Упражнения 5 класс словообразование способы словообразования

Упражнения по словообразованию
тест по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
trenirovochnye_uprazhneniya_po_slovoobrazovaniyu.docx 15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения по словообразованию.

Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница ;

закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный ;

возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение ;

неприспособленность, неустроенность, несовместимость ;

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание ;

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник ;

белизна, крутизна, новизна, желтизна ;

честность, точность, смелость, успокоенность ;

удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец .

Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов .

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффикс ов.

Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

Например : носиль ( . . . ) Ответ: -щик

Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)

участ (. . .) пиан (. . .) част ( . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)

работ (. . .) джаз (. . .) стран (.. .)а свят (. . . .) води (. . . .)

озор (. . .) гитар (. . .) круп ( . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)

Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.

Например (. . .) стрелка Ответ : при — стрелка

(. . .) кидка при — кидка

(. . .) мерка при — мерка

(. . .) бавка при — бавка

( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) гул

( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) лет

(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) хлада

( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) бег

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические сведения и тренировочные упражнения по словообразованию

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ».

Упражнения на словообразование

Упражнения на словообразование.

Упражнения на словообразование

упражнения на словобразование.

Упражнения по словообразованию и грамматике английского языка на II ступени обучения.

Комплекс упражнений по английскому языку по теме «Словообразование» для учащихся 6-8 классов.

Упражнения по словообразованию и грамматике на II ступени обучения

Задания по грамматике и словообразованию для учащихся 6-8 классов.

Упражнение на словообразование

Упражнение на словообразование.

тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».

Источник

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»

Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;

2) развивать умение работать в парах;

3) воспитывать культуру межличностных отношений.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Технология: работа с технологическими картами, методика «Взаимообмен карточками»

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах

Скачать:

Вложение Размер
urok_1.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики.

Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»

Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;

2) развивать умение работать в парах;

3) воспитывать культуру межличностных отношений.

Тип урока : учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Технология: работа с технологическими картами, методика «Взаимообмен карточками»

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах

Оборудование: рабочие листы для индивидуальной работы; карточки-ключи с ответами;

на доске «Базовый лист контроля» к уроку:

  1. Морфема
  2. Словообразующие морфемы
  3. Формообразующие морфемы
  4. Словообразование
  5. Приставочный способ словообразования
  6. Суффиксальный способ словообразования
  7. Сложение слов

I. Организационный момент.

II. Повторение сведений о морфемах.

1) Взаимообмен карточками.

III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования

1) Слово учителя.

2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.

IV. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас первый урок по теме «Словообразование». Мы проводим его, работая в парах. Как вы понимаете значение слова «словообразование»? Что мы узнаем нового и чем будем заниматься? (см. Базовый лист контроля) Мы не только узнаем об основных способах образования слов, но и будем продолжать учиться работать в парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.

(На доске написано:

II. Повторение сведений о морфемах.

1) Взаимообмен карточками.

Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.

Учащиеся в парах работают каждый над своим вариантом задания. После выполнения задания учитель выдает карточки-ключи, и ученики выполняют работу над ошибками, при этом ставят себе оценку в графу «самооценка». Затем они обмениваются вариантами и выполняют задание напарника. По команде учителя работа прекращается, и ученики в парах обмениваются своими рабочими листами и осуществляют взаимопроверку другого варианта заданий, пользуясь карточками-ключами. Теоретическая часть задания проговаривается вслух. За проверенный вариант напарника ученики выставляют оценки и подписывают свою фамилию.

Критерии оценки заданий:

«5» — учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.

«4» — учащийся допустил одну-две ошибки в записях.

«2» — учащийся допустил более 5 ошибок.

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – …………………………………………………..; суффиксы и приставки – ……………………..; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился.

Карточка-ключ. Вариант №1 .

1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – грамматические значения.

2. У- дивл -яться, земл -е- тряс -ение, из- ред -ка, за- дрож -ать, дал -ёкий, при- ближ -ение, про- вин -ился.

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………,

а какие участвуют в образовании форм слова:

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич

Карточка-ключ. Вариант №2

1. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании — окончание и грамматические суффиксы.

2. Баян- ист , охот- ник , пере -пис- чик , барабан- щик , учи- тель , труб- ач , москв- ич

  1. Что такое морфема?
  2. Какие морфемы участвуют в словообразовании?
  3. Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?

III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования

1) Слово учителя.

Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 3-5. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса!

2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.

При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 3-5).

1. Что такое словообразование? …………….

2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..

3. Разделите слова на морфемы:

Листик листочек водичка водица стульчик перевозчик орешек пожарник

Карточка-ключ. Вариант №1 .

1. Словообразование – раздел лингвистики, изучающий законы образования слов в русском языке.

2. Словообразующие морфемы: приставка и суффикс – присоединяются к исходному слову или части исходного слова.

3. Лист-ик  , лист-оч-ек  , вод-ичк-а,

вод-иц-а, стуль-чик  , пере-воз-чик  ,

1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….

2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………

3. Как образуются сложные слова? ………..

4. Запишите, как образованы слова:

Карточка-ключ. Вариант №2 .

1. Приставочный способ образования слов – это прибавление приставки к исходному слову.

2. Образование слов при помощи суффикса с добавлением окончания определенной части речи.

3. Сложные слова образуются с помощью сложения исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них.

4. За + стелить; по + больше;

(мал)ый + еньк(ий); (переплет)ать + чик(  )

(дыр)а + о + (кол)оть,

(земл)я + е + (коп)ать,

IV. Подведение итогов урока.

1. Что вы сегодня узнали на уроке? /см. Базовый лист контроля/ (Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры).

2. Докажите, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением? Возьмем однокоренные слова красный и краснеть. Определите лексические значения данных слов (красный – алый, пунцовый; краснеть – становиться красным). (Учащиеся приводят свои примеры).

Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет ) и устно делятся впечатлениями.

1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.

2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.

В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.

VI. Домашнее задание : 1) упр. 580 (устное высказывание); 2) упр. 579.

1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования

I. Повторение сведений о морфемах.

Выполните задание №1

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – ………………………………………………….;

суффиксы и приставки – …………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,

задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………

а какие участвуют в образовании форм слова:

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик,

барабанщик, учитель, трубач, москвич

II. Изучение нового материала

выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7

1. Что такое словообразование? …………….

2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..

3. Разделите слова на морфемы:

1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….

2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………

3. Как образуются сложные слова? ………..

Источник

Упражнения по теме «Словообразование»

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.

Упражнение 4.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Тест по теме «Словообразование»

А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.

10. Какое слово образовано способом сложения?

А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ

Источник

Читайте также:  Китайский способ заварки чая
Оцените статью
Разные способы