- Упражнения по словообразованию тест по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Упражнения по теме «Словообразование»
- Тест по теме «Словообразование»
Упражнения по словообразованию
тест по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenirovochnye_uprazhneniya_po_slovoobrazovaniyu.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочные упражнения по словообразованию.
Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.
Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница ;
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный ;
возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение ;
неприспособленность, неустроенность, несовместимость ;
обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание ;
Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник ;
белизна, крутизна, новизна, желтизна ;
честность, точность, смелость, успокоенность ;
удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец .
Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов .
Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.
Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффикс ов.
Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.
Например : носиль ( . . . ) Ответ: -щик
Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)
участ (. . .) пиан (. . .) част ( . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)
работ (. . .) джаз (. . .) стран (.. .)а свят (. . . .) води (. . . .)
озор (. . .) гитар (. . .) круп ( . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)
Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.
Например (. . .) стрелка Ответ : при — стрелка
(. . .) кидка при — кидка
(. . .) мерка при — мерка
(. . .) бавка при — бавка
( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) гул
( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) лет
(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) хлада
( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) бег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические сведения и тренировочные упражнения по словообразованию
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ».
Упражнения на словообразование
Упражнения на словообразование.
Упражнения на словообразование
упражнения на словобразование.
Упражнения по словообразованию и грамматике английского языка на II ступени обучения.
Комплекс упражнений по английскому языку по теме «Словообразование» для учащихся 6-8 классов.
Упражнения по словообразованию и грамматике на II ступени обучения
Задания по грамматике и словообразованию для учащихся 6-8 классов.
Упражнение на словообразование
Упражнение на словообразование.
тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».
Источник
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»
Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;
2) развивать умение работать в парах;
3) воспитывать культуру межличностных отношений.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Технология: работа с технологическими картами, методика «Взаимообмен карточками»
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики.
Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»
Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;
2) развивать умение работать в парах;
3) воспитывать культуру межличностных отношений.
Тип урока : учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Технология: работа с технологическими картами, методика «Взаимообмен карточками»
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах
Оборудование: рабочие листы для индивидуальной работы; карточки-ключи с ответами;
на доске «Базовый лист контроля» к уроку:
- Морфема
- Словообразующие морфемы
- Формообразующие морфемы
- Словообразование
- Приставочный способ словообразования
- Суффиксальный способ словообразования
- Сложение слов
I. Организационный момент.
II. Повторение сведений о морфемах.
1) Взаимообмен карточками.
III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования
1) Слово учителя.
2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.
IV. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас первый урок по теме «Словообразование». Мы проводим его, работая в парах. Как вы понимаете значение слова «словообразование»? Что мы узнаем нового и чем будем заниматься? (см. Базовый лист контроля) Мы не только узнаем об основных способах образования слов, но и будем продолжать учиться работать в парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.
(На доске написано:
II. Повторение сведений о морфемах.
1) Взаимообмен карточками.
Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.
Учащиеся в парах работают каждый над своим вариантом задания. После выполнения задания учитель выдает карточки-ключи, и ученики выполняют работу над ошибками, при этом ставят себе оценку в графу «самооценка». Затем они обмениваются вариантами и выполняют задание напарника. По команде учителя работа прекращается, и ученики в парах обмениваются своими рабочими листами и осуществляют взаимопроверку другого варианта заданий, пользуясь карточками-ключами. Теоретическая часть задания проговаривается вслух. За проверенный вариант напарника ученики выставляют оценки и подписывают свою фамилию.
Критерии оценки заданий:
«5» — учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.
«4» — учащийся допустил одну-две ошибки в записях.
«2» — учащийся допустил более 5 ошибок.
1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – …………………………………………………..; суффиксы и приставки – ……………………..; окончание – …………………………………….
2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:
Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился.
Карточка-ключ. Вариант №1 .
1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – грамматические значения.
2. У- дивл -яться, земл -е- тряс -ение, из- ред -ка, за- дрож -ать, дал -ёкий, при- ближ -ение, про- вин -ился.
1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………,
а какие участвуют в образовании форм слова:
2. Выделите в словах суффиксы и приставки:
баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич
Карточка-ключ. Вариант №2
1. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании — окончание и грамматические суффиксы.
2. Баян- ист , охот- ник , пере -пис- чик , барабан- щик , учи- тель , труб- ач , москв- ич
- Что такое морфема?
- Какие морфемы участвуют в словообразовании?
- Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?
III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования
1) Слово учителя.
Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 3-5. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса!
2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.
При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 3-5).
1. Что такое словообразование? …………….
2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..
3. Разделите слова на морфемы:
Листик листочек водичка водица стульчик перевозчик орешек пожарник
Карточка-ключ. Вариант №1 .
1. Словообразование – раздел лингвистики, изучающий законы образования слов в русском языке.
2. Словообразующие морфемы: приставка и суффикс – присоединяются к исходному слову или части исходного слова.
3. Лист-ик , лист-оч-ек , вод-ичк-а,
вод-иц-а, стуль-чик , пере-воз-чик ,
1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….
2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………
3. Как образуются сложные слова? ………..
4. Запишите, как образованы слова:
Карточка-ключ. Вариант №2 .
1. Приставочный способ образования слов – это прибавление приставки к исходному слову.
2. Образование слов при помощи суффикса с добавлением окончания определенной части речи.
3. Сложные слова образуются с помощью сложения исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них.
4. За + стелить; по + больше;
(мал)ый + еньк(ий); (переплет)ать + чик( )
(дыр)а + о + (кол)оть,
(земл)я + е + (коп)ать,
IV. Подведение итогов урока.
1. Что вы сегодня узнали на уроке? /см. Базовый лист контроля/ (Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры).
2. Докажите, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением? Возьмем однокоренные слова красный и краснеть. Определите лексические значения данных слов (красный – алый, пунцовый; краснеть – становиться красным). (Учащиеся приводят свои примеры).
Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет ) и устно делятся впечатлениями.
1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.
2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.
В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.
VI. Домашнее задание : 1) упр. 580 (устное высказывание); 2) упр. 579.
1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ
Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования
I. Повторение сведений о морфемах.
Выполните задание №1
1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – ………………………………………………….;
суффиксы и приставки – …………………….
2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:
Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,
задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,
1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………
а какие участвуют в образовании форм слова:
2. Выделите в словах суффиксы и приставки:
баянист, охотник, переписчик,
барабанщик, учитель, трубач, москвич
II. Изучение нового материала
выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7
1. Что такое словообразование? …………….
2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..
3. Разделите слова на морфемы:
1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….
2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………
3. Как образуются сложные слова? ………..
Источник
Упражнения по теме «Словообразование»
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Источник