Управленческий анализ способы методы

Управленческий анализ

Управленческий анализ — комплексное анализирование внутренних ресурсов организации и внешних ее возможностей. Он предназначен для оценивания актуального состояния предприятия, его положительных и негативных сторон, потенциальных стратегических огрехов.

Если грамотно проводить управленческий учет, то можно точно узнать:

  • на чем компания зарабатывает денежные средства;
  • какое из предложений приносит больше всего прибыли;
  • куда тратятся деньги;
  • качество работы сотрудников;
  • объемы расходов и т.п.

То есть, управленческий анализ позволяет увидеть эффективность тех или иных решений управления и общую результативность деятельности бизнеса. Затем, основываясь на результатах исследования, можно распланировать следующие шаги, способные подправить текущие пробелы. Или взять ориентир на сильные стороны и усилить их влияние на экономику компании.

Почему следует управленческий анализ взять на «вооружение»?

В развитых странах данный метод анализирования уже давно положительно зарекомендовал себя. Даже на отечественных просторах он постепенно входит в обиход. И все больше различных российских предприятий предпочитают его проводить на регулярной основе. Ведь качественно выполненный упр-анализ — залог успешного развития компании в перспективе.

Различия финансового и управленческого анализов

Это разные понятия, хоть и управленческое исследование в немалой доле исходит из результатов финансово-бухгалтерского. Но вместе с тем, оба данных вида анализа имеют существенные отличия (см. таблицу).

Виды Бухгалтерский Управленческий
Предмет исследования Состав, структура имущества и другие финансовые элементы Различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности
Информационная база Финансовые и бухгалтерские документы собственной и других компаний Финансово-бухгалтерская отчетность и любые другие по желанию руководства
Цель Получить представление о финансовом положении предприятия Получить информацию, которая потребуется для планирования и контролирования упр. решений
Периодичность Согласно датам отчетности По желанию
Доступность результатов и деталей анализа В открытом доступе Засекреченная

То есть, фин-анализ предназначен для измерения всевозможных экономических показателей – абсолютных параметров прибыли, эффективности применения капитала и т.п. В то время, как управленческий анализ базируется на других принципах и исследует:

  • систему маркетинга;
  • обоснование актуального бизнес-плана и результаты его реализации;
  • эффективности хозяйственного аспекта деятельности;
  • всех условий производства\предоставления услуг\продажи;
  • использование производственных ресурсов;
  • объемы товаров.

И также, упр-анализ помогает определить взаимосвязь себестоимости продукции, ее объема и получаемой по итогу прибыли.

Управленческий анализ: этапы

Анализирование выполняется в три этапа:

  • подготовительный — устанавливаются цели, которые желает достичь компания и задачи, ставленные ею перед проведением анализа. То есть, вырабатывается план выполнения исследования и осуществляются сопутствующие процедуры — подготовка документации, группировка информации и т.п.;
  • исследовательский — на данном этапе производится изучение подготовленных данных;
  • завершающий — используя результаты анализирования, предлагаются и принимаются соответствующие упр-решения. С учетом, разумеется, контроля их выполнения.

Стоит немного подробнее рассказать, что входит в план анализа — сроки проведения, перечень анализируемых документов, список лиц, имеющих доступ к исходной информации и результат исследования, порядок выполнения и исполнители.

Управленческий анализ: разновидности

Выделяют три вида упр-анализирования, которые зачастую используются в совокупности:

Каждый из них обладает определенными особенностями, о которых мы сейчас расскажем.

Прогнозный анализ

Цель данного метода — смоделировать различные ситуации, способные в теории произойти в будущем с предприятием. То есть, разрабатывается структура бюджета, дающая возможность сделать прогноз по поводу фин-результатов и избежать рисков. Если, конечно, прогнозирование окажется верным. Эта методика исследования — действенный помощник в выборе оптимального пути развития организации.

Результатами исследования могут стать:

  • учет\анализ упр-расходов;
  • консолидированный бюджет;
  • прогнозный баланс (его еще называют управленческим).

Мы привели лишь небольшой перечень и список результатов может пополниться множеством пунктов.

Оперативный управленческий анализ

Его другое наименование — текущий. Он основывается на показателях прогнозирования. Задача оперативного анализирования — определить, какими темпами продвигается выполнение бизнес-плана. Если результаты ниже ожидаемых — данное исследование позволит выявить, что является тормозящим фактором. И со стороны руководства останется лишь принять исправительные меры.

В этом случае анализируются следующие моменты:

  • движение денег;
  • исполнение плана реализации продукции;
  • запасов;
  • все, связанное с кредитными средствами.

Также исследованию подлежит структура финансовых потоков.

Оценочный управленческий анализ

Представляет собой оценку деятельности предприятия за отдельный временной промежуток — сопоставление доходов и затрат. Только рассматривается не все возможные аспекты, а лишь определенные, которые были обозначены в предварительном этапе.

Читайте также:  Добыча бокситов открытым способом

На выходе оценочный (ретроспективный) анализ предоставляет:

  • отчеты о движении капитала, прибыли\убытках, финансовом положении;
  • рентабельность на рынке предложений организации;
  • оценку инвестиционных проектов.

По общей идее данное анализирование напоминает динамическое исследование, однако, как уже было сказано, охватывает лишь некоторые нюансы деятельности.

Управленческий анализ: методы

Методик упр-анализа существует довольно много, но их все можно распределить по несколько группам. Первая из них — социологическая, в которую входят методы:

  • опроса — преследует цель получения информации от участников определенных процессов и явлений (например, покупатели компании или пользователи ее услуг). Вариаций проведения множество — через почту, индивидуальный\групповой или телефонный опрос, интервьюирование и т.п;
  • наблюдения — предназначен для длительного сбора информации «наблюдательным» способом непосредственно в период прохождения изучаемых явлений. Что можно провести полевым, структурализованным, лабораторным, систематическим и другими способами;
  • экспериментальный — требуется, чтобы определить жизнеспособность нужной проблемы или явления. Варианты исполнения — полевой, линейный и т.д.;
  • анализа документации — направлен на получение максимальной информации, которую содержат документы.

Ко второй категории относят уже аналитические методы, применяемые также и в финансовом анализе:

  • сравнение — сопоставление любых выбранных показателей для измерения степени отклонения фактических параметров от плановых. Сравнению подлежат широкий перечень документов, начинающийся с фин-учета и заканчивающийся сопоставлением конкретных параметров компании с общеотраслевыми или показателями конкурентов. Является достаточно важным методом, без которого управленческий анализ потерял бы существенную долю эффективности;
  • индексный — позволяет расположить по факторам относительные\абсолютные отклонения обобщающего параметра. Методике находят применение в областях деятельности, отдельные элементы которых не поддаются измерению. То есть его используют для анализа сложных явлений. Результаты данного анализирования необходимы для оценивания выполнения бизнес-плана, измерения динамики различных процессов;
  • статистичный — в него входит ряд процедур, направленных на сбор\упорядочивание данных — внесение информации в соответствующие программы, ее группировка, систематизация и отображение в форме, комфортной для восприятия;
  • балансовый — подразумевает сопоставления связанных между собой параметров для выяснения их взаимного влияния;
  • элиминирования — помогает определить степень воздействия определенного фактора на совокупность показателей. Самый распространенный вид — метод цепных подстановок, применяемый для сравнения двух близстоящих показателей по специальной формуле;
  • графический — используется для визуально разнообразного отображения данных. Например, в виде диаграмм. Качественно проведенный граф-анализ предоставит наглядную, доступную и выразительную демонстрацию результатов остальных способов анализирования.

И последняя методика анализа — функционально-стоимостная. Ее цель — разработка оптимальных управленческих решений в текущих\потенциальных обстоятельствах.

В зависимости от актуального положения дел, предпочтений, целей руководства, можно использовать все перечисленные методики в комплексе или по отдельности. Но рекомендуется не пренебрегать сравнительным, балансовым методом — они являются ключевыми.

Остальные способы классификации упр-анализа

В первую очередь, управленческий анализ можно разделить на виды по периодичности — ежедневный, ежемесячный, годовой и остальные разновидности. Также существуют следующие способы классификации:

  • по методикам изучения — комплексное, локальное или выборочное;
  • по содержанию — полный, частичный или тематический анализ.

Некоторые из перечисленных способов подразумевают выполнение упр-анализа с использованием технического оборудования.

Управленческий анализ: как проще всего провести?

Значительно упростит процедуру проведения и систематизацию данных, специальное программное обеспечение. Эти программы обладают различными функциями, которые будут довольно полезны при исполнении упр-анализирования. Кроме того, подобного ПО предостаточно на просторах интернета, что позволит подобрать наиболее приемлемый вариант по цене и функционалу.

Источник

Методы управленческого анализа. Кратко. Примеры

В процессе управления компанией все решения принимают при проведении аналитической работы, которую выполняют управленцы. Она включает несколько направлений, одним из которых является управленческий анализ.

Что такое управленческий анализ, и что он показывает

Данный вид анализа нужен для комплексной оценки внутренних ресурсов и внешнего потенциала компании. Его основная задача – представить заинтересованным лицам (управленцам) сведения о реальном состоянии бизнеса в настоящий момент, его преимуществах, недостатках для принятия соответствующих управленческих решений.

Процесс анализа предполагает, прежде всего, работу с информацией для целей управления, в частности, ее:

Подобный анализ производится на базе сведений, взятых из управленческого учета., а также таких форм, как бух. баланс, финотчет. Он применяется при внутрифирменном планировании на ближайшую и отдаленную перспективу, для осуществления контроля над показателями развития компании. Управленческий анализ отображает:

  1. Результативность использования вертикальных, горизонтальных связей.
  2. Баланс между ответственностью и полномочиями управленцев.
  3. Дублирующие (избыточные) функции отдельных должностей и целых отделов.
  4. Своего рода институциональный вакуум (недостаток, отсутствие формальных институтов, выполняющих функцию поддержки).
  5. Соответствие действующей системы управления конкретному сегменту рынка, организационной структуре компании (оrganizational structure).
  6. Наличие конфликта прав.
  7. Способы координации деятельности компании, их громоздкость.
  8. Особенности разделения властей, если таковое имеется (например, перевес власти в сторону одного лица либо ее распыление).
Читайте также:  Разработка грунта ручным способом расценка
Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Какие задачи решаются в ходе управленческого анализа

Управленцы при помощи его решают такие вопросы, как:

  1. Формирование отдельной базы, используемой для принятия стратегических решений, по результатам, полученным при изучении финансово-экономических показателей. Анализ выявляет, в каком состоянии находится в настоящий момент компания, в каком направлении ей развиваться дальше.
  2. Внутрифирменное использование информации из управленческого анализа для разных целей. Результаты исследований не представляют контролирующим органам и иным лицам, т. е. никому. Это обуславливает наибольшую точность анализа, позволяет сопоставить полученные данные со сведениями из другой отчетности (желаемое, запланированное с реальностью).
  3. Определение интенсивных путей экономического роста компании при изучении потенциала ресурсов. Например, как, каким способом можно повысить объем производства и продаж.
  4. Выделение уникальных особенностей, возможностей компании, выгодно отличающих ее от конкурентов. Это становится возможным благодаря выявлению плюсов, минусов компании в процессе анализа. Таким путем компания осознает свою действительную роль на рынке, а в последующем разрабатывает оптимальную маркетинговую стратегию.

Как происходит анализ проблемной ситуации

Проблемная ситуация означает (греч. problema — задача) обстоятельства, условия, содержащие противоречия, противоречивые позиции и не имеющие однозначного решения. Простыми словами, это задача, которую нужно решить. Для этого требуется последовательно:

  1. Правильно сформулировать проблему.
  2. «Разложить все по полочкам», разбив ситуацию на части.
  3. Выделить главные, второстепенные характеристики сформулированной проблемы.
  4. Найти взаимосвязь (зависимость) между ними.
  5. Обозначить связи причины и следствия.
  6. Выявить закономерности появления проблемной ситуации.
  7. Составить, оформить предложения, рекомендации (руководство к действию).

В рамках выполняемых задач управленец должен собрать и обработать большой объем информации, касающейся проблемы. Это позволит конкретизировать проблемную ситуацию, разделить ее на составные элементы по степени влияния, а затем правильно выделить среди них наиболее существенные, значимые. К основным элементам, которые представляют структуру проблемы, относят, прежде всего:

  • предмет исследования — аспект, суть, центральный вопрос проблемы;
  • объект исследования — некий фрагмент действительности, который определяет источник противоречия, спровоцировавший проблему;
  • цель исследования — конечный результат, который предполагает разрешение проблемы (для чего нужно ее решить).

Кроме этого, нужно вычленить межэлементные связи, взаимоотношения проблемной ситуации с иными проблемами, а также социальную, интеллектуальную составляющую проблемы. Элементы могут быть постоянными и изменчивыми. Наиболее значимые из них:

  • фактическое выполнение плана;
  • авторитет, управленческая позиция начальника, шефа;
  • ключевые цели, задачи, функции, перспективность управления конкретными участками;
  • кадровый потенциал;
  • плодотворность, результативность труда;
  • моральное, материальное стимулирование, эффективность его применения;
  • состояние, эффективность материально-технической основы;
  • рынок покупателя и продавца, инфраструктура, внешняя среда, проч.

При исследовании управленческой проблемы применяется системный подход. Проблемы группируют по источнику образования и по вычленению элементов.

Степень определения элементов проблемы

Источник проблемы

проблемы развития

Критерии классификации Основные группы Краткая характеристика
наличие полностью управляемых, прогнозируемых параметров адаптивное решение;

жестко определенный результат

40-80% управляемости, предсказуемости параметров комбинация всех применяемых методов для решения проблем
неподконтрольность, непредсказуемость составляет 90% отсутствие выхода из проблемной ситуации
проблемы функционирования нужные результаты не достигнуты
несоответствие потенциала и намеченных целей

Анализ той либо иной проблемы предполагает определение:

  1. Сути, типа, признаков проблемной ситуации (выявление ее надуманности, прогноз последствий, когда ее нельзя разрешить).
  2. Специфики, уникальности, новизны проблемы (чего не хватает, кто втянут, чьи интересы вовлечены).
  3. Варианта разрешения проблемы, оптимального для рассматриваемой ситуации, с предположением результатов и возможных потерь (конкретные меры и результаты в реальной ситуации).

Методы управленческого анализа

На практике применяют качественные (логические) и количественные (формализованные) методы управлен. анализа. К качественным причисляют экспертные приемы и способы, которые базируются на аналитике, профессиональном опыте. К количественным — приемы, предусматривающие применение математики, например, статистические, бухгалтерские. Среди используемых методов основными являются социологические и аналитические.

Социологические методы

  1. Опрос (основа анализа) — сбор первичной информации (мнения, позиции, настроения и т. п.) для социсследований. Например, опрос потребителей, опрос посредством периодической печати, по телефону, различного рода анкетирование, экспертная оценка.
  2. Наблюдение — описательский, исследовательский способ, основанный на продолжительном сборе сведений и сопровождающий весь процесс развития проблемной ситуации. Различают: систематическое (systematic), нерегулярное, лабораторное, полевое (в естественной обстановке), а также включенное (participant observation, «изнутри», соучаствующее), внешнее (извне), стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное наблюдение.

Важно! Наблюдение — основа глубокого управленческого анализа, используется для определения внутрифирменных особенностей компании.

  1. Эксперимент (experimentum — проба, опыт) применяется для подтверждения (опровержения, поддержки) предположения, проверяет проблему на жизнеспособность. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, полевой, линейный и др.
  2. Анализ документов — сбор и изучение данных, главным источником которых являются документы. При анализе задействуется весь объем задокументированной информации. Качественный (традиционный) вид анализа включает комплекс мероприятий по сбору и оценки сведений. В его основе — интуитивное понимание и логическое обоснование итогов. Еще один вид анализа, формализованный (он же контент-анализ), построен на алгоритмизированном вычленении конкретных элементов текста, их концептуальной систематизации, подсчете и представлении количественных результатов.

Аналитические методы

К аналитическим относят метод:

  1. Сравнения. Применяя этот метод, оценивают динамику показателей, сравнивают сопоставимые данные. Например, для оценки развития компании сопоставляют основные параметры деят-ти. Оценивая текущую деят-ть, сравнивают показатели, полученные за день, месяц, квартал. Анализируя степень выполнения плана, сопоставляют текущие и плановые показатели и т. д.
  2. Индексный. Суть метода заключается в разделении относительных и абсолютных отклонений общего показателя по факторам. При помощи его выясняют относительные величины путем исследования сложных явлений, отдельные элементы которых не поддаются измерению. В ходе анализа, например, рассчитывают индекс цен, себестоимости, коэффициент ликвидности, оборачиваемости и др.
  3. Графический. Экономические показатели, их исчисление, результаты анализа, все процессы изображают графически посредством графиков, диаграмм. При этом построение графических изображений производится по назначению либо способу построения, а конечный результат характеризуется наглядностью, доступностью в плане обобщения, анализа.
  4. Балансовый. Предполагает сравнение взаимосвязанных между собой показателей. Цель: измерить их взаимосвязь, определить резерв для повышения результативности производства (соотнести эффект результата производства и ресурсов, которые использовались).
  5. Статистический. Включает регистрацию и учет первичных данных с применением спецформ, систематизации по тем либо иным признакам, подача в соответствующем виде. Анализ направлен на выяснение сути процесса и взаимосвязи его элементов.
  6. Элиминирования (лат. eliminare, изгонять). Означает исключение из анализа (расчета, рассмотрения) показателей (факторов, проч.), которые не относятся к изучаемому явлению (проблемной ситуации).
  7. Цепных подстановок. Это последовательная замена одного значения на другое (базисного на фактическое), выполняемая для выяснения факторного влияния на результативный показатель.

Отличие управленческого анализа от финансового

Финанализ (англ. financial analysis) связан с изучением основных показателей финансовых итогов деятельности и финансового состояния компании. Он позволяет:

  1. Комплексно оценить финансовое состояние.
  2. Выяснить финн. устойчивость, платежеспособность компании (насколько способна платить по счетам).
  3. Охарактеризовать ее реальное имущественное положение, распределение прибыли, результативность использования финансовых ресурсов.
  4. Определить рентабельность, оборачиваемость оборотных, основных средств за анализируемый период и проч. показатели деловой активности.

На основе его итогов и выводов управленцы могут принимать соответствующие решения. Финанализ вкупе с управленческим придает управленческим исследованиям наибольшую эффективность.

Для кого предназначен анализ

Только для внутреннего применения управленцами, др. персоналом (не разглашается)

Когда применяют анализ

По мере надобности

Ключевые критерии для сопоставления Управленческий анализ Финанализ
Для собственных служб, в т. ч. функциональных руководителей, а также заинтересованных лиц извне, компетентных органов (ИФНС, инвесторы, проч.)
Объект исследования Как компания, так и ее подразделения Компания в целом
Источники данных для исследований Учетные данные по всей компании (задействуется вся система информации) Финансовая (бухгалтерская) отчетность
При составлении фин. отчетности, как минимум единожды в год

Роль управленческого анализа в системе управления коммерческой организацией

Развитие любой компании напрямую зависит от деятельности руководителя, верности его решений. В этой модели профессиональной деятельности именно управленческий анализ — соединительное, связывающее звено между всеми применяемыми практиками управления. Его значимость наиболее выражена в следующем:

  1. Хорошие перспективы управленческий анализ имеет для целей определения точек роста бизнеса. Благодаря всеобъемлемости приемов, используемых в ходе исследования, получают более аргументированные результаты и выводы. Это позволяет принимать точные управленческие решения.
  2. В силу своей многоохватности данный анализ используют для изучения мотивации труда работников, а также времени работы, пассивного и активного труда, организационной культуры внутри компании.
  3. Наиболее объективная беспристрастная оценка состояния организации отмечается тоже при управленческом анализе. Все исследования проводятся с участием всей системы информации и в интересах владельцев. Соответственно, любые отклонения, искажения данных заведомо не целесообразны. Хотя при подготовке фин. отчетности для контролирующих органов некоторая идеализация все же присутствует.

Методы управленческого анализа. Пример

Допустим, условно говоря, в 3 кв. 2020 г. хлебокомбинат продал продукции на 400 тыс. руб., а во 2 кв. 2020 г. — 500 тыс. руб. Отсюда следует:

  1. Прибыль в 3 кв. уменьшилась на 100 тыс. руб. (500 — 400), что составляет 0,8 доли единицы (400 / 500).
  2. По сравнению со 2 кв. темп изменения прибыли в 3 кв. составил 80 % (400 / 500 * 100). Это означает, что прибыль в 3 кв. = 80% прибыли во 2 кв.
  3. Темп понижения прибыли в 3 кв. = 20 % (80% — 100%).

Расчету подлежат базисные и цепные темпы роста (прироста), причем по ряду временных интервалов (отношение следующего значения к предшествующему либо базисному). Относит. величина — удельный вес (доля отдельно взятой части) в процентах к совокупности либо в долях единицы, т. е. аликвотной дроби (см. расчет).

Источник

Читайте также:  Формирования способов мышления сказками
Оцените статью
Разные способы