Понятие и виды управленческого взаимодействия
Управление представляет собой многогранный процесс. Он включает в себя выработку и доведение решений до исполнителей, координацию их действий, получение и анализ информации о результатах, корректировку и т. п. Все это происходит в рамках постоянного взаимодействия субъектов управленческой деятельности (подразделений, должностных лиц и проч.).
По характеру такое взаимодействие может быть прямым или косвенным. Прямое предполагает реальный контакт сторон; косвенное подразумевает, что одна из них создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было специальных сигналов, выполняет то, что от нее требуется.
Если при контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, говорят о непосредственном взаимодействии. В крупных организациях оно возможно лишь в ограниченных масштабах, и в большинстве случаев субъекты контактируют опосредованно, через кого-то, скажем, заместителей или низовых руководителей.
Взаимодействие может быть связано с решением главных либо второстепенных проблем, осуществляться постоянно или эпизодически, как преднамеренно, так и случайно.
По содержанию оно бывает техническим, информационным или административным.
Техническое взаимодействие имеет место в рамках процессов, не относящихся к принятию решений (ведение делопроизводства, хозяйственное обслуживание, хранение документов и проч.).
В рамках информационного взаимодействия субъекты обмениваются сведениями, необходимыми для ориентирования в ситуации выработки решений. Эти сведения бывают официальными и неофициальными.
В процессе административного взаимодействия осуществляются:
• передача вышестоящими звеньями управленческой структуры нижестоящим полномочий и ответственности, текущих распоряжений, инструкций, рекомендаций;
• контроль их работы;
• координация действий и проч.
Административное взаимодействие между субъектами управления бывает вертикальным (субординационным и координационным) и горизонтальным (координационным).
В рамках вертикального взаимодействия происходит интеграция всех звеньев и уровней управленческой структуры путем их подчинения руководящему центру. На основе горизонтального обеспечивается согласование их самостоятельных действий в интересах достижения общей цели.
Вертикальное взаимодействие осуществляется прежде всего с помощью распорядительства, под которым понимается выдача приказов, поручений и заданий исполнителям.
Распорядительство основано на субординации — служебном подчинении младших старшим по рангу, обусловленном их односторонней юридической зависимостью. В соответствии с ней руководители имеют право отдавать распоряжения и требовать от подчиненных их неукоснительного выполнения.
Субъектами отношений субординации являются подразделения и управленческие должности разных уровней, которые находятся между собой в иерархическом соподчинении. Наиболее яркий пример распорядительства — линейное руководство.
Сегодня при решении большинства проблем исполнителям приходится напрямую взаимодействовать не только со своим руководителем, но и с параллельными звеньями, функциональными службами.
Поэтому, чтобы их избежать, механизм субординации необходимо дополнять механизмом координации. Посредством ее происходят распределение видов деятельности организации во времени и пространстве, обеспечение целостности, устойчивости, согласованности взаимодействия ее различных частей, отношений со средой, синхронизация и интеграция усилий, направленных на решение общих задач.
Координация бывает вертикальной и горизонтальной.
Вертикальная основана на соподчиненности субъектов управления. В ее рамках вышестоящее звено теми или иными способами обеспечивает единство и согласованность во времени и пространстве действий группы нижестоящих звеньев. Ее примером служит дирижирование оркестром.
Близким по сути координации является регулирование — деятельность по устранению отклонений от заданного режима функционирования. Но если в случае координации таких объектов бывает несколько, то регулироваться может и один.
Чем сложнее организация и сильнее взаимосвязанность ее подразделений, тем острее необходимость вертикальной координации и регулирования, которые осуществляются с помощью следующих рычагов.
Горизонтальное взаимодействие происходит между юридически равноправными должностями и подразделениями одного уровня, но принадлежащими к разным «ведомствам» (поэтому в их отношениях отсутствует властность). Оно осуществляется с помощью горизонтальной координации.
Но горизонтальная координация сложна ввиду различия, а порой и противоречивости интересов участников, особенно в условиях неопределенности и быстрого изменения ситуации. Поэтому ее часто приходится дополнять для нахождения «общего языка» и экономии времени прямыми распоряжениями и вертикальной координацией.
Выделяется несколько видов управленческих полномочий: распорядительные, рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.Рассмотрим их более подробно.
Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть общими, линейными и функциональными.
Общими полномочиями обладают представители высшего руководства организации — директората, правления и проч. Они распространяются на вопросы постановки целей, выработки стратегий, контроля всех основных сторон деятельности, действия в чрезвычайных ситуациях.
Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями. В их рамках первые предписывают вторым, что, когда и где те должны делать или наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; несут ответственность за каждого из них и координацию работ.
Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений (производственных, сбытовых, финансовых и проч.); работы с персоналом (приема, увольнения, оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе).
Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они предполагают принятие соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиненных другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать для достижения целей.
Такими полномочиями обладают главные специалисты фирмы, обычно руководящие соответствующими службами (бухгалтерской, кадровой, плановой и проч.).
Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются.
А. Файоль утверждал, что функциональная специализация в управлении должна сочетаться с «единством командования». Функциональные специалисты являются оперативными работниками в штабе командующего, ибо ни один высший руководитель без помощников не способен справиться с оперативной нагрузкой.
Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям, каким образом лучше всего решить тотили иной узкий вопрос. Но в отличие от предыдущего случая эти советы не носят инициативного характера и не являются обязательными для исполнения.
Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и проч.
Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять по поручению администрации проверку деятельности руководителейи исполнителей, требовать от них предоставления необходимой информации, анализировать ее и направлять результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.
Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лицо (подразделение), которое ими обладает, имеет право(также от имени высшего руководства) согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организации.
Координационными полномочиями наделяются различного рода комитеты и комиссии, создаваемые на временной или постоянной основе для решениясложных или спорных проблем.
Наконец, согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.
Согласительные полномочия могут быть предостерегающими и блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствиепринимаемых решений действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки или нарушения и предлагает их исправить. В противномслучае он не ставит своей визы под документом, свидетельствующей его правильность с юридической точки зрения. В то же время руководители могутигнорировать мнение юриста, беря на себя ответственность за возможные негативные последствия. Блокирующими, или параллельными, полномочиямиобладает главный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого личной подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, не можетпоявиться.
Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, действия и их последствия (по отношению к достижению целей; по отношению к членам организации; по отношению к системе более высокого порядка).
Различают два типа ответственности: общую и функциональную.
Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель организу-ет подбор и расстановку кадров и т. п. Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы и является уделом исполнителя.
Если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия могут остаться безнаказанными.
Обратная же ситуация приводит к параличу деятельности из-за боязни субъектов негативных последствий для себя, а также к ухудшению психологического комфорта. Поэтому соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.
Источник
Управление как социальное взаимодействие
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальное управление и социальное взаимодействие
Социальное управление – это сложный тип деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, данная деятельность обеспечивает существование любой социальной организации и решает сложные социальные проблемы.
Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, которые связаны с циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта одновременно выступает и как причина, и как следствие ответных действий других субъектов. Данное понятие практически тождественно понятию «социальное действие», являющемуся исходным моментом формирования социальных связей.
Процессуальный характер управленческого взаимодействия
Социальное управление распространяется на всю систему общественных отношений, представляющих собой ряд разнообразных связей социальных групп, а также внутри них при осуществлении социальной, экономической, политической, культурной деятельности. В связи с чем характер социального процесса отмечен и в социальных отношениях, которые возникли на основании непосредственных взаимодействий между людьми в различных сферах жизни общества, а также социальное управление такими отношениями.
Процесс управления, безусловно, не может быть ограничен только воздействием, так как в управлении очевидно наличествует взаимодействие двух субъектов при осуществлении какого-то типа деятельности, но оно осуществляется не на равных, поэтому в нем непременно присутствуют два элемента – воздействие и влияние.
Конечным смыслом социального управления выступает повышение результативности человеческой деятельности, которое достигается оптимизацией взаимодействия субъекта и объекта управления. Таким взаимодействием отражается деятельностная сторона в управленческой системе, являясь формой социального процесса. В социологии под социальным процессом понимают последовательное изменение качественных состояний или элементов социальной системы, социальных явлений, которые связаны структурно-функциональными или причинными связями.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальный процесс, в отличие от любых других, имеет свою специфику:
- в нем отражены изменения характера взаимодействия людей;
- процесс предполагает массу взаимосвязанных социальных явлений, которые находятся в отношениях последовательности;
- последовательность обуславливают или причинные, или структурно-функциональные связи.
Причинные связи следуют из намерений одного человека по отношению к другому. Например, руководитель может навязывать своим подчиненным определенный способ поведения. Взаимодействие начинается, если подчиненный как-либо ответит руководителю.
Социальное взаимодействие, или интеракция – это процесс, основой которого являются действия партнеров, направляемые друг на друга, стремящиеся вызвать определяемую ответную реакцию. Оно предполагает ряд взаимных ожиданий и взаимный обмен реакциями.
Ожидания, или экспектации проявляются устойчивым интересом к ответным действиям партнера. В процессе взаимодействия находят отражение две стороны экспектаций: право ожидания от партнера поведения, которое соответствует ролевой позиции, которую он занимает, а также обязанность вести себя соответственно ожиданиям партнера.
Принято выделять несколько критериев классификации процессов управленческих взаимодействий:
- степень детерминированности социальных связей, которые выступают как основа управленческих взаимодействий – линейных и нелинейных);
- социально-структурные характеристики субъекта и объекта управленческих взаимодействий, которые могут быть индивидуальными, групповыми, прямыми, опосредованными, одноступенчатыми, многоступенчатыми;
- сферы управленческого взаимодействия – с трудовой сфере, политике и образовании;
- характер взаимодействия – рациональное, иррациональное;
- формы управленческих воздействий – авторитаризм, демократия, либерализм, направленность, реактивность.
Совокупностью нескольких оснований определяется главенствующая форма управленческих взаимодействий.
Следствием процесса управленческого взаимодействия выступает его результат. Выделяют результаты прямые и косвенные. В прямых отражается степень достижения цели, а косвенные называют социальными последствиями. Например, рассматривая демократизацию управления, прямой результат этого – участие в нем широких слоев населения, а косвенно – был ослаблен государственный контроль.
Управленческий процесс как социальное взаимодействие объекта и субъекта
Управленческий процесс – это многоступенчатый последовательный процесс социального управления, включающий прогнозирование, проектирование, программирование, планирование.
Каждая из ступеней предполагает наличие собственных методов. При применении методов прогнозирования, определяют вероятные тенденции в изменении того или иного процесса или явления, выступающего объектом управления. Методы проектирования должны научно обосновывать возможные варианты изменения этих явлений. Через методы программирования производят отбор и решают наиболее значимые, определяющие направления развития проектируемого процесса.
Социальное управление содержит ряд особенностей управленческого воздействия:
- многофакторность – включает те факторы, которые возникают в процессе управленческого взаимодействия и которые не могут не учитываться в процессе выбора методов воздействия;
- субъективные интересы людей – социальный характер управленческих взаимодействий определяют в первую очередь интересы людей, включенные в состав субъекта и объекта управления. Они могут в значительной мере влиять на эффективность управленческого воздействия;
- взаимосвязь влияющих друг на друга процессов – социальные процессы, представляющие пространство управленческих взаимодействий, тесно взаимосвязаны. Связи, которые они образуют, могут усиливать или напротив, угнетать силы управленческих воздействий;
- гибкость и вариативность воздействия, которая определяется подвижностью и изменчивостью социальных и управленческих процессов.
Обозначенные особенности управленческих воздействий на социальный процесс отражаются спецификой методов социального управления.
Источник