- Задания на внимание методическая разработка (2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Упражнение зачеркни разными способами
- Комплекс упражнений, предназначенный для развития концентрации внимания и развития мышления младших школьников
- Комплекс упражнений, предназначенный для развития концентрации внимания и развития мышления младших школьников
- Упражнения
Задания на внимание
методическая разработка (2 класс)
Упражнения для кружка «Психологическая азбука» 1-2 классы.Цель упражнений: развитие устойчивости и концентрации внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_vnimanie.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Найдите и зачерните эти буквы: А, Л,К
П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С
С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О
П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К
К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е
Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О
Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С
Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.
5 7 3 2 5 9 0 5 15
10 8 5 3 12 15 30
15 5 23 7 13 29 27
10 11 12 3 4 17
513 2 6 10 18 30
Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж
Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.
На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.
Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.
В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.
Ох, уж эти звонки!
Недавно поставил мой дя дя тел ефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.
В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой.
Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. Без помощи ручки или карандаша, а только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
Источник
Упражнение зачеркни разными способами
Работая с детьми разного возраста (в лаборатории вон ждут трое за двадцать) каждый день, я часто сталкиваюсь с проблемами с внимательностью. Ребятам сложно сконцентрироваться, вникнуть в задачу, их всё отвлекает. Банальный вопрос соседа по парте «а число писать?» может надолго выкинуть из мудрых мыслей. А уж как часто ученики пишут ответы в задачах не на те вопросы. спросили скорость в километрах в час у мага на метле – ответили радостно «он пролетел 23 километра, а потом метла сломалась!»
Смешно, конечно. Правда, когда такие ответы сплошь и рядом встречаются на экзаменах, вот тогда становится очень грустно.
Что с этим делать? Работать с внимательностью. Здесь приведу любимые примеры тех упражнений, которые я использую в практике, их легко видоизменять для любого возраста, повышать сложность и отслеживать прогресс (обязательно делайте это, сегодня вот дайте ребёнку бланк одной из методик и сохраните результат, сравните, что будет через неделю регулярных занятий).
- Знаменитые картинки «найди __ отличий» – засекаете время (я обычно засекаю 5 минут) и даёте ребёнку возможность найти все различия в картинках. Для дошкольника будет важным после выполнения задания обсудить голосом, какие отличия он нашёл. В интернете огромное количество картинок с этим заданием, есть совсем простые, а есть те, с которыми продвинутый взрослый помучается.
- Игры в стиле «найди предмет» на планшете/телефоне (ограничивайте время!). Это интерактивные игры с множеством мелких, спрятанных предметов на одной картинке. И внизу написано (а бывает, нарисовано), что нужно найти. Ваша задача – внимательно вглядываясь в картинку, найти наконец эту спрятанную метлу, у которой торчит только кончик из-за фикуса.
- Игра «послушай» – я её использую с дошколятами, для более взрослых она уже как-то неактуальна. Мы усаживаем детей в круг и просим закрыть глаза и внимательно слушать, что происходит вокруг. Через пару минут все открывают глаза и делятся тем, что услышали.
- Игра «чья буква?» – тоже для маленьких. Каждому ребёнку мы даём карточку с буквой (у всех разные) и начинаем называть знакомые детям небольшие слова (заяц, крот, король, вода, каша. ). Если ребёнок услышал слово, в котором есть «его» буква – он должен сделать какое-то действие: прыгнуть, хлопнуть и т.д. Аналогично можно играть с цифрами-числами.
- Зеркало (заодно пространственное мышление развиваем): ведущий показывает движения, их нужно повторять так, как это делает зеркало. Ведущий машет правой рукой, зеркало машет левой. И пока мы просто поднимаем левую руку – это легко. А попробуйте скрестить руки на груди и скрестить ноги – и сами запутаетесь в том, как это сделать ).
- Масса вариантов игры «что изменилось». В самом простом варианте я прошу ребят сложить из палочек такую же как у меня фигуру. Потом все честно закрывают глаза и я в ней что-то меняю (добавляю, удаляю, переставляю, меняю цвет палочки. ). Задача детей заметить изменения и сделать у себя так же. Самый класс – ничего не изменить. Потом можно делать более сложные композиции, давать время их запомнить и что-то менять в закрытую (или не менять). Задача – понять, что изменилось.
- Ещё чуть-чуть усложняем предыдущее упражнение: делаем какую-то композицию из кучи разных предметов, даём минуту на то, чтобы это дело запомнить, закрываем и задача ученика теперь воспроизвести у себя такую же конструкцию с нуля.
- Игра «я вижу столько. ». Я выдаю детям числа на карточках, их задача за минуту найти в комнате столько предметов. Например, здесь я вижу одно окно. Или я вижу 5 белых стульев. Или 2 синих стула.
- Упражнение «зачеркни разными способами» по методике Немова и Векслера. Ребёнку даётся лист с разными фигурами, а в начале приводится образец, что с ними нужно сделать: квадрат зачеркнуть по диагонали, в треугольнике поставить плюс, в круге знак равно. Задача ученика внимательно, строчка за строчкой пройтись по всем фигурам бланка и отметить их так, как указано в задании. Это прекрасное упражнение для включения в работу, можно использовать в начале урока.
- Упражнение «найди ошибки» – его удобно делать на основе текстов из русского языка или на несложных математических примерах (наша задача сейчас не проверить устный счёт, а потренировать внимательность).
- Знаменитая и отлично работающая таблица Шульте (есть таблицы разной сложности). Ученику предлагается квадрат с разбросанными в нем числами от 1 до. (тут зависит от сложности как раз). Задача – находить числа по порядку и показывать их как можно быстрее.
- Методика «корректурная проба». Есть разные её разновидности, но суть одна: развить концентрацию и распределение внимания. Для этого ученику даётся лист с кучей букв вперемешку (или, в других вариантах, связный текст, или текст без пробелов). Первая задача: находить там какую-то одну букву и обводить её определённым образом. Это задание на концентрацию внимания. Потом можно усложнять: найти 2 буквы – одну из них зачеркнуть, а другую подчеркнуть. Или ещё усложнить до 4, 5 и т.д. букв. Аналогично можно делать с числовыми наборами, а для детей помладше есть бланки с картинками.
- Методика Мюнстерберга. Это метод развития избирательности внимания. Ребёнку предлагается бланк с буквенным материалом, среди которых ему необходимо искать слова. Для всех вышеперечисленных классических методик есть нормативные границы для каждого возраста, если интересно.
- Интеллектуальные таблицы. Вопросы и задания таблицы просты, но есть существенное ограничение по времени (я даю 2 секунды на каждое задание, что учит ребёнка быстро принимать решения). Вариантов таблиц много в интернете, можно делать и самим с учетом возраста и уровня. Для тех, кто не знаком с таблицами, там задачи формата «если собаки лают, поставь в треугольнике плюс, если нет, то нарисуй круг».
- Работа с долговременной памятью. Игра «машина времени» (о, для взрослых и сильно занятых людей тоже очень полезна). Что вы ели вчера на завтрак, а? 😉 Задача ученика в деталях вспомнить события прошедшего дня, прошедшей недели, месяца. Вспомнить самые яркие события года. А для продвинутых: берём календарь, тыкаем пальчиком в любое число месяца (этого или прошлого) и стараемся вспомнить, что было в тот день.
- Коллективные рассказы с кубиками story cubes. Здесь нужно внимательно слушать, что происходило с героями у прошлых рассказчиков и создать красивую, логичную сказку.
- Отлично помогают для развития внимательности анаграммы и филворды, начинайте с простых и играйте всей семьей. Я анаграммы использую с ребятами в индивидуальных занятиях для разминки.
- Помните игру из детства «да и нет не говорить, чёрное и белое не называть»? Вот вспомните и поиграйте со своими детьми ). Суть задания проста: есть запрет на определённые слова (их, конечно, можно менять и/или усложнять, например, нельзя произносить слова, в которых есть буква К), их нельзя произносить даже если очень хочется. Классический вариант игры начинается с вопроса «вы поедете на бал?» и дальше разворачивается история, которая вынуждает ребёнка говорить запрещённые слова. Его задача – удержаться, помнить о запрете и изворачиваться.
- Графические диктанты тоже работают с внимательностью плюс помогают развить ориентирование на плоскости. Их можно давать разными способами: классически 1 клеточка вверх, 3 влево и т.д. или, например, 1 клеточка на юг, 2 на северо-запад, или для более взрослых ребят диктант по координатам (х;у). Ещё можно играть в полицейских: нарисовать клеточное поле и в центр посадить вора. Потом взрослый диктует таким образом путь вора и задача ребёнка глазками следить за перемещениями, а когда тот выйдет за пределы поля – хлопнуть в ладоши. Аналогично можно давать лабиринты без карандаша, только глазами.
- Различные шифры дети тоже любят и задания на расшифровку/зашифровку требуют классной концентрации внимания. Из простых шифров: по номеру в алфавите, шифр Цезаря, Виженера, табличные шифры.
- Для тех, у кого из-за внимательности проблемы с математикой, я рекомендую чаще давать задачи с избыточным условием, задачи в виде рассказа, и, наоборот, задачи, в которых условие недостаточно для того, чтобы их решить. Ещё хорошо помогают задачи с множественным ответом, где нужно найти все возможные варианты. И с ребятами на занятиях любим такие задачи делать в формате аукциона, где каждая команда пытается улучшить результат противника. Например, на сколько треугольников вы сможете разделить круг семью прямыми линиями?
Как-то так. Старайтесь каждый день делать хотя бы одно упражнение, начинайте с этого занятия или проводите игру в середине, и результат обязательно будет.
Дополнительная литература с идеями и готовыми бланками:
- Зотов С.Г. Повышение скорости чтения (там шикарные задания именно на внимательность);
- Машталь Ольга. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.
Расскажите, есть ли у вашего ребёнка проблемы с внимательностью? Как спасаетесь?
Источник
Комплекс упражнений, предназначенный для развития концентрации внимания и развития мышления младших школьников
Аннотация: Комплекс упражнений, предназначенный для развития внимания младших школьников, коррекционно-развивающая работа для уроков русского языка.
Комплекс упражнений, предназначенный для развития концентрации внимания и развития мышления младших школьников
Методическая разработка для младших школьников 1 – 4 класс.
Существуют определённые виды заданий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы и успеваемости по русскому языку у детей младшего школьного возраста. Содержание материала подбирается с учётом возрастных возможностей учащихся.
Цель занятий: развитие у школьников основных свойств внимания (переключения, концентрации и устойчивости) для профилактики и уменьшения специфических (логопедических) и орфографических ошибок.
Упражнения
1. «Составь слово».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция: Ученик в своей рабочей тетради должен составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.
Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т, к, и.
Вариант 2: м: к: о; а; л; п; к; в, п, т, с.
Вариант 3: м, ш, а, н, и, ы, г, р, о, х.
Вариант 4: з ,е, к, о, м, и, л, я, о, п, х, р, х, г.
Вариант 5: п, р, в, о, з, а, к, н, и, е.
Вариант 6: и, р, е, м, о, з, а, н, м, в.
Вариант 7: и, г, в, а, р, л, с, е, н, к, и
Вариант 8: р, а, о, и, н, д, в, у, ы, с, о, н, к.
Вариант 9: и, м, у, а, з, о, к, ь, е, н, л.
Вариант 10: у, ы, м, з, а, к, о, н, л, г, б.
2. Игра «Алфавит».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Коллективная работа не индивидуальная! Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.
Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).
3. «Корректурные упражнения».
Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.
Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.
Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.
Инструкция: В течение 5 минут нужно;
Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;
Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;
Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;
Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;
Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.
Вариантов может быть множество, как и самих вариантов текстов.
4. Игра «Перевёрнутые слова».
Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.
Время выполнения: 10- 15 минут.
Инструкция: Ученику предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.
Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.
а) ШИАМНА- б) РБУСОГ- в) СЫУБ-
ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-
ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-
ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-
АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-
Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение существительного. Вариантов может быть множество, работаем на усложнение.
5. Игра «Пишущая машинка».
Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.
Время выполнения: 10 минут (работа устная).
Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.
Для индивидуального или коллективного занятия.
Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль». (предложения выбираются с знаком препинания).
Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши. Кто ошибается, выходит из игры (если играют несколько игроков).
6. «Исправь ошибки в тексте».
Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.
Время проведения: 10-15 минут, в течение учебного года.
Инструкция: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки. Примеры:
Вариант 1. По круто тропинке горной
Шёл домой барашек чёрны
И на мостик горбатом
Повстречался с белым брато
Помотал один рогом,
Упёрся друго ногами…
Как рогам не крути,
А вдвоём нельз пройти.
Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.
Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.
Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.
Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.
Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.
Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.
Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.
ВАЖНО! Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях.
7. «Соединить половинки слов».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые – в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова. Примеры:
Вариант 1. Вариант 2.
САМО ЛЯР РОД РАСТ
БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА
ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА
БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК
КАП КОН ПО ОЧКА
КОН НАЛ СОР БОР
КА ГОН ВОДО ФОР
ГОН КАН СЕМА ТА
Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Варианты каждый раз разные.
8. «Найти слова».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: На доске ( в тетраде) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.
Смех, волк, столб, коса, зубр, полк, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель и т.д.
9. Игра «Пишем предложение».
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.
Время выполнения: 15 минут.
Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.
Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.
10. Игра «Много – один».
Цель: развитие переключения внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).
Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, – в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном).
Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.
11. Упражнение «Методика Мюнстерберга».
Цель: формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и подчеркнуть их. Затем учащиеся проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).
Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.
12. Упражнение «Придумай слово».
Цель: тренировка объёма внимания.
Время проведения: 3-5 минут.
Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте.
Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например: «М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).
13. Упражнение «Составь слова».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).
Пример: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.
ВАЖНО! Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.
14. Упражнение «Слова-невидимки».
Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени
подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).
Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).
15. Упражнение «Найди родственные слова».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания .
Время выполнения: 5-10 минут.
Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).
Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.
Например: ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».
16. Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время выполнения: 10-15 минут.
Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых – относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).
1)стол, стул, кровать, чайник;
2)лошадь, кошка, собака, щука;
3)ёлка, берёза, дуб, земляника;
4)огурец, репа, морковь, заяц;
5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;
6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;
7)волк, лиса, медведь, кошка;
8)кукла, машинка, скакалка, книга;
9)поезд, самолёт, самокат, пароход;
10)лыжи, коньки, лодка, санки.
1)снег, мороз, жара, лёд;
2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;
3)река, лес, асфальт, поле;
4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
5)парта, доска, ученик, ёжик;
6)змея, улитка, бабочка, черепаха;
7)кисти, краски, чайник, полотно;
8)шляпа, крыша, дверь, окно;
9)молоко, чай, лимонад, хлеб;
10)нога, рука, голова, ботинок.
17. Игра «Весёлая лошадка».
Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений
1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.
Задание даётся при изучении темы «Предложение». Варианты разные.
18. Упражнение «Школьные сочинения».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.
1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
4. Он стоял и лязгал глазами.
5. Зимой многие животные бросаются в спячку.
Приведённые выше задания помогают развивать не только внимание младших школьников, а также делают уроки русского языка разнообразными и увлекательными.
Учимся работать с таблицей Шульте
Возьмите любую таблицу.
Итак, перед вами таблица из определенного количества клеток, в которых в произвольном порядке расположены цифры от 1 до 25.
Ваша задача состоит в том, чтобы, фиксируя взгляд в центральной части таблицы, боковым зрением отыскать все цифры в порядке возрастания (убывания).
1. Расположите таблицу на комфортном расстоянии от глаз, как книгу при чтении – 30–35 см.
2. Найдите взглядом центральный квадрат. Представьте, что в самой его середине располагается точка. Вот на этой точке вам и следует зафиксировать свой взгляд.
3. После этого, все так же глядя в середину таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Именно – «увидеть», а не «найти взглядом». Ваша задача сейчас, не совершая движений глазами, обнаружить ту клетку, в которой находится единица.
4. Как только вы увидели цифру 1, так же, неторопливо и тщательно следя за фиксацией своего взгляда в центральной точке, зафиксируйте местоположение цифры 2. Действуйте так, пока не дойдете до 25.
Примечание. Не спешите – скорость сейчас для вас не главное. Если у вас не получается удерживать свой взгляд на одной точке, то в первую неделю занятий вы можете разрешить себе медленно скользить взглядом по строкам сверху вниз. Но ни в коем случае не двигайте глазами вправо или влево.
Если вы начали совершать горизонтальные движения глазами, то на минуту оторвитесь от таблицы, переведите взгляд на удаленный предмет и немного отдохните, после этого вновь приступайте к выполнению упражнения с самого начала, независимо от того, на каком этапе вы прервались.
В первый день работа с таблицей может занять несколько минут. Если же вам никак не удается удерживать свой взгляд в центральной точке квадрата, то вы потратите на это чуть больше времени. Пусть вас это не беспокоит – несколько дней тренировок – и вы заметно улучшите свой результат.
В среднем на работу с одной таблицей затрачивается 25–30 с.
Омельченко Ольга Валерьевна,
педагог – психолог
Источник