передней поверхности шеи, благодаря упражнению дети учатся группироваться.

И. п. сидя обхватив колени руками, голова опущена.

1. качнуться назад и перекатиться на лопатки, колени прижимать к груди, голову не откидывать назад.

2. с усилием — вернуться в исходное положение.

повторить 4-6 раз.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол — гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Комплекс двигательных упражнений для детей среднего возраста Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Упражнение «Буратино потянулся» Выполняются движения в соответствии с текстом. Буратино потянулся,.

Комплекс гимнастических упражнений «Дождик» для детей среднего возраста Комплекс упражнений для проведения на воздухе для детей 4-5 лет Комплекс упражнения «Тучи дождевые» Приплыли тучи дождевые, (Шагают.

Комплекс упражнений с косичкой для детей дошкольного возраста Упражнений с косичкой для детей 5-7 лет 1. Упражнения с косичкой Косичку вверх И. П. : ноги на ширине плеч, косичка за спиной. 1-2 – наклон.

Комплекс упражнений с кубиками для детей дошкольного возраста 1. Упражнения с кубиками 4-6 лет Кубики вместе И. п. : ноги слегка расставить, кубики в стороны. 1-кубики вверх, вместе, посмотреть; 2-вернуться.

Источник

Упражнения для опорно-двигательного аппарата

От состояния опорно-двигательного аппарата зависит состояние всего организма в целом, поэтому так важно уделять достаточно внимания профилактике и лечению болезней костно-мышечной системы. Основным методом коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура, с помощью которой можно улучшить метаболизм в тканях, нормализовать тонус мышц и сосудов, уменьшить отечность.

Основной комплекс ЛФК можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, уделяя этому 20-30 минут в день. Все упражнения выполняются в положении лежа на спине, поэтому заниматься ими могут все без исключения. Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо обследоваться у врача-ортопеда, т.к. ЛФК не может применяться для больных с остеомиелитом, опухолями любой локализации, костным туберкулезом, рахитом, тяжелыми болезнями сердца.

В основной комплекс ЛФК входят следующие упражнения:

1. Руки вытянуть вдоль туловища и тянуть носки ног сначала на себя, потом от себя по 10 раз.

2. Тянуть один носок на себя, другой от себя одновременно, затем поменять. Упражнение выполняется 10 раз.

3. Развести ноги на ширину плеч и поворачивать носки сначала внутрь, затем наружу по 10 раз.

4. Слегка приподняв ноги, крутить голеностопами обеих ног сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

5. Крутить согнутые в коленях приподнятые ноги, имитируя кручение педалей, сначала вперед, затем назад. упражнение выполняется по 20-30 раз в каждую сторону.

6. Прижимать к груди согнутые в коленях ноги, затем опускать обратно и выпрямлять. Упражнение выполняется 5-10 раз.

7. Поставить на пол стопы, согнув ноги в коленях и медленно поднимать таз вверх, упираясь на стопы и лопатки. В крайнем положении необходимо задержаться на 10-20 секунд, опуститься обратно. Повторить упражнение 10 раз. Для усложнения упражнения можно выпрямлять по очереди то одну, то другую ногу во время подъема таза и тянуть ее вперед.

Абонемент позволит вам сэкономить до 20% стоимости услуг, заказанных по отдельности.

9. Согнуть ноги и прижать их к груди, руки развести в стороны. Далее аккуратно наклонить колени сначала на одну сторону, затем на другую по 10 раз.

10. Выпрямить ноги и уложить руки вдоль тела. Далее, упираясь в пол пятками, головой и лопатками, приподнять таз над полом и задержаться на 5-7 секунд. Упражнение повторяется 10 раз.

Источник

Методы развития двигательных качеств

Тема: «Методы развития двигательных качеств»

Подготовила: Гулько Ольга Григоревна

учитель физической культуры

«Лицей-интернат поселка имени

Маршала Жукова» Курской области

Тема: «Методы развития двигательных качеств»

Методы упражнения в физическом воспитании следуют условно классифицировать на методы обучени и методы развития двигательных качеств. В процессе обучения двигательным действиям использую целостный и расчлененный варианты метода упражнения.

В выборе того, или иного варианта метода упражнения руководствуюсь правилом: расчлененный вариант использую в случае, если нельзя использовать целостный. Всякое новое движение, если оно может быть выполнено учащимися правильно сразу желательно изучать в целостном виде. А если движение трудно освоить, пользуюсь расчлененным методом обучения. Например, на уроках лыжой подготовке, при первоначальном обучении попеременному двухшажному ходу решаю несколько задач: отталкиваться одновременно рукой и ногой, сохранять равновесие, следить за скольжением работой рук. Вначале изучаем скользящий шаг без палок, потом работу рук и в заключение – весь ход в целом. На уроках легкой атлетике при подготовке прыжка в длину с разбега обращаю внимание на каждую фазу, учащиеся выполняют разбег, толчок, полет и приземление.

Каждую фазу разделяю на элементы, и эти элименты отрабатывают по отдельности с помощью специальных упражнений.

Расчленяя движения, стремлюсь, чтобы при проведении упражнений они «накладывались» одно на другое, т.е. конечное положение первого являлось бы начальным положением второго. Объединяю разученные элементы в связке по два-три элемента, после отработки соединений переходим к выполнения движений в целом. Можно сначала выполнять медленно, а потом доводить темп до обычного. Другой способ последовательное переключение внимания с одного элемента на другой. Например, при изучении бега со старта ученик в процессе повторного выполнения двигательного действия поочередно контролирует отталкивание, положения туловища, работу рук, ритм разбега. Это связано с тем, что расчленить все движения на отдельные элементы невозможно.

Метод упражнения использую не только в процессе обучения двигательным действиям. Он является основным в решении задач физической подготовки занимающихся. В этом случае используются разновидности метода упражнения: непрерывный, повторный, переменный, интервальный, интегральный (игровой, круговой, соревновательный, полоса препятствий).

Читайте также:  Типы спектров способ получения таблица

Одним из средств системы культуры двигательной деятельнности являются общеразвивающие упражнения (ОРУ). С помощью ОРУ можно оказывать воздействия на отдельные суставы, групп мышц, части тела. Содержательное обеспечение связано с выбором ОРУ, вариативностью использования с особенностями изучаемого раздела, с соответствием возможностей и потребностей занимающихся условиям занятий. С соблюдением техники безопасности выполнения ОРУ в комплексе, темпа и ритма выполнения каждого упражнения, количество их повторений.

Использование ОРУ позволяет:

*оказывать всестороннее воздействие на работу и развитие функциональных систем организма занимающихся;

*обогощать двигательный опыт;

*овладевать культурой движений;

*воздействовать на недостаточно развитые группы мышц;

*формировать и корректировать осанку;

*обеспечивать функциональную готовность организма занимающихся к физическим нагрузкам;

*укреплять суставы и развивать их подвижность;

*развивать координацию движений;

*развивать учащихся нетолько физически, но и интеллектуально, психически и эстетически.

Эффективность использования ОРУ может быть достаточной, если следовать общим методическим указаниям.

Подача команд в процессе организации выполнения ОРУ. Подавая команды, учитель должен находиться в положении основной стойки (о.с.), стоя лицом к группе. Команды должны быть четкими и выразительными.

На уроке должны чередоваться динамические и статические напряжения с упражнениями на расслабление.

*после упражнений со статическим напряжением должны выполняться упражнения динамического характера;

*после упражнения для одной конечности следует выполнить упражнение для другой конечности.

3. В комплексе ОРУ следует включать специальные упражнения на расслабление, которые выполняются в заключение, или пассивный отдых в удобном для учащегося положении.

4. Необходимо обучать учащихся терминологии. Для обучения терминологии можно применять следующие методические приемы:

*проговаривание выполняемых движений. Ученики выполняют упражнение и проговаривают название движений. Например, принимая и.п., говорят: «Основная стойка – руки вперед». Этот прием в основном используется с учащимися, когда предлагаются неизвестные или недостаточно знакомое упражнение;

*выполнение упражнения по «разделениям». В этом случае части движения обозначаются терминами и показывается техника их выполнения. Учащиеся повторяют движения за учителем. На следующих уроках учитель называет движение, показывает его, после этого ученики выполняют его, затем учитель только объясняет упражнение, а ученики после этого его выполняют;

*задание на дом. Подобрать, описать и выполнить какое-либо упражнение, а на уроке самостоятельно организовать его выполнение с классом, используя объяснение и показ.

На дистанционном обучении готовлю материал по выбранной теме урока домашних заданий учащимся, посредством использования ресурсов Интернет.

Упражнения общеразвивающей направленности предназначены для организации целенаправленной физической подготовки учащимися и включают в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Высокий уровень развития двигательных способностей лежит в основе успешности овладения различными действиями – это важное слагаемое показателей здоровья учащихся.

Источник

«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Лариса Шабалина
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Существуют различные определения понятия «общеразвивающие упражнения».

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

ОРУ (общеразвивающими упражнениями) называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

ОРУ ещё называют абстрактными или аналитическими, т. к. они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые, могут выполняться отдельно.

Общеразвивающие упражненияимеют ряд особенностей:

• просты и доступны всем категориям занимающихся. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно;

• они точно дозируются;

• могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях;

• оказывают относительно изолированное (избирательное) воздействие на отдельные части тела и группы мышц;

• позволяют легко регулировать нагрузку.

Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, общеразвивающие упражнения помогают освоить различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах, и др.).

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

ОРУ способствуют активному развитию:

— гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;

— координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;

а) равновесию как способности организма ребенка удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;

б) точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;

в) пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.

Основная классификация общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела)проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражненияуказанных групп могут быть направлены:

• на развитие отдельных двигательных качеств и способностей — силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т. д. ;

• на развитие свойств психики — внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр. ;

• на повышение функционального уровня систем организма — упражнения для тренировки дыхательной, сердечно — сосудистой системы, активизации обменных процессов.

Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Упражнениядля рук и плечевого пояса:

1. Поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;

2. Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;

3. Круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;

4. Повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;

5. Взмахи и рывковые движения рук;

6. Свободное потряхивание расслабленных рук.

Упражнения для туловища:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головой;

2. Повороты головы и туловища вправо, влево;

3. Наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево, наклоны в стороны с различными положениями рук — из разных исходных положений;

4. Круговые движения туловища с различными положениями рук;

5. Поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;

Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т. к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба.

Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т. к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок.

Упражнения для ног:

1. Поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;

2. Сгибание и выпрямление ног;

3. Махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;

4. Приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;

5. Круговые движения стоп ног из разных исходных положений;

Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и таким образом на развитие силы и гибкости ног. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно — сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, улучшают процессы обмена.

Читайте также:  50 способов получения денег активные доход

Классификация ОРУ может быть выполнена и на основе других признаков.

1) По признаку принадлежности к той или иной системе (европейской, восточной, евроамериканской, ритмопластической и т. п.).

2)Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражненияв свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.

3)По признаку преимущественного воздействия на организм: на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, на активизации обменных процессов, нервную систему (развитие свойств психики — внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.).

4) По признаку развитию определенных двигательных способностей и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).

5) По признаку использования упражнений: без предметов, с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях и др.) и со снарядами (скамейка).

6)По признаку организации группы: выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,

7)Пространственного размещения занимающихся: в кругу, в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.

8) По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.

9)По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы препятствий, сюжетно-образные и др., поточным методом (на месте, с продвижением, серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.

10) По прикладному характеру применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивные (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде,) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.

Итак, общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в дошкольном учреждении. Они различны по структуре, сложности выполнения, нагрузке, воздействию. Общеразвивающие упражнения играют важную роль в развитии и оздоровлении ребенка, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела.

Предназначенные для развития отдельных мышечных групп, общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.

2. Исходные положения

Исходными называются положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения.

Исходные положения имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются исходные положения для туловища — стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, а приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.

Многообразие исходных положений из различных позиций представлено в таблице 1.

Исходные положения из различных позиций

Положение ног Положение рук Исходные положения сидя Исходные положения лежа

1. Основная стойка — пятки вместе, носки врозь, положение рук может быть различным — употребляется как организующий момент перед началом и по окончании упражнений в средней и старшей группах;

2. Стойка ноги сомкнуты — носки и пятки вместе;

3. Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т. к. обеспечивает устойчивость;

4. Стойка ноги врозь — ноги расставлены на ширину плеч, шага;

5. Стойка ноги шире плеч — ноги широко разведены, носки слегка развернуты;

3. Требования к отбору ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.

Отбор ОРУ зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми раннего возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы.

Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания, с отягощением или без него и т. п.).

Вместе с тем руководящие условия воспитателяконцентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.

2. Раздача пособий.

3. Способы подачи упражнений.

4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

С помощью общеразвивающих упражненийпедагог решает задачи:

• обеспечить формирование правильной осанки;

• содействовать подготовке организма ребенка к будущей нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Подбор физических упражнений, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах.

Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора — анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие.

Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора — физиологический, т. е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (прыжки, другие — относятся к движениям средней интенсивности, третьи — упражнения низкой интенсивности (большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т. д.).

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

• при свободном построении в звенья, в круг,

• при построении в колонны (передача предметов друг другу, в кругу с большой веревкой,

• группами с большими гимнастическими обручами, веревками,

При отборе ОРУ учитывается возраст детей. Постепенно увеличивается количество упражнений и дозировка их выполнения (таблица №2).

Требования к количеству упражнений и дозировке ОРУ

в разных возрастных группах

Возрастная группа Количество упражнений Дозировка выполнения упражнений

младшие группы 3-4 имитационного характера 4-5 раз

Средняя 4-5 4-6 раз

Старшая 5-6 5-6 раз

Читайте также:  Электризация способы электризации электрический заряд

Подготовительная 6-7 6-8 раз

Подбор ОРУ обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.

Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения.

В этом случае старшие дошкольники могут понять структуру нового движения по объяснению.Выполнение по объяснению содержит значительные преимущества: оно не только формирует тело, но и активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность.

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо обеспечить усвоение определенных знаний.

Воспитанию самостоятельности будут способствовать и упражнения с частичной регламентацией, которые должны широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, например, воспитатель предлагает выполнить приседание с прямой спиной, а положение рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т. д.

Общеразвивающие упражнения должны подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений.

Предъявляются разные требования к качеству, темпу выполнения ОРУ в зависимости от уровня физической подготовленности детей. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений.

В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении.

Осознанное выполнение характеризуется следующими показателями: знание структуры общеразвивающих упражнений; понимание последовательности выполнения двигательного действия от принятия исходного положения до достижения конечного результата; умение рассказать о выполняемых движениях, используя пространственную терминологию; анализировать и сравнивать собственные движения и движения других детей;переход от усвоения движения и осознанного его выполнения к овладению возможностями варьирования движений; сознательный перенос полученных знаний, умений, навыков в разнообразные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь.

Каждые 2 недели составляется новый комплекс общеразвивающих упражнений (например, для утренней гимнастики).

4. Использование предметов в ОРУ

Многие упражнения проводятся с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом — шишками, листочками, снежками и др., на предметах (скамейках, стульях, у предметов (у гимнастической стенки, деревьев и др.).

Чаще всего в работе с детьми используются следующие предметы.

• Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах.

• Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног.

• Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

• Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног.

• Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.

• Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.

• Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т. к. здесь появляются необычные исходные положения.

• Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка.

Действия с предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие — палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура — предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов — целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнения с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть, и т. д.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, «связанные одной веревочкой», невольно тянут ее каждый в свою сторону.

Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Фототчет «Чему мы научились» Моя тема по самообразованию ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей Кинезиологические методы влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы.

Консультация для родителей дошкольников «Музыка — средство физического развития» Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.

Общеразвивающие упражнения для старших дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы по олимпийскому движению страна: Финляндия муз. сопровождение: финская полька атрибуты: без атрибутов выполняется в парах 1. и. п. о. с. руки на поясе 1-2 – наклон.

Общеразвивающие упражнения для среднего возраста ДОУ «Поиграем вместе» Общеразвивающие упражнения для среднего возраста ДОУ «Поиграем вместе» Первое упражнение — упражнение «Поймаем снежинку» для плечевого.

Патриоизм как средство духовного и физического развития дошкольников 23 Февраля — один из немногих дней в календаре, когда сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин и детей.

Самообразование «Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 114» Самообразование Тема.

Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Тема самообразования: «Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Данная тема по самообразованию.

Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты….

Источник

Оцените статью
Разные способы