Упорядоченные способы взаимодействия учителя

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.
статья на тему

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.

Скачать:

Вложение Размер
Способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке 15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.

Урок является основной формой образовательного процесса. Цель педагога — качественное обучение всех учащихся. Обычно в классе занимаются дети с разным уровнем развития. Не секрет, что одни дети без желания идут в школу, а другие идут за знаниями и плодотворно работают на уроке. Но учить надо всех, а значит, цель учителя зажечь интерес у всех детей к данному уроку. Взаимодействие – это влияние друг на друга, понятно, что ответственность этого влияния в большей степени лежит на учителе. Работа педагога с детьми это система взаимодействий, система определённых действий направленная на определённый результат. Общение, взаимодействие — начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. Многое зависит от того, с каким настроением заходит в класс учитель. Если он сам негативно настроен, то и дети будут взвинчены на протяжении всего рабочего дня. Заинтересованный в общении с детьми учитель сам выбирает тон общения настраивая детей на плодотворную работу. Учителю необходимо исключить резкие язвительные слова, насмешливые намёки.

Каждый педагог понимает, что ученик пришедший на урок без интереса будет мешать и учителю, и детям. Вот для этого необходимо побудить учащихся к действию на уроке, чтобы каждый ребёнок работал с удовольствием. Поднять интерес можно через решение нестандартных задач на смекалку и логику; ролевой подход и деловую игру; обращение к накопленным знаниям учащихся, через кроссворды и ребусы; использование исторического материала и другие виды мотивации.

Типы взаимодействия на уроке:

Сотрудничество, диалог, соглашение, основанное на взаимопонимании, взаимоотношении, взаимопознании, взаимовлиянии.

Детям интересно выполнять только те задания, которые их завлекают. Выстраивая урок и подбирая упражнения, можно совместно с детьми обсудить и составить план урока, предложить варианты заданий для самостоятельного выполнения. Таким образом, ход познания на уроке будет идти от самих учеников, а это уже сотрудничество, согласованность учителя и учащихся. Повышению качества образования способствуют упражнения на наблюдательность, сравнение, группировку, на постановку вопросов и выводов, что побуждает детей к мыслительной деятельности и планированию собственных действий. В свои уроки окружающего мира включаю выступления учащихся об интересных фактах из жизни зверей и растений. Эту информацию учащиеся готовят к уроку, изучая дополнительную литературу. Заранее даю тему ученику для самостоятельного поиска, эти факты и начинают новый урок, что является мотивацией к изучению новых знаний. Всё перечисленное является партнерским взаимодействием учителя и учащихся. Отношения являются субъектно- субъективными. Важным выслушать мнение каждого ребёнка, уважать необходимо каждое мнение, но необходимо исправлять ошибки. Высокая активность учащихся на уроке, самопознание, самостоятельность являются показателями успешного взаимодействия субъектно-субъективных отношений. Вывод: Для создания ситуаций взаимодействия необходимы условия, способствующие активному включению всех учащихся в обсуждение проблем поставленных на уроке. Выполнение действий для принятия решений на различных этапах взаимодействия; исследовательская деятельность всех учащихся на уроке; постоянная обратная связь на уроке между учащимися и учителем; партнёрское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого ребёнка, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста. В моём классе обучается трое учащихся с ОВЗ, на уроке и для домашней работы использую индивидуальные карточки с правилами и заданиями. Обязательно даю инструкцию по выполнению работы.

Взаимодействие между учащимися на уроке происходит через коллективные виды работы. Групповая работа сплачивает детей, даёт возможность каждому ребёнку быть значимым при решении той или иной задачи, так как у каждого своя работа, которая приводит к общему выводу. В этом случае учитель как проводник между группами детей и новыми знаниями, контролирует работу учащихся и направляет их. При работе в паре более сильный ученик выступает в роли наставника слабому ученику в составлении выражения, неравенства, предложения.

Интересная форма взаимодействия на уроке >, в том случае, когда ученик выступает в роли учителя. На уроке технологии, изобразительного искусства учащиеся могут выступать в роли учителя и выполнить поделку или рисунок с классом. При этом все дети слушаются своего маленького учителя и обращаются с вопросами.

Педагогическое воздействие непрерывно направлено на воздействие детей друг с другом, важно понимать ответственность учителя за выстраивание отношений в классе. Учитель не только источник знаний, но и защитник, помощник, организатор, эксперт.

Можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет.

Хорошие отношения складываются у учителя с учениками если:

Хорошее настроение у педагога;

Педагог не кричит;

Учитель добрый и ласковый;

Учащиеся выполняют требования учителя;

Уважительное отношение обеих сторон.

Самым главным условием взаимодействия учителя и учащихся это любовь к своему делу и любовь к детям.

Источник

Рекомендации для начинающих педагогов: как выстроить отношения с учениками

Любой начинающий специалист сталкивается с трудностями. А учителя особенно, ведь им нужно не только разобраться в стандартах, программах, планах, учебниках, но и выстроить отношения с учениками, что без опыта выполнить непросто. Поговорим о том, как это сделать.

Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников

Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстраивает отношения с учениками, с другой – управляет общением в детском коллективе.

Педагогическое общение охватывает и учебно-дисциплинарную, и личностно-ориентированную сферы. В первую очередь, для выстраивания взаимоотношений с классом молодой педагог использует речь. Именно словесные методы воздействия на детей позволяют учителю приобщить учеников к своим способам мышления.

Эффективное взаимодействие учителя с учениками не должно характеризоваться как односторонние отношения. Это диалог, сотрудничество, в котором придерживаются следующих правил:

  • прислушиваются к мнению друг друга;
  • совместно принимают решения;
  • несут ответственность за свои поступки и за работу всей группы.

Программа по теме:

620 часов (5 мес.)

Важные качества начинающего педагога

Какие отношения будут у учителя с учениками, во многом зависит от особенностей его личности. Чтобы выстроить деловое, но в то же время доверительное взаимодействие с классом, педагог должен обладать определенным набором качеств:

  • личностными: открытостью, доброжелательностью, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, ответственностью, способностью к самоконтролю;
  • организационными: справедливостью, последовательностью, честностью, уважением к чужому мнению;
  • деловыми: демократичностью, умением заинтересовать окружающих своими мыслями и идеями;
  • визуальными: гармоничным и аккуратным внешним видом, приятным голосом, сдержанными, но выразительными жестами и мимикой, общей привлекательностью.

Стоит сказать и о профессионализме специалиста, ведь дети часто не идут на контакт именно из-за недоверия к знаниям молодого учителя. Любую дисциплину можно сделать интересной для учеников. Для этого нужно не только искренне любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Чтобы добиться этой цели, важно уделять большое внимание методике преподавания, подготовке к занятиям.

Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?

Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.

Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:

  • «Начальник». Такой педагог ставит себя выше детей, требует от них идеального послушания. Он постоянно подчеркивает свою силу и власть, правильность собственной точки зрения. Эта модель взаимодействия учителя с учениками характеризуется стремлением наставника давить на страхи и возможные ошибки детей. В итоге отношения между педагогом и детьми неискренние, в классе постоянно возникают бунты, конфликты и обиды.
  • «Компьютер». Это закрытый, холодный педагог, который считает, что его главная цель – давать детям знания. Он не стремится выстроить с детьми близкие отношения, вникнуть в их проблемы, не раскрывается сам. Учитель-компьютер не дает оценки событиям, не высказывает свое мнение и не интересуется мнением учеников. В результате у детей снижается самооценка, из-за отсутствия положительных эмоций пропадает интерес к учебе, падают дисциплина и успеваемость.
  • «Мученик». Такая модель взаимодействия учителя и учеников характеризуется стремлением избежать любых конфликтов. Ее выбирают педагоги, которые больше всего боятся душевного напряжения при разрешении спорных ситуаций. Учитель всегда выступает в качестве миротворца, взваливает на себя чужую работу и все равно испытывает постоянное чувство вины. Дети же реагируют на такое поведение педагога по-разному, но всегда деструктивно. Одни начинают манипулировать им, а другие, наоборот, скрывают свои проблемы, чтобы не расстроить учителя.
  • «Приятель». Выбравший эту модель специалист хочет, чтобы дети относились к нему хорошо. Поэтому он всегда снисходителен, прощает любые проступки, противопоставляет себя другим взрослым, которые требуют, контролируют и наказывают. В результате у учеников не развивает чувство ответственности, они не хотят и не умеют планировать свою деятельность, отвечать за ошибки.

Сегодня оптимальным считается демократический стиль педагогического общения, и именно к нему нужно стремиться начинающему учителю. Такой подход формирует у детей положительное отношение к личности педагога и к школе в целом, развивает их самостоятельность, активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность. Учитель-демократ доброжелателен, терпелив, на его уроках царит деловая, но теплая и дружественная атмосфера. Дети точно знают, чего от них хотят, но не боятся ошибиться, проявить инициативу, ведь контроль учителя ненавязчив, а вместо наказаний практикуются разъяснительные беседы. Учитель-демократ выстраивает отношения с детьми по типу «субъект-субъект», но при этом выступает не приятелем, а наставником, старшим товарищем, образцом для подражания.

Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?

Ошибки молодых педагогов часто приводят к открытому противостоянию с детьми. Нередко конфликты становятся затяжными, что сказывается на общей атмосфере в классе и на эффективности учебно-воспитательного процесса.

Чаще всего причинами конфликтов между начинающим педагогом и детьми становится:

  • нежелание или неумение проанализировать поступок ученика, выяснить его мотивы, сделать правильные выводы;
  • неспособность взглянуть на ту или иную ситуацию глазами ученика;
  • неумелое разрешение конфликтной ситуации в классе;
  • недостаточная ответственность учителя за принятые им решения.

Молодому специалисту нужно понимать, что у него и у детей разный статус и, соответственно, разный уровень ответственности за разрешение конфликтов. В отношениях учителя и ученика именно педагог должен брать на себя инициативу по устранению возникших разногласий. Для этого нужно:

  • Сохранять спокойствие. Даже негативно настроенный к учителю ученик бессознательно копирует его поведение. Поэтому не нужно ругаться, повышать голос, а тем более применять физическую силу. Если вести себя сдержанно, доброжелательно, показывать свое желание решить конфликт, ученик «заразится» спокойствием педагога и быстрее пойдет на контакт.
  • Выслушать ребенка. Детям, а особенно подросткам, очень важно, чтобы взрослые понимали их мысли и чувства. Иногда ученику нужно просто дать выговориться, чтобы он успокоился и сам пошел на примирение.
  • Перевести конфликт в конструктивное русло. Например, если ученику не нравится позиция учителя по какому-то вопросу, можно предложить ему провести на ближайшем классном часу дискуссию по этой теме.

В любом конфликте педагог должен помнить, что его цель – не доказать свою правоту и не успокоить ребенка как можно быстрее, а сохранить доверительные отношения с учеником и показать ему, как грамотно решать спорные ситуации.

Чтобы свести риск конфликтов к минимуму, нужно не только правильно выбирать модель педагогического поведения, но и стремиться к постоянному развитию своих личностных качеств и профессиональных компетенций. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов.

Источник

Доклад «Пути эффективного взаимодействия в режиме «Учитель-учитель», «учитель-ученик»

Выступление заместителя директора по УВР, учителя физики Белясникова Александра Анатольевича
МБОУ Тучковская СОШ №3 09.11.2012г.

«Пути эффективного взаимодействия в режиме

Цель педсовета: с пособствовать формированию у педагогов

установки на эффективное взаимодействие в ходе

Дать характеристику синдрому профессионального выгорания;

Апробировать способы регуляции поведения учителя;

Проанализировать результаты анкетирования учащихся 5-11 классов школы «Учитель моими глазами»

Презентовать типологию учителей;

Выявить приёмы работы на уроке, способствующие эффективному взаимодействию учителя и учащихся;

Способствовать совершенствованию аналитических навыков учителей.

2. Блок «Учитель – учитель»

А) понятийный аппарат;

Б) синдром профессионального

В) пути эффективного

3. Блок «Учитель – ученик»:

А) анализ анкет учащихся;

Б) типология учителей;

В) пути эффективного взаимодействия

учителя и учащихся;

4. Кодекс учителя;

5. Работа в группах;

6. Принятие решения.

Часть1. ВСТУПЛЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ.

В настоящее время воспитание культурного человека по-прежнему остается одной из главных задач школы. Так по мнению доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Бондаревской Евгении Васильевны, цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка.

Часть 2. «Учитель – учитель»

Для того чтобы понять, что именно требуется от педагога, обратимся к словарю. Слово «культура» в переводе с латинского означает «воспитание, образование, развитие, возделывание, почитание».

Существует ещё одно понятие – это понятие «культура школы». Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того, осознается она членами школьного сообщества или нет.

Под культурой школы понимают ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом её классе. Авторами этого школьного климата в основном являются две группы – это учителя и учащиеся. Следовательно, можно говорить о том, что уровень культуры школы во многом зависит от уровня культуры педагогов и учащихся в частности и эффективности их взаимодействия в целом.

Однако термин «культура школы» достаточно узкий по сравнению с понятием «культуросообразная школа».

Культуросообразной можно считать школу, которая успешно устроена и действует на основе культурных норм, адекватных растущему и развивающему социуму. Школа не может постоянно транслировать, то есть навязывать ребенку некие вечные культурные истины, нормы и идеи, ценные с позиции педагогов, поскольку это принуждение к усвоению, в рамках которого учеба никогда не станет основанием.

В такой школе испытывается насущная потребность в учителе с развитой эмоциональной культурой. Однако вследствие того, что педагогическая теория и практика долгое время развивалась в другом направлении, внимание к эмоциям человека не было востребовано. Система образования до сих пор устроена так, что в школе искусственно определена роль жестко организованного учебного заведения, а не культурно-образовательного сообщества.

В то же время, как показывает школьная практика, понять мир эмоций ребенка может лишь педагог, который умеет устанавливать прочные эмоциональные контакты с детьми, активно, выразительно проявляет свои чувства, умеет быть непосредственным, то есть обладает эмоциональной культурой . Отсутствие эмоциональной структуру у педагога нередко бывает причиной конфликтов между учителем и учеником, а также в среде коллег.

Именно эмоциональная культура дает возможность педагогу самосовершенствоваться, устанавливать контакты с субъектами образовательного процесса и получать определенное удовлетворение от этих контактов. Высокий уровень развития эмоциональной культуры педагога – одно из условий эффективного взаимодействия с учеником, родителями ученика, которое проявляется в сотрудничестве, направленном на достижение общего результата деятельности и общения.

Эмоциональная культура и культура педагогического коллектива в целом формируют пласт его психологического климата (его также образовывают стиль руководства, интерьер помещения, внешний вид учителей и учащихся и т. д.). В сою очередь атмосфера в коллективе учителей во многом сказывается на эффективности образовательного процесса. Одним из важных моментов является наличие или отсутствие сплоченного социального окружения, которое может оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «Мы» и таким образом избавить от ряда проблем.

К сожалению, эмоции и переживания, вызванные контактом «учитель – учитель», иногда носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения учителя в данный временной промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы. Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей области – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной школы. Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов , которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость.

«СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

С целью детального ознакомления педагогов с данной проблемой, поскольку учитель является одной из центральных фигур в школе, в стрессовой ситуации ему необходимо оказать должную поддержку и своевременную помощь, а следовательно способствовать нормальному течению образовательного процесса. Существует банк приемов, которые призваны снять непонимание, трудности и конфликты в педагогическом коллективе.

Рассмотрим естественные приемы регуляции , позволяющие управлять своим организмом с целью предупреждения утомления и вытекающих из него стрессовых последствий:

Смех, улыбка, юмор;

Размышление о хорошем, приятном;

Наблюдение за пейзажем за окном;

Рассматривание цветов, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

Источник

Читайте также:  Добыча пгс открытым способом
Оцените статью
Разные способы