Управленческое решение это способ достижения цели

Управленческое решение

Управленческие решения входят в любой процесс управления. Они — важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей. Причем они пронизывают каждый этап — от постановки цели и выработки стратегии до подведения итогов.

Управленческие решения можно назвать главным продуктом, созданным менеджерами. От их эффективности зависит, будет достигнута цель или нет. Особое значение имеет обоснованность решений и своевременность их принятия. Решения должны соответствовать ситуации, подчиняться законам страны и внутренним законам компании, быть совместимыми с условиями развития компании и сферы в целом. Также важно, чтобы решения не шли вразрез с экономией ресурсов — иначе получается, что ради достижения одной цели ухудшается ситуация в других областях.

Что такое управленческие решения

Исходя из информации, представленной в предыдущем параграфе, можно сформулировать определение. Управленческое решение — это выбор развития событий для достижения цели. Его осуществляет руководитель. Это альтернатива, позволяющая решить проблему или конфликтную ситуацию.

Управленческие решения — это логически связанные действия, позволяющие решить поставленные перед руководством или коллективом задачи. Это также действия со стороны менеджмента или другого руководящего звена, которые основываны на анализе ситуации или теоретических аспектов деятельности. Действия тесно связаны с выбором цели и выбора вариантов работы коллектива по ее достижению.

Управленческие решения имеют форму приказа, распоряжения или инструкции. Также они могут доноситься до коллектива в рамках личной или деловой беседы.

Классификация управленческих решений

  1. По характеру вводных данных:
    — решения, принимаемые в условиях полной определенности — менеджер знаком со всеми аспектами и готов ответить наверняка, как лучше поступить;
    — в обстановке риска или неопределенности — здесь управленец вынужден действовать на удачу, полагаясь на интуицию и свою удачу: это может привести к потере материальных и кадровых ресурсов, а также утрате благоприятного имиджа компании.
  2. По принципам принятия:
    — запрограммированные: решения принимаются стандартным способом, так как ситуации типичные, повторяющиеся, а проблема изучена;
    — незапрограммированные: ситуация абсолютно новая, поэтому управленец вынужден разрабатывать новые алгоритмы поведения, продумывать новые этапы решения проблемы и оценивать риски.
  3. По методам устранения препятствий:
    — интуитивные: руководитель без долгих раздумий принимает решение, не оценивая его плюсы и минусы;
    — основанные на расчетах: специалист анализирует имеющиеся знания и опыт, а потом выбирает вариант, что уже однажды привел к успеху;
    — рациональные: никак не связаны с опытом управленца, в их основе — анализ внутренних процессов компании;
    — комбинированные: сочетают опыт, интуицию и научный подход: такой способ принятия решений предпочтительней других.
  4. По сфере деятельности:
    — технические;
    — снабженческие;
    — финансовые;
    — кадровые и т.д.
  5. По количеству участников:
    — единоличные: главный менеджер решает все сам, не советуясь с другими сотрудниками отдела и руководством;
    — коллегиальные: проводится общее обсуждение, но решение принимает руководитель;
    — коллективные: проводится голосование, на основании которого принимается решение, ответственность при этом лежит на каждом участнике.
  6. По решаемым задачам:
    — информативные: необходимы для оценки информации;
    — организационные: помогают в формировании управленческой структуры;
    — оперативные: помогают ответить на вопрос «как поступить в сложившейся ситуации?».
  7. В зависимости от степени регламентации:
    — контурные: примерно намечают курс действий, а дальше подчиненные сами ищут способ их реализации;
    — структурированные: действия жестко регламентированы, отхождение от установленных границ возможно лишь при решении вопросов являющихся не главными.
    алгоритмические: инициатива сотрудников при этом полностью исключается.

Требования к управленческим решениям

  1. Работа на достижение конкретной, четко установленной цели.
  2. Обоснованность — решение не должно противоречить правилам развития объекта, находящегося в фокусе. В противном случае, развитие компании застопорится и на его раскачку потребуется много дополнительных ресурсов.
  3. Возможность компромиссов. Иногда непринятие решение лучше, чем ошибка, произошедшая из-за недостатка информации или каких-либо других факторов. Поэтому решение может быть как принято руководителем, так и возникнуть само, благодаря способности компании к саморегуляции.
  4. Своевременность принятия. Решение должно быть принято сразу после развития проблемы. В противном случае может произойти что-то, что сделает принятие решения неактуальным.
  5. Соответствие полномочиям. Решение должно приниматься лицом, которое впоследствии понесет за него ответственность. При этом глава компании не должен решать проблемы за нижестоящих руководителей — это делает их безинициативными и медленно, но верно, ведет компанию к краху.
  6. Отсутствие противоречий. Новое решение должно хорошо согласовываться с ранее принятыми. Если они работают в связке, справиться с задачей будет гораздо проще.
  7. Эффективность. Намеченные цели должны быть достигнуты. При этом важно максимально сократить издержки и экономить ресурсы.

Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений

Руководитель вправе выбирать самостоятельно, каким способом ему принимать решения. Методологически можно выделить следующие рекомендации, повышающие эффективность принимаемых мер:

  • Применение научного подхода из области управления.
  • Анализ экономических законов и выявление наиболее эффективных из них.
  • Предоставление полной и подробной информации лицу, на которое возлагается ответственность за принятие решения.
  • Использование основ моделирования, анализа и прогнозирования.
  • Подробное описание проблемы и формирование структуры ее решения. На данном этапе также важно составить список целей для достижения.
  • Сравнение нескольких вариантов решений и их исхода.
  • Подготовка вариативности решений.
  • Определение обоснованности решения, а также его соответствия нормам законодательства и корпоративному уставу.
  • Использование систем автоматизации для сбора информации и реализации плана по устранению проблемы.
  • Создание системы мотивации и наказания для ответственных лиц.
  • Обеспечение работы системы, разработанной в ходе принятия решения.

Эффективность управленческого решения: главные параметры

Эффективное решение должно соответствовать хотя бы 80% параметров из списка:

  1. Оно связано с реальными целями, достижение которых приводит к решению проблемы.
  2. Для него есть необходимое время и ресурсы.
  3. Оно подходит для организации и ее потребностей.
  4. До принятия решения произведена оценка рисков и вероятность возникновения конфликтов.
  5. Решение подразумевает наличие изменений в деловой среде или бизнес-направлении.
  6. Качество его исполнения может быть проконтролировано, а по итогам — дана оценка.

Заключение

Управленческие решения — важная часть жизни компании. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность. При этом принятие решений может производиться на всех уровнях работы компании.

Источник

Цели и задачи управленческого решения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели управленческого решения

Цели управленческого решения – это обеспечение процесса движения по направлению к целям, поставленным перед организацией.

Перед любой организацией стоит какая-то цель, обуславливающая ее функционирование:

  • для коммерческих организаций такой целью чаще всего является получение прибыли,
  • для некоммерческих организаций цель определяется при образовании – это может быть благотворительность, социальные, образовательные, культурные, управленческие или научные цели.

Эффективное достижение цели возможно только при хорошей организации и управлении доступными ему ресурсами. Эти направления деятельности служат для того, чтобы предприятие достигало цели и развивалось в условиях изменяющейся внешней среды.

Организационная структура предприятия – состав руководящих и производственных подразделений компании и их взаимосвязи – должны проектироваться так, чтобы у организации была возможность двигаться к сформулированным целям, невзирая на внешние и внутренние помехи, такие как:

  • снижение объема платежеспособного спроса,
  • повышение инфляции,
  • срывы сроков поставки,
  • неплатежи со стороны клиентов,
  • повышение конкуренции,
  • отказы оборудования,
  • рассогласования в потоках информации и ресурсов,
  • нарушения дисциплины (трудовой и технологической),
  • конфликты между сотрудниками.

В то же время, рациональная организация предприятия – это необходимое, но не достаточное условие жизнеспособности организации. Достаточным условием можно считать наполнение структуры организации ресурсами – такими как материально-технические, энергетические, трудовые, информационные, финансовые – и формирование режима их накопления и движения, позволяющего преодолевать отрицательное влияние помех и достичь поставленные цели (входящие в задачи управления предприятием). Таким образом, между организацией и управлением существует органическая взаимосвязь, взаимное дополнение; они образуют целостную систему менеджмента компании.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из вышесказанного, управленческую деятельность можно рассматривать как поиск и обеспечение выполнения решений, отвечающих тактическим и стратегическим ориентирам предприятия в сложившейся экономической реальности. Поэтому каждое управленческое решение должно обеспечивать единство следующих характеристик:

  • в каждом решении сохраняется общий вектор движения к цели,
  • каждое решение должно нейтрализовать или хотя бы уменьшить отклонение от плановых показателей. В современных условиях это крайне актуально, поскольку предприятие существует в условиях быстрых перемен, требующих оперативной реакции. То, что процесс трансформации во внешней среде ускоряется, заставляет повышать результативность принимаемых решений. Стремительность этих процессов приводит к непрерывным корректировкам в деятельность организации, осуществляемым с помощью планирования его показателей и мониторинга внешней и внутренней среды.
Читайте также:  Способы лепки вареников быстро

Спустя время менеджеры получают возможность сравнить полученные по факту результаты с запланированными значениями критериев. Благодаря этому последующие управленческие решения могут учитывать произошедшие во внешней среде изменения и вывести предприятие на расчетную траекторию развития. Таким образом, цель разработки управленческого решения может быть сформулирована следующим образом.

Цель разработки управленческого решения состоит в том, чтобы достичь сформулированных целей путем анализа процессов ресурсообеспечения и деятельности компании с поправкой на прогноз изменений внешней и внутренней среды в плановом периоде.

Задачи управленческих решений

В работе различных предприятий выделяются похожие типы управленческих задач. Они могут быть рассмотрены как задачи принятия управленческих решений:

  • упорядочение альтернатив. Речь идет о ранжировании возможных альтернатив по установленному критерию. Например, предприятию может требоваться упорядочить альтернативы по необходимости, степени важности, выгоде (ожидаемой доходности) и другим прогнозируемым эффектам от реализации альтернативы,
  • распределение альтернатив по классам решений. Классы определяются исходя из типа альтернатив. Например, в качестве классов могут выступать такие, как «лучшие», «хорошие», «удовлетворительные», «неудовлетворительные». Предприятие может классифицировать виды выпускаемой продукции по спросу или рентабельности, чтобы составить оптимальную производственную программу; сортировать сотрудников по результатам работы, чтобы выбрать тех, которые получат премию и т.д.,
  • выделение лучшей альтернативы. В этом случае речь идет о поиске предпочтительной альтернативы из набора доступных к выбору. Например, это может быть отбор соискателя на вакантную должность – самого высококвалифицированного и мотивированного из подавших резюме.

Основным предметом теории принятия решений как науки являются последние две задачи. Строго говоря, задача упорядочения может быть сведена к выделению лучшей альтернативы: из всех имеющихся альтернатив выделяется лучшая, затем – лучшая из оставшихся и так до тех пор, пока не останется всего одна невыбранная альтернатива.

Для решения всех указанных задач необходимо, чтобы существовал критерий выбора – своеобразное мерило, позволяющее оценить каждое решение и сравнить его с другими предлагаемыми вариантами. Такой показатель позволяет определить, насколько вариант является пригодным с позиций достижения целей предприятия, какой из вариантов является наиболее выгодным. В разных источниках можно встретить разные названия для такого показателя:

  • критерий выбора,
  • показатель эффективности,
  • показатель оптимальности,
  • показатель качества.

Критерии могут быть количественными или качественными. Большинство предприятий в качестве ключевого выбирает экономический показатель – чистую прибыль, прибыль от продаж, выручку, рыночную долю и т.д.

Источник

Управленческие решения понятие и виды

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.05.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых менеджером в процессе управления, это принятие решений. Эффективность управления, а значит, и эффективность производства зависит от правильности и своевременности управленческих решений.

В процессе управления производственной системой постоянно возникают ситуации, когда руководители разного уровня (от мастера до министра) сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действий. Разработка и принятие решения ключевая процедура в деятельности менеджера, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в частности конечный результат управленческой деятельности.

Процесс принятия тех или иных управленческих решений в современном менеджменте занимает свою исключительную нишу. Среди множества проблем управленческих дисциплин, и менеджмента в частности, наиболее важными, как ни странно, являются разработка, принятие и реализация управленческого решения, которое является основным инструментом управленческого воздействия. Решение это всегда выбор альтернативы. В решениях есть как незначительный выбор одежды для работы или обеденного меню, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя часто существует множество альтернатив, мы принимаем почти все повседневные решения без систематического мышления.

Что касается других решений, например, куда пойти жить после окончания университета или какой образ жизни нас устроит, мы принимаем их после размышлений, продолжающихся дни, месяцы, годы. Иногда из-за бессознательных психологических факторов мы уделяем непропорционально большое внимание определенным решениям, однако в менеджменте принятие решений является более систематическим процессом, чем в частной жизни. Ставки часто намного выше. Менеджер выбирает курс действий не только для себя, но и для организации и других сотрудников. Что еще более важно, управленческие решения могут иметь глубокое влияние на поведение и жизнь многих людей.

Решение относится к числу творческих операций в технологии управления работами. С одной стороны, по содержанию это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно управленческим персоналом. С другой стороны, решение это эмоциональный и психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, это решение обусловлено психофизиологическими особенностями личности лидера. Наконец, решение действует как процедура управления, поэтому должно быть тщательно организовано и регулироваться правовыми нормами.

Управленческое решение это директивный документ, который организует, направляет и стимулирует совместную деятельность команды (или команд). Таким образом, решение в процессе управления это развернутый во времени логико-мысленный, эмоционально-психологический, организационно-правовой акт, осуществляемый руководителем в пределах своих полномочий самостоятельно или с привлечением других лиц (коллегиальные решения). Решение выступает своеобразной формулой управляющего воздействия на контролируемый объект и определяет все дальнейшие процедуры по организации исполнения принятых решений. Решение является результатом выбора из множества вариантов, альтернатив и является руководством к действию, основанным на разработанном проекте или рабочем плане.

Понятие и сущность управленческих решений

В развитии интенсивной экономики часто приходится идти неизвестными путями и экспериментировать. Поэтому умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском имеет особое значение.

Управленческое решение это концентрированное выражение процесса управления на завершающей стадии это выбор менеджером альтернативы в рамках своих официальных полномочий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает своеобразной формулой управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для осуществления изменения его состояния.

Решения должны соответствовать определенным требованиям. Основными среди них являются обоснованность, ясность формулировок, реальная выполнимость, своевременность, рентабельность (определяется размером затрат), экономичность (как степень достижения поставленных целей по сравнению со стоимостью ресурсов). Как правило, решения должны приниматься при возникновении проблемной ситуации; для этого менеджеры соответствующего уровня должны быть наделены полномочиями и нести ответственность за состояние дел на контролируемом объекте. Очень важным условием положительного влияния решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали (если, конечно, следующее решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений с точки зрения содержания, продолжительности и развития, направленности и масштаба, воздействия, сроков принятия, информационной безопасности и т. д. управленческие решения требуют иного подхода к организации управления методы процесса и принятия решений, а также неравенство времени и ресурсов.

Принятие решений, а также обмен информацией являются неотъемлемой частью любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из постановки целей, планирования, организации, согласования, контроля и корректировки целей, легко увидеть, что в конечном итоге он представлен в виде двух элементов управления: подготовка и реализация управленческих решений.

В литературе даны различные определения этого понятия в зависимости от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему.

Для дальнейших исследований мы используем следующее определение. Управленческое решение сознательное волевое действие субъекта управления, принимаемое им в соответствии с возложенной на него компетенцией в процессе управленческой деятельности и направленное на урегулирование подчиненных отношений. Управленческое решение главный инструмент воздействия работников коммунального хозяйства на управляемый объект.

Основные особенности управленческих решений:

  • Субъект управления принимает решение, исходя не из собственных потребностей, а с целью разрешения конкретной ситуации или проблемы.
  • Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах компетенции, закрепленной законом.

Для принятия управленческого решения нужен профессионализм, специальные знания и компетенция.

Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработка и принятие управленческих решений осуществляется хозяйствующими субъектами (руководителями, менеджерами), а исполнительные структуры занимаются их реализацией.

Последствия реализации управленческого решения могут сказаться как на лицах, принимающих и исполняющих его, так и на простых гражданах.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов, и не в последнюю очередь от процедуры принятия решений и их практической реализации.

Типы управленческих решений

По значимости цели:

  • Планируемые (стратегические) это директивы, которые направляют, организуют и мотивируют коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработка программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ по ключевым вопросам муниципального развития.
  • Оперативные решения связаны с реализацией текущих целей и задач. По времени они рассчитываются на срок не более месяца.
  • Организационные решения это выбор, который менеджер должен сделать для выполнения своих должностных обязанностей:
  • Программные решения это результат выполнения определенной последовательности шагов или действий, аналогичных тем, которые выполняются при решении математического уравнения. Менеджмент часто программирует решения для ситуаций, которые повторяются с определенной регулярностью.
  • Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в какой-то степени являются новыми, внутренне не структурированными или связаны с неизвестными факторами. Например, как улучшить структуру единицы управления; как повысить мотивацию подчиненных и т. д.
  • Интуитивные решения это выбор, сделанный только на основании ощущения своей правильности. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов. Для лидера, полагающегося исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы сделать правильный выбор без применения логики невелики.
  • Судебные решения это решения, основанные на знаниях или опыте. Человек использует знания о том, что происходило в подобных ситуациях ранее, чтобы предсказать исход альтернативных выборов в текущей ситуации. Однако мы отмечаем, что лидер, который чрезмерно склонен к суждениям и накопленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию иррациональных решений.
  • Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
Читайте также:  Теодолитный ход способ приемов

В зависимости от способа крепления:

  • Документированные решения консолидируются и доводятся до исполнителей в письменной форме.
  • По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько больших групп:
  • Персональные это действия, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц или предназначены для одного применения (например, приказ о решении лидера, наделенного полномочиями в организации, который является обязательным);
  • Директивно-исполнительная. К административным документам относятся:
  • резолюция правовой акт, принятый субъектом управления с целью решения важнейших и принципиальных проблем развития и жизнедеятельности управляемого объекта;
  • Распоряжение правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определяемый правовыми документами. Приказ это решение руководителя, не наделенного административными функциями, которое является обязательным для его непосредственных подчиненных;
  • решение правовой акт, принятый по результатам деятельности коллегиальных органов. Приказ правовой акт, изданный руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия для решения операционных проблем;
  • инструкция документ, выдаваемый для решения актуальных вопросов ведения хозяйственной деятельности на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;
  • Административно-организационная (положения, положения, положения, инструкции);
  • Организационно-распорядительные (протоколы, контракты, трудовые договоры);
  • Справочно-информационные (справки, служебные записки, акты, пояснительные записки, служебные и сопроводительные письма, приглашения);
  • Деловые письма;
  • Финансовые документы;
  • Бухгалтерские документы.

Устные решения наиболее оперативная часть деятельности аппарата управления и производства. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за выполнение.

Кодированные решения используются в автоматизированных системах. Применяются для специальных документов, перфокарт, различных магнитных носителей.

По функциональной направленности различают управленческие решения по планированию, организации, координации и контролю.

Управленческие решения могут приниматься как единолично уполномоченным субъектом, так и коллегиальным составом. Они могут быть направлены на разрешение часто повторяющихся отношений или возникшей новой проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной неполной, качественной или некачественной информации.

Также есть решения:

  • Жестко обусловленные (детерминированные), основанные на инструкциях и распоряжениях вышестоящей инстанции;
  • Инициатива, которую проявляет уполномоченный субъект управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств хозяина.

Функции управленческих решений:

  • Ориентир, заключающийся в том, что решение принимается на основе долгосрочной стратегии развития организации: это постановка цели, выбор и обоснование стратегии развития;
  • Организационная функция проявляется в необходимости координации действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и требуемого качества;
  • Мотивационная функция состоит в том, чтобы согласовать интересы каждого члена организации и сфокусировать их на выполнении задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение это сложное и многогранное понятие, включающее в себя различные критерии оценки. Общими чертами всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в пределах компетенции управляющей организации.

В управленческом решении в той или иной степени все виды управленческой деятельности пересекаются и концентрируются. Вот почему решения имеют центральное значение для управления и организации. Они приняты уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирование широкого круга подчиненных отношений.

Принятие управленческих решений довольно сложный и ответственный процесс, который включает в себя несколько этапов, иногда занимает много времени и требует создания специальных сервисов. Например, выборочные исследования показывают, что 70-80% времени сотрудников административного аппарата уходит на подготовку, принятие и реализацию как собственных, так и решений, принятых сверху. Также важно организовать информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений.

Процесс принятия и реализации управленческих решений

Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческой работы лидера имеют определенную технологию: набор последовательно применяемых приемов и методов достижения целей деятельности. В то же время менеджер, ответственный за развитие системы, сталкивается с множеством возможных целей и со значительным количеством конкурирующих способов и средств, которые можно использовать для достижения каждой отдельной цели. Но прежде всего требуется установить содержание задач, обеспечивающих достижение целей. Эти задачи можно представить в виде так называемого «дерева задач».

С технологической точки зрения процесс принятия можно представить как последовательность этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи.

Международная технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех этапов: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На этапе подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микрои макроуровне, включая поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, которые необходимо решить.

На этапе принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и направлений действий, проводимая на основе многомерных расчетов; подбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие лучшего решения.

На этапе реализации решения принимаются меры по конкретизации решения и доведению его до исполнителей, контролю за ходом его реализации, внесению необходимых корректировок и оценке результата, полученного от реализации решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому цель управленческой деятельности найти такие формы, методы, средства и инструменты, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Процесс управления многогранен, но наглядно демонстрирует систему действий, которую условно можно назвать технологией принятия решений.

Весь процесс подготовки и принятия решения можно представить в виде следующих этапов:

  • выявление проблемной ситуации, определение цели решения и критериев оценки его результатов;
  • информационный цикл, этап сбора информации для ознакомления с вопросом, по которому принимается решение (это важнейший этап, требующий максимально квалифицированной управленческой работы, умения анализировать, выбирать лучшее решение);
  • организация реализации принятого решения (разработка плана реализации решения, определение сроков проведения операций, назначение ответственных лиц, инструктаж и другие мероприятия, которые могут потребоваться для реализации решения);
  • контроль за исполнением решения. Только при объединении всех звеньев в процессе управления и соблюдении всего технологического цикла принятия решений этот процесс будет осуществляться объективно, на научной основе. Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческой работы лидера имеют определенную технологию: набор последовательно применяемых приемов и методов достижения целей деятельности.

С технологической точки зрения процесс решения можно представить как последовательность этапов и процедур, имеющих прямую и обратную связи. Предлагается следующая схема процесса подготовки, принятия и реализации решения.

Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, определяется место и роль анализируемых объектов исследования среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, проводится идентификация, структурирование и ранжирование проблем.

Прежде всего, определяются стратегические направления решения выявленных проблем для последующего формирования целей. В сценарии изложены стратегические варианты решения выявленных проблем. Под сценарием понимается вербально-аналитическое описание существующих и прогнозируемых состояний объекта исследования, основных подходов к решению проблем. Сценарий содержит предварительный расчет ресурсов, необходимых для решения задач в рамках различных стратегических направлений их реализации.

Конечным результатом работы на первом этапе разработки решения является выявление так называемых базовых, кардинальных проблем, которые необходимо решить в первую очередь, ранжирование этих проблем и выбор стратегического направления их решения с предварительной оценкой ресурсов.

Формирование целей. Определены цели решения основных, кардинальных задач. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Это окончательный результат работы на втором этапе.

Определение полного списка альтернатив. На этом этапе определяется наиболее полный набор альтернатив вариантов (методов, средств) достижения поставленных целей. Это окончательный результат работы на третьем этапе. В реальных условиях обычно рассматривают два-три решения, не более: меньше трудоемкости анализа, меньше шансов на грубую ошибку. Однако нет никаких шансов принять лучшее решение. Среди них может быть и вовсе не лучших. Благодаря широкому выбору решений есть гарантия, что среди них будет лучшее.

Читайте также:  Способы крепления потолочных карнизов с натяжными потолками

Выбор возможных альтернатив. Выявленные на предыдущем этапе альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных). Конечным результатом работы на этом этапе является набор альтернатив, удовлетворяющих ограничениям.

Предварительный отбор лучшей альтернативы. Детальный анализ возможных альтернатив проводится с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соблюдения конкретных условий реализации альтернатив. Конечный результат работы на пятом этапе оценка предпочтительности альтернатив. Эти данные представляются системными аналитиками лицу, принимающему решение о проблеме.

Оценка альтернатив. На основании данных, полученных на предыдущем этапе, а также с помощью любой другой информации производится выбор наилучшего способа достижения целей. Конечным результатом работы на шестом этапе является вынесение суждения лицом, которое принимает решение о предпочтении вариантов достижения целей.

Экспериментальная проверка альтернатив. В тех случаях, когда лицо, принимающее решение, затрудняется сделать окончательный выбор лучшей альтернативы и есть соответствующие возможности, проводится экспериментальная проверка 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив.

Конечным результатом этого этапа является получение дополнительной экспериментальной информации, необходимой для окончательного формирования суждения лица, принимающего решение, о предпочтении того или иного варианта решения.

Выбираем единое решение. С учетом данных экспериментальной проверки, любой другой дополнительной информации принимается окончательное решение. Это конечный результат работы на данном этапе. Если нет экспериментальной проверки, то шестой и восьмой этапы совмещаются.

Определение этапов, сроков и исполнителей решения. На этом этапе мы разделяем принятое решение на составные компоненты, которые имеют определенную привязку по времени и адресу.

Конечным результатом работы на данном этапе является получение ответов на принятое решение на следующие вопросы: что делать? где делать? кто делать? когда делать? как сделать? с кем делать? в каком порядке делать?

Предоставление работы по реализации решения. Задачи доводятся до исполнителей, исполнители обеспечиваются всем необходимым, выбор рациональных методов работы, подбор и обучение персонала, разъяснение исполнителям целей решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов, стимулирующих эффективное выполнение решения.

Конечным результатом работы на десятом этапе является обеспечение исполнителей всем необходимым и создание соответствующих условий для их эффективной работы.

Исполнение решения. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, устранение отклонений от реализации решения, внесение корректировок в внедряемое решение, при необходимости проводится анализ результатов внедренного решения.

Конечным результатом работы на этом завершающем этапе является завершение всего процесса подготовки, принятия и реализации рассматриваемого решения полное достижение целей решения в установленные сроки в рамках выделенных ресурсов.

На вышеуказанных этапах процесса подготовки, принятия и реализации решения этапы сбора информации, построения моделей и выбора критериев оценки особо не выделяются. Все это осуществляется практически на всех этапах подготовки, принятия и реализации решения. Например, определенные критерии оценки используются при ранжировании проблем и целей, при выборе альтернатив решению, при определении степени реализации решения и т. д.

То же самое касается использования определенных функций управления в процессе подготовки, принятия и реализации решений, например, организация, мотивация, контроль. Очевидно, что они должны применяться на всех этапах этого процесса.

Достаточно четкое последовательное разделение на этапы встречается редко, так как в той или иной степени они проводятся параллельно.

Редко удается оправдать и решить проблему с первого раза. Изменение ранее сформулированных целей в допустимых пределах позволяет значительно повысить эффективность решения проблемы за счет использования более эффективных средств ее достижения. Ключом к успешному решению является повторяющийся цикл формулирования проблемы, выбора конечных целей, разработки способов достижения целей, оценки их эффективности, экспериментального тестирования, уточнения конечных целей, разработки новых решений и т. д. другими словами, можно вернуться с любого этапа процесса подготовки, принятия и реализации решения к предыдущим этапам, о чем свидетельствуют линии обратной связи на рисунке.

Таким образом, рассматриваемый процесс является итеративным, поэтому в процессе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и переоценивать полученные результаты, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения. Такое завышение полученных результатов нельзя считать пустой тратой труда и времени. Конечно, недопустимо постоянно менять цели, способы и средства их достижения. Это мешает четкой ориентации. Но не менее опасно формальное отношение к поставленной задаче и настойчивое стремление ее решать вопреки реальному ходу событий.

Заключение

Решение о выборе альтернативы. Принятие решений это процесс связывания, необходимый для выполнения любой функции управления.

Программные решения, характерные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются в соответствии с определенной последовательностью этапов. Новые или сложные ситуации требуют принятия незапрограммированных решений, и в этом случае менеджер сам выбирает процедуру принятия решения.

Решения можно принимать, используя интуицию, суждение или рациональное решение проблем. Последнее помогает повысить вероятность принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.

Этапы рационального решения проблемы диагностика, формулировка ограничений и критериев решения, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не завершается до тех пор, пока через систему обратной связи не будет подтвержден факт реального решения проблемы за счет сделанного выбора.

На принятие решений, помимо всего прочего, влияет множество внешних и внутренних обстоятельств, таких как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и т. д.

Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие правильного решения это область науки, о которой можно узнать из книг. Принятие правильных решений это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретенным лидером на протяжении всей его жизни. Совокупность знаний и умений составляет компетенцию любого менеджера и в зависимости от уровня последнего говорят о эффективно или неэффективно работающем менеджере.

По своему содержанию управленческие решения довольно разнообразны. Одно и то же решение можно классифицировать по разным критериям. Тем не менее, каждый из них должен всесторонне охватывать соответствующую ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Главный недостаток в управлении не плохое решение, а отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых решений, не позволяющий тщательно проработать и обосновать каждое из них; несоответствие вновь принятых решений принятым ранее, что вызывает дублирование, несоответствие действий и конфликты; принятие «расплывчатых» решений, не имеющих конкретного содержания, отражающих лишь общую директиву: обращать внимание, увеличивать, принимать необходимые меры (таких решений в управленческой практике бывает до 10%); недостаточная информационная поддержка, следствием которой является выработка слабых решений, реализация которых не устранит сути той или иной проблемы.

Субъекты, принимающие управленческие решения, должны руководствоваться основными организационными предпосылками, которые могут помочь улучшить качество решений, тем самым способствуя повышению эффективности управления в целом.

Чтобы обеспечить эффективный процесс проектирования и принятия решений, предлагаются следующие рекомендации:

  • люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого не следует ожидать от них;
  • процессы координации на всех этапах, включая собрания и заседания, не должны дрейфовать;
  • нельзя во всем полагаться на память, рекомендуется много записывать в тетрадь или другой материальный носитель;
  • необходимо усвоить и пополнить знания по теории разработки управленческих решений.

Важная проблема низкая мотивация руководителей, принимающих решения. Для решения данного вопроса в настоящее время рекомендуется оперативно доводить до сведения исполнителей решения, чтобы не допустить потери актуальности принятым управленческим решением; повысить мотивацию за счет расширения вовлеченности населения территорий, городов и регионов в разработку концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ними сформированных решений; формировать общественное мнение по проблемам через СМИ, проводить конференции, семинары, симпозиумы; создавать кадровые системы для внедрения решений; организовать контроль за исполнением решения, что позволит властям города и района своевременно вносить необходимые коррективы. Решение не может быть правильным всегда, поскольку любая социально-экономическая система движется во времени и пространстве, ситуация внутри нее меняется. В новой ситуации возникают другие проблемы, корректируется стратегический курс, принимается новое решение. Так начинается следующий цикл управления. Следовательно, необходимо стремиться к гибкости в управлении и принятии управленческих решений.

На результативность управленческих решений существенное влияние оказывает информационная поддержка, которая должна быть комплексной и охватывать весь процесс принятия решений.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью
Разные способы