Управление самостоятельной работой студентов
В самостоятельной работе студентов по решения познавательных и практических задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельностью. Это целеполагание, планирование и организация работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом работы, и ее конечным результатом, устранение замеченных ошибок. Современная теория организации и управления образовательным процессом в высшей школе свидетельствует о том, что интенсивность самостоятельной работы студентов является фактором, существенно определяющим качество подготовки специалистов [117].
Объектом управления самостоятельной работы студентов является учебно-познавательная деятельность студентов. Управление выполняет четыре функции: а) мотивацию; б) планирование; в) организацию; г) контроль и оценку. В его основе имеются три момента: конкретное определение целей работы, выбор способа достижения цели и определение способа контроля и корректирования.
Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристиками этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентами, стремление к обоснованию своих взглядов; способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Содержательной стороной мотивации учебно-познавательной деятельности являются подбор содержания учебного материала, составление заданий, конструирование учебных задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.
Мотивация работы начинается с диагностирования и целеполага- ния в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительного эмоционального отношения студента к учебной дисциплине, к себе (преподавателю) и своей деятельности. Далее на втором этапе преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки в ходе процесса учения на основе самоконтроля. На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для индивидуально-творческой деятельности студентов с учетом сформированных интересов. При этом он проводит индивидуально-дифференцированную работу с обучаемым с учетом его способностей, ценностных ориентаций и опыта отношений.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие мотивации самостоятельной работы.
• Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в лабораторном практикуме или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
• Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.
Важным мотивационным фактором является введение в учебный процесс активных методов обучения, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от частных знаний к многосторонним знаниям об объекте изучения, его моделирование, а не только приобретение умений и навыков.
• Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно- исследовательских или прикладных работ.
• Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты и др.). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является мотивационным фактором учебы студента.
• Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности или санкции за плохую учебу.
• Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
Мотивационным фактором в интенсификации самостоятельной работы студентов является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал и как творческая личность. Он может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего личностного развития.
Кроме того, на мотивацию познавательной активности учащихся влияют такие факторы и побудители, как поощрение, наказание, педагогическое требование, личный пример и авторитет преподавателя, групповое ожидание и давление, статус личности студента в группе (коллективе), некоторые его индивидуально-психологические особенности (черты характера, эмоции, чувства, волевые качества), уровень трудовой дисциплины.
Краткий анализ мотивационного компонента и путей его реализации в учебном процессе показывает, что формирование у обучаемых положительных мотивов учебно-познавательной деятельности является одной из главных задач профессорско-преподавательского состава учебного заведения. Для ее успешного решения необходимо использовать психолого-педагогические и организационно- методические средства.
При определении целей студент должен получить указание о том, для чего нужна эта работа, какие знания и умения необходимы для ее выполнения, какие результаты должны получиться в конце работы. При определении способа действия возможно подробная инструкция или указание на последовательность операций обобщенного характера; могут быть указаны известная методика или метод, который надо изучить и применить в данной работе. Организация контроля подразумевает определение видов отчета — устных, письменных, контрольных работ и т.д. Любой вид отчетов должен обеспечить контроль деятельности студентов с последующей коррекцией для достижения целей.
Студент включается в систему самостоятельной работы как субъект деятельности, и изначально предполагается его способность сознательно и целенаправленно действовать, а именно:
• планировать свои действия, т.е. выбирать свои цели, определять программы и методы их достижения;
• организовывать, объединять свои ресурсы для достижения поставленных задач;
• управлять своей деятельностью, т.е осуществлять самоконтроль с последующей коррекцией своих действий;
• осуществлять обобщение учебной информации и принимать правильное решение.
Анализ программы действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для управления самостоятельной работы студентов по дисциплине позволил включить в этот перечень более 26 позиций. Перечислим некоторые из них: изучение государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности; анализ учебного плана специальности; определение количества часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу; подготовка тестов и задач для входного контроля подготовленности студентов к изучению данной дисциплины; разработка банка познавательных задач; определение критериев выполнения каждого задания; определение периодичности и форм контроля; создание необходимого информационно-методического обеспечения; определение форм индивидуальной работы со студентами; разработка календарного плана-графика выполнения заданий; передача авторских текстовых материалов для включения их в электронные учебники; организация выдачи студентам материалов в начале семестра; проведение индивидуальной работы со студентами в течение семестра; проведение контрольных мероприятий и т.д.
Управление самостоятельной работой студентов может осуществляться через различные формы обучения: через семинарские и практические занятия; с помощью систематических консультаций и коллоквиумов; через специально разработанные на кафедре учебно-методические материалы. Эффективность и результативность прежде всего связаны с ориентацией в действиях преподавателей и студентов на достижение успеха. Интенсивность этих действий основана на твердом убеждении в их целесообразности.
Разумеется, самостоятельная работа студента, методика ее организации на уровне учебной дисциплины непосредственно связана с проблемой активизации познавательной деятельности обучаемых, которая в аудиторных формах занятий протекает весьма специфично. Лекции, упражнения, семинары ориентированы, как правило, на массовую фронтальную работу студентов. Однако процесс учения в структуре аудиторных занятий, как и внеаудиторная учебная работа отдельного студента, по своему характеру индивидуален. Поэтому оптимальное управление познавательной деятельностью студентов в целостном педагогическом процессе является в высшей степени индивидуализированным. Это одно из условий оптимизации учения, поскольку учет индивидуальных различий в мотивах, темпах и приемах познавательной деятельности обучаемых, в силу особенностей развития организма и психики, уровней довузовской подготовки студента и ряда других факторов, способен служить катализатором совершенствования учебного процесса. В сущности, студент учится постольку, поскольку учит себя сам и поскольку преподаватели сумели организовать его учебную и самостоятельную деятельность.
Принцип индивидуализации в обучении вообще и при системе управления самостоятельной работы студентов в частности предполагает:
• переход к изучению следующей порции материала только после высокого качества усвоения предыдущей;
• индивидуальный темп прохождения материала;
• преимущественное использование электронных источников знаний;
• привлечение тьюторов в качестве консультантов;
• использование лекций больше в целях мотивации учебного процесса, нежели сообщения новых знаний.
Консультации, применяемые с целью управления самостоятельной работой, могут быть: установочные, раскрывающие характер работы по предстоящей конкретной схеме; тематические, на которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания ими темы и оказать необходимую помощь; проблемные, в ходе которых актуализируются знания студентов по отдельным вопросам конкретной проблемы с привлечением всего изученного материала.
Консультации являются одной из действенных форм оказания помощи студентам в их самостоятельной работе. Они выполняют и контролирующую функцию. Кафедра должна четко планировать графики консультаций и контролировать их выполнение.
Таковы основные положения управления самостоятельной работы студентов в учебном процессе на уровне кафедры, где решается задача формирования умений студента самостоятельно выполнять задания по отдельным дисциплинам в определенных условиях.
Источник
Доклад «Управление самостоятельной работой студентов»
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
1 Основные подходы и характеристики самостоятельной работы
Виды и структура самостоятельной работы студентов
В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:
— самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
— самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
— внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и т.п.) В этой связи, управление СРС — это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. ОргСРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на ОргСР утверждается по каждой дисциплине методическими советами направлений и специальностей. Предполагается, что Орг СРС должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.
Содержание Орг СРС может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах — также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.
Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включать в себя следующие составляющие:
1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные ФГОС, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.
Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются ФГОС, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
Основные характеристики самостоятельной работы студентов
1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего — это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:
— взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;
— уровень сложности заданий для самостоятельной работы;
— включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.
Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.
Рассматривая учебную деятельность как процесс решения задач, следует выделить следующие ее звенья.
Во-первых, постановка учебной задачи. В психологии (педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате конкретизации смысл образующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной учителем. Поэтому обучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.
Во-вторых, применение оптимальных способов решения задачи. Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами существует принципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются:
Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности, способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.
В-третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи. Формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.
2. Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.
Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.
3. Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.
Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.
4. Индивидуализация СРС, которая включает:
— увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;
— деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, — нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)
— регулярность консультаций с обучаемыми;
— исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
Источник