- Тренинговое занятие «Умей сказать «НЕТ»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Занятие для подростков «Умей сказать «Нет!»»
- Ход занятия
- 1. Орг. момент.
- 2. Приветствие
- 3. Сообщение темы, цели занятия.
- 4. Вводная часть. Упражнение «Активатор» [1]
- 5. Беседа с элементами тренинга.
- 6. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». [3]
- 7. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться» (СЛАЙД – 12)
- 8. Итог.
Тренинговое занятие «Умей сказать «НЕТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_umey_govorit_net.docx | 182.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «УМЕТЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ»
27 ноября 2014 г.
Почему так важно – уметь сказать «НЕТ»?!
Умение говорить «нет» — это социальный навык, который в наше время необходим.
Научиться говорить «нет» необходимо для того, чтобы жить СВОЕЙ жизнью, для того, чтобы сделать свою жизнь КОМФОРТНОЙ, для того, чтобы не делать ЧУЖУЮ РАБОТУ, для того, чтобы не делать того, что ты не хочешь. Именно поэтому у нас всегда должна быть способность защитить свою территорию, свою семью, себя и свои интересы!
Здесь никто не говорит о том, что надо быть эгоистом и никогда не выполнять чужих просьб. Я говорю о том, что вы имеете право сами решать, какую просьбу вам выполнять, а какую нет.
МИФЫ, по которым НЕ принято говорить «НЕТ»:
- я не могу отказать другу,
- я не могу отказать родственникам, семье,
- я должен этому человеку,
- сейчас я не откажу этому человеку, а потом он не откажет мне,
- если я откажу, то обижу человека/ подведу/ испорчу с ним отношения…
- культурные люди не отказывают,
- если я откажу, я буду эгоистом, который думает только о себе,
- если я выполню просьбу этих людей – они будут хорошо ко мне относиться,
- если я откажу человеку, то он будет хуже ко мне относиться,
- если я откажусь что-то сделать – все будут считать меня трусом/ слабаком/ человеком не способным сделать данную работу,
- если я откажусь что-то сделать – я подведу человека…
Причины, по которым человек боится/ не любит говорить «нет»
Есть версия, что не умеют отказывать те из нас, для кого особенно важно мнение окружающих о вас самих и о том, что вы делаете и чего не делаете. То есть люди неуверенные в себе, с заниженной самооценкой.
Причин такого поведения несколько, и почти все они родом из детства. Часто дети берут за основу жизненную позицию своих родителей. Если родители постоянно всем помогали, говорили, что отказывать людям нельзя, то неумение говорить «нет» человек просто перенёс из детской жизни во взрослую.
Чаще всего боязнь отказа формируется в подростковом возрасте. Человек слабо проявляет волю, не может самостоятельно принимать решения, не имеет собственного мнения – ему часто говорят, ты ещё ребёнок, я за тебя решаю, я знаю, как тебе лучше, думай в первую очередь о том, чтобы учиться, вот вырастишь, тогда и будешь решать… — поэтому всегда вынужден соглашаться с другими.
Если частенько случается так, что тебе настойчиво предлагают в супермаркете продукт, который тебе не нужен, а ты его покупаешь; меряя джинсы, ты видишь, что они тебе не подходят, а продавец утверждает обратное, и ты покупаешь их; к тебе домой напрашивается неприятный человек и ты его принимаешь; твои друзья уходят с урока, в то время, когда ты хорошо приготовился к нему, планируя получить отличную оценку – ты уходишь вместе с ними; ты хочешь пообедать кефиром с булочкой, а твои друзья едят только «модные» хот-доги, и ты покупаешь хот-дог; если частенько одноклассники не выполняют свои поручения, эти поручения перекладывают на тебя и ты их выполняешь…если ты часто делаешь то, что тебе не надо, не нравится, не хочется делать… тебе надо научиться говорить «НЕТ».
Сразу ничего не получится. К этой цели надо идти маленькими шашками.
Как научиться говорить слово «НЕТ».
Приёмы, которые работают:
- Если сразу отказать не получается, надо воспользоваться паузой , то есть уйти от прямого контакта, ведь трудно отказать, глядя просителю в глаза, легче попросить время на обдумывание, а затем перезвонить и отказаться.
- Если на вас «давят» в принятии решения, перехватите инициативу . Мой хороший знакомый так вёл себя с назойливыми цыганами: когда очередная толпа цыган «облепляла» его с возгласами «дай погадаю» он выступал со встречной, не менее настойчивой просьбой – «дай 15 рублей на проезд» и уверениями непременно отдать. Толпа цыган рассеивалась за секунды.
- Подбирайте синонимы к слову «Нет!». Все дело в том, что самое трудное – это именно сказать слово «Нет!» или слово с отрицательной частицей. Поэтому придумайте другую словесную форму для отказа: мне хотелось бы помочь, но…, я прошу прощения, но…, это очень интересное предложение, но…. я с удовольствием это попробую, но…
- Если вы идёте на неприятную беседу и заранее понимаете, что вас будут о чём-то просить – приготовьте заранее обдуманный отказ.
- Придумайте авторитет . Очень хороший, хотя немного хитрый прием – это, отказывая, сослаться на отрицательное отношение к данному вопросу кого-то из своих близких или друзей, которые являются для просящего непререкаемым авторитетом.
- Шутите. Отказ шуткой говорится и принимается легче. «Пойдем сегодня погуляем?» — «С тобой — никогда!»
- Дайте обоснование , а не оправдание.
- Предложить альтернативу. «Я не хочу идти сегодня в кино, мне оно не интересно. Подумай, может с тобой кто-нибудь еще соберется? У нас ведь кто-то еще хотел посмотреть этот фильм!»
- Если же на ваш отказ собеседник начинает давить и играть на ваших чувствах, то дело уже не в вашем умении и неумении говорить «нет», а в том, что ваш собеседник вами манипулирует. Можете ему просто сказать: «Не дави на меня!» (вариант: «У меня такое ощущение, что ты на меня давишь!»), и если вы можете сказать это спокойно и глядя в глаза , ситуация перейдет под ваш контроль.
- Сильный и уверенный в себе человек не сердится ни на себя, ни на собеседника за свой вынужденный отказ , не ругается по этому поводу ни на кого и не устраивает ни себе, ни другим неприятности.
- На обиженных воду возят. Не бойтесь обидеть кого-то своим отказом. «Если друга можно потерять, значит это не такой уж и друг». В данной ситуации можно сказать практически то же самое: если человек, просящий вас об одолжении, не способен войти в ваше положение и понять причину отказа, то это очень ярко иллюстрирует его истинное к вам отношение.
- Заставьте себя уважать. Как это ни печально осознавать, но во многих подобных случаях ваши близкие и друзья просто «сели вам на голову». Пора бы их оттуда снять. Как только вы откажете кому-то в первый раз, то увидите, насколько изменится отношение к вам окружающих. Вас просто начнут уважать. Это, конечно, не значит, что вас не уважали до сих пор. Но вас начнут уважать как человека, умеющего говорить «Нет!», а это значит, что впредь к вам будут обращаться только по действительно важным вопросам.
Упражнения для отработки навыка отказа.
Участники разбиваются на пары. Нужно встать друг против друга на расстояние вытянутой руки. Затем участники поднимают руки до уровня груди и соприкасаются ладонями.
Упражнение проходит в два этапа:
1) Оказать сопротивление и ощутить давление партнера, но при этом нельзя его сталкивать с места.
2) Столкнуть напарника, но при этом устоять на своем месте.
Тренинг «Да» и «Нет».
Один из участников тренинга предлагает что-то сделать, другой отказывается. При этом нельзя произносить слово «Нет».
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Тренер каждой группе определяет ситуацию, которую они должны обыграть (например, отказаться от предложения одноклассников прогулять урок).
— Назовите способы влияния на мнение человека (убеждение, соблазн, лесть, подкуп, угроза, шантаж и т.д.)
— Перечислите виды поведения в ситуации давления (агрессивность, пассивность, боязливость, уверенность, решительность).
Каждой тройке участников дается задание: два участника должны играть роль «кукловодов» – полностью управлять «куклой». Расставляются два стула на расстоянии 1,5 метров. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного стула на другой. «Кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают «кукловоды».
— Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?
Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой — это неприятно.
Каждый человек должен запомнить простые правила, как себя нужно вести с «кукловодами»:
- не бойся выглядеть недостаточно умным;
- не бойся выглядеть недостаточно смелым;
- не бойся выглядеть недостаточно взрослым;
- не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным.
Мне бы хотелось привести слова бывшей наркоманки: «Когда ты принимаешь наркотики, тебе кажется, что твоя жизнь чем-то занята, но в ней не происходит ничего, и ты действительно только принимаешь наркотики. И это твоя зависимость. И поэтому ты раб. Ты служишь коварному и жестокому господину. И от этого ты становишься не просто несчастным – ты становишься просто мертвым».
Каждый человек должен сам сделать свой выбор: быть ему свободным или быть рабом. И если ты хочешь оставаться свободным от наркотика человеком, ты должен вовремя сказать твердое «Нет».
Разработала Маркина В.В., ГДОД «Юная Тула», МКОУДОД«ДД(Ю)Т» (50-50-84)
Источник
Занятие для подростков «Умей сказать «Нет!»»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Оборудование занятия: компьютерная презентация, мяч, карточки с описанием ситуаций, силуэт мальчика (из бумаги) на классной доске, силуэты ладоней рук (из бумаги), «Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети садятся на стулья по кругу.
(СЛАЙД 1)
2. Приветствие
детей в форме презентации: «Ты Маша – весёлая, а я Виктор – добрый.
3. Сообщение темы, цели занятия.
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
— Как вы это понимаете?
(СЛАЙД 2)
Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
4. Вводная часть. Упражнение «Активатор» [1]
(СЛАЙД 3)
— Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.
— Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.
5. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.
— Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).
— Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу. [2]
Психологи называют такое явление групповым давлением. (СЛАЙД – 4)
Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).
Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы: [2]
(СЛАЙД – 5):
— кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;
— другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (СЛАЙД – 6): (после каждого вида дети должны привести пример)[1]
— Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
— Приведите примеры таких ситуаций.
— К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
6. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». [3]
— Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)
Ведущий выражает отказ по-разному.
— Что вы можете сказать об услышанных отказах? [2]
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
— Кто получил на своё предложение такой вид отказа? (СЛАЙД – 7):
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» — «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
— Кто получил такой отказ? (СЛАЙД – 8)
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» — «Давай лучше погуляем по посёлку». (СЛАЙД – 9)
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». (СЛАЙД – 10)
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» — «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления». (СЛАЙД – 11)
Вывод: о разных видах отказа.
7. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться» (СЛАЙД – 12)
Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению. [3]
Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:
- реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
- возможность избежать данного конфликта, агрессии;
- целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).
Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.
Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга)
В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим».
Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».
Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»
Инга растерялась: «Нет».
Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»
Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)
Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.
1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»
Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.
2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)
Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.
Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»
Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.
8. Итог.
Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?
На доске прикреплены силуэт мальчика-подростка и силуэты ладоней с надписями качеств человека: неуверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), уверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), агрессивность, спокойствие, трусость.
(СЛАЙД – 13) Дети читают со слайда характерные черты уверенного человека, при этом стараются изобразить поведение уверенного человека.
Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
— Что нового узнали?
— Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».
Ритуал прощания (СЛАЙД – 14)
Источник