- Система управления рисками в таможенном контроле
- Система управления рисками
- Формы контроля
- Одно из основных направлений внедрения СУР
- Принципы управления рисками
- Применение подхода, основанного на методах управления рисками, к таможенному контролю
- Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»
Система управления рисками в таможенном контроле
Экономическое развитие Российской Федерации в настоящее время невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.
В силу этого особая роль по защите экономического суверенитета государства, обеспечению его экономической безопасности, по формированию доходной части федерального бюджета отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающемуся органу государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее — ВЭД), своевременно и качественно обслуживающему ее участников.
Постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и вместе с тем ограниченные возможности содержания таможенной службы требуют от таможенной службы постоянного совершенствования, заставляют искать оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций.
Одной из наиболее значимых задач таможенных органов является контроль над соблюдением участниками ВЭД установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В то же время в свете вступления Российской Федерации в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников экспортно-импортных операций также является важной частью государственной политики.
Система управления рисками
Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле(далее — СУР).
В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.
Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни. Несмотря на то что институту анализа и управления рисками в Таможенном кодексе РФ посвящена только одна статья, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе Российской Федерации системы управления рисками.
При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации. Принцип выборочности, закрепленный в п. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран.
Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основы. Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.
Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.
Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.
Формы контроля
Выбор форм контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом оба требования к современному таможенному контролю не должны помешать выполнению его важнейшей задачи — обеспечению соблюдения таможенного законодательства.
Новеллой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочности, основанной на системе управления рисками. Следует отметить, что данная система в практику деятельности таможенных органов Российской Федерации внедрена и применяется с августа 2004 г., однако уже можно с уверенностью признать ее большое значение при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны и содействием развитию торговли.
Таможенный контроль теперь осуществляется на основе системы анализа и управления рисками, т.е. выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, для здоровья граждан и т.п.
Если велика вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, то необходимо выбирать приоритеты — в первую очередь подвергать проверке те операции и поставки, с которыми связаны правонарушения, влекущие наиболее значительные потери с точки зрения защищаемых таможенным законодательством интересов.
Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях применение мер контроля является составной частью таможенного оформления.
Риск реализуется в виде профилей рисков, которые могут быть:
— обязательными (например, для особых категорий товаров);
— целевыми;
— случайными.
Одно из основных направлений внедрения СУР
Одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля. Ее внедрение в полном объеме позволит сократить таможенные досмотры ввозимых товаров до 10%, в отношении вывозимых товаров — до 8% без ущерба для безопасности государства.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, т.е. представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.
Основными компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.
Принципы управления рисками
Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов.
В соответствии с п. 2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации») в таможенной службе Российской Федерации риски подразделяются на:
выявленные — выражаются в том, что существует известный риск, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.
Следует заметить, что в науке определение выявленного риска считают противоречивым, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 358 ТК РФ риск — это вероятность, т.е. нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения — это уже не вероятность. Другое дело — установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений;
потенциальные — представляют риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств.
В некоторых странах, например в Италии, используется технологическая схема желтого коридора, когда осуществляется документальный контроль и по его результатам принимается решение о необходимости проведения фактического досмотра. Выпуск товаров в свободное обращение в данном случае осуществляется после проведенной проверки и уплаты таможенных платежей. В настоящее время в Италии 74% товаров проходит по зеленому коридору, 19% — по желтому и 7% — по красному.
Практика применения таможенными службами стран — членов Всемирной таможенной организации (ВТО) системы управления рисками доказывает ее эффективность. Так, в таможне Дувра (Великобритания) досмотру подвергаются не более 3 — 4% товарных партий. Система управления рисками в Италии позволяет выявлять от 1 до 2% нарушений от общего объема декларирования при осуществлении проверки только 26% деклараций. Досмотр товаров и транспортных средств в США применяется крайне редко — в отношении 1 — 2% товаров.
Применение подхода, основанного на методах управления рисками, к таможенному контролю
ВТО предполагает, что применение подхода к таможенному контролю, основанного на методах управления рисками, позволит таможенным службам:
— сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы;
— повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства;
— предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия;
— ускорить торговлю и передвижения.
Таким образом, Таможенный кодекс РФ предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки.
Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО.
Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.
Система анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходима и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, т.е. региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям — для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.
Источник
Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»
В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля на основании положений статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы управления рисками в таможенной службе Российской федерации (далее — Концепция).
2. Начальникам структурных подразделений ГТК России применять положения Концепции при подготовке нормативных правовых актов ГТК России, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, обеспечить ознакомление личного состава подчиненных таможенных органов с положениями Концепции.
4. Заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
Приложение
к приказу ГТК России
от 26.09.2005 N 1069
Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.
Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР) *1.
Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.
Цель СУР — создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
— имеющих устойчивый характер;
— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.) *2:
— таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
— при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;
— таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
— таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.
СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:
— сокращение времени таможенного оформления;
— прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
— партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
*1 «Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролирован, производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню» Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p.36
*2 Kyoto Convention (1999). General Annes, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.
Риск — вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск — это риск который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
— товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации:
— транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;
— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;
— сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иных документов, выражающих содержание таких сделок;
— деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
— деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
— результаты применения форм таможенного контроля;
Область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.
Индикаторы риска — определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
Оценка риска — систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.
Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.
Управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
Основные задачи СУР:
— создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
— разработка методик (программ) по выявлению рисков;
— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
— выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
— определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
— разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
— разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
— контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
— накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
— принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
— принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
— принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);
— принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
— принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ГТК России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.
Стратегическое управление — определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;
Оперативное управление — определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.
Тактическое управление — определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.
5.1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:
— статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;
— о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
— поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;
— о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
— о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
— о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
— о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
— заявляемой при осуществлении таможенных операций;
— о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;
— о транспортных логистических схемах.
Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.
Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.
В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ГТК России.
5.2. Выявление и анализ рисков.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
— совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
— таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
— критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
— индикаторов риска (граничных количественных: показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
— оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
5.3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.
При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
— прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
— анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам — выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
5.4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам — их корректировку.
Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):
— пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
— на эффективность таможенного контроля;
— на полноту взысканных таможенных платежей;
— на ускорение товарооборота;
— на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;
— на изменение времени таможенного оформления.
При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.
Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
* Нумерация раздела 6 приведена в соответствии с оригиналом текста документа.
Внедрение СУР предполагает следующие этапы:
— анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;
— разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;
— осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;
— определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;
— расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;
— внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;
— внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;
— создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.
Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.
Источник