- Управленческий анализ
- Управленческий анализ: этапы
- Управленческий анализ: разновидности
- Прогнозный анализ
- Оперативный управленческий анализ
- Оценочный управленческий анализ
- Остальные способы классификации упр-анализа
- Управленческий анализ: как проще всего провести?
- Методы управленческого анализа. Кратко. Примеры
- Что такое управленческий анализ, и что он показывает
- Какие задачи решаются в ходе управленческого анализа
- Как происходит анализ проблемной ситуации
- Методы управленческого анализа
- Социологические методы
- Аналитические методы
- Отличие управленческого анализа от финансового
- Роль управленческого анализа в системе управления коммерческой организацией
- Методы управленческого анализа. Пример
Управленческий анализ
Управленческий анализ — комплексное анализирование внутренних ресурсов организации и внешних ее возможностей. Он предназначен для оценивания актуального состояния предприятия, его положительных и негативных сторон, потенциальных стратегических огрехов.
Если грамотно проводить управленческий учет, то можно точно узнать:
- на чем компания зарабатывает денежные средства;
- какое из предложений приносит больше всего прибыли;
- куда тратятся деньги;
- качество работы сотрудников;
- объемы расходов и т.п.
То есть, управленческий анализ позволяет увидеть эффективность тех или иных решений управления и общую результативность деятельности бизнеса. Затем, основываясь на результатах исследования, можно распланировать следующие шаги, способные подправить текущие пробелы. Или взять ориентир на сильные стороны и усилить их влияние на экономику компании.
Почему следует управленческий анализ взять на «вооружение»?
В развитых странах данный метод анализирования уже давно положительно зарекомендовал себя. Даже на отечественных просторах он постепенно входит в обиход. И все больше различных российских предприятий предпочитают его проводить на регулярной основе. Ведь качественно выполненный упр-анализ — залог успешного развития компании в перспективе.
Различия финансового и управленческого анализов
Это разные понятия, хоть и управленческое исследование в немалой доле исходит из результатов финансово-бухгалтерского. Но вместе с тем, оба данных вида анализа имеют существенные отличия (см. таблицу).
Виды | Бухгалтерский | Управленческий | |
Предмет исследования | Состав, структура имущества и другие финансовые элементы | Различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности | |
Информационная база | Финансовые и бухгалтерские документы собственной и других компаний | Финансово-бухгалтерская отчетность и любые другие по желанию руководства | |
Цель | Получить представление о финансовом положении предприятия | Получить информацию, которая потребуется для планирования и контролирования упр. решений | |
Периодичность | Согласно датам отчетности | По желанию | |
Доступность результатов и деталей анализа | В открытом доступе | Засекреченная |
То есть, фин-анализ предназначен для измерения всевозможных экономических показателей – абсолютных параметров прибыли, эффективности применения капитала и т.п. В то время, как управленческий анализ базируется на других принципах и исследует:
- систему маркетинга;
- обоснование актуального бизнес-плана и результаты его реализации;
- эффективности хозяйственного аспекта деятельности;
- всех условий производства\предоставления услуг\продажи;
- использование производственных ресурсов;
- объемы товаров.
И также, упр-анализ помогает определить взаимосвязь себестоимости продукции, ее объема и получаемой по итогу прибыли.
Управленческий анализ: этапы
Анализирование выполняется в три этапа:
- подготовительный — устанавливаются цели, которые желает достичь компания и задачи, ставленные ею перед проведением анализа. То есть, вырабатывается план выполнения исследования и осуществляются сопутствующие процедуры — подготовка документации, группировка информации и т.п.;
- исследовательский — на данном этапе производится изучение подготовленных данных;
- завершающий — используя результаты анализирования, предлагаются и принимаются соответствующие упр-решения. С учетом, разумеется, контроля их выполнения.
Стоит немного подробнее рассказать, что входит в план анализа — сроки проведения, перечень анализируемых документов, список лиц, имеющих доступ к исходной информации и результат исследования, порядок выполнения и исполнители.
Управленческий анализ: разновидности
Выделяют три вида упр-анализирования, которые зачастую используются в совокупности:
Каждый из них обладает определенными особенностями, о которых мы сейчас расскажем.
Прогнозный анализ
Цель данного метода — смоделировать различные ситуации, способные в теории произойти в будущем с предприятием. То есть, разрабатывается структура бюджета, дающая возможность сделать прогноз по поводу фин-результатов и избежать рисков. Если, конечно, прогнозирование окажется верным. Эта методика исследования — действенный помощник в выборе оптимального пути развития организации.
Результатами исследования могут стать:
- учет\анализ упр-расходов;
- консолидированный бюджет;
- прогнозный баланс (его еще называют управленческим).
Мы привели лишь небольшой перечень и список результатов может пополниться множеством пунктов.
Оперативный управленческий анализ
Его другое наименование — текущий. Он основывается на показателях прогнозирования. Задача оперативного анализирования — определить, какими темпами продвигается выполнение бизнес-плана. Если результаты ниже ожидаемых — данное исследование позволит выявить, что является тормозящим фактором. И со стороны руководства останется лишь принять исправительные меры.
В этом случае анализируются следующие моменты:
- движение денег;
- исполнение плана реализации продукции;
- запасов;
- все, связанное с кредитными средствами.
Также исследованию подлежит структура финансовых потоков.
Оценочный управленческий анализ
Представляет собой оценку деятельности предприятия за отдельный временной промежуток — сопоставление доходов и затрат. Только рассматривается не все возможные аспекты, а лишь определенные, которые были обозначены в предварительном этапе.
На выходе оценочный (ретроспективный) анализ предоставляет:
- отчеты о движении капитала, прибыли\убытках, финансовом положении;
- рентабельность на рынке предложений организации;
- оценку инвестиционных проектов.
По общей идее данное анализирование напоминает динамическое исследование, однако, как уже было сказано, охватывает лишь некоторые нюансы деятельности.
Управленческий анализ: методы
Методик упр-анализа существует довольно много, но их все можно распределить по несколько группам. Первая из них — социологическая, в которую входят методы:
- опроса — преследует цель получения информации от участников определенных процессов и явлений (например, покупатели компании или пользователи ее услуг). Вариаций проведения множество — через почту, индивидуальный\групповой или телефонный опрос, интервьюирование и т.п;
- наблюдения — предназначен для длительного сбора информации «наблюдательным» способом непосредственно в период прохождения изучаемых явлений. Что можно провести полевым, структурализованным, лабораторным, систематическим и другими способами;
- экспериментальный — требуется, чтобы определить жизнеспособность нужной проблемы или явления. Варианты исполнения — полевой, линейный и т.д.;
- анализа документации — направлен на получение максимальной информации, которую содержат документы.
Ко второй категории относят уже аналитические методы, применяемые также и в финансовом анализе:
- сравнение — сопоставление любых выбранных показателей для измерения степени отклонения фактических параметров от плановых. Сравнению подлежат широкий перечень документов, начинающийся с фин-учета и заканчивающийся сопоставлением конкретных параметров компании с общеотраслевыми или показателями конкурентов. Является достаточно важным методом, без которого управленческий анализ потерял бы существенную долю эффективности;
- индексный — позволяет расположить по факторам относительные\абсолютные отклонения обобщающего параметра. Методике находят применение в областях деятельности, отдельные элементы которых не поддаются измерению. То есть его используют для анализа сложных явлений. Результаты данного анализирования необходимы для оценивания выполнения бизнес-плана, измерения динамики различных процессов;
- статистичный — в него входит ряд процедур, направленных на сбор\упорядочивание данных — внесение информации в соответствующие программы, ее группировка, систематизация и отображение в форме, комфортной для восприятия;
- балансовый — подразумевает сопоставления связанных между собой параметров для выяснения их взаимного влияния;
- элиминирования — помогает определить степень воздействия определенного фактора на совокупность показателей. Самый распространенный вид — метод цепных подстановок, применяемый для сравнения двух близстоящих показателей по специальной формуле;
- графический — используется для визуально разнообразного отображения данных. Например, в виде диаграмм. Качественно проведенный граф-анализ предоставит наглядную, доступную и выразительную демонстрацию результатов остальных способов анализирования.
И последняя методика анализа — функционально-стоимостная. Ее цель — разработка оптимальных управленческих решений в текущих\потенциальных обстоятельствах.
В зависимости от актуального положения дел, предпочтений, целей руководства, можно использовать все перечисленные методики в комплексе или по отдельности. Но рекомендуется не пренебрегать сравнительным, балансовым методом — они являются ключевыми.
Остальные способы классификации упр-анализа
В первую очередь, управленческий анализ можно разделить на виды по периодичности — ежедневный, ежемесячный, годовой и остальные разновидности. Также существуют следующие способы классификации:
- по методикам изучения — комплексное, локальное или выборочное;
- по содержанию — полный, частичный или тематический анализ.
Некоторые из перечисленных способов подразумевают выполнение упр-анализа с использованием технического оборудования.
Управленческий анализ: как проще всего провести?
Значительно упростит процедуру проведения и систематизацию данных, специальное программное обеспечение. Эти программы обладают различными функциями, которые будут довольно полезны при исполнении упр-анализирования. Кроме того, подобного ПО предостаточно на просторах интернета, что позволит подобрать наиболее приемлемый вариант по цене и функционалу.
Источник
Методы управленческого анализа. Кратко. Примеры
В процессе управления компанией все решения принимают при проведении аналитической работы, которую выполняют управленцы. Она включает несколько направлений, одним из которых является управленческий анализ.
Что такое управленческий анализ, и что он показывает
Данный вид анализа нужен для комплексной оценки внутренних ресурсов и внешнего потенциала компании. Его основная задача – представить заинтересованным лицам (управленцам) сведения о реальном состоянии бизнеса в настоящий момент, его преимуществах, недостатках для принятия соответствующих управленческих решений.
Процесс анализа предполагает, прежде всего, работу с информацией для целей управления, в частности, ее:
Подобный анализ производится на базе сведений, взятых из управленческого учета., а также таких форм, как бух. баланс, финотчет. Он применяется при внутрифирменном планировании на ближайшую и отдаленную перспективу, для осуществления контроля над показателями развития компании. Управленческий анализ отображает:
- Результативность использования вертикальных, горизонтальных связей.
- Баланс между ответственностью и полномочиями управленцев.
- Дублирующие (избыточные) функции отдельных должностей и целых отделов.
- Своего рода институциональный вакуум (недостаток, отсутствие формальных институтов, выполняющих функцию поддержки).
- Соответствие действующей системы управления конкретному сегменту рынка, организационной структуре компании (оrganizational structure).
- Наличие конфликта прав.
- Способы координации деятельности компании, их громоздкость.
- Особенности разделения властей, если таковое имеется (например, перевес власти в сторону одного лица либо ее распыление).
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Какие задачи решаются в ходе управленческого анализа
Управленцы при помощи его решают такие вопросы, как:
- Формирование отдельной базы, используемой для принятия стратегических решений, по результатам, полученным при изучении финансово-экономических показателей. Анализ выявляет, в каком состоянии находится в настоящий момент компания, в каком направлении ей развиваться дальше.
- Внутрифирменное использование информации из управленческого анализа для разных целей. Результаты исследований не представляют контролирующим органам и иным лицам, т. е. никому. Это обуславливает наибольшую точность анализа, позволяет сопоставить полученные данные со сведениями из другой отчетности (желаемое, запланированное с реальностью).
- Определение интенсивных путей экономического роста компании при изучении потенциала ресурсов. Например, как, каким способом можно повысить объем производства и продаж.
- Выделение уникальных особенностей, возможностей компании, выгодно отличающих ее от конкурентов. Это становится возможным благодаря выявлению плюсов, минусов компании в процессе анализа. Таким путем компания осознает свою действительную роль на рынке, а в последующем разрабатывает оптимальную маркетинговую стратегию.
Как происходит анализ проблемной ситуации
Проблемная ситуация означает (греч. problema — задача) обстоятельства, условия, содержащие противоречия, противоречивые позиции и не имеющие однозначного решения. Простыми словами, это задача, которую нужно решить. Для этого требуется последовательно:
- Правильно сформулировать проблему.
- «Разложить все по полочкам», разбив ситуацию на части.
- Выделить главные, второстепенные характеристики сформулированной проблемы.
- Найти взаимосвязь (зависимость) между ними.
- Обозначить связи причины и следствия.
- Выявить закономерности появления проблемной ситуации.
- Составить, оформить предложения, рекомендации (руководство к действию).
В рамках выполняемых задач управленец должен собрать и обработать большой объем информации, касающейся проблемы. Это позволит конкретизировать проблемную ситуацию, разделить ее на составные элементы по степени влияния, а затем правильно выделить среди них наиболее существенные, значимые. К основным элементам, которые представляют структуру проблемы, относят, прежде всего:
- предмет исследования — аспект, суть, центральный вопрос проблемы;
- объект исследования — некий фрагмент действительности, который определяет источник противоречия, спровоцировавший проблему;
- цель исследования — конечный результат, который предполагает разрешение проблемы (для чего нужно ее решить).
Кроме этого, нужно вычленить межэлементные связи, взаимоотношения проблемной ситуации с иными проблемами, а также социальную, интеллектуальную составляющую проблемы. Элементы могут быть постоянными и изменчивыми. Наиболее значимые из них:
- фактическое выполнение плана;
- авторитет, управленческая позиция начальника, шефа;
- ключевые цели, задачи, функции, перспективность управления конкретными участками;
- кадровый потенциал;
- плодотворность, результативность труда;
- моральное, материальное стимулирование, эффективность его применения;
- состояние, эффективность материально-технической основы;
- рынок покупателя и продавца, инфраструктура, внешняя среда, проч.
При исследовании управленческой проблемы применяется системный подход. Проблемы группируют по источнику образования и по вычленению элементов.
Критерии классификации | Основные группы | Краткая характеристика |
наличие полностью управляемых, прогнозируемых параметров | адаптивное решение; жестко определенный результат | |
40-80% управляемости, предсказуемости параметров | комбинация всех применяемых методов для решения проблем | |
неподконтрольность, непредсказуемость составляет 90% | отсутствие выхода из проблемной ситуации | |
проблемы функционирования | нужные результаты не достигнуты | |
несоответствие потенциала и намеченных целей |
Анализ той либо иной проблемы предполагает определение:
- Сути, типа, признаков проблемной ситуации (выявление ее надуманности, прогноз последствий, когда ее нельзя разрешить).
- Специфики, уникальности, новизны проблемы (чего не хватает, кто втянут, чьи интересы вовлечены).
- Варианта разрешения проблемы, оптимального для рассматриваемой ситуации, с предположением результатов и возможных потерь (конкретные меры и результаты в реальной ситуации).
Методы управленческого анализа
На практике применяют качественные (логические) и количественные (формализованные) методы управлен. анализа. К качественным причисляют экспертные приемы и способы, которые базируются на аналитике, профессиональном опыте. К количественным — приемы, предусматривающие применение математики, например, статистические, бухгалтерские. Среди используемых методов основными являются социологические и аналитические.
Социологические методы
- Опрос (основа анализа) — сбор первичной информации (мнения, позиции, настроения и т. п.) для социсследований. Например, опрос потребителей, опрос посредством периодической печати, по телефону, различного рода анкетирование, экспертная оценка.
- Наблюдение — описательский, исследовательский способ, основанный на продолжительном сборе сведений и сопровождающий весь процесс развития проблемной ситуации. Различают: систематическое (systematic), нерегулярное, лабораторное, полевое (в естественной обстановке), а также включенное (participant observation, «изнутри», соучаствующее), внешнее (извне), стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное наблюдение.
Важно! Наблюдение — основа глубокого управленческого анализа, используется для определения внутрифирменных особенностей компании.
- Эксперимент (experimentum — проба, опыт) применяется для подтверждения (опровержения, поддержки) предположения, проверяет проблему на жизнеспособность. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой, линейный и др.
- Анализ документов — сбор и изучение данных, главным источником которых являются документы. При анализе задействуется весь объем задокументированной информации. Качественный (традиционный) вид анализа включает комплекс мероприятий по сбору и оценки сведений. В его основе — интуитивное понимание и логическое обоснование итогов. Еще один вид анализа, формализованный (он же контент-анализ), построен на алгоритмизированном вычленении конкретных элементов текста, их концептуальной систематизации, подсчете и представлении количественных результатов.
Аналитические методы
К аналитическим относят метод:
- Сравнения. Применяя этот метод, оценивают динамику показателей, сравнивают сопоставимые данные. Например, для оценки развития компании сопоставляют основные параметры деят-ти. Оценивая текущую деят-ть, сравнивают показатели, полученные за день, месяц, квартал. Анализируя степень выполнения плана, сопоставляют текущие и плановые показатели и т. д.
- Индексный. Суть метода заключается в разделении относительных и абсолютных отклонений общего показателя по факторам. При помощи его выясняют относительные величины путем исследования сложных явлений, отдельные элементы которых не поддаются измерению. В ходе анализа, например, рассчитывают индекс цен, себестоимости, коэффициент ликвидности, оборачиваемости и др.
- Графический. Экономические показатели, их исчисление, результаты анализа, все процессы изображают графически посредством графиков, диаграмм. При этом построение графических изображений производится по назначению либо способу построения, а конечный результат характеризуется наглядностью, доступностью в плане обобщения, анализа.
- Балансовый. Предполагает сравнение взаимосвязанных между собой показателей. Цель: измерить их взаимосвязь, определить резерв для повышения результативности производства (соотнести эффект результата производства и ресурсов, которые использовались).
- Статистический. Включает регистрацию и учет первичных данных с применением спецформ, систематизации по тем либо иным признакам, подача в соответствующем виде. Анализ направлен на выяснение сути процесса и взаимосвязи его элементов.
- Элиминирования (лат. eliminare, изгонять). Означает исключение из анализа (расчета, рассмотрения) показателей (факторов, проч.), которые не относятся к изучаемому явлению (проблемной ситуации).
- Цепных подстановок. Это последовательная замена одного значения на другое (базисного на фактическое), выполняемая для выяснения факторного влияния на результативный показатель.
Отличие управленческого анализа от финансового
Финанализ (англ. financial analysis) связан с изучением основных показателей финансовых итогов деятельности и финансового состояния компании. Он позволяет:
- Комплексно оценить финансовое состояние.
- Выяснить финн. устойчивость, платежеспособность компании (насколько способна платить по счетам).
- Охарактеризовать ее реальное имущественное положение, распределение прибыли, результативность использования финансовых ресурсов.
- Определить рентабельность, оборачиваемость оборотных, основных средств за анализируемый период и проч. показатели деловой активности.
На основе его итогов и выводов управленцы могут принимать соответствующие решения. Финанализ вкупе с управленческим придает управленческим исследованиям наибольшую эффективность.
Ключевые критерии для сопоставления | Управленческий анализ | Финанализ |
Для собственных служб, в т. ч. функциональных руководителей, а также заинтересованных лиц извне, компетентных органов (ИФНС, инвесторы, проч.) | ||
Объект исследования | Как компания, так и ее подразделения | Компания в целом |
Источники данных для исследований | Учетные данные по всей компании (задействуется вся система информации) | Финансовая (бухгалтерская) отчетность |
При составлении фин. отчетности, как минимум единожды в год |
Роль управленческого анализа в системе управления коммерческой организацией
Развитие любой компании напрямую зависит от деятельности руководителя, верности его решений. В этой модели профессиональной деятельности именно управленческий анализ — соединительное, связывающее звено между всеми применяемыми практиками управления. Его значимость наиболее выражена в следующем:
- Хорошие перспективы управленческий анализ имеет для целей определения точек роста бизнеса. Благодаря всеобъемлемости приемов, используемых в ходе исследования, получают более аргументированные результаты и выводы. Это позволяет принимать точные управленческие решения.
- В силу своей многоохватности данный анализ используют для изучения мотивации труда работников, а также времени работы, пассивного и активного труда, организационной культуры внутри компании.
- Наиболее объективная беспристрастная оценка состояния организации отмечается тоже при управленческом анализе. Все исследования проводятся с участием всей системы информации и в интересах владельцев. Соответственно, любые отклонения, искажения данных заведомо не целесообразны. Хотя при подготовке фин. отчетности для контролирующих органов некоторая идеализация все же присутствует.
Методы управленческого анализа. Пример
Допустим, условно говоря, в 3 кв. 2020 г. хлебокомбинат продал продукции на 400 тыс. руб., а во 2 кв. 2020 г. — 500 тыс. руб. Отсюда следует:
- Прибыль в 3 кв. уменьшилась на 100 тыс. руб. (500 — 400), что составляет 0,8 доли единицы (400 / 500).
- По сравнению со 2 кв. темп изменения прибыли в 3 кв. составил 80 % (400 / 500 * 100). Это означает, что прибыль в 3 кв. = 80% прибыли во 2 кв.
- Темп понижения прибыли в 3 кв. = 20 % (80% — 100%).
Расчету подлежат базисные и цепные темпы роста (прироста), причем по ряду временных интервалов (отношение следующего значения к предшествующему либо базисному). Относит. величина — удельный вес (доля отдельно взятой части) в процентах к совокупности либо в долях единицы, т. е. аликвотной дроби (см. расчет).
Источник